Решение линейных и квадратных уравнений с параметрами
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме
Методическая разработка по теме: "Решение задач с параметрами в 7 - 8 классах с углубленным изучением математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_razrabotki_rogova.docx | 148.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические разработки на тему:
«Решение линейных и квадратных уравнений с параметрами»
учитель МОУ «Гимназия №1» города Печора Республики Коми
Рогова Э.Н.
Практика выпускных экзаменов в 9-ых и 11-ых классах по математике показывает, что задачи с параметрами представляют для учеников наибольшую сложность как в логическом, так и в техническом плане.
Желательно начать решать задачи с параметрами, начиная с линейных уравнений в 7 классе.
Все задачи можно разбить на три типа.
I тип уравнений
Решить уравнения:
а) 2х = 6 б) Зх = -18 в) -5х = 0 г) 7/8х = С д) 0,4х = С-3
е) (к2 + 1)х = С ж) (2k2 + 3)х = 2С +1
Что является общим для этих уравнений? Какой вывод можно сделать о решении таких уравнений?
Ответ: Кроме того, что уравнение имеет вид: ах = b, общим является то, что для каждого из них коэффициент а ≠ 0. Вывод: если для уравнения вида ах = b коэффициент а ≠ 0, то это уравнение имеет, и при том только одно, решение: х = b/а
а) 0х = -3 б) 0х = с2 + 1 в) mх = 1/4 г) (2k + 1)х = Зm2 + 4.
Что является общим для данных уравнений и для пар уравнений а) - б), в) - г)? Какой вывод можно сделать о решении таких уравнений?
Ответ: Все уравнения имеют вид: ах = b. Для пары уравнений а) - б) общим является то, что одновременно коэффициенты а = 0, b ≠ 0. Вывод: если для уравнения вида ах = b одновременно коэффициенты а = 0 и b ≠ 0, то уравнение не имеет решений. Для пары уравнений в) - г) коэффициент b отличен от нуля. Коэффициент а обозначен буквой или этот коэффициент является выражением, в котором участвует число обозначенное буквой, поэтому надо рассматривать два случая. Например, для в) эти случаи следующие:
при m = 0 получим уравнение вида 0х =1/4, которое не имеет решения;
при m ≠ 0, уравнение mх = 1/4 имеет единственное решение х =
III тип уравнений
а) 0x = 0 б) mx = 0 в) (k+1)х = 0 г) mx = m д) 0х = k е) 0х = 7-k
Что является общим для всех данных уравнений, для уравнений вида в) - г) и для уравнений д) - е)? Какой вывод можно сделать в связи с решением таких уравнения а)?
Ответ: Для уравнения а) коэффициенты а и b одновременно равны нулю, следовательно это уравнение имеет бесконечно много решений и его решением является каждое действительное число. Для уравнений б) и г) надо рассмотреть два случая. Например, для б) эти случаи m ≠ 0 и
m = 0.
г) Если m ≠ 0, то х = 1 (одно решение). Если m = 0, то уравнение 0х = 0 имеет решением каждое действительное число.
в) (k + 1)х = 0 Если k = -1, то 0х = 0, х Є R
Если k ≠ -1, то х = 0 одно решение.
г) mx = m Если m = 0, то 0x = 0, х Є R
Если m ≠ 0, то mx = m, х = 1.
Для уравнений д) - е) тоже надо рассмотреть два случая.
д) 0х = k Если k = 0, то 0х = 0, х Є R
Если k 0, то 0х = k, нет решений.
е) 0х = 7- k Если k = 7, то 0х = 0, х Є R
Если k ≠ 7, то 0х = 7- k, нет решений.
__________________________________
Для закрепления линейных уравнений с параметрами можно рассмотреть следующие задания:
№1. Для каких значений параметра k имеет одно и только одно решение каждое из уравнений:
Примеры | Ответы |
а) kх = 4 б) (2к +5)х = k в) (4 - 2k)х = 2m г) (0,2 + k)х = m + Зp | а) k ≠ 0, x = б) k ≠ -2.5, x = в) k ≠ 13/6, x =2m/(4 ) г) k ≠ -3/35, x = (m + 3p)/(0.2 + ) |
Решение этих уравнений сводится к решению уравнений I типа
№2. Для каких значений параметров k и m не имеет решений каждое из уравнений:
Примеры | Ответы |
а) (k + 3)y = m б) (2k - 7)y = 1 – 3m в) (k - 1)y = 4.5 + m г) (k/4 + 0.1)y = 2m - 3 | а) k = -3, m ≠ 0 б) k = 3.5, m ≠ 1/3 в) k = 1, m ≠ -4.5 г) k = -0.4, m ≠ 3/2 |
Решения данных уравнений сводится к решению уравнений II типа.
Для отработки III типа уравнений рассмотреть следующее задание.
