Вариативная часть
методическая разработка по алгебре на тему

Макушина Ольга Петровна

Вариативная часть

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вариативная часть56.48 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Хвалынского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  п. ВОЗРОЖДЕНИЕ»

Методическая разработка

урока математики в 5 классе по теме

«Уравнения»

Автор: Маркушина Ольга Петровна

учитель математики

первой квалификационной категории

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа п. Возрождение»

Хвалынского района

Саратовской области

2013 г.

Аннотация.

Урок рефлексии по теме: «Уравнения» разработан в соответствии с учебной программой  по математике  для учащихся 5 класса.  Данный урок входит в раздел «Натуральные числа». Урок иллюстрирует системно-деятельностный подход в обучении учащихся. Урок соответствует требованиям ФГОС.

Данная методическая разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………  4

2. План урока ( с технологической картой)……………………………  6

3.Приложение 1 ………………………………………………………     15

4.Приложение 2…………………………………………………              16

5. Приложение 3 …………………………………………………..         17

6.Заключение ………………………………………………………….   20

7.Список литературы …………………………………………………   21

Введение.

В основе урока, разработанного мной по теме: «Уравнения»,  лежит системно-деятельностный подход. Разработки подобных уроков являются важными в связи  с принятием нового стандарта в основной школе.

Цель: разработать урок  рефлексии в соответствии с требованиями ФГОС.

 Принятие стандарта не только влечет за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволяет педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

Системно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу основной школы важно понять, что, зачем и и каким образом изменить в своей деятельности.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.

Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Таким образом, системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

- признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения.

 Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности  заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.

2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.

4) Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне.

5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы.

6) Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

В конспекте урока я показала, что главная методическая цель достигается следующими путями:

  • Ход познания – «от учеников». Учитель обсуждает цели урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  • Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.  
  • Коллективный поиск, направляемый учителем. Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы

Таким образом, разработка урока будет полезна для учителей, реализующих ФГОС.

Заключение

 Методическая  разработка урока  по теме «Уравнения»  соответствует  современным  требованиям  к уроку  рефлексии.

Учитель вовлекает учащихся в постановку цели на уроке, организует принятие цели урока учащимися.

Все требования программы по теме «Уравнения» получили отражение в уроке.

Учебный материал подобран таким образом, что активизирует внимание и память детей, развивает логическое мышление: учит сравнивать, анализировать.

В конспекте урока наблюдается соответствие структуре  урока рефлексии:

1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

2) Этап актуализации и пробного учебного действия.

3) Этап локализации индивидуальных затруднений.

4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

5) Этап реализации построенного проекта.

6) Этап обобщения затруднений во внешней речи.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8) Этап включения в систему знаний и повторения.

9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Урок организуется в форме учебного сотрудничества,   осуществляется работа с пониманием и вариантами непонимания учащихся.

        Премы обучения: начало урока с высказывания выдающихся людей , ннтеллектуальная разминка, отсроченная отгадка, проблемный вопрос, работа над понятием, проблемный ряд, лови ошибку!, найди соответствие, повторяем с расширением, плюс-минус-интересно.

Используемые приемы  побуждают учащихся к работе.

 Таким образом,  подобный урок  способствует проявлению  познавательной активности учеников.

Урок знакомит учащихся с разными видами уравнений, благодаря которым  школьники пытаются выйти из различной ситуации, развивают математическую речь. Учащиеся повысят уровень своих знаний, обогатят  свой  математический словарный запас.

Урок соответствует требованиям ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование 7-8 класс,1 класс, 5-6 класс (вариативная часть плание , аэробика

планирование для 5-6 класса написано с учетом того , что проведение 3 часа физической культуры может быть в форме уроков плавания и аэробики....

Рабочая программа по курсу вариативной части учебного плана "Зеленый паспорт"

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методико...

Вариативная часть к рабочей программе 270802.08 Мастер сухого строительства

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) по профессии начального  профессионального образования (дале...

Алгоритм разработки вариативной части основной профессиональной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта

Аннотация В курсовой работе представлены требования нормативно-правовых документов к формированию вариативной части ОПОП ФГОС СПО, цели использования и вариативной части ОПОП ФГОС СПО, разработка...

Дополнительная редпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства (синтезатор) вариативная часть.

Настоящая программа адресована учащимся детской школы искусств, обучающимся по программам, разработанным на основе Федеральных государственных требований: Фортепиано 8/9 лет....

Возможности вариативной части образовательных программ в формировании универсальных учебных действий, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Наиболее полно решать задачу формирования универсальных учебных действий позволяет  вариативная часть учебного плана, которая в нашей школе  формируется в соответствии   с образова...

Учебная программа (вариативная часть) синтезатор.

        Предмет «СИНТЕЗАТОР» (дополнительный инструмент) в соответствии с  Федеральными государственными требованиями  входит   вариативную часть  у...