Учебная программа (вариативная часть) синтезатор.
рабочая программа на тему

Николаева Елена Николаевна

          Предмет «СИНТЕЗАТОР» (дополнительный инструмент) в соответствии с  Федеральными государственными требованиями  входит   вариативную часть  учебного плана  и относится к   предметной  области «Музыкальное исполнительство».

Адресат программы: настоящая программа адресована учащимся детской школы искусств, обучающимся по программам, разработанным на основе Федеральных государственных требований: Фортепиано 8/9 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sintezator_fgt_moy.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

                             с.Терновка 2014г.

                                     1.Введение  

          Предмет «СИНТЕЗАТОР» (дополнительный инструмент) в соответствии с  Федеральными государственными требованиями  входит   вариативную часть  учебного плана  и относится к   предметной  области «Музыкальное исполнительство».

Адресат программы: настоящая программа адресована учащимся детской школы искусств, обучающимся по программам, разработанным на основе Федеральных государственных требований: Фортепиано 8/9 лет.

                      2.Пояснительная записка

          Современная музькально - педагогическая практика ставит  перед каждым преподавателем задачи решение которых требует развития навыков практического музицирования у каждого ребёнка.Сегодня это означает что каждый обучающийся игре на музыкальных инструментах должен уметь подбирать по слуху,аккомпанировать,импровизировать,сочинять. Проблема развития музыкально-творческих умений учащихся в классе фортепиано,не нова,однако новизной обладает подход к этой проблеме с использованием синтезатора,его художественно-технических ресурсов.

            Синтезатор по сравнению с другими музыкальными инструментами-самый молодой и в то же время самый многофункциональный,многоплановый,универсальный инструмент.

             Для детских школ искусств синтезатор-это прежде всего инструмент,позволяющий быстро и эффективно приобщиться к музицированию,расширяющий кругозор,знакомя с разнообразными тембрами и стилями,тесно соприкасая учащегося на практике с проблемой формы,гармонии,мелодии и фактуры.

            Актуальность программы состоит в обосновании подхода к обучению детей игре на синтезаторе,как инструменте,всё более популярном в последнее время в подростковой среде с одной стороны,и необходимостью внедрения в музыкальное образование новых информационных технологий с другой.

              3.Срок реализации учебного предмета

 Синтезатор – как         дополнительный музыкальный инструмент      дети начинают осваивать со 2  класса ДШИ. К этому времени они уже    владеют навыками  игры на фортепиано, нотной грамотой, имеют представление   о строении гаммы и простейших интервалах и аккордах, знакомы с музыкальным размером 2/4, 3/4 , 4/4, 3/8, 6/8, длительностями нот. В программе представлен семилетний курс обучения,который предполагает освоение программы со 2 по 8 классы.

 Объём времени: предусмотренный   учебным   планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Синтезатор».

                                                                                           Таблица1

Виды учебной нагрузки

2 класс – 8классы

Количество часов (общее на 7 лет) года)

Максимальная нагрузка

173,5 часа

Количество   часов   на   аудиторную нагрузку

115,5 часов (из расчета 0,5 часа в неделю)

Количество часов на самостоятельную работу

58 часов (из расчета 0,5 часа в неделю)

Форма  проведения учебных занятий индивидуальная (0,5 часа в неделю). Урок-25 минут.

                            4.Цели и задачи учебного предмета

Главными задачами и целями обучения игре на синтезаторе являются:

А) изучение художественных особенностей инструмента;

Б) получение базовых знаний по музыкальной теории;

В) освоение исполнительской техники;

Г) совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности: ученик должен грамотно разбирать текст, выразительно исполнять его, уметь аранжировать популярные мелодии, используя буквенные обозначения аккордов; ученик также должен овладеть навыками подбора аккомпанемента к мелодии по слуху и навыками игры в различных ансамблях.

                        5.Методы обучения.

Для   достижения   поставленной   цели   и   реализации   задач   предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, рассказ, беседа);

- наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

-  практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Индивидуальная   форма   обучения   позволяет   найти   более   точный   и психологически  верный   подход  к  каждому  ученику  и   выбрать   наиболее подходящий метод обучения.

На занятиях должны быть тесно переплетены теория и практика музицирования. Это возрождает давно забытый принцип педагогики 17-18 в.в.

6.Требования к уровню подготовки обучающихся

            Умение ученика самостоятельно и грамотно работать с     нотным материалом значительно активизирует учебный процесс.