№3. Для каких значений параметров m и p каждое уравнение имеет решением любое действительное число:
Примеры | Ответы |
а) mz = 2 - 5p б) (2 - 0.3m)z = 1 + 2p в) (-6 - )z = 7 + 5p г) (-0.1 - k)х = 6 – 0.7p | а) m = 0, p = 2/5 б) m =20/3, p = -0.5 в) m = -27, p = -7/5 г) m = , p = |
И уже обобщая решения данных уравнений можно рассмотреть следующие задания.
№4 Решить каждое из уравнений:
Примеры | Ответы |
а) ax = b б) (k + 1)x = m в) px = 7q - 2 г) (2m - 3)x = 1 - 10p | а) 1) Если a≠0, b≠0, единственное решение 2) Если a=0, b≠0, то 0x=b, нет решений 3) Если a≠0, b=0, то ax=0, единственное решение x=0 4) Если a=0, b=0, то 0x=0, множество решений б) 1) Если k≠-1, m – любое число, единственное решение 2) Если k=-1, m≠0, то 0x=m, нет решений 3) Если k=-1, m=0, то 0x=0, множество решений в) Рассмотреть также все случаи г) Рассмотреть также все случаи |
№5. Для каких значений параметров k и m имеет по крайней мере одно решение каждое из уравнений:
Примеры | Ответы |
а) (k - 1)x = m2 б) (2k + 11)y = 4 – m/3 | а) k ≠ 1 или k = 1, m = 0 б) k ≠ -5.5 или k = -5.5, m = 12 |
По данным мною образцам можно составить и другие уравнения.
Последующее знакомство с уравнениями, содержащими параметр, происходит при изучении темы "Квадратные уравнения". Хорошо усвоив, что такое полные и неполные квадратные уравнения, можно рассмотреть уравнения с параметром. Главное - постепенно усложнять задания, чтобы ребята поняли суть, не пренебрегать вроде бы простыми упражнениями.
№ 5.9. Напишите общий вид квадратного уравнения в котором:
Примеры | Ответы |
а) один из корней равен нулю; б) оба корня равны нулю; в) корни равны по модулю, но противоположны по знаку | а) ах2 + bх =0, х( ах + b ) = 0, х1 = 0 или х2 =-b/a б) ах2 = 0; x1 = x2 = 0 в) ах2 + с =0; а, с - разные по знаку х = ±
|
Это очень важное упражнение, так как остальные задачи опираются на него.
№ 5.10 При каких значениях m ровно один из корней уравнения равен нулю?
Примеры | Ответы |
а) Зх2+ х + 2m - 3 = 0 б) х2 - 2х + m2 -1 = 0 в) 2х2 – mх + 2m2 - Зm = 0 г) х2 + (m + 3)х + |m| - 3 = 0 | а) Оставим Зх2 +х = 0, значит 2m – 3 = 0, m = 3/2 б) х2 - 2х = 0; значит m2 – 1 = 0, m = ±1 в) 2х2 - mx = 0 и 2m2 - Зm = 0 х(2х - m) = 0 m(2m - 3) = 0 х = 0 или 2х - m = 0 m= 0 m = 1,5 х=m/2, m≠0. Значит, учитывая оба условия, m=1,5 x2 + (m + 3)x = 0 и |m| - 3 = 0 х(х + ( m + 3)) = 0 |m| = 3 х = 0 х + (m + 3) = 0 m = 3 и m = -3 х = - (m + 3) не удовлетворяет m ≠ -3 3начит при m = 3 |
№5.11 При каких значениях m корни уравнения равны по модулю, но противоположны по знаку?
Примеры | Ответы |
а) х2 + (Зm - 5)х - 2 = 0 б) 2х2 - (5m - 3)х + 1 = 0 в) Зх2 + (m2- 4m)х + m - 1 = 0 г) 4х2 + (5|m| - 1)х + 3m2 +m = 0 | х2 - 2 =0 и Зm - 5 = 0, m = 5/3 2х2 +1 = 0 5m – 3 = 0 2х2 = - 1 корней нет, значит и нет таких m. Зх2 + (m -1) = 0 и m2 – 4m = 0 Если m = 4, то m(m - 4) = 0 3х2 + 3= 0, m = 0, m = 4 нет решений; Если m = 0, то 3х2 - 1 = 0, х = ± Значит, m = 0 Ответ: m =0 г) 4х2 + (3m2 + m ) = 0 и 5|m| - 1 = 0 Если m = 1/5, то 5|m| = 1 4х2 + (3/25 + 1/5) = 0 |m| = 1/5 4х2 + 8/25 = 0 m = ±1/5 корней нет Если m = -1/5, то 4х2 + (3/25 -1/5) = 0 4х2 - 2/25 = 0 x2 = 2/100 x = ±Значит, m = - 0,2 x = ± /10 Ответ: m = - 0,2 |
№5.12 При каких значениях m оба корня уравнения равны по нулю?
ах2 = 0 х1 = х2 = 0
а) Зх2+ (m - 1)х + 1 - m2 = 0 3х2 =0 и
Значит, m=1
Ответ: m=1
б) x2 – (3m2 + 4m)x + 9m2 - 16 = 0 х2 =0 и 3m + 4 =0, m = - 4/3
Ответ: m = -4/3
в) 2x2 + (3m2 - |m|)x – m3 – 3m = 0 2х2 =0 и
2x2 + (3m2 - |m|)x – (m3 + 3m) = 0
Рассмотрим следующие две системы:
Решение m = 0
Нет решения
Ответ: m = 0
г) x2 + (16-x + m3 +8 = 0 х2 =0 и
Значит m = - 2
Ответ: m = -2
Чтобы решить следующие уравнения, ребята хорошо должны усвоить, как зависит количество корней от дискриминанта и формулу корней.
I. Рассмотрим параметр в приведённом квадратном уравнении.
№5.32
а) х2+ 5ах + 4а2 = 0 D = 25а2 - 16а2 = 9а2 D ≥ 0
x = , x1 = - a
x2 = - 4a
Ответ: х1 = -а, х2 = -4а
Аналогично решаются уравнения б) - г).
№5.33
б) х2 - (2а - 4)х- 8а = 0 k = - (a - 2)
х2 - 2 (а - 2)х - 8а = 0 D/4 = (a - 2)2 - l(-8a) = a2 - 4a + 4 + 8a =
= а2 + 4а + 4 = (а + 2)2
x = , x1 = 2a, x2 = - 4
Ответ: х1 = 2а, х2 = - 4
г) х2 – 4bx + 3b2 – 4b - 4 = 0 k = -2b, c = 3b2 - 4b - 4 D/4 = (-2)2 - (3b2 - 4b - 4) =
= (b + 2)2, D≥0
, x1 = 3b + 2, x2 = b - 2
Ответ: х1 = 3b + 2, x2 = b - 2
II. Полное квадратное уравнение с параметром, когда старший коэффициент отличен от единицы. Это более сложные уравнения, так как надо рассматривать два случая: а = 0 и а ≠ 0
№5.34
б) (а + 1)х2 - 2х + 1- а = 0 Решение:
1) Пусть а + 1 = 0, т.е. а = -1, тогда уравнение примет вид: -2х + 1 - (-1) = 0 -2х = -2 х = 1
Получаем один корень х = 1.
- Пусть а ≠ -1, тогда будет уравнение вида:
(а + 1)х2 - 2х + 1 - а = 0
Замечаем, что сумма коэффициентов равна 0:
a + 1 – 2 + 1 – a = 0. Значит, x = 1, x =
Ответ: 1) Если а = -1, то х = 1.
2) Если а ≠ 0, то х=1, х =
№ 5.36
Дано соотношение:
б) а2 + 2b2 - 3аb -7а + 10b +12 = 0
Выразите b через а.
Решение
В этом задании b - переменная, а - число. Получаем уравнение, сводящееся к квадратному: 2b2 + b(10 - 3а) + (а2 - 7а + 12 ) = 0
Найдём дискриминант:
D = (10 - 3а)2 - 4-2(а2 - 7а +12) = 100 - 60а + 9а2 - 8а2 + 56а- 96 = а2 - 4а + 4= (а-2)2
- D = 0 при а = 2, 2b2 + 4b + 2 = 2(b2 + 2b + 1) = 2(b + 1)2 = 0, b = -1
- D > 0, тогда b =
Рассмотрим I случай
b = ; a > 2, b = = a – 3
a < 2, b = =- 2
Аналогично рассматриваем II случай, когда
b =; Получаем те же корни b =2а - 3, b = а/2 - 2
Ответ: 1) Если а = 2, то b = -1
2) Если а ≠ 2, то b1 =2а - 3, b2 = а/2 - 2
Использованная литература:
- Галицкий М.Л. Сборник задач по алгебре для 8 – 9 классов: Учеб.пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики – М.: Просвещение,1994. – 271 с.
- Петров К. Сборник задач по алгебре. Кн. для учителя. Пер. С болг. – М.: Просвещение, 1984.-208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме "Решение линейных и квадратных уравнений"
Проверочная работа предназначена для повторения темы " Решение уравнений". Может быть использована в конце 8 класса и в 9 при подготовке к экзаменам....
ЛИНЕЙНЫЕ И КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРОМ.
выступление на МО учителей математики района....
Линейные и квадратные уравнения с параметрами
Предлагаемый курс по выбору «Линейные и квадратные уравнения с параметрами» предназначен для реализации в 9 классах общеобразовательной школы для расширения теоретических и практических зн...
Тематическое поурочное планирование по теме «Решение рациональных линейных и квадратных уравнений и неравенств с параметрами и их систем»
Тематическое поурочное планирование элективного курса по теме «Решение рациональных линейных и квадратных уравнений и неравенств с параметрами и их систем»...
Дидактические материалы для элективного курса «Решение рациональных линейных и квадратных уравнений и неравенств с параметрами и их систем»
Дидактические материалы для элективного курса «Решение рациональных линейных и квадратных уравнений и неравенств с параметрами и их систем»...
УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.
Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....
Авторская презентация-тренажер решение линейных и квадратных уравнений
Презентация Решение линейных и квадратных уравнений...