Урок по математике в 5 классе "ДРОБИ ВОКРУГ НАС"
презентация к уроку по алгебре (5 класс) по теме

Иванова Алевтина Алексеевна

Урок по математике в 5 классе на тему "Дроби вокруг нас", разработанный на историко-краеведческом материале. Весь материал подобран таким образом, чтобы дети узнали много новых и интересных фактов об одной из  жемчужин  северной столицы Екатерининском дворце и его парках (г.Пушкин, СПб). Ребенок должен знать и любить свой город.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « ДРОБИ  ВОКРУГ НАС»

Цели урока:

  • Повторить правила действий над десятичными дробями;
  • повторить название компонентов и правила решения уравнений;
  • развитие интереса к предмету, расширение кругозора учащихся;
  • развивать математическую речь, творческие способности учащихся;
  • привитие чувства патриотизма к своему городу, интереса к его историческим местам.

                          ХОД  УРОКА

– Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Мы начинаем наш урок. Сегодня вы узнаете, что знания математики нам нужны в реальной жизни. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач. Я предлагаю вам отгадать задуманное мною слово, которое будет ключевым словом нашего урока. У вас есть три попытки. В словаре С.И. Ожегова о нем написано так:

– это мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья;
– это частые прерывистые звуки, например “барабанная…”;
– она может быть правильной или неправильной, обыкновенной или десятичной.

(Это слово – “Дробь”.)

– Почему это слово можно назвать ключевым словом нашего урока? (Потому что мы сейчас изучаем тему “Дроби”.)

– Какие дроби вы знаете? (Обыкновенные и десятичные.)

   – Как вы думаете, где в нашей жизни встречаются дроби? (Мы используем дроби, когда хотим узнать время. Когда взвешивают товар в магазине. В измерениях. Дроби окружают нас везде. С помощью дробей мы можем измерять длины, делить целое на части. А как измерить рост человека или расстояние между объектами, не зная дробей? Всё вокруг – дроби!)

– Итак, мы с вами на уроке будем решать задачи, применяя знания действий с дробями. Цель урока – решить практические задачи на дроби, взятые из реальной жизни.
Тема урока: “Дроби вокруг нас”. Как сказал Р.Декарт: “Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться”. Так будем же любознательными!

Откройте тетради, проверяем домашнюю работу. Вам были заданы примеры с зашифрованными ответами. Если вы все вычисления  выполнили верно, то у 1-го варианта получилось слово ГОРОД, а у второго ПУШКИН. Пожалуйста, проверьте по слайдам.

Вот сегодня на уроке мы и поговорим о нашей малой родине, о городе Пушкине. Начнём урок с устного счета. (СЛАЙДЫ)

12,3 х 3  - 13,8  х 10  + 32   - 235    ( 5 )

7,2 : 8  + 0,1  х 4,2  х 10  - 21     ( 21 )

18,2 + 21,8  : 2  х 80  + 110     (1710)

Скажите, пожалуйста, каким  образом связано это число с нашим городом? (День рождения города  24 июня 1710 года)

32 +  42  х 3 : 5 х 20                (300)

Какая же дата спряталась в этом числе?      (300 лет со дня рождения)

    Итак, ребята, прошло совсем немного времени с тех пор, как наш город встречал гостей со всего мира на празднование своего дня рождения. А вот один из них, самый неугомонный, сегодня пришёл к вам в гости на урок, это ОСЛИК из м/ф «Шрек».Ослику не терпится всё узнать, совершить хотя бы маленькую экскурсию по нашему прекрасному городу. Давайте и мы последуем за нашим гостем и постараемся немного ему помочь.

Приложение № 1.

Перед нашим гостем Екатерининский дворец – один из архитектурных шедевров русского барокко середины 18-го века, красивейшая  загородная парадная резиденция русских монархов. Бирюзовый цвет фасадов, белые колонны, золоченые решётки и купола придают грандиозному зданию торжественный вид. Решив предложенные примеры, вы сможете показать Ослику даты начала и окончания постройки дворца. (СМОТРИМ СЛАЙДЫ)

I вариант

II вариант

4,68

: 1,5

3,12

2,25

:1,8

1,25

 

∙10

31,2

 

∙10

12,5

 

+2028,3

2059,5

 

+1999,3

2011,8

 

-342,5

 

 

-255,8

 

 

1717

 

1756

 

Согласно вашим вычислениям дворец строился и перестраивался почти 40 лет. Сначала построили так называемый Средний дом. Давайте посчитаем, какова была площадь всего здания и сколько же комнат в нём было. (СЛАЙДЫ)

Приложение №2.(решение самостоятельно)

Задача

Найти площадь первого этажа Среднего дома, если его длина 30,5м, а ширина 18м.

Решение

S = 30.5 ∙ 18 = 549м2.

Уравнение (решение у доски)

12,5х – 8,4х + 13,2 = 78,8

Ваши вычисления верны. Изначально было во дворце 16 комнат. С течением времени монархи сменяли друг друга, каждый из них  вносил свои изменения в постройки и интерьер.  Помимо жилых  комнат, во дворце были и парадные помещения. Нашего друга Ослика просто поразил своим великолепием и размерами Большой парадный зал. Основной элемент убранства – золоченная деревянная резьба, сплошь покрывающая стены. Потолок украшает живописный плафон. Обилие окон и зеркал наполняет зал светом и делает его безграничным.

Приложение №3.

Задача

Площадь Большого парадного зала равна 859,8м2, а высота 7м. Каков объем зала?

Решение

V = 859.8 ∙ 7 = 6018,6м3.

Пожалуй, самая известная во дворце – это Янтарная комната. Изначально это был кабинет, подаренный прусским королём Фридрихом 1 Петру Первому. Но, видимо, Петру 1 не очень понравился подарок, т.к.около 30 лет хранился в подвалах Зимнего дворца. Затем янтарный кабинет хотели смонтировать, часть даже уже смонтировали, затем по указу Екатерины 11 она была перенесена солдатами гвардии на руках в Царское Село, где  и была собрана в одном из залов Екатерининского дворца.  В годы ВОВ фашистские захватчики вывезли Янтарную комнату в Германию. К сожалению, подлинное убранство бесследно исчезло, но, тем не менее, Российское государство восстановило по сохранившемся фотографиям интерьер пропавшей комнаты, затратив на её отделку около 200 тонн первоклассного янтаря из Калининграда. Правда, материала  при обработке ушло на стружку,  и любопытный Ослик спрашивает, а сколько же тонн материала использовали в работе реставраторы?

Приложение 4 (решение самостоятельно)

Задача

На восстановление Янтарной комнаты было затрачено 200 тонн янтаря. При его обработке в отходы превратилось 4/5 материала. Сколько тонн янтаря использовано по назначению?

Решение

1) 200 : 5 ∙ 4 = 160т - в отходы

2) 200 - 160 = 40т - использовано по назначению

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Буратино подтянулся (потянуться – руки вверх),
Раз – нагнулся, два – нагнулся
(наклон вперёд),
Руки в стороны развёл
(ёще один наклон вперёд),
Ключик, видно, не нашёл
(руки в стороны).
Чтобы ключик нам достать
(руки на пояс, повороты),
Надо на носочки встать
(подняться на носки и опуститься

Одновременно со строительством дворца создавался пейзажный парк, в дальнейшем названный Екатерининским, а рядом расположился Александровский парк. Всем известно, как любит Ослик гулять на природе, только вот вопрос у него появился: а какой же из  парков больше? Давайте, ребята, поможем Ослику.  

Приложение №5 (решение у доски)

Задача

Площадь Александровского парка на 85,6га больше площади Екатерининского парка. Какова площадь Екатерининского парка, если оба парка вместе занимают 299,6га? Во сколько раз площадь Александровского парка больше площади Екатерининского парка?

По середине Большого пруда в Екатерининском парке гордо возвышается на гранитном стилобате в виде усечённой пирамиды Чесменская колонна. Мраморный ствол  колонны украшен рострами (ростр – носовая часть корабля), символизирующими морские победы России. Венчает колонну бронзовая скульптура орла, ломающего лапами полумесяц – эмблему побеждённой Турции. Памятник – символ военной мощи России. Во время ВОВ он особенно раздражал немецких оккупантов,  поэтому, опоясав колонну тросами, они пытались свалить её танками, но усилия оказались тщетными. Советские войска, освободившие город, увидели обезображенную, но гордо стоящую колонну, которая была восстановлена в 1954 году. Ребята, посмотрите, любопытный Ослик уже сам пытается  выяснить, о чём же идет речь.

Приложение №:6 (решение самостоятельно)

Задача 1

В битве при Чесме с российской стороны участвовало 10 военных кораблей и 7 фрегатов. У турков было 16 кораблей и 120 фрегатов. Во сколько раз турецкая флотилия была больше российской?

Решение

1) 10 + 7 = 17 (судов) – российская флотилия.
2) 16 + 120 = 136 (судов) – турецкая флотилия
3) 136 : 17 = 8

Турецкая флотилия была больше российской в 8 раз.

Задача 2

Высота Чесменской колонны 25 метров.
Во сколько раз Александровская колонна на Дворцовой площади выше Чесменской колонны, если ее высота 47,5 метров?

Решение

47,5 : 25 = 1,9

Александровская колонна выше Чесменской в 1,9 раза.

Ну а теперь, ребята, давайте послушаем сказку, думаю, что она понравится нашему гостю.

« Жила-была маленькая Запятая. Была она очень несчастная: ученики забывали ее ставить в предложениях, учителя снижали им за это оценки, ученики ворчали, ругали запятую, все от нее отмахивались. И решила она уйти из страны “Грамматика” в страну “Математика”. Но не скоро дело делается. Она, так же, как и нуль, долго путешествовала по городу Натуральных чисел и городу Обыкновенных дробей, но никто не обращал на нее там внимания. Устав от путешествия, она попала в город Десятичных дробей. Здесь запятой все были очень рады, она была здесь важной жительницей, а жили запятые на главной площади города в огромном Замке. Поначалу нашей путешественнице было трудно, она не знала всех правил и часто из-за этого попадала в неловкое положение. “Самое главное”, — говорили ей жители этого города — десятичные дроби,— “ты должна быть очень внимательной”. Иногда думают, что от положения маленькой запятой ничего не зависит и расставляют их наугад, а в Математике, как и в Грамматике,  запятая играет важную роль»

Рефлексия.

 Наше путешествие по городу закончилось, подведем итоги. Я попрошу  вас дать оценку работы на уроке. Перед вами на столах лежат цветочки трех цветов. Если вам на уроке было интересно, легко работалось, вы все решали правильно и со знанием  дела, то поднимите красный цветочек. Если вам на уроке было тоже интересно, вы справлялись с заданиями, но испытывали затруднения, поднимите желтый цветочек. И если вы считаете, что вам надо еще подучить, повторить пройденный материал, то поднимите, пожалуйста, синий цветочек.

Вот какая разноцветная полянка получилась.

Заключительное слово учителя (итог урока)

История нашей страны неразрывно связанна с историей наших “малых родин”. У каждого она своя, но вместе мы единое целое. Сегодня на уроке мы вспомнили или узнали новое о крае, где мы родились, живем, учимся, работаем; повторили основные темы, которые уже прошли. Данный урок позволяет взглянуть на математику с другой стороны, непросто как на точную науку, а как на систему, которая может дать не только знания величин и количественных отношений, но и учит пространственно мыслить, а также комбинировать различные отрасли своих знаний.

ДОМАШЕЕ ЗАДАНИЕ (на листочках)

Любите свой город! Успехов в изучении математики!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

I вариант 1) 12,35 ∙ 0,4 + 38,1 : 0,3 = 131,94 Г 2) 210,05 : 0,05 – 327,24 = 3873,76 О 3) 102,42 ∙ 2,1 + 255,33 = 470,412 Р 4) 33,4 ∙ 1,1 : 0,02 + 2036,76 = 3873,76 О 5) 543,12 : 0,03 ∙ 2,3 = 41639,2 Д II вариант 1) 233,51 – 2,4 ∙ 18,3 = 189,59 П 2) 728,24 : 0,2 + 131,4 = 3772,6 У 3) 329,1 : 0,03 - 1825,4 = 9144,6 Ш 4) 42,5 : 2,5 – 13,4 = 3,6 К 5) 13,42 ∙ 2,1 + 139,518 = 167,7 И 6) 533,5 : 0,5 : 0,2 = 5335 Н

Слайд 2

Устный счет 12,3 ∙ 3 -13,8 ∙ 10 + 3 2 - 235 7,2 : 8 + 0,1 ∙ 4,2 ∙ 10 - 21 18,2 +21,8 : 2 ∙ 80 + 110 3 2 +4 2 ∙ 3 : 5 ∙ 20

Слайд 4

I вариант II вариант 4,68 : 1,5 2,25 :1,8 10 10 +2028,3 +1999,3 -342,5 -255,8

Слайд 5

I вариант II вариант 4,68 : 1,5 3,12 2,25 :1,8 1,25 10 31,2 10 12,5 +2028,3 2059,5 +1999,3 2011,8 -342,5 -255,8 1717 1756

Слайд 6

Задача Найти площадь первого этажа Среднего дома, если его длина 30,5м, а ширина 18м.

Слайд 7

Решение S = 30.5 ∙ 18 = 549 м 2

Слайд 8

Уравнение 12,5х – 8,4х + 13,2 = 78,8

Слайд 9

Задача Площадь Большого парадного зала равна 859,8м 2 , а высота 7м. Каков объем зала?

Слайд 10

Задача Площадь Большого парадного зала равна 859,8м 2 , а высота 7м. Каков объем зала? Решение V = 859.8 ∙ 7 = 6018 , 6 м 3

Слайд 11

Задача На восстановление Янтарной комнаты было затрачено 200 тонн янтаря. При его обработке в отходы превратилось 4/5 материала. Сколько тонн янтаря использовано по назначению?

Слайд 12

Задача На восстановление Янтарной комнаты было затрачено 200 тонн янтаря. При его обработке в отходы превратилось 4/5 материала. Сколько тонн янтаря использовано по назначению? Решение 200 : 5 ∙ 4 = 160т - в отходы 200 - 160 = 40т - использовано по назначению

Слайд 13

Задача Площадь Александровского парка на 85,6га больше площади Екатерининского парка. Какова площадь Екатерининского парка, если оба парка вместе занимают 299,6га? Во сколько раз площадь Александровского парка больше площади Екатерининского парка?

Слайд 14

Задачи В битве при Чесме с российской стороны участвовало 10 военных кораблей и 7 фрегатов. У турков было 16 кораблей и 120 фрегатов. Во сколько раз турецкая флотилия была больше российской? Высота Чесменской колонны 25 метров. Во сколько раз Александровская колонна на Дворцовой площади выше Чесменской колонны, если ее высота 47,5 метров?

Слайд 15

Задачи В битве при Чесме с российской стороны участвовало 10 военных кораблей и 7 фрегатов. У турков было 16 кораблей и 120 фрегатов. Во сколько раз турецкая флотилия была больше российской? Высота Чесменской колонны 25 метров. Во сколько раз Александровская колонна на Дворцовой площади выше Чесменской колонны, если ее высота 47,5 метров? Решение: 1) 10 + 7 = 17 (судов) – российская флотилия. 2) 16 + 120 = 136 (судов) – турецкая флотилия 3) 136 : 17 = 8 Турецкая флотилия была больше российской в 8 раз.

Слайд 16

Задачи В битве при Чесме с российской стороны участвовало 10 военных кораблей и 7 фрегатов. У турков было 16 кораблей и 120 фрегатов. Во сколько раз турецкая флотилия была больше российской? Высота Чесменской колонны 25 метров. Во сколько раз Александровская колонна на Дворцовой площади выше Чесменской колонны, если ее высота 47,5 метров? Решение: 1) 10 + 7 = 17 (судов) – российская флотилия. 2) 16 + 120 = 136 (судов) – турецкая флотилия 3) 136 : 17 = 8 Турецкая флотилия была больше российской в 8 раз. Решение: 47,5 : 25 = 1,9 Александровская колонна выше Чесменской в 1,9 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра" Математика вокруг нас"

Урок-игра" Математика вокруг нас"...

Урок с использованием регионального комплекса «Вокруг тебя – мир» Тема урока: «Евгений Носов «Трудный хлеб». 5 класс

Данный урок включен в программу регионального компонента с использованием  комплекса "Вокруг тебя - мир"  Главная задача - обратить внимание учеников на проблему:  важно оказывать...

Урок по математике-проектная задача. «Дроби вокруг нас».

Проект «Дроби вокруг нас»1.учитель объявляет тему урока «Дроби вокруг нас» и задает вопрос: «Какая цель урока?»...

Интегрированный обобщающий урок по математике "За 45 минут вокруг света" по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Интегрированный обобщающий урок  по математике "За 45 минут вокруг света"  по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ И ГЕОГРАФИИ В 6-М КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВОКРУГ ПРОПОРЦИИ»

Интегрированный урок по математике и географии в 6-м классе по теме «Вокруг пропорции»...

Открытый урок по математике на тему "Проценты вокруг нас"

создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме, выявить уровень усвоения знаний и умений...