Урок алгебры в 7 классе по теме "Разложение разности квадратов на множители"
план-конспект урока (алгебра, 7 класс) на тему

Лежава Лейла Ревазовна

Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков. Используется презентация, конспект урока расписан подробно, что является хорошей помощью для начинающих работать педагогов или студентов, проходящих практику в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему:

 "Разложение разности квадратов на множители".

Тема предыдущего урока: Разложение разности квадратов на множители.

Тема следующего урока: Контрольная работа №7 «Квадрат суммы и разности двух выражений»

Цели урока:

  • Образовательные: выработать умение применять формулу разности  квадратов для тождественных преобразований выражений (раскладывать многочлены на множители; решать неполные квадратные уравнения вида ах2-b=0; применять формулу для вычислений; упрощать выражения), для рационального нахождения значения выражения.
  • Развивающие: совершенствовать умения применять формулу разности квадратов  на практике при решении упражнений, развивать навыки в самостоятельной деятельности и самоконтроле; развивать логическое мышление и вычислительные навыки учащихся,  развивать интерес к предмету;
  • Воспитательные: воспитывать целеустремленность, умение преодолевать трудности, чувство коллективизма, ответственности, настойчивость в достижение цели.  

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений).

Методы обучения: словесные (беседа, объяснение),  наглядные (презентация в Приложение 1),  практические (упражнения, тест).

Методы обучения  по методическим задачам: метод формирования умений и навыков, метод применения знаний, метод контроля.

Из государственного образовательного стандарта. Уметь: выполнять умножение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования целых выражений.

Основные умения и навыки по теме «Разложение разности квадратов на множители»: формулирует правило разложения разности квадратов на множители; знает символическую запись формулы разности квадратов; используя формулу разности квадратов:

а) выполняет разложение многочлена на множители;

б) решает неполные квадратные уравнения вида ах2-b=0;

в) применять формулу для вычислений;

г) упрощает выражения.

Дополнительные умения и навыки, необходимые для освоения перечисленных выше умений: правильно употребляет термины «выражение», «тождество», «тождественное преобразование», «множитель», «многочлен», «уравнение», «корень уравнения», понимает их в тексте и речи учителя; понимает формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители», «представить в виде произведения», «найти значение выражения», «решить уравнение»; выполняет основные действия со степенями с натуральными показателями; выполняет арифметические действия с рациональными числами; решает линейные уравнения;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация (Приложение 1), листы оценивания (Приложение 2); карточки «Зашифрованное слово» (Приложение3); карточки «Задание-экзамен» (Приложение 4); тест (Приложение5).

Структура урока:

1 этап. Актуализация знаний.

  1. Организационный момент-2 мин.
  2. Проверка домашнего задания-4 мин.
  3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний, актуализация опорных знаний-8 мин.

2 этап. Применение знаний, дальнейшее формирование умений и навыков.

2.1 Закрепление знаний. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности-18мин.                                                                                                                                             2.2.Контроль за результатами учебной деятельности-10 мин.                                                                                            

2.3 Домашнее задание-1 мин.

2.4 Рефлексия. Подведение итогов урока.  Организационный момент-2 мин.

Литература:

Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / (Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк  и др.) под редакцией С.А. Теляковского.-17-е изд.-М.: Просвещение, 2010.

Подготовила Лежава Л.Р., учитель первой категории



Предварительный просмотр:

Ход урока.

Эпиграф урока: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».

Тема урока: «Разложение разности квадратов на  множители».

Этапы урока

Время

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности

учащихся

Использование ИКТ

1.1 Организа-

ционный момент.

Объявление темы урока.

Постановка целей  перед учащимися.

2

мин

Здравствуйте, ребята.  Садитесь.

Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только с интересом. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом!». Давайте будем следовать совету писателя: будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием.  В листе оценивания  вы будете выставлять оценки, полученные вами  за каждый этап урока.                    

Тема  урока «Разложение разности квадратов на множители».

Цели урока: выработать умение применять формулу разности квадратов для тождественных преобразований выражений (раскладывать   многочлены  на множители; решать неполные квадратные уравнения вида ах² - b = 0; применять формулу для вычислений; упрощать выражения).

Учащиеся 7 класса встают,  приветствуя учителя.

Учащиеся садятся за свои рабочие места.

Слайд № 1

Французский писатель XIX  столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только с интересом. Чтобы переварить знания, надо поглощать

их с аппетитом!»

Слайд № 2

Тема урока «Разложение

разности квадратов

на множители »

Слайд № 3

Цели урока

1.2. Проверка домашнего задания.

4

мин

Откройте тетради. Проверим выполнение домашнего задания.

Проверяем выполнение № 885 и

№ 889. Будьте внимательны. Выставляем оценку за домашнюю работу в лист оценивания.

Открывают тетради, проверяют домашнее задание, оценивают работу и выставляют оценку в лист оценивания.

Слайд № 4, 5,6

Проверь себя

и оцени

№ 885, № 889

1.3 Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний.

Актуализация знаний.

8

мин

1) Устные упражнения помогут нам в дальнейшей работе.

№ 1.

Прочитайте выражения:

(а – 10в)²

а² - (10в)²

(а - 10в) (а + 10в)

1) №1. Читают выражения:

-квадрат разности двух выражений a и 10в;

-разность квадратов двух выражений а и 10в;

-произведение разности и суммы выражений а и 10в.

Слайд № 7

Устная работа

№ 1.

Прочитайте выражения:

(а – 10в)²

а² - (10в)²

(а - 10в) (а + 10в)

№2.

Представьте выражения в виде квадрата одночлена:

а) 4х²;           в)36m8;       д)9 а4 в²;

б) 0,25а4;      г) а²в4;        е)0,16х 10

№2.Представляют выражения в виде квадрата:

а) (2х)²;    в)(6m4)2;д)(3а2в)²;

б)(0,5а2)2; г) (ав2)2;е)(0,4х5)2 

Слайд № 8

№2.

Представьте выражения в виде квадрата одночлена:

а) 4х²;    б) 0,25а4        в)36m8;   г) а²в4;              д)9 а4 в²;

е)0,16х 10.

2)Ответьте на вопросы:

а) Чему равна разность квадратов двух выражений? Напишите соответствующую формулу (на индивидуальных досках).

б) Какие  преобразования мы можем выполнять, зная формулу разности квадратов?

Вывод: Зная данную формулу, мы сможем делать все эти преобразования, а в дальнейшем сокращать дроби.

Выставим оценки за устную работу в лист оценивания.

2)а)Разность квадратов двух выражений равна произведению разности этих выражений и их суммы.

а² - в² = (а - в) (а + в)

б) раскладывать на множители; сокращенно умножать разность двух выражений на их сумму; решать уравнения;

упрощать выражения;

применять формулу для вычислений.

Слайд № 9

Ответьте на вопросы:…

Слайд № 10

Преобразования, которые можно выполнять, используя формулу разности квадратов…

2.1 Закрепление знаний.

Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности.

Физминутка

18

мин

Сегодня вам предстоит сыграть роль «исследователей», для того чтобы закрепить применение формулы разности квадратов для тождественных преобразований выражений.

Запишите в тетрадях число, классная работа.

1) Работа в тетрадях.

Выполняем № 890 (б, д, е, ж). Проверка № 890 (б, д, е,ж).

Выставим оценки за  работу в тетради в лист оценивания.

2) Выполняем задание «Зашифрованное слово» на карточках:

Вычислите, выберите правильный ответ и заполните таблицу. Зашифрованное слово – великий французский ученый-математик, физик, философ. Назовите его имя. Чем он знаменит?

1.   53²  - 32² =____________________

Д. 1785; С. – 1785; Ж. 1875.

2.    61² - 44² =____________________

И. 185; Е. 1785; В. -1785

3.   231² - 16² =____________________

Ф. 51305; К. 53105; Г. -53105

4.  21,3² -21,2² =___________________

Л. 0,357; А. 3,57; О. 35,7

5.   0,849² - 0,151² =________________

Ф. 202,2771; И. 2,022771; Р. 0,2022771

6.   (6 2/3 )² – (5 1/3)² =_________

М. 11; Т. 16; Д. 12 1/3

Выставим оценки за  задание в лист оценивания

Записывают в тетрадях число, классная работа. Выполняют № 890(б, д, е, ж).       б) ( х-9)(х+9)=0   х1=9; х2=-9                  д) в2 ≥0 решений нет            е) (х-1)(х+1)=0  х1=1; х2=-1                  ж) (2х-3)(2х+3)=0    х1=1,5; х2=-1,5.  Учащиеся  выставляют оценку в лист оценивания.

 

  Выполняют задание на карточке.

Ответ:            

    1.Д; 2.Е;3.К;

    4.А; 5.Р; 6.Т.                  

  Учащиеся  выставляют оценку в лист оценивания

Слайд № 11

Работа в тетрадях

№ 890 (б, д, е, ж).

Слайд № 12

Проверь себя

Слайд № 13

Выполнение задания «Зашифрованное слово» Слайд № 14

Проверь себя

ДЕКАРТ РЕНЕ (1596-1650)

французский философ, математик, физик, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, с этого момента близкую к современной, ввел систему координат.

2.2 Контроль за результатами учебной деятельности

3) Выполняем «Задание – экзамен»на карточках:

Тест составлен по образцу материала для сдачи экзаменов в 9 классе в новой форме, то есть задания с выбором ответа, на соответствие, а в последнем задании надо написать только ответ. На выполнение теста отводится 7 минут. Подпишите тесты.

1.Разложите на множители 81х6у2 – 0,36а2:

а) (9х3у – 0,6а)( 9х3у + 0,6а); б) (9х3у – 0,6а)( 9х3у – 0,6а);

в) (9х3у + 0,6а)( 9х3у + 0,6а); г) (9х3у – 0,06а)( 9х3у + 0,06а);

2.  Найдите удвоенное произведение выражений 2х2 и 3у:

        а) 6х2у;       б) 12х2у;        в) 6ху2;         г) 12ху2.

3. Соотнесите каждый одночлен с квадратом выражения:

        а) 25х2у2;           б) 9в4;        в) 16с8.

        1) (3в2)2        2) (4с4)2        3) (5ху)2        4) (9в2)2

        а)"____;           б) "____;                в) "____.

4. Замените * одночленом так, чтобы данное равенство стало тождеством.

        ( * +3в4)2=25а4+30а2в4+9в8

        а) 25а2;         б) 5а2;       в) 5а;          г) 5а4.

5. Упростите выражение: (0,8х+15)(0,8х-15) + 0,36х2.                     Ответ:________________

Выполняют задание на карточке.

Ответы:

1а;

2б;

3 а)"3,б) "1,в) "2;

4б;

 5 ответ: х2-225

  Учащиеся  выставляют оценку за «Задание – экзамен» в лист оценивания

Слайд № 15

«Задание – экзамен»

Тест составлен по образцу материала для сдачи экзаменов в 9 классе в новой форме, то есть задания с выбором ответа, на соответствие, а в последнем задании надо написать только ответ. На выполнение теста отводится 7 минут

2.3 Домашнее задание к следующему уроку

1

мин

Откройте дневники, запишите домашнее задание:

- повторить правило разности квадратов;

- выполнить № 887, № 893

Учащиеся записывают в дневник домашнее задание.

Слайд № 16

Домашнее задание

№ 887, № 893

2.4.Рефлексия.

 Подведение итогов урока.

Организа-

ционный момент

2 мин.

А теперь ребята продолжите предложение: 

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке я повторил…

Сегодня на уроке я закрепил…

Сегодня на уроке я поставил себе оценку …

Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения…

В каких знаниях уверен…

Помог ли урок продвинуться в знаниях, умениях, навыках по предмету…

Кому, над, чем следовало бы ещё поработать…

Насколько результативным был урок сегодня…

Ребята продолжают предложения.

Слайд № 17

Продолжи предложение

Итак,  сегодня на уроке мы применяли формулу разности квадратов для различных преобразований выражений

(разложения на множители; решения уравнений;

упрощения выражений; для вычислений).

Все работали хорошо,  поглощали знания с аппетитом.

Оценки за урок…

Учащиеся подают дневники.

Слайд № 18

Оценивание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок алгебры в 7 классе Разложение разности квадратов на множители То, что не ясно, следует выяснить. То, что трудно творить, следует делать с великой настойчивостью .

Слайд 2

Цели урока Формулирует правило разложения разности квадратов на множители. Выполняет разложение разности квадратов на множители. Применяет формулу разности квадратов для тождественных преобразований выражений.

Слайд 3

Проверь себя № 885 а) (х - 8)(х + 8); б) (0,4 – с)(0,4 + с); в) (11 – m )(11 + m ); г) (5у – 9)(5у + 9); д) (12 b – с)( 12b + с); е ) (0,8х – 0,7у)(0,8х + 00,7у); ж)(ху – 0,5)(ху + 0,5); з) (с d – а)(с d + а); и) (ах – 2у)(ах + 2у).

Слайд 4

Проверь себя № 889 а) (х ² - 3)( х ² + 3); б) (5 - n³ )( 5 + n³ ); в) (m - а)( m + а); г) (у - р ² )( у + р ² ); д) (с ³ - d³ )( с ³ + d³ ); е) (х ³ - а ² )( х ³ + а ² );

Слайд 5

Проверь себя ж) ( b ² - у)( b ² + у); з) ( m - n³ )( m + n³ ); и) ( а ² - b ² )(а ² + b ² ); к) (с - d  )( с + d  ); л) ( а ² - 4)(а ² + 4); м ( 9 - b ² )(9 + b ² ).

Слайд 6

Устная работа № 1. Прочитайте выражения: (а – 10в) ² а ² - (10в) ² (а + 10в)(а – 10в)

Слайд 7

Устная работа № 2. Представьте выражение в виде квадрата одночлена: а) 4х ² ; в)36 m ; д)9 ав ² ; б) 0,25а; г)а ² в; е)0,16х º .

Слайд 8

Ответьте на вопросы Чему равна разность квадратов двух выражений? Напишите соответствующую формулу (на индивидуальных досках). Какие преобразования мы можем выполнять, зная формулу разности квадратов?

Слайд 9

Преобразования, которые можно выполнять, используя формулу разности квадратов раскладывать на множители; сокращенно умножать разность двух выражений на их сумму; решать уравнения; упрощать выражения; применять формулу для вычислений.

Слайд 10

Работа в тетради Решите уравнение № 890 (б, д, е, ж)

Слайд 11

Проверь себя б) ( х-9)(х+9)=0 х=9; -9 д) в ² ≥0 решений нет е) ( х-1)(х+1)=0 х=1; -1 ж) (2х-3)(2х+3)=0 х=1,5;-1,5

Слайд 12

Вычислите, выберите правильный ответ и заполните таблицу. Зашифрованное слово – великий французский ученый-математик, философ, физик.. Назовите его имя. Чем он знаменит? 1 . 53² - 32² =____________________ Д . 1785; С . – 1785; Ж . 1875. 2. 61² - 44² =____________________ И . 185; Е . 1785; В . -1785 3. 231² - 16² =____________________ Ф . 51305; К . 53105; Г . -53105 4. 21,3² -21,2² =___________________ Л . 0,357; А . 3,57; О . 35,7 5. 0,849² - 0,151² =________________ Ф . 202,2771; И . 2,022771; Р . 0,2022771 6. (6 2/3 )² – (5 1/3)² =_________ М . 11; Т . 16; Д . 12 1/3

Слайд 13

ДЕКАРТ ДЕКАРТ РЕНЕ (1596-1650) французский философ, математик, физик, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, с этого момента близкую к современной, ввел систему координат.

Слайд 14

«Задание – экзамен» Тест составлен по образцу материала для сдачи экзаменов в 9 классе в новой форме, то есть задания с выбором ответа, на соответствие, а в последнем задании надо написать только ответ. ( На выполнение теста отводится 7 минут).

Слайд 15

Домашнее задание повторить правило разности квадратов ; выполнить № 887, №893.

Слайд 16

Подведение итога урока Рефлексия Продолжи предложение Сегодня на уроке я научился… Сегодня на уроке мне понравилось… Сегодня на уроке я повторил… Сегодня на уроке я закрепил… Сегодня на уроке я поставил себе оценку …

Слайд 17

Оценивание Этапы урока ФИО учащихся класса Домашнее задание Устная работа Работа в тетради Работа по карточке «Зашифрованное слово» Работа по карточке «Задание - экзамен» Итоговая оценка

Слайд 18

Итог урока

Слайд 20

Спасибо за урок Спасибо, ребята за урок! Молодцы. Урок окончен.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                       Приложение 2

Лист оценивания.

Фамилия, имя ученика__________________________

  1. Домашнее задание__________21бал.-«5»; 20-19б.-«4»; 18-17б.-«3».
  2. Устная работа_______________ по 1баллу за верный ответ
  3. Работа в тетради____________  по 1б. за верное задание (8б. макс.)
  4. Работа по карточке «Зашифрованное слово»________по1б. (6 макс.)
  5. Работа по карточке «Задание – экзамен»___________ 5б. макс.
  6. Итоговая оценка_______________19 и более-«5», 18-16-«4», 15-13-«3»

                                                   

  Оцените степень усвоения материала:

  • усвоил полностью, могу применять.
  • усвоил полностью, но затрудняюсь применять
  • усвоил частично

(нужное подчеркнуть)

             



Предварительный просмотр:

                                                                                                                  Приложение 3

Задание «Зашифрованное слово».

