ЛИНЕЙНЫЕ И КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРОМ.
статья по алгебре (11 класс) на тему
выступление на МО учителей математики района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lineynye_i_kvadratnye_uravneniya_s_parametrami.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИНЕЙНЫЕ И КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРОМ.
При изучении данной темы широко используется материал в курсе алгебры 8 класса.
Понятие параметра является важным математическим понятием, которое систематически используется в школьном курсе математики и в смежных дисциплинах. Задания с параметрами включены в ЕГЭ.
С понятием параметра ( без употребления этого термина ) учащиеся встречаются уже в курсе алгебры 7 класса при изучении линейных уравнений ах = в, ах + ву = с с одной и двумя переменными, при изучении линейной функции у = кх + в; в курсе алгебры 8 класса при изучении квадратных уравнений.
Главная мысль, которую должны усвоить учащиеся, что уравнения с параметром – это семейство уравнений. Определяемых параметром. Отсюда вытекает способ решения уравнения с параметром: в зависимости от структуры уравнения выделяются подмножества множества допустимых значений параметра и для каждого такого подмножества находится соответствующее множество корней уравнения. Этот смысл доводится до сознания учащихся путем рассмотрения конкретных примеров уравнений с параметрами.
При решении уравнений с параметрами важно обратить внимание на запись ответа как составную часть решения уравнения. В ответе должно быть указано для каждого значения параметра ( или множество его значений ), сколько корней имеет это уравнение и какого вида.
Упражнения, направленные на разъяснение смысла, что значит решить уравнение с параметром, и на выработку умений решать линейные и квадратные уравнения, содержащие один параметр.
Занятие 1.Что значит решить уравнение с параметром.
Решим задачу: «В седьмом, восьмом и девятом классах учится 105 учащихся. В восьмом классе учащихся на n больше, чем в седьмом, а в девятом на 3 меньше, чем в седьмом. Сколько учащихся в каждом классе, если известно, что в каждом классе их не менее 30 человек.» Обозначим через х число учащихся в седьмом классе. Тогда учащихся в восьмом классе было х + п, а в девятом классе х – 3. Имеем уравнение х + х + п + х – 3 =105
которое после упрощения примет вид: 3х = 108 – п. В этом уравнении буквой х обозначено неизвестное число, а буква п выполняет роль известного числа ( хотя об п мы можем сказать лишь то, что п- натуральное число). Букву п в полученном уравнении называют параметром, а само уравнение – уравнением с параметром. Выразим х через п. Получим х = (108 – п)\3, или х = 36 – п\3. Отсюда заключаем. Что в седьмом классе было 36 – п\3, в восьмом 36 + 2п\3, в девятом 33 – п\3 учащихся. Но это не окончательный ответ. Из условия задачи следует, что в каждом классе было не менее 30 человек. Так как меньшее число учащихся может быть в седьмом или девятом классе, то должны выполняться неравенства 36 – п\3 больше 30 и 33 – п\3 больше или равно 30. Отсюда получаем, что п меньше или равно 9. Из этого, и так как числа 36 – п\3, 36 + 2п\3. 33- п\3
- должны быть натуральными, следует, что п кратно 3. Учитывая эти два условия ( п меньше или равно 9 и п кратно 3), заключаем, что п равно 3, 6 или 9. Таким образом, окончательный ответ на вопрос задачи мы можем записать в виде: в седьмом классе было 36 – п\3 учащихся, в восьмом 36 + 2п\3, в девятом 33 – п\3, при п = 3; 6;9.. иначе говоря, возможны три варианта: в седьмом . в восьмом и в девятом классах могло быть соответственно 35, 38, 32, или 34, 40, 31, или 33, 42, 30 учащихся.
С понятием параметра мы встречаемся при изучении линейных и квадратных уравнений, линейных и дробно линейных функций. Хотя термин «параметр» не вводится. Так в квадратном уравнении у = а + ву +с, коэффициенты а, в, с являются параметрами, в уравнении у = кх + в коэффициенты к и в так же являются параметрами.
Рассмотрим уравнение в(в – 1)х = +в – 2, в котором буквой х обозначено неизвестное число. А буква в выполняет роль известного фиксированного числа. Это уравнение является линейным уравнением с параметром в. Придавая в различные значения, мы будем получать различные уравнения с числовыми коэффициентами.
Например: при в = 2 получаем уравнение 2х = 4, при в = - 0,5 – уравнение 0,75х = -2,25,
при в = 0 – уравнение 0х = -2.
При различных значениях в мы будем получать различные уравнения из данного семейства уравнений, определяемых параметром в.
Уравнение 2х = 4 имеет единственный корень, уравнение 0,75х = -2,25 так же имеет единственный корень, уравнение 0х = -2 не имеет корней, уравнение 0х = 0 имеет бесконечное множество корней.
Мы видим, что в зависимости от значения параметра в могут представиться разные случаи: уравнение может иметь единственный корень, может иметь бесконечное множество корней, может вообще не иметь корней.
Итак, решая уравнение в(в – 1)х = + в – 2, мы должны рассмотреть случаи:
- Когда в(в – 1) ;
- Когда в(в – 1) = 0 и + в – 2 ;
- Когда в(в – 1) = 0 и + в – 2 =0.
В результате получим следующие возможные решения:
при в и в уравнение имеет единственный корень х = (в + 2)/в;
при в = 0 уравнение корней не имеет;
при в = 1 уравнение имеет бесконечное множество корней, любое число является его корнем.
Таким образом, для уравнения в( в – 1) = + в – 2 мы выявили различные значения параметра в для каждого из которых определено соответствующее множество корней.
Вообще, решить уравнение с параметром в – это значит установить соответствие. С помощью которого для каждого значения параметра в указывается множество корней соответствующего уравнения.
Заметим, что если уравнение содержит параметр а, то допустимыми значениями параметра а считаются все те значения а, при которых выражения, входящие в уравнение имеют смысл. Например, допустимыми значениями параметра а в уравнении 5ах + 9 = 2а являются любые действительные числа, а в уравнении 8/(а – 2) + 15/ (х – 1) = 7 – все действительные числа отличные от 2. Если же уравнение с параметром составлено по условию задачи, то допустимыми значениями параметра считаются те, которые отвечают реальному смыслу задачи. Например, если параметром а обозначено число людей, то а может быть лишь натуральным числом.
Занятие 2. Решение линейных и квадратных уравнений с параметром.
Рассмотрим примеры решения уравнений с одним параметром.
Пример 1. Решим относительно х уравнение х( – 1) = (а + 1)(1 – х).
Раскроем скобки и перенесем слагаемые, содержащие неизвестные, в одну часть уравнения, а слагаемые, содержащие известные. В другую часть уравнения. Получим уравнение, линейное относительно х: а(а + 1)х = а + 1 .
Если а не равно нулю и а не равно -1, то х = 1/а. если а = 0, то уравнение примет вид 0х = 1.
Это уравнение не имеет корней. Если а = -1, то имеем уравнение 0х = 0, корнем которого может служить любое число.
Ответ: при а и а -1 уравнение имеет единственный корень х = 1/а; при а = 0 корней нет; при а = - 1 уравнение имеет бесконечное число корней, его корнем является любое число.
Пример 2. Решим квадратное уравнение: - вх + 4 = 0.
Найдем дискриминант уравнения: Д = - 16. Если в по модулю больше 4, т.е. если в меньше -4 или в больше 4, то Д больше нуля. В этом случае уравнение имеет два корня:
.
Если в = -4 или в = 4, то уравнение имеет единственный корень х = в/2. Если в больше -4 и меньше 4, то Д меньше нуля и уравнение корней не имеет.
Ответ: при в -4 или в4 уравнение имеет два корня : = ;
при в = -4 и в = 4 уравнение имеет единственный корень х = ;
при -4 в уравнение корней не имеет.
Пример 3. Решим относительно х уравнение: - = .
Приведем уравнение к целому виду: с- 6сх + 3х = 15 -5с.
Рассмотрим два случая, когда с = 0 и с.
Если с = 0, то имеем линейное уравнение 3х = 15. Отсюда х = 5.
Если с то имеем квадратное уравнение : с- 3(2с – 1)х – (15 – 5с) = 0.
Найдем дискриминант уравнения Д = 9 + 4с(15 – 5с) = 16 + 24с + 9 = .
При 4с + 3, уравнение имеет два корня:
= = = , = = = 5.
При 4с + 3 = 0, т.е. с = - уравнение имеет единственный корень: х = = 5.
Ответ: при с и с - уравнение имеет два корня: = и = 5 ;
при с = - уравнение имеет единственный корень х = 5.
Пример 4. Решим относительно х уравнение: х- ху + 5у = 7 в целых числах.
Решим это уравнение относительно х, т.е. букву у будем считать параметром. Имеем:
х – ху = 7 – 5у,
х(1 – у) = 7 – 5у,
х = .
Выделим из дроби целую часть: = = - = 5 - .
Итак, х = 5 - . Дробь обращается в целое число лишь при тех значениях у, при которых у – 1 является делителем числа 2, т.е. при у, равном -1; 0; 2 или 3. Вычислим соответствующие значения х:
= 5 - = 6; = 7; = 4. Для каждого значения х найдем соответствующее ему значение у. Для этого выразим из данного уравнения у через х : ху – 5у = х -7,
у(х – 5) = х – 7, у = . Подставляя в эту формулу последовательно найдем соответствующие значения у: 1 ; = 0 ; = 2 ;
Ответ: = 6, = - 1,
= 7 , = 0 ,
= 3 , = 2 ,
= 4 , = 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс !Урок математики в 10 классе по теме «Решение квадратных уравнений с параметром»
Мастер-класс на региональном семинаре учителей математики (февраль 2012 г.) «Развитие ключевых образовательных компетенций на примере урока математики в 10 классе по теме «Решение ква...
Решение квадратных уравнений с параметром в 9 классе
В работе рассмотрены примеры решения квадратных уравнений с параметрами по материалам ЕГЭ прошлых лет....
Решение линейных и квадратных уравнений с параметрами
Методическая разработка по теме: "Решение задач с параметрами в 7 - 8 классах с углубленным изучением математики"...
Линейные и квадратные уравнения с параметрами
Предлагаемый курс по выбору «Линейные и квадратные уравнения с параметрами» предназначен для реализации в 9 классах общеобразовательной школы для расширения теоретических и практических зн...
линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметрами
В этой работе рассмотрены линейные уравнения и неравенства с параметрами, квадратные уравнения и неравенства с параметрами. Рассмотрены несколько способов решения задач, в том числе некоторые аналитич...
Тематическое поурочное планирование по теме «Решение рациональных линейных и квадратных уравнений и неравенств с параметрами и их систем»
Тематическое поурочное планирование элективного курса по теме «Решение рациональных линейных и квадратных уравнений и неравенств с параметрами и их систем»...
Дидактические материалы для элективного курса «Решение рациональных линейных и квадратных уравнений и неравенств с параметрами и их систем»
Дидактические материалы для элективного курса «Решение рациональных линейных и квадратных уравнений и неравенств с параметрами и их систем»...