Учебная программа (вариативная часть) синтезатор.
рабочая программа на тему
Предмет «СИНТЕЗАТОР» (дополнительный инструмент) в соответствии с Федеральными государственными требованиями входит вариативную часть учебного плана и относится к предметной области «Музыкальное исполнительство».
Адресат программы: настоящая программа адресована учащимся детской школы искусств, обучающимся по программам, разработанным на основе Федеральных государственных требований: Фортепиано 8/9 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sintezator_fgt_moy.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
с.Терновка 2014г.
1.Введение
Предмет «СИНТЕЗАТОР» (дополнительный инструмент) в соответствии с Федеральными государственными требованиями входит вариативную часть учебного плана и относится к предметной области «Музыкальное исполнительство».
Адресат программы: настоящая программа адресована учащимся детской школы искусств, обучающимся по программам, разработанным на основе Федеральных государственных требований: Фортепиано 8/9 лет.
2.Пояснительная записка
Современная музькально - педагогическая практика ставит перед каждым преподавателем задачи решение которых требует развития навыков практического музицирования у каждого ребёнка.Сегодня это означает что каждый обучающийся игре на музыкальных инструментах должен уметь подбирать по слуху,аккомпанировать,импровизировать,сочинять. Проблема развития музыкально-творческих умений учащихся в классе фортепиано,не нова,однако новизной обладает подход к этой проблеме с использованием синтезатора,его художественно-технических ресурсов.
Синтезатор по сравнению с другими музыкальными инструментами-самый молодой и в то же время самый многофункциональный,многоплановый,универсальный инструмент.
Для детских школ искусств синтезатор-это прежде всего инструмент,позволяющий быстро и эффективно приобщиться к музицированию,расширяющий кругозор,знакомя с разнообразными тембрами и стилями,тесно соприкасая учащегося на практике с проблемой формы,гармонии,мелодии и фактуры.
Актуальность программы состоит в обосновании подхода к обучению детей игре на синтезаторе,как инструменте,всё более популярном в последнее время в подростковой среде с одной стороны,и необходимостью внедрения в музыкальное образование новых информационных технологий с другой.
3.Срок реализации учебного предмета
Синтезатор – как дополнительный музыкальный инструмент дети начинают осваивать со 2 класса ДШИ. К этому времени они уже владеют навыками игры на фортепиано, нотной грамотой, имеют представление о строении гаммы и простейших интервалах и аккордах, знакомы с музыкальным размером 2/4, 3/4 , 4/4, 3/8, 6/8, длительностями нот. В программе представлен семилетний курс обучения,который предполагает освоение программы со 2 по 8 классы.
Объём времени: предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Синтезатор».
Таблица1
Виды учебной нагрузки | 2 класс – 8классы |
Количество часов (общее на 7 лет) года) | |
Максимальная нагрузка | 173,5 часа |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 115,5 часов (из расчета 0,5 часа в неделю) |
Количество часов на самостоятельную работу | 58 часов (из расчета 0,5 часа в неделю) |
Форма проведения учебных занятий индивидуальная (0,5 часа в неделю). Урок-25 минут.
4.Цели и задачи учебного предмета
Главными задачами и целями обучения игре на синтезаторе являются:
А) изучение художественных особенностей инструмента;
Б) получение базовых знаний по музыкальной теории;
В) освоение исполнительской техники;
Г) совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности: ученик должен грамотно разбирать текст, выразительно исполнять его, уметь аранжировать популярные мелодии, используя буквенные обозначения аккордов; ученик также должен овладеть навыками подбора аккомпанемента к мелодии по слуху и навыками игры в различных ансамблях.
5.Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа);
- наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
На занятиях должны быть тесно переплетены теория и практика музицирования. Это возрождает давно забытый принцип педагогики 17-18 в.в.
6.Требования к уровню подготовки обучающихся
Умение ученика самостоятельно и грамотно работать с нотным материалом значительно активизирует учебный процесс.
Для воспитания и развития аналитического мышления и логической памяти известным методистом Г.Стативкиным использовано несколько форм работы с учениками:
1. Устный отчет о подготовке домашних заданий: Что было наиболее трудно добиться, какими способами устранялись возникшие трудности и т.д.
2. Самостоятельный анализ своего исполнения; указать на допущенные ошибки и наметить способы их устранения, оценить свою игру; оценить исполнение товарища; особенно тех произведений, которые сам играл прежде и хорошо изучил.