«Верно определяйте слова и вы освободите мир от половины недоразумений».

Вычислите, применяя формулу разности квадратов. Выберите правильный ответ и заполните таблицу. Зашифрованное слово – великий французский ученый-философ, математик, физик.  Назовите его имя. Что вы о нем знаете?

1.   53²  - 32² =____________________

Д. 1785; С. – 1785; Ж. 1875.

2.    61² - 44² =____________________

И. 185; Е. 1785; В. -1785

3.   231² - 16² =____________________

Ф. 51305; К. 53105; Г. -53105

4.  21,3² -21,2² =___________________

Л. 0,357; А. 3,57; О. 35,7

5.   0,849² - 0,151² =________________

Ф. 202,2771; И. 2,022771; Р. 0,2022771

6.   (6 2/3 )² – (5 1/3)² =_________

М. 11; Т. 16; Д. 12 1/3

1

2

3

4

5

6



Предварительный просмотр:

Приложение 4

«Задание – экзамен».

Тест составлен по образцу материала для сдачи экзаменов в 9 классе в новой форме, то есть задания с выбором ответа, на соответствие, а в последнем задании надо написать только ответ. На выполнение тестов отводится 7 минут. Подпишите тесты.

Тест.

  1. Разложите на множители 81х6у2 – 0,36а2:

а) (9х3у – 0,6а)( 9х3у + 0,6а); б) (9х3у – 0,6а)( 9х3у – 0,6а);

в) (9х3у + 0,6а)( 9х3у + 0,6а); г) (9х3у – 0,06а)( 9х3у + 0,06а);

     2.  Найдите удвоенное произведение выражений 2х2 и 3у:

        а) 6х2у;       б) 12х2у;        в) 6ху2;         г) 12ху2.

3. Соотнесите каждый одночлен с квадратом выражения:

        а) 25х2у2;           б) 9в4;        в) 16с8.

        1) (3в2)2        2) (4с4)2        3) (5ху)2        4) (9в2)2

        а)____;           б) ____;                в) ____.

4. Замените * одночленом так, чтобы данное равенство стало тождеством.

        ( * +3в4)2=25а4+30а2в4+9в8

        а) 25а2;         б) 5а2;       в) 5а;          г) 5а4.

5. Упростите выражение: (0,8х+15)(0,8х-15) + 0,36х2.                     Ответ:________________



Предварительный просмотр:

Итог урока

 

                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для урока алгебры в 7 классе по теме «Разложение разности квадратов на множители».

Методическая разработка для урока алгебры в 7 классе по теме «Разложение разности квадратов на множители».Федотова Е.А., учитель математики...

урок алгебры в 7 классе по теме: "Разложение разности квадратов на множители"

План данного урока позволяет  закрепить знание формул сокращённого умножения, рассмотреть их геометрический смысл....

конспект урока по теме "Разложение разности квадратов на множители" алгебра 7 класс

ЦЕЛИ: 1. Сформировать умение применять формулу(a-b)(a+b) =2. научиться применять формулу разности квадратов3.Воспитание внимательности, упорства при достижении целей, самостоятельности при решен...

Презентация к уроку алгебры 7 класс по теме "Разложение многочлена на множители различными способами" УМК Макарычев и др.

Презентация к уроку алгебры 7 класс по теме "Разложение многочлена на множители различными способами" УМК Макарычев и др....

Методическая разработка дистанционного урока в 7 классе на тему "Формула разности квадратов. Разложение разности квадратов на множители"

Тип урока: урок открытия новых знанийЦели урока: Рассмотреть формулу разности квадратов двух выражений;Рассмотреть еще один способ разложения многочлена на множителиРассмотреть использование формул со...

Разработки к урокам. Технологическая карта урок алгебры 7 класс "Сумма и разность кубов"

Технологическая карта к уроку алгебры 7 класс " Сумма и разность кубов"...

Урок алгебра 7 класс Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений

Технологическая карта урока алгебра 7 класс Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений...