Урок открытия новых знаний по теме "Координатная плоскость". Математика 6 класс. Учебник Петерсон Л.Г.
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Материал содержит конспект урока математики 6 класса по теме "Координатная плоскость". Первый урок в теме - урок открытия новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Координатная система координат". Математика 6 класс. Петерсон Л.Г. | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Прямоугольная система координат».
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Основные цели: сформировать понятие координатной плоскости, способность к определению координат точек и построению точек по их координатам; повторить и закрепить: действия с рациональными числами, понятие модуля числа, решение уравнений и неравенств с модулем.
1. Самоопределение к деятельности.
- Здравствуйте, ребята!
– Какое задание дома не соответствовало теме, которую мы изучали последние уроки? (Построение многоугольника по координатам его вершин).
– Что вам необходимо было вспомнить при выполнении этого задания? (Правило построения точек на координатном угле).
– В жизни мы сталкиваемся с понятиями координаты точек, определение координат? (Да, координаты местонахождения, какого то человека или объекта, это значит некоторые данные, по которым можно было бы этого человека или объект найти).
– Важно уметь понимать, как задать или как заданы координаты? (От этого зависит найдём мы этот объект или нет)
– Вы заметили, какую-нибудь особенность в координатах точек, в домашнем задании? (Среди координат не было положительных чисел).
- Сегодня мы продолжим изучение правила построения точек с координатами, выраженными рациональными числами.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
1. Вычислите:
(– 9; – 5; – 7; – 3) |
– Назовите полученные результаты в порядке убывания. Какую закономерность вы заметили? (- 3; - 5; - 7; - 9; каждое следующее число меньше предыдущего на 2).
– Продолжите ряд на три числа вперед. (- 3; - 5; - 7; - 9; - 11; - 13; - 15)
– Назовите самое большое число в данном ряду чисел, самое маленькое. (Самое большое число – 3, самое маленькое – 15). – Укажите число противоположное –m, если ; . (3; 15). |
2. Назовите модуль координат точек, отмеченных на координатной прямой:
(9; 7; 5; 3; 0).
3. Назовите координаты точек A, K, Q на координатном угле:
(А (1; 2); R (2; 4); Q (3; 6))
Индивидуальное задание:
– Нарисуйте на середине листа координатный угол и постройте точки с координатами:
А (- 1; 2); R (- 2; 4); Q (- 3; - 6).
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
- В чем возникло затруднение? (В координатном угле построить эти точки нельзя, т.к. ни на оси абсцисс, ни на оси ординат нет точек, соответствующих отрицательным числам.)
- Какая задача встала перед нами? (Расширить координатный угол, чтобы можно было отмечать точки с любыми координатами).
- Сформулируйте тему урока. (Правило построения точек с рациональными координатами)
- Запишите тему в тетрадях.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
– Какие есть предложения?
Если предложений не будет, то спросить ребят, что мы сделали, когда у нас встала необходимость отметить на координатном луче точку с отрицательной координатой. (Координатный луч заменили координатной прямой).
– Что надо сделать с координатными лучами в координатном угле? (Заменить их координатными прямыми).
– Вспомните определение координатного угла. (Координатный угол – это два взаимно перпендикулярных луча: их общее начало – начало отсчёта, выбран единичный отрезок, указано направление стрелочками, обозначены лучи (луч ОХ – ось абсцисс, луч ОY – ось ординат).
Определение на доске
– Что в этом определении надо изменить? (Слово лучи заменить на прямые).
– Прочтите, что получится. (Учащиеся читают постепенно заменяя некоторые слова на новые: вместо слова лучи на доске появляется слово прямые, их общее начало на их точка пересечения.)
– Что ещё осталось заменить? (Координатный угол, потому, что получилось четыре угла).
– Чем можно заменить координатный угол? (Учащиеся предлагают свои варианты, в итоге обсуждения появляется название координатная плоскость).
– Нарисуйте в соответствии определению координатную плоскость.
В тетрадях выполняют задание самостоятельно.
y
1
0 1 x
– Сколько углов образовалось при построении координатной плоскости? (Четыре координатных угла).
– В математике принято обозначать эти углы римскими цифрами. Как вы думаете, какой первый координатный угол? (Наверно тот, из которого получилась плоскость).
– Верно, а дальше нумерация производится против часовой стрелки.
– Пронумеруйте координатные углы или их ещё называют координатные четверти.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно, затем проверяют подоске.
y
II I
1
0 1 x
III IV
– Что надо помнить, когда строим точки по координатам или определяем координаты по точке на плоскости? (Что первая координата всегда берётся на оси абсцисс, а вторая на оси ординат).
– Запишите в общем виде координату любой точке.
А (x; y)
– Теперь вы можете выполнить задание, которое вам было предложено? (Да).
Учащиеся выполняют задание в тетрадях, три ученика у доски (по одному строят по одной точке)
– Составьте алгоритм построения точек на координатной плоскости.
Алгоритм построения точек в координатной плоскости.
- Найти на оси абсцисс число соответствующее первой координате (провести через неё пунктирную прямую).
- Найти на оси ординат число соответствующее второй координате (провести через неё пунктирную прямую).
- Отметить точку пересечения пунктирных прямых, обозначить заглавной буквой латинского алфавита.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
№ 171 (первые две точки строят учащиеся у доски, работая по алгоритму, построение двух других точек проговаривают в парах).
– Что надо уметь, чтобы ответить на поставленный вопрос? (Как определить координаты построенной точки).
– Составьте алгоритм определение координат токи в координатной плоскости.
Алгоритм определения координат точки в координатной плоскости.
- Провести пунктирные прямые из точки на оси координат.
- Указать числа, соответствующие точкам пересечения пунктирных прямых с осями координат.
- Записать точку и в скобках её координаты: первая по оси абсцисс, вторая по оси ординат.
– Выполните задание до конца. (Один ученик выполняет задание, опираясь на алгоритм).
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
№ 176 (а)
На доске дан эталон выполнения задания по алгоритму.
После проверки и анализа результатов отвечаем на два дополнительных вопроса, предложенных в задании.
7. Включение в систему знаний и повторение
№ 176 (б, в)
№ 185; 186; 187.
8. Рефлексия деятельности.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что использовали для «открытия» нового знания?
- Мы достигли поставленной цели?
- Как вы оцените свою работу на уроке?
Домашнее задание: П.3.4.1, № 196, № 197; 204, принести миллиметровую бумагу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок открытия нового знания в технологии деятельностного метода Петерсон Л.Г. Достопримечательности Нью-Йорка
Достопримечательности Нью-Йорка...
Интегрированный урок открытия новых знаний по информатике и математике "Кодирование информации. Метод координат" в 5 классе
http://metodist.lbz.ru/konkursy/files/konkmr/5-2015.pdf...
Конспект урока открытия новых знаний по теме "Бактерии" (5 класс,в соответствии с ФГОС)
технологическая карта к уроку биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС...
Урок-открытие новых знаний по геометрии в 8 классе "Теорема Пифагора"
План-конспект (технологическая карта) по геометрии по теме «Теорема Пифагора» Учитель математики МАОУ СОШ № 93 г. Краснодара Обмочиева Г.Л.Класс 8Е Дата проведения.17.01.20018Ц...
Технологическая карта: Урок открытия новых знаний по биологии в 5 классе на тему " Строение клетки» .
Урок открытия новых знаний по биологии в 5 классе на тему " Строение клетки» разработан с использованием технологии системно-деятельностного подхода в обучении. Структура урока постро...
Урок открытия новых знаний по геометрии в 7 классе: Равнобедренный треугольник и его свойства
Данная презентация полезна будет для учителей математики,которые работают в 7 классе и преподают геометрию. В материале представлен урок открытия новых знаний по теме: равнобедренный треугольник и его...
Методическая разработка урока открытия новых знаний по технологии в 5 классе Тема: «Квадрокоптер и его возможности»
Учебный предмет «Технология» в современной школе интегрирует знания по разным предметам и становится одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности, проектного,...