3. Самостоятельный устный и практический разбор на инструменте нового задания в классе под наблюдением педагога.
4. Словесная характеристика замысла произведения и анализ средств музыкальной выразительности, использованных композитором.
5. Определение особенностей произведения: его
характер (песенный, танцевальный, маршевый и т.д.), лад, размер, границы фраз, местные и главные кульминации, повторяющиеся или однородные элементы и т.д.
Таким образом, продумывая план урока, педагог обязан найти пути для максимальной активизации учащегося в решении тех художественных задач (а также технических), которые перед ним возникают.
Планирование работы и глубоко продуманный выбор учебного материала, являются важнейшими факторами, способствующими правильной организации учебного процесса, успешному всестороннему развитию музыкально-исполнительских данных учащегося.
В репертуаре ученика должны найти место произведения русских, зарубежных композиторов, композиторов-классиков, серьезное внимание необходимо уделять знакомству детей с народной, современной музыкой, с особенностями ее гармонических звучаний.
7. Сведения о затратах учебного времени.
Таблица 2
Распределение по годам обучения | |||||||||||||||||||||||
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||||||||
Продолжительность учебных занятий (в ннеделях) | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | ||||||||||||||||
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | - | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||||||||||||||
аудиторные занятия (в неделю) | |||||||||||||||||||||||
Общее количество часов на аудиторные занятия (на все время обучения) | 112 | ||||||||||||||||||||||
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу (часов в неделю) | |||||||||||||||||||||||
Общее количество часов на внеаудиторную работу (на все время обучения) | 58 | ||||||||||||||||||||||
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 173,5 |
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.); - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Самостоятельная работа
учащихся включает в себя такие виды внеаудиторной работы, как: выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
8. Распредиление материала по годам обучения
1 и 2 год обучения (2-3 класс ДШИ)
Посадка ( стоя и сидя) за инструментом.
Постановка рук.
Знакомство с выразительными возможностями синтезатора: тембры, специальные эффекты, стили. Главные клавиши управления автоаккомпанементом: start, stop, synchro-start, intro, ending.
Освоение буквенного обозначения нот. Первичные музыкальные жанры: песня, танец, марш.
Исполнение простейших мелодий в этих стилях в режиме упрощенного взятия аккордов на основе трезвучий, построенных на 1, 1У, У ступенях. Игра в ансамбле с педагогом.
В течение учебного года ученик должен исполнить на синтезаторе 3-4 небольших произведений народной, классической и современной музыки.
3-4 год обучения (4- 5 класс ДШИ)
Тембры синтезатора, имитирующие струнные, деревянно-духовые, медно-духовые, ударные и электронные инструменты. Паттерны народной, классической, современной популярной музыки.
Буквенно-цифровые обозначения аккордов. Малый мажорный септаккорд (доминант-септаккорд).
Игра в режиме динамической клавиатуры легато, стаккато.
Развитие навыков аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов автоаккомпанемента с использованием T, S, D, D7 в тональностях до 2-х знаков; жанровые и стилистические критерии в выборе паттерна, применение в автоаккомпанементе ритмических заполнений (fill in), применение ритм-машины без автоаккомпанемента. Игра в ансамбле с педагогом.
В течение учебного года ученик должен пройти 3-4 произведений различных жанров и аранжировать самостоятельно 1-2 пьесы.
Чтение с листа уровня трудности 1-2 классов.
5-й год обучения (6 класс ДШИ)
Знакомство со стилями кантри, диксиленд, блюз, латиноамериканскими. Игра в данных стилях.
Дальнейшее знакомство с тембрами синтезатора: группа «Синтезированных тембров», «Перкуссия», «Формат икс-джи».
Художественные особенности многодорожечного секвенсера.
Тональности до 4-х знаков. Трезвучие с секстой.
Освоение новых приемов синтезаторной аранжировки: гармонизация мелодий в режиме findered , применение в автоаккомпанементе Multi Pad, автогармонизации в мелодическом голосе.
В течение учебного года ученик должен пройти 3-4 произведений различных жанров и аранжировать самостоятельно1-2 пьесы.
Игра в ансамбле.
Чтение с листа уровня трудности 2-3 классов.
6-й год обучения (7 класс ДШИ)Дальнейшее знакомство с тембрами (в Ямахе-550 PSR их 713) и стилями (боса-нова, джаз-рок, диско) синтезатора.Тональности до 5 знаков.
Трезвучия и септаккорды на 7 ступени.
Септаккорды на 2,3,4 ступенях.
Синкопа (внутри и междутактовая).
Отклонения и модуляции в параллельные тональности.
Различные способы изложения гармонических голосов фактуры.
Блюзовая гамма.
Игра в ансамбле с различными инструментами (кларнет, саксофон, аккордеон, балалайка).
В течение учебного года ученик должен пройти 3-4 произведения различных жанров и аранжировать 1-2 пьесы.
Чтение с листа уровня трудности 3-4 класса.
7-й год обучения (8-й класс ДШИ)
Знакомство с паттернами из банка бальных и классических танцев.
Редактирование паттерна.
Различные возможности редактирования музыкального звучания с помощью многодорожечного секвенсера синтезатора: квантизация, панорамирования, применение звуковых эффектов.
Тональности до 7 знаков.
Модуляция в родственные тональности.
Создание музыкального образа – цель работы над музыкальным произведением в процессе аранжировки.
Чтение пьес с листа уровня трудности 4-5 классов.
Работа с эстрадным ансамблем.
Работа с ансамблем народных инструментов.
В течение года ученик должен пройти 3-4 произведений различных жанров и аранжировать 1-3 пьесы.
9. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.
В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, прослушивания, классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В конце каждой четверти выставляется оценка.
Промежуточная аттестация по учебному предмету «Синтезатор»(дополнительный инструмент) предполагает проведение зачёта в форме контрольного урока в конце второго полугодия. Участие в творческих мероприятиях школы,выступления на конкурсах
и фестивалях могут защитываться как зачёт по данному предмету.
Зачеты могут проходят в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Критерии выставления оценок
Для аттестации обучающихся создан фонд оценочных средств, который включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на зачете, контрольном уроке, прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе подготовки |
10.Методическое обеспечение учебного процесса.
Большинство детей занимается музыкой для общего
музыкального развития и лишь часть из них поступает после окончания школы в музыкальные училища, поэтому учебная программа составлена с таким расчетом, чтобы предоставить возможность детям с самыми разными музыкальными данными на занятиях по индивидуальным планам приобщиться к музыкальной культуре.
Преподаватель дополнительного инструмента должен
поддерживать тесный контакт с преподавателями по специальности, по музыкально-теоретическим дисциплинам, а также с родителями учащихся.
При обучении игре на синтезаторе особое внимание должно
уделяться вопросам постановки рук. Так как клавиатура синтезатора с двумя видами звукоизвлечения. При помощи функции «touch» (туше) мы можем иметь активную клавиатуру (то есть от силы нажатия пальцев зависит сила и характер звука), и она получается аналогичной фортепианной. При отключении кнопки «туше» клавиатура теряе свою активность и характер звука не зависит от замаха пальцев. Пальцевая активность становится даже вредной, так как вызывает лишнее напряжение рук, быстрый износ контактных резинок под клавишами.
В отличие от пианистов, учащиеся в классе синтезатора в
основном обучаются игре стоя и только домашние задания проводят сидя, вследствие этого постановка исполнительского аппарата претерпевает изменения, и их нельзя упускать из виду.
Заложенные на первых уроках основы музыкальных знаний и
навыки игры на синтезаторе во многом определяют успехи дальнейшего музыкального развития и образования учащегося. В классе всегда есть группа ребят, которые проявляют себя в работе более активно: быстро разучивают пьесы, выразительно их исполняют. Таких учащихся нельзя задерживать в их развитии. Важно обучать их на более сложном материале, предоставлять им возможность чаще выступать публично.
Постоянной работой должны быть окружены и ученики
со скромными способностями к музыке.
Преподаватель должен их воспитывать как всесторонне
развитых культурных слушателей и участников самодеятельного музицирования. Особое внимание следует обратить на то, чтобы у менее способных детей не возникало ощущение своей неполноценности, поэтому важно следить, чтобы интерес к музыке в процессе занятий возрастал, чтобы музыка становилась им необходимой и они ясно осознавали ее огромное значение в жизни каждого человека.
Список рекомендуемой литературы, репертуарные списки.
Примечание:
В связи с тем, что синтезатор молод еще и только начинает свой путь в сфере профессионального образования, он не имеет своей большой репертуарной базы, поэтому при огре в режиме Normal для репертуарных списков можно использовать литературу класса специального фортепиано, а для игры в режиме Single и Fingered – репертуар аккордеонистов и баянистов.
1.Ю.Акимов «Школа игры на баяне»
2.Сост. А.Крючков «Аккордеонисту-любителю»
3. Сост. А.Крючков «Альбом начинающего аккордеониста»
4. И.С.Бах «Нотная тетрадь А.М.Бах»
5.Г.Беренс. Избранные этюды для фортепиано. Сост. Б.Милич
6. Педагогический репертуар. «Хрестоматия для фортепиано» Ред. Н.Копчевского. Средние и старшие классы.
7. Б.Милич. Фортепиано (1,2,3,4,5 классы)
8. П.И. Чайквский «Детский альбом»
9. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Ред. Н.Копчевский. 1-5 классы
10. К.Черни- Г.Гермер «Избранные этюды для фортепиано»
11. Сост. Д.Ройзман «Юный пианист» вып. 1,2.
Репертуарный список по классам
1 и2 год обучения. 2-3 класс
А.Николаев. Фортепианная игра:
Р.н.п. «Как под горкой», «Веселые гуси»
И.Филипп «Колыбельная»
Ж.Арман «Пьеса» ля минор
Д.Кабалевский «Маленькая полька», «Про Петю»
А.Руббах «Воробей»
Школа игры на синтезаторе под ред. И.М.Красильникова
Народная музыка
Белорус.нар.песня «Савка и Гришка»
* Мексиканская нар. Песня «Кукарача»
*Чешская нар. Песня «Аннушка»
* Итальянская песня «Санта Лючия»
Музыка массовых жанров
А.Артоболевская «Вальс собачек»
М.Красев «Елочка»
А.Филиппенко «Веселый музыкант»
Э.Сигмейстер «Прыг-скок»
М.Качурбина «Мишка с куклой»
«Играю на синтезаторе» вып. 1 под ред. В.Новожилова
Детская песенка «Лошадка»
Р.н.п. «Радуга-дуга»
Г.Эрнесанс «Паровоз»
Англ.нар.песня «Лондонский мост»
Л.Популенко «Аленький цветочек»
К.Черни-Гермер. Избранные этюды для начинающих №1-6
Э.Градески «Задиристые буги»
Песни из мультфильмов (по выбору)
Примечание: * звездочкой указаны произведения для перспективных детей
3-4 год обучения.4- 5 класс
«Играю на синтезаторе» вып. 1 под ред. В.Новожилова
Л.Бетховен «Тема финала 9 симфонии»
С.К.Фостер «Домик над рекой»
Э.Пресли «Люби меня нежно»
Ф.Грубер «Тихая ночь»
Л.Петренко. Этюд до мажор
К.Черни. Этюд до мажор
* Янг «Только ты»
Школа игры на синтезаторе под ред. И.М.Красильникова
Народная музыка
Р.н.п. «Я на горку шла»
* Вариации на тему р.н.п. «Жил был у бабушки серенький козлик»
Музыка массовых жанров
Стричуэлс – духовная музыка американских негров
А.Рамирес «Мелодия» из телепередачи « В мире животных»
Э.Ромберг «Тихо, как при восходе солнца»
* С.Ирады «Голубка»
Музыка академических жанров
И.Гайдн «Анданте»
* Н.Паганини. Каприс ля минор
М.Глинка. Полька
Популярные песни и мелодии из мультфильмов и кинофильмов в облегченном переложении
*Звездочкой указаны произведения для перспективных детей
5-й год обучения. 6 класс
К.Черни. Избранные этюды для начинающих.
О.Петерсон «Джаз для юных пианистов» ч.1 и 2
Э.Сигмейстер «Блюз»
* Р.Петерсон «Старый автомобиль»
* М.Шмитц «Микки-Маус»
Школа игры на синтезаторе под ред. И.М.Красильникова
Народная музыка
Итальянская нар. Песня «Четыре таракана и сверчок»
Р.н.п. «Ай, утушка луговая»
* Р.н.п. «Калинка»
Музыка массовых жанров
Г.Кэн «Чарльстон»
В.Лессер «Выходной день»
Э.Градески «По дороге домой из школы»
Музыка академических жанров
Ж.Бизе «Хабанера»
А.Корелли «Сарабанда»
В.А.Моцарт. Симфония №40 (главная тема)
*П.И.Чайковский. Мелодия из балета «Лебединое озеро»
«Играю на синтезаторе» вып. 1 под ред. В.Новожилова
Ш.Брукс «Однажды»
*Ирландская народная песня»
Современные песни и мелодии российских и зарубежных композиторов.
*Звездочкой указаны произведения для перспективных детей
6-й год обучения. 7 класс
О. Петерсон «Джаз для юных пианистов» ч.2
«Играю на синтезаторе» вып. 1 под ред. В.Новожилова
Укр. Нар. Песня «Ой, летает сокол»
Б.Кэлтферт «Воздушная кукуруза»
Э.Л.Уэббер «Память»
Р.Роджерс «Голубая луна»
Дж. Гершвин «Любимый мой»
*У.Хенди «Сент-Луис блюз»
С.Джоплин «Миссурийские регтаймы» (отрывки)
Школа игры на синтезаторе под ред. И.М.Красильникова
Народная музыка
Белорус. Нар. Песня «перепелочка»
Р.н.п. «Как у наших у ворот»
Музыка массовых жанров
С.Бише «Маленький цветок»
Б.Баккара «Грустные капельки дождя»
* М.Теодоракис «Сиртаки»
* М.Шмитц «Воспоминания о регтайме»
Музыка академических жанров
Л.Беккерини «Менуэт»
Ф.Э.Бах «Маленькая фантазия»
* П.Чайковский «Неаполитанская песенка»
Современные песни и мелодии российских и зарубежных композиторов
*Звездочкой указаны произведения для перспективных детей
7-й год обучения. 8 класс
Школа игры на синтезаторе под ред. И.М.Красильникова
Народная музыка
Украинская нар. Песня «Гопак»
Р.н.п. «Яблочко»
Р.н.п. «Барыня»
Музыка массовых жанров
А.Варламов «Красный сарафан»
Д.Ширинг «Колыбельная»
* Ж.Пейроннин «Аккордеон-самба»
Дж.Керн «Дым»
* А.Виллолдо «Аргентинское танго»
* И.Красильников «Босса-нова»
Музыка академических жанров
П.Чайковский «Арабский танец» из балета «Щелкунчик»
* А.Вивальди «Ларго»
Г.Свиридов «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»
В.А.Моцарт. Сонатина до мажор
И.Штраус . Польки (выборочно)
*В.Монти «Чардаш»
И.Якушенко «Джазовый альбом» (выборочно)
С.Джоплин «Миссурийские регтаймы» (выборочно)
И.С.Бах-Гуно «Аве Мария»
И.Бенда. Сонатина ля минор
*Звездочкой указаны произведения для перспективных детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу вариативной части учебного плана "Зеленый паспорт"
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методико...
Дополнительная редпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства (синтезатор) вариативная часть.
Настоящая программа адресована учащимся детской школы искусств, обучающимся по программам, разработанным на основе Федеральных государственных требований: Фортепиано 8/9 лет....
Возможности вариативной части образовательных программ в формировании универсальных учебных действий, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Наиболее полно решать задачу формирования универсальных учебных действий позволяет вариативная часть учебного плана, которая в нашей школе формируется в соответствии с образова...
Программа учебного предмета "Фортепиано" обязательной и вариативной частей дополнительной пред профессиональной образовательной программы в области музыкального искусства Духовые и ударные инструменты. Срок обучения 5 лет.
Данная программа по предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты» составлена на основании фед...
Программа учебного предмета" Музыкальный инструмент. Фортепиано"( Вариативная часть программы "Хореографическое творчество"/ФГТ)
Программа создана для учащихся отделения "Хореографическое творчество". Срок обучения: 7 лет. Занятия: 1 час в неделю....
Программа учебного предмета "Постановка голоса" вариативной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Хоровое пение", срок реализации - 4 года.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся и направлена на выявление одаренных детей, в области музыкального искусства, обладающих незаурядными голосов...
Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства «Живопись» В.00 Вариативная часть Программа по учебному предмету В.02. КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ
Программа учебного предмета «Композиция прикладная» разработана на основе и с учетом...