   Для воспитания и развития аналитического мышления и логической памяти известным методистом Г.Стативкиным использовано несколько форм работы с учениками:

        1. Устный отчет о подготовке домашних заданий: Что было наиболее трудно добиться, какими способами устранялись возникшие трудности и т.д.

2. Самостоятельный анализ своего исполнения; указать на допущенные ошибки и наметить способы их устранения, оценить свою игру; оценить исполнение товарища; особенно тех произведений, которые сам играл прежде и хорошо изучил.

3. Самостоятельный устный и практический разбор на инструменте нового задания в классе под наблюдением педагога.

4. Словесная характеристика замысла произведения и анализ средств музыкальной выразительности, использованных композитором.

5. Определение особенностей произведения: его

характер (песенный, танцевальный, маршевый и т.д.), лад, размер, границы фраз, местные и главные кульминации, повторяющиеся или однородные элементы и т.д.

        Таким образом, продумывая план урока, педагог обязан найти пути для максимальной активизации учащегося в решении тех художественных задач (а также технических), которые перед ним возникают.

        Планирование работы и глубоко продуманный выбор учебного материала, являются важнейшими факторами, способствующими правильной организации учебного процесса, успешному всестороннему развитию музыкально-исполнительских данных учащегося.

        В репертуаре ученика должны найти место произведения русских, зарубежных композиторов, композиторов-классиков, серьезное внимание необходимо уделять знакомству детей с народной, современной музыкой, с особенностями ее гармонических звучаний.

                     

                                  7. Сведения о затратах учебного времени.

                                              Таблица 2

Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий (в ннеделях)

33

33

33

33

33

33

33

Количество    

 часов     на аудиторные занятия (в неделю)

-

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

аудиторные занятия (в неделю)

Общее количество часов на   аудиторные   занятия (на все время обучения)

112

Количество     часов     на внеаудиторную

(самостоятельную) работу (часов в неделю)

Общее количество часов на            внеаудиторную работу   (на   все   время обучения)

58

Общее       максимальное количество часов на весь период обучения

173,5

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
    залов и др.);
  • участие   обучающихся   в   концертах,   творческих   мероприятиях   и
    культурно-просветительской  деятельности  образовательного  учреждения  и др.

Самостоятельная работа

учащихся включает в себя такие виды внеаудиторной работы, как: выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

8. Распредиление материала по годам обучения

1 и 2 год обучения          (2-3 класс ДШИ)

Посадка ( стоя и сидя) за инструментом.

Постановка рук.

Знакомство с выразительными возможностями синтезатора: тембры, специальные эффекты, стили. Главные клавиши управления автоаккомпанементом:  start, stop, synchro-start, intro, ending.

Освоение буквенного обозначения нот. Первичные музыкальные жанры: песня, танец, марш.

Исполнение простейших мелодий в этих стилях в режиме упрощенного взятия аккордов на основе трезвучий, построенных на 1, 1У, У ступенях. Игра в ансамбле с педагогом.

В течение учебного года ученик должен исполнить на синтезаторе 3-4 небольших произведений народной, классической и современной музыки.

3-4 год обучения        (4- 5 класс ДШИ)

Тембры синтезатора, имитирующие струнные, деревянно-духовые, медно-духовые, ударные и электронные инструменты. Паттерны народной, классической, современной популярной музыки.

        Буквенно-цифровые обозначения аккордов. Малый мажорный септаккорд (доминант-септаккорд).

        Игра в режиме динамической клавиатуры легато, стаккато.

        Развитие навыков аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов автоаккомпанемента с использованием T, S, D, D7 в тональностях до 2-х знаков; жанровые и стилистические критерии в выборе паттерна, применение в автоаккомпанементе ритмических заполнений (fill in), применение ритм-машины без автоаккомпанемента. Игра в ансамбле с педагогом.

        В течение учебного года ученик должен пройти 3-4 произведений различных жанров и аранжировать самостоятельно 1-2 пьесы.

        Чтение с листа уровня трудности 1-2 классов.

5-й год обучения            (6 класс ДШИ)

        Знакомство со стилями кантри, диксиленд, блюз, латиноамериканскими. Игра в данных стилях.

        Дальнейшее знакомство с тембрами синтезатора: группа «Синтезированных тембров», «Перкуссия», «Формат икс-джи».

        Художественные особенности многодорожечного секвенсера.

        Тональности до 4-х знаков. Трезвучие с секстой.

        Освоение новых приемов синтезаторной аранжировки: гармонизация мелодий в режиме findered , применение в автоаккомпанементе  Multi Pad, автогармонизации в мелодическом голосе.

        В течение учебного года ученик должен пройти 3-4 произведений различных жанров и аранжировать самостоятельно1-2 пьесы.

        Игра в ансамбле.

        Чтение с листа уровня трудности 2-3 классов.

                             6-й год обучения             (7 класс ДШИ)Дальнейшее   знакомство с тембрами (в Ямахе-550 PSR их 713) и стилями (боса-нова, джаз-рок, диско) синтезатора.Тональности до 5 знаков.

Трезвучия и септаккорды на 7 ступени.

        Септаккорды на 2,3,4 ступенях.

         Синкопа (внутри и междутактовая).

Отклонения и модуляции в параллельные тональности.

        Различные способы изложения гармонических голосов фактуры.

        Блюзовая гамма.

        Игра в ансамбле с различными инструментами (кларнет, саксофон, аккордеон, балалайка).

         В течение учебного года ученик должен пройти 3-4 произведения различных жанров и аранжировать 1-2 пьесы.

        Чтение с листа уровня трудности 3-4 класса.

7-й год обучения                (8-й класс ДШИ)

Знакомство с паттернами из банка бальных и классических танцев.

Редактирование паттерна.

Различные возможности редактирования музыкального звучания с помощью многодорожечного секвенсера синтезатора: квантизация, панорамирования, применение звуковых эффектов.

Тональности до 7 знаков.

Модуляция в родственные тональности.

Создание музыкального образа – цель работы над музыкальным произведением в процессе аранжировки.

Чтение пьес с листа уровня трудности 4-5 классов.

Работа с эстрадным ансамблем.

Работа с ансамблем народных инструментов.

В течение года ученик должен пройти 3-4 произведений различных жанров и аранжировать 1-3 пьесы.

9. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

       Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.

В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, прослушивания, классные вечера.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В конце каждой четверти выставляется оценка.

Промежуточная аттестация по учебному предмету «Синтезатор»(дополнительный инструмент) предполагает проведение зачёта в форме контрольного урока в конце второго полугодия. Участие в творческих мероприятиях школы,выступления на конкурсах    

и фестивалях могут защитываться как зачёт по данному предмету.

Зачеты могут проходят в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

                                Критерии выставления оценок

Для аттестации обучающихся создан фонд оценочных средств, который включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

По итогам исполнения программы на зачете, контрольном уроке, прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически      качественное      и      художественно осмысленное     исполнение,     отвечающее     всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка    отражает    грамотное    исполнение    с небольшими    недочетами    (как    в    техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс   недостатков,   являющийся   следствием отсутствия  домашних  занятий,   а также  плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает   достаточный   уровень    подготовки   и исполнения на данном этапе подготовки

10.Методическое обеспечение учебного процесса.

        Большинство детей занимается музыкой для общего

музыкального развития и лишь часть из них поступает после окончания школы в музыкальные училища, поэтому учебная программа составлена с таким расчетом, чтобы предоставить возможность детям с самыми разными музыкальными данными на занятиях по индивидуальным планам приобщиться к музыкальной культуре.

        Преподаватель дополнительного инструмента должен

поддерживать тесный контакт с преподавателями по специальности, по музыкально-теоретическим дисциплинам, а также с родителями учащихся.

        При обучении игре на синтезаторе особое внимание должно

уделяться вопросам постановки рук. Так как клавиатура синтезатора с двумя видами звукоизвлечения. При помощи функции «touch» (туше) мы можем иметь активную клавиатуру (то есть от силы нажатия пальцев зависит сила и характер звука), и она получается аналогичной фортепианной. При отключении кнопки «туше» клавиатура теряе свою активность и характер звука не зависит от замаха пальцев. Пальцевая активность становится даже вредной, так как вызывает лишнее напряжение рук, быстрый износ контактных резинок под клавишами.

        В отличие от пианистов, учащиеся в классе синтезатора в

основном обучаются игре стоя и только домашние задания проводят сидя, вследствие этого постановка исполнительского аппарата претерпевает изменения, и их нельзя упускать из виду.

        Заложенные на первых уроках основы музыкальных знаний и

навыки игры на синтезаторе во многом определяют успехи дальнейшего музыкального развития и образования учащегося. В классе всегда есть группа ребят, которые проявляют себя  в работе более активно: быстро разучивают пьесы, выразительно их исполняют. Таких учащихся нельзя задерживать в их развитии. Важно обучать их на более сложном материале, предоставлять им возможность чаще выступать публично.

                Постоянной работой должны быть окружены и ученики

со скромными способностями к музыке.

Преподаватель должен их воспитывать как всесторонне

развитых культурных слушателей и участников самодеятельного музицирования. Особое внимание следует обратить на то, чтобы у менее способных детей не возникало ощущение своей неполноценности, поэтому важно следить, чтобы интерес к музыке в процессе занятий возрастал, чтобы музыка становилась им необходимой и они ясно осознавали ее огромное значение в жизни каждого человека.

Список рекомендуемой литературы, репертуарные списки.

Примечание:

В связи с тем, что синтезатор молод еще и только начинает свой путь в сфере профессионального образования, он не имеет своей большой репертуарной базы, поэтому при огре в режиме Normal для репертуарных списков можно использовать литературу класса специального фортепиано, а для игры в режиме Single и Fingered – репертуар аккордеонистов и баянистов.

1.Ю.Акимов «Школа игры на баяне»

2.Сост. А.Крючков «Аккордеонисту-любителю»

3. Сост. А.Крючков «Альбом начинающего аккордеониста»

4. И.С.Бах «Нотная тетрадь А.М.Бах»

5.Г.Беренс. Избранные этюды для фортепиано. Сост. Б.Милич

6. Педагогический репертуар. «Хрестоматия для фортепиано» Ред. Н.Копчевского. Средние и старшие классы.

7. Б.Милич. Фортепиано (1,2,3,4,5 классы)

8. П.И. Чайквский «Детский альбом»

9. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Ред. Н.Копчевский. 1-5 классы

10. К.Черни- Г.Гермер «Избранные этюды для фортепиано»

11. Сост. Д.Ройзман «Юный пианист» вып. 1,2.

Репертуарный список по классам

1 и2  год обучения. 2-3 класс

А.Николаев. Фортепианная игра:

        Р.н.п. «Как под горкой», «Веселые гуси»

        И.Филипп «Колыбельная»

        Ж.Арман «Пьеса» ля минор

        Д.Кабалевский «Маленькая полька», «Про Петю»

        А.Руббах «Воробей»

Школа игры на синтезаторе под ред. И.М.Красильникова

        Народная музыка

Белорус.нар.песня «Савка и Гришка»

* Мексиканская нар. Песня «Кукарача»

*Чешская нар. Песня «Аннушка»

* Итальянская песня «Санта Лючия»

        Музыка массовых жанров

А.Артоболевская «Вальс собачек»

М.Красев «Елочка»

А.Филиппенко «Веселый музыкант»

Э.Сигмейстер «Прыг-скок»

М.Качурбина «Мишка с куклой»

«Играю на синтезаторе» вып. 1 под ред. В.Новожилова

Детская песенка «Лошадка»

Р.н.п. «Радуга-дуга»

Г.Эрнесанс «Паровоз»

Англ.нар.песня «Лондонский мост»

Л.Популенко «Аленький цветочек»

К.Черни-Гермер. Избранные этюды для начинающих №1-6

Э.Градески «Задиристые буги»

Песни из мультфильмов (по выбору)

Примечание: * звездочкой указаны произведения для перспективных детей

3-4 год обучения.4- 5 класс

«Играю на синтезаторе» вып. 1 под ред. В.Новожилова

Л.Бетховен «Тема финала 9 симфонии»

С.К.Фостер «Домик над рекой»

Э.Пресли «Люби меня нежно»

Ф.Грубер «Тихая ночь»

Л.Петренко. Этюд до мажор

К.Черни. Этюд до мажор

* Янг «Только ты»

Школа игры на синтезаторе под ред. И.М.Красильникова

        Народная музыка

Р.н.п. «Я на горку шла»

* Вариации на тему р.н.п. «Жил был у бабушки серенький козлик»

        Музыка массовых жанров

Стричуэлс – духовная музыка американских негров

А.Рамирес «Мелодия» из телепередачи « В мире животных»

Э.Ромберг «Тихо, как при восходе солнца»

* С.Ирады «Голубка»

        Музыка академических жанров

И.Гайдн «Анданте»

* Н.Паганини. Каприс ля минор

М.Глинка. Полька

Популярные песни и мелодии из мультфильмов и кинофильмов в облегченном переложении

*Звездочкой указаны произведения для перспективных детей

                                             5-й год обучения. 6 класс

К.Черни. Избранные этюды для начинающих.

О.Петерсон «Джаз для юных пианистов» ч.1 и 2

Э.Сигмейстер «Блюз»

* Р.Петерсон «Старый автомобиль»

* М.Шмитц «Микки-Маус»

Школа игры на синтезаторе под ред. И.М.Красильникова

        Народная музыка

 Итальянская нар. Песня «Четыре таракана и сверчок»

Р.н.п. «Ай, утушка луговая»

* Р.н.п. «Калинка»

        Музыка массовых жанров

Г.Кэн «Чарльстон»

В.Лессер «Выходной день»

Э.Градески «По дороге домой из школы»

        Музыка академических жанров

Ж.Бизе «Хабанера»

А.Корелли «Сарабанда»

В.А.Моцарт. Симфония №40 (главная тема)

*П.И.Чайковский. Мелодия из балета «Лебединое озеро»

«Играю на синтезаторе» вып. 1 под ред. В.Новожилова

Ш.Брукс «Однажды»

*Ирландская народная песня»

Современные песни и мелодии российских и зарубежных композиторов.

*Звездочкой указаны произведения для перспективных детей

6-й год обучения. 7 класс

О. Петерсон «Джаз для юных пианистов» ч.2

«Играю на синтезаторе» вып. 1 под ред. В.Новожилова

Укр. Нар. Песня «Ой, летает сокол»

Б.Кэлтферт «Воздушная кукуруза»

Э.Л.Уэббер «Память»

Р.Роджерс «Голубая луна»

Дж. Гершвин «Любимый мой»

*У.Хенди «Сент-Луис блюз»

С.Джоплин «Миссурийские регтаймы» (отрывки)

        Школа игры на синтезаторе под ред. И.М.Красильникова

        Народная музыка

Белорус. Нар. Песня «перепелочка»

Р.н.п. «Как у наших у ворот»

        Музыка массовых жанров

С.Бише «Маленький цветок»

Б.Баккара «Грустные капельки дождя»

* М.Теодоракис «Сиртаки»

* М.Шмитц «Воспоминания о регтайме»

        Музыка академических жанров

Л.Беккерини «Менуэт»

Ф.Э.Бах «Маленькая фантазия»

* П.Чайковский «Неаполитанская песенка»

Современные песни и мелодии российских и зарубежных композиторов

*Звездочкой указаны произведения для перспективных детей

7-й год обучения. 8 класс

Школа игры на синтезаторе под ред. И.М.Красильникова

        Народная музыка

Украинская нар. Песня «Гопак»

Р.н.п. «Яблочко»

Р.н.п. «Барыня»

        Музыка массовых жанров

А.Варламов «Красный сарафан»

Д.Ширинг «Колыбельная»

* Ж.Пейроннин «Аккордеон-самба»

Дж.Керн «Дым»

* А.Виллолдо «Аргентинское танго»

* И.Красильников «Босса-нова»

        Музыка академических жанров

П.Чайковский «Арабский танец» из балета «Щелкунчик»

* А.Вивальди «Ларго»

Г.Свиридов «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»

В.А.Моцарт. Сонатина до мажор

И.Штраус . Польки (выборочно)

*В.Монти «Чардаш»

И.Якушенко «Джазовый альбом» (выборочно)

С.Джоплин «Миссурийские регтаймы» (выборочно)

И.С.Бах-Гуно «Аве Мария»

И.Бенда. Сонатина ля минор

*Звездочкой указаны произведения для перспективных детей

        




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу вариативной части учебного плана "Зеленый паспорт"

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методико...

Дополнительная редпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства (синтезатор) вариативная часть.

Настоящая программа адресована учащимся детской школы искусств, обучающимся по программам, разработанным на основе Федеральных государственных требований: Фортепиано 8/9 лет....

Возможности вариативной части образовательных программ в формировании универсальных учебных действий, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Наиболее полно решать задачу формирования универсальных учебных действий позволяет  вариативная часть учебного плана, которая в нашей школе  формируется в соответствии   с образова...

Программа учебного предмета "Фортепиано" обязательной и вариативной частей дополнительной пред профессиональной образовательной программы в области музыкального искусства Духовые и ударные инструменты. Срок обучения 5 лет.

Данная программа по предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты» составлена на основании фед...

Программа учебного предмета" Музыкальный инструмент. Фортепиано"( Вариативная часть программы "Хореографическое творчество"/ФГТ)

Программа создана для учащихся отделения "Хореографическое творчество". Срок обучения: 7 лет. Занятия: 1 час в неделю....

Программа учебного предмета "Постановка голоса" вариативной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Хоровое пение", срок реализации - 4 года.

   Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся и направлена на  выявление одаренных детей, в области музыкального искусства, обладающих незаурядными голосов...