Программа курса по выбору Аналитические и приближенные методы решения уравнений и неравенств.
рабочая программа по алгебре (11 класс) по теме
Курс (25 часов) предполагает развитие ввображения, способности к математическому моделированию . тренировку по предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dpou_11_parun.rar | 11.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематический план по курсу
«Аналитические и приближенные методы решения уравнений и систем уравнений».
Пояснительная записка.
Каждому более или менее подготовленному школьнику знакомы обычные приемы решения обычных задач. Но часто эти знания ограничены лишь всякого рода правилами, как надо поступать и как поступать нельзя, т. е. не выходят за пределы чисто технических умений.
Между тем никакие чисто технические навыки не принесут успеха, если не думать о законности применения тех или иных преобразований, об обоснованности того или иного заключения, если не понимать саму логику решения задачи.
В преодолении этих недостатков и состоит цель данного курса. Мы хотим научить учащихся задумываться над логикой решения, научить задавать самим себе вопрос « почему» и отвечать на него, в каждый момент решения задачи ясно сознавать, что сделано и что предстоит еще сделать.
Мы будем смотреть на задачу глазами человека, не очень искушенного в остроумных решениях и специальных методах, искать самое естественное решение, но зато доводить его до конца логически максимально строго.
Именно это и требуется от выпускников – не поиск наиболее короткого и оригинального решения, но умение довести до конца самое обыкновенное решение. Конечно, это ни в коей мере не означает, что остроумные решения чем-то плохи. Но без творческого владения материалом школьного курса бессмысленно надеяться справиться с любой нестандартной задачей, где подчас приходится комбинировать самые разнообразные математические идеи и факты.
Цель курса:
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики, усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.
В связи с этим, курс предполагает решение следующих задач:
- развить воображение, способности к математическому творчеству через преобразование символических форм, через математическое моделирование;
- рассмотреть различные методы решения задач; углубить знания учащихся по математике;
- организовать тренировку по предмету.
Курс ведется в течение одного учебного года. Продолжительность занятий 60 минут в соответствии с расписанием. Занятия проводятся в форме лекций, практикумов по решению задач, диагностических и проверочных тестов.
Количество учебных часов:
В год -25 часа (1 час в неделю, всего 25 часов)
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов. Учащиеся проходят итоговую аттестацию в форме ЕГЭ.
Тематическое планирование
Раздел | Количество часов в рабочей программе |
1.Методы решения уравнений и систем уравнений. | 3 |
2. Уравнения и неравенства с несколькими переменными. Уравнение с иррациональностью. | 4 |
3. Нахождение множества значений функции. | 3 |
4. Понятие равносильности уравнений и неравенств. | 2 |
5. Уравнения и неравенства, содержащие модуль. | 3 |
6. Тренировочные задания. | 15 |
Данное тематическое планирование позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
В данном курсе ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, также используется и частично-поисковый. На занятиях используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Учебно-методический комплекс учителя:
1.Дорофеев Г.В. Пособие по математике для поступающих в вузы. Издательство «Наука». М. 2004.
2.Иванов А.А., Иванов А.П.Математика: Пособие для подготовки к ЕГЭ и поступлению в вузы. - Учеб. пособие- Пермь.: Изд-во Перм.ун-та, 2008.
3.Иванов А.П.Развивающая математика. - Учеб. пособие. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2006.
4.Иванов А.П. Тесты и контрольные работы по математике. - М.: Издательство МФТИ, 2006.
5.Иванов А.А., Иванов А.П. Тематические тесты для систематизации знаний по математике. - Учеб.пособие. – Пермь.: Изд -во Перм. ун-та, 2007.
6.Зайцев В.В. и др. Элементарная математика. Издательство «Наука». М. 2004.
7.Звавич Л.И. и др. Алгебра и начала анализа.8-11 кл.: Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики - М.:Дрофа,2007.
8.Бобровская А.В., Чикунова О.И. Тесты: алгебра, геометрия. Пособие для учащихся 8-9 классов.Изд.1 –е. Шадринск, 2007.
Учебно-методический комплекс ученика:
1.Дорофеев Г.В. Пособие по математике для поступающих в вузы. Издательство «Наука». М. 2004.
2.Иванов А.А., Иванов А.П.Математика: Пособие для подготовки к ЕГЭ и поступлению в вузы. - Учеб. пособие- Пермь.: Изд-во Перм.ун-та, 2008.
3.Иванов А.П.Развивающая математика. - Учеб. пособие. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2006.
4.Иванов А.П. Тесты и контрольные работы по математике. - М.: Издательство МФТИ, 2006.
5.Иванов А.А., Иванов А.П. Тематические тесты для систематизации знаний по математике. - Учеб.пособие. – Пермь.: Изд -во Перм. ун-та, 2007.
6.Зайцев В.В. и др. Элементарная математика. Издательство «Наука». М. 2004.
7.Звавич Л.И. и др. Алгебра и начала анализа.8-11 кл.: Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики - М.:Дрофа,2007.
8.Бобровская А.В., Чикунова О.И. Тесты: алгебра, геометрия. Пособие для учащихся 8-9 классов.Изд.1 –е. Шадринск, 2007.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1
1). Методы решения уравнений и систем уравнений.-3ч.
Алгебраические и трансцендентные уравнения. Способы решения уравнений: разложение на множители, способ замены переменной, графический, подбор корней. Основные свойства функций, применяемых при решении уравнений и неравенств.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении уравнений всех типов. изучаемых в старшей школе.
В начале темы систематизируются сведения об уравнениях. Повторяются основные свойства уравнений и способы их решения.
Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений. При решении уравнений большое значение имеет умение выбора корней, входящих в ОДЗ.
При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение решать системы уравнений известными способами: графическим, способом алгебраического сложения, способом подстановки.
Глава 2. Уравнения и неравенства с несколькими переменными. Уравнение с иррациональностью.-4ч.
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении уравнений с двумя переменными. Выработать умение решать системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В этой теме завершается изучение иррациональных уравнений с одной переменной. Вводятся понятия иррационального уравнения и его степени. Обучающиеся знакомятся с решением уравнений с корнями третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. В данной теме продолжается изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое- выше второй. Известный способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к известных схемам.
Отработка умений решать системы уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения выше второй степени, осуществляется на достаточно сложных примерах.Для этого вводится теорема Безу и отрабатывается схема Горнера.
Привлечение известных обучающимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать, что системы двух уравнений с двумя переменными могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
Глава 3. Нахождение множества значений функции.-3ч.
В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график, понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств изучаемых функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Вводится понятие сложной функции. Множество значений функции находятся различными способами: с помощью графика, исследования с помощью производной, методом оценки. Особое внимание уделяется методу оценки.
Приёмы построения графика функции отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию умения строить графики функций с помощью параллельного переноса.
При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.
Глава 4. Задания с параметрами.-4ч
Линейные, квадратные, тригонометрические, показательные, логарифмические уравнения и неравенства, содержащие параметр.
Цель: ввести понятие параметра и рассмотреть некоторые приемы решения заданий с параметром.
В данной теме продолжается изучение свойств функций: вводятся понятия параметра и рассматриваются свойства функции в зависимости от параметра. При решении заданий применяется метод исследования функции, графический метод. Данные задания способствуют развитию исследовательских умений и навыков.
Глава 5. Понятие равносильности уравнений и неравенств.-2ч.
Равносильность уравнений и неравенств основывается на свойствах функций и уравнений и неравенств.
Цель: ознакомить обучающихся с понятиями равносильности уравнений и неравенств. Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные ограничения на переменные, входящие в уравнение или неравенство. Разъясняется правило равносильности, которое исполняется в дальнейшем при решении заданий.
Глава 6. Уравнения и неравенства, содержащие модуль.- 3ч.
Геометрический смысл модуля.
Цель: познакомить и отработать способ решения уравнений и неравенств с модулем на основе геометрического смысла модуля. Изменение графиков функций в зависимости от модуля. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и т.д.
Глава 7. Тренировочные задания.-15ч.
В тренировочные задания включены задания вступительных экзаменов в ВУЗы, а также задания из тренировочных вариантов ЕГЭ по перечисленным выше темам.
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс
полной средней школы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
знать/понимать[1]
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабачая программа курсов по выбору. Способы и методы решения уравнении и неравенств
Пояснительная записка к данной программе,актуальность,цели,задачи,содержание программы...
Рабочая программа учебного курса по математике "Нестандартные методы решения уравнений и неравенств"
Рабочая программа составлена на основе программы Р.И.Корзуновой. Курс направлен на углубленное изучение отдельных разделов курса математики и предусматривает изучение современных нестандартных методов...
Программа элективного курса по математике « Методы решения уравнений и неравенств с параметром» 10 класс
Программа элективного курса по математике« Методы решения уравнений и неравенств с параметром»...
Рабочая программа элективного курса "Нестандартные методы решения уравнений и неравенств", 10 класс
Представленная программа элективного курса предполагает решение дополнительных задач, многие из которых понадобятся как при подготовке к экзаменам, в частности ЕГЭ, так и при учебе в высших учебных за...
Рабочая программа элективного курса «Способы и методы решений уравнений и неравенств», 9 класс
Решение уравнений и неравенств с параметрами , с модулем являются необходимым условием получения отличной оценкой. Задачи с параметрами и модулями часто встречаются на вступительных экзаменах .п...
Рабочая программа элективного курса «Способы и методы решений уравнений и неравенств», 9 класс, 2019-2020
Пояснительная запискаРешение уравнений и неравенств с параметрами , с модулем являются необходимым условием получения отличной оценкой. Задачи с параметрами и модулями часто встречаются на вступ...
Рабочая программа курса по выбору для 10 класса "Методы решения физических задач"
Рабочая программа курса по выбору для расширения знаний по физике, формирования навыков решения задач....