статья на тему "Комфортность учебной среды"
статья по алгебре на тему

Потапова Галина Петровна

здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komfortnost_uchebnoy_sredy.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий школьной среды, одной  из которых является комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся.

Необходимость разговора о комфортности учебной среды связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы мы видим в достижении школьниками комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность:

  • Психологическая
  • Интеллектуальная
  • Физическая

Но существуют противоречия в комфортной учебной среде.

  1. рациональность освещения класса и доски;
  2. Классная доска как основной предмет деятельности учащихся;
  3. Вид рабочих столов учащихся;
  4. Соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным
    возможностям ребенка;
  5.  Организация горячего питания;                                 

Профессиональная проблема  состоит в том, чтобы создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его креативности. Только тогда в полной мере может  быть реализована идея здоровье сбережения всех участников образовательного процесса.

 

Внедряя элементы здоровье сберегающей технологии в учебный процесс, можно определить следующие  цели:

   - создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися;                                                                              - создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей;                                                                                                           - анализ, обобщение и распространение опыта использования здоровье сберегающих технологий на уроках математики и во внеурочное время.

 задачи:                                                                                                                  

 •   Проведение сравнительного анализа состояния здоровья, режима дня, учебной нагрузки и объема домашних заданий учащихся.                                               •   Формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни.                                                                                                              

 •   Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся.                                                                                                          

 •   Повышение физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.                                                                                                                •   Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.                                                           •   Создать методическую копилку по здоровье сберегающим технологиям.

                                               Основная часть.

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Как добиться психологической комфортности на уроке?

  • используйте в своей работе просьбы, а не требования;
  • используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
  • используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;
  • добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;
  • не допускайте стрессовых ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
  • создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;
  • используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?

  • используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской (норма 4-7 видов деятельности за урок));
  • используйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их не позже чем через 10-15 минут;
  • используйте на уроке методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся. Метод свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества. Активный метод - ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик в роли исследователя.
  • используйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за урок, через 15-20 мин урока по 1 минуте из 3х упражнений);
  • наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);
  • стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний.

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями школьной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Как добиться физической комфортности в школе?

  • организация горячего питания в школе;
  • соблюдение питьевого режима;
  • соблюдение гигиенических условий и норм  СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;
  • обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровье сберегающим. В законе « Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. Здоровье сбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения цели.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровье сберегающих технологий. Под здоровье сберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Задачи и задания по здоровье сберегающей тематике.   На уроках математики использую задачи, содержащие сведения о здоровом образе жизни. Они призваны заинтересовать учащихся заботиться о своем здоровье, а учителю по ходу выполнения заданий могут помогать систематизации знаний. Задачи основаны на фактическом материале и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь свое здоровье.                      

На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.

 Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов.

Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Анти стрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

В своей работе систематически использую наглядные образы, заставляющие включать визуальное мышление учащихся.

Поэтому там, где можно дать тому или иному математическому объекту наглядную интерпретацию, делаю это в обязательном порядке.

Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.

Простейшие упражнения обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.  

В качестве примера рассмотрим урок-соревнование по теме: «Уравнения» Учебные задачи:                                                                      

1.Познакомить детей с некоторыми приёмами решения уравнений.                                                                                                                           2.Учить детей нетрадиционным приёмам, нестандартному решению уравнений повышенной трудности.                                                              

Воспитательные задачи:                                                                                    

1. Развивать внимание, память, логическое мышление детей.                                                                              2.Расширять математический кругозор детей и прививать интерес к математике.

Здоровье сберегающие задачи:                                                                                       1. Предупреждение близорукости и нарушений осанки учащихся.                                                                                    2. Увеличение активности учащихся на уроке, снятие напряжения различных групп мышц.                                                                                              

3 Развитие наблюдательности, памяти, воображения.

4.Создание доброжелательной обстановки для принесения детям чувства удовлетворения, лёгкости, радости и желания прийти на занятие снова.

ХОД УРОК

При построении уроков использую в работе  рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровье сберегающей технологией.  Контролирую  чтобы:                                      

 1. Обстановка и гигиенические условия в классе  соответствовали норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).                                                                              

2. Смена видов учебной деятельности на уровне была 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.                                                                            4.  Количество видов преподавания ( словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.                                                                              

5. На урок  выбирались методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.                                                                                                                         6. На уроке  присутствовала смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.                                                        

8. В урок  включались вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.                                                                                                                

 9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.                                                      

 10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние  эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

  Здоровье сберегающая образовательная система, создает максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1.    Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений.

2.    Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти,
мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной
возрастной группы.

3.    Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
в процессе реализации технологии.

4. Использование    разнообразных    видов    здоровье сберегающей
деятельности учащихся
, направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности.

Вывод:  Чтобы образование было качественным заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников,  а это в свою очередь активную работу в получении знаний. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером.

Литература:

1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).

2. СанПин,2008.

3. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения, 2003

4. Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.

5. Москаленко М. Н. Здоровье сберегающие технологии на уроках математики, 2005

6.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)

7.СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).

Интернет ресурсы:

  • http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
  • http://samregion.edu.ru  - cайт Министерства образования и науки Самарской области
  1.  http://www.tiuu.ru/content/pages/53.htm


Оглавление

I. Вводная часть

1. Актуальность ИР                                                            

2. Цель и задачи ИР                                                                  

3. Ожидаемые результаты                                            

II. Основная часть                                                                                    

1. Теоретическое описание модели                                                                                          

2. Описание изменений в образовательном процессе:

2.1. Содержательно-технологический блок                                                          

2.2. Контрольно-оценочный блок                                                                          

3. Ресурсный блок (условия)                                                                                  

III. Заключение

  • Выводы по ИР                                                                                              
  • Прогноз: эффекты и риски                                                                          

IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)

                       

                            Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

 «Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Применение здоровье сберегающих технологий на уроке математики..»

                СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с  20.05___ по ___24.05  2013 года

                   2 сессия с   17.06___по____21.06 .2013 года

                                                            Выполнил (а): Потапова Галина Петровна

 Учитель математики

                                                                                   ГБОУ СОШ с. Хворостянка.

                                                                                                м. р. Хворостянский.

2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Создание коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения II вида»

В статье кратко представлены основные аспекты по созданию коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения для слабослышащих учащихся.  Статья со...

Статья "Подросток и информационная среда"

Результаты социологического исследования в рамках осуществления школьного проекта "Подросток и информационная среда"....

статья "Создание мотивационно-обучающей среды достижения образовательных результатов обучающихся"

Создание мотивационно-обучающей среды достижения образовательных результатов обучающихся...

Статья "Взаимодействие в образовательной среде детского сада и начальной школы в условиях внедрения ФГОС"

Выступление на семинаре: "Взаимодействие в образовательной среде детского сада и начальной школы в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и нач...

Статья о профилактике наркомании среди подростков.

Из опыта работы педагога-психолога....

Статья на тему: «Развивающая среда как обязательное условие реализации образовательной программы».

Статья посвящена значению, созданию и оснащению грамотно организованной развивающей среды в классе, которая помогает раскрытию потенциальных возможностей личности учащегося, содействует его развитию в...

Статья."Организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

Организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью...