Рабочая программа курса по выбору для 10 класса "Методы решения физических задач"
рабочая программа по физике (10 класс)
Рабочая программа курса по выбору для расширения знаний по физике, формирования навыков решения задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_po_vyboru_10_klass_fgos_metody_resheniya_zadach.docx | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору
«Методы решения физических задач»
для 10 класса
Пояснительная записка
Курс по выбору предназначен для учащихся 10 класса, изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой или планирующих сдавать ЕГЭ по физике. Курс рассчитан на 34 часа.
Основные цели курса:
- создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
- углубление полученных в основном курсе знаний и умений;
- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
Задачи курса:
- Развить физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи и справиться с предложенными экзаменационными заданиями;
- обучить учащихся обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач ка действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;
- способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию
Ожидаемые результаты курса:
- расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
- сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
- получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты.
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения;
- осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
- Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели;
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (задачи);
- Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер;
- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства;
- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия;
- Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков;
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
- Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
- Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории;
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты
- Применение полученных знаний и умений для решения задач.
Содержание программы учебного курса
Раздел 1. Физическая задача. Классификация задач.
Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Раздел 2. Правила и приемы решения задач.
Этапы решения физической задачи. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.
Раздел 3. Кинематика.
Средняя скорость. Сложение скоростей. Координатный метод решения задач.
Раздел 4. Динамика.
Законы Ньютона. Гравитационные силы. Вес тела. Движение тела под действием сил упругости и тяжести. Решение комплексных задач по динамике.
Раздел 5. Законы сохранения в механике.
Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Теоремы о кинетической и потенциальной энергиях. Закон сохранения полной механической энергии.
Раздел 6. Основы молекулярно-кинетической теории.
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Газовые законы.
Раздел 7. Основы термодинамики
Уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Характеристики тепловых двигателей.
Раздел 8. Электростатика.
Закон Кулона. Расчет напряженности электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Расчет энергетических характеристик электростатического поля.
Раздел 9. Законы постоянного тока.
Схемы электрических цепей. Закон Ома для участка цепи. Расчет электрических цепей. Закон Ома для полной цепи. Постоянный электрический ток.
Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач.
Тематический план
Раздел 1. Физическая задача. Классификация задач. | ||
Физическая теория и решение задач Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. | 1 | |
Раздел 2. Правила и приемы решения задач. | ||
Этапы решения физической задачи Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. | 1 | |
Раздел 3. Кинематика. | Средняя скорость. | 1 |
Сложение скоростей. | 1 | |
Координатный метод решения задач. | 1 | |
Раздел 4. Динамика. | Законы Ньютона. | 1 |
Гравитационные силы. | 1 | |
Вес тела. | 1 | |
Движение тела под действием сил упругости и тяжести. | 1 | |
Решение комплексных задач по динамике. | 2 | |
Раздел 5. Законы сохранения в механике | Закон сохранения импульса | 2 |
Теоремы о кинетической и потенциальной энергиях. | 1 | |
Закон сохранения полной механической энергии. | 2 | |
Законы сохранения импульса и энергии в механике | 2 | |
Раздел 6. Основы молекулярно-кинетической теории | Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. | 2 |
Уравнение Менделеева- Клапейрона. | 1 | |
Газовые законы. | 1 | |
Раздел 7. Основы термодинамики | Уравнение теплового баланса. | 2 |
Первый закон термодинамики | 1 | |
Характеристики тепловых двигателей. | 1 | |
Раздел 8. Электростатика. | Закон Кулона. | 1 |
Расчет напряженности электрического поля. | 1 | |
Принцип суперпозиции полей. | 1 | |
Расчет энергетических характеристик электростатического поля. | 1 | |
Раздел 9. Законы постоянного тока. | Схемы электрических цепей. Закон Ома для участка цепи | 1 |
Расчет электрических цепей. | 1 | |
Закон Ома для полной цепи | 1 | |
Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач | 1 | |
ИТОГО | 34 |
Учебно-методическое обеспечение курса:
1. Орлов В.А., Сауров Ю.А. Программа элективного курса «Методы решения физических задач»: Сб. программ элективных курсов. – М.: Дрофа, 2014.
2. Кондратьев А.С., Ляпцев А.В., Ларченкова Л.А. «Методы решения физических задач»: - М: Физматлит, 2022 г.;
3. Абросимов Б.Ф. «Способы и методы решения задач. Учебно – методическое пособие»: - М., Экзамен, 2023 г;
4. Никитин Н.Е. «Методы решения задач по элементарной физике»: М. ИД Интеллект, 2023 г.;
#1055;рактика решения физических задач. 10-11 классы. Сауров Ю.А., Орлов В. А. М. Издательство: Вентана-Граф, 2015 г.
6. Сборник задач по физике. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/ Н.А. Парфентьева.-5-е изд.- М.: Просвещение. 2014
7. Физика. Задачник. 10-11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений/ А.П. Рымкевич. М.: Просвещение, 2023
#1057;борники по подготовке к ЕГЭ текущего года.
Электронные ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект рабочей программы внеурочной деятельности по физике "Методы решения физических задач"
Проект рабочей программы внеурочной деятельности по физике "Методы решения физических задач" создан на основе проекта примерных программ по учебным предметам "Физика 7-9 классы". Серия "Ст...
Рабочая программа курса по выбору "Решение практикоориентированных задач". Математика,7 класс(ФГОС)
Программа позволит интересно и с пользой вести работу на уроке с мотивированными детьми. Решение практикоориентированных задач будет способствовать устойчивому развитию УУД у учащихся....
Рабочая программа курса по выбору «Применение теории графов при решении математических задач» 9 класс.
Программа на 34 часа....
Рабочая программа курса по выбору "Решение задач повышенной сложности по математике"
Рабочая программа...
рабочая программа курса по выбору "Практикум по решению математических задач"
Содержит характеристику курса и учебно-тематическое планирование...
Рабочая программа курса по выбору предмета (физика) для 10-11 классов «Методы решения физических задач при подготовке к ЕГЭ»
Рабочая программа курса по выбору предмета (физика) для 10-11 классов «Методы решения физических задач при подготовке к ЕГЭ»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по химии "Решение расчетных задач по химии в повседневной жизни"
Программа курса внеурочной деятельности по химии включает тематическое и поурочное планирование....