Конспект урока открытия новых знаний по теме "Бактерии" (5 класс,в соответствии с ФГОС)
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
технологическая карта к уроку биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.docx | 56.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | Биология |
Класс | 5 |
Тема урока | Бактерии |
Цели урока: | Содержательная: расширение понятивной базы за счёт включения в неё новых элементов. |
Деятельностная:формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. | |
Задачи урока | Образовательная:изучить отличительные признаки бактериальной клетки, уметь находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств; Иметь представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности; Называть примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций. Развивающая: способствовать развитию умений анализировать и сравнивать,способствовать развитию познавательного интереса к биологии. Воспитывающая:Создать условия для восприятия научной картины мира,формировать способности к позитивному сотрудничеству. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Основное содержание темы, термины и понятия |
|
Межпредметные связи (указать предметы) | экология |
Формы работы | Индивидуальная коллективная |
Методы и методические приемы | проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
|
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | 1. Демонстрирует натуральные объекты 2. Задает вопросы: - Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках? - Какие изменения произошли с яблоком? | Рассматривают объекты, - вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; - отмечают, что это яблоко подвержено гниению; | Личностные:смыслообразование,самоопределение Коммуникативные:отслеживание действия учителя,умение слушать и слышать |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Подготовка мышления учащихся ,организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий? - Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения. | - предполагают, что это результат деятельности бактерий, - высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей. | Регулятивные:целеполагание,постановка учебной задачи на основе соотнесения того что уже известно и усвоено учащимися и того что ещё неизвестно Познавательные:овладение умениями видеть проблему,формулируют познавательную цель Коммуникативные:сотрудничество с учителем и одноклассниками,владение диалогической речью |
3.Выявление места и причины затруднений | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то в чём именно состоит недостаточность их знаний ,умений или способностей. | Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру. - Я утверждаю, что полностью избавилась от бактерий на данном яблоке. Так ли это? | - Высказывают своё мнение, - предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, | Регулятивные:осознание того,что уже освоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: умение выражать свои мысли ,строить высказывания. Познавательные:умение анализировать,выявлять причины затруднений |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе –выбор способа и средства их реализации. | - Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение? - Где найти эти знания? - Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете? Формулирует и записывает учебную задачу: “Как сохранить яблоко свежим?”. 2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о бактериях, обитающих на яблоке. | - предлагают различные источники знаний, - выдвигают предположения- высказывают свои мнения, - Высказывают предположения. | Регулятивные:определение последовательности промежуточных целей ,составление плана и последовательности действий Познавательные:выбор наиболее эффективного способа решения задачи. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные:осознание значимости данных вопросов |
5.Реализация построенного проекта. | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи ,вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Анализирует предложения учащихся и предлагает ответить на вопросы. - Какое имеют строение? - Какую имеют форму? - Когда и как размножаются? | -работают с рисунком «Строение бактериальной клетки» учебник стр. 60. -анализируют схему «Формы бактерий» (электронное приложение (www.drofa.ru) -работают с поиском информации учебник стр. 61 | Регулятивные:прогнозирование ,предвосхищение результата и уровня усвоения,его временных характеристик. Познавательные:извлечение необходимой информации; уметь создавать ,применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные:сотрудничество с учителем и одноклассниками; владение монологической и диалогической речью. Личностные:формирование целостности мировозрения. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | - Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней. Почему этого не происходит? Что происходит с бактериями в неблагоприятных условиях? - Приносят пользу или вред? | - выслушивают мнения друг друга _Знакомятся с ЦОР «Спорообразование у бактерий». (электронное приложение (www.drofa.ru) - Знакомятся с ЦОР «Многообразие бактерий». (электронное приложение (www.drofa.ru), обмен мнениями по данному вопросу. | Регулятивные:осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата. Коммуникативные:уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные:выбор наиболее эффективного способа решения задачи; извлечение необходимой информации;чётко излагают свои мысли . Личностные:формирования целостного мировозрения ,соответствующего уровню развития науки и общественной практики. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения пробного учебного действия ,применение нового знания в типовых заданиях. | Выполнение заданий в тетради на печатной основе
Задаёт домашние задание § 11, вопросы на с. 63 (у), задания р. т. № 63, 64 68 – 70, не менее 3-х по выбору. По желанию подготовить короткие сообщения о бактериальных болезнях людей. | - Выполняют задания в рабочей тетради. Осуществляют проверку и взаимопроверку - Выполняют задания в рабочей тетради. Осуществляют проверку и взаимопроверку - Выполняют задания в рабочей тетради. Осуществляют проверку и взаимопроверку | Регулятивные:планировать и прогнозировать результат; осознавать самого себя как движущую силу своего научения,свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные:применять полученные знания Коммуникативные:формировать контроль и самоконтроль понятий и алгоритмов; уметь письменно с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные:формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действий в систему знаний. | Задаёт вопросы Можно ли на Земле обойтись без бактерий? 1. положительного значения бактерий в природе; 2 пользы бактерий для человека; 3 вреда бактерий для человека; 4 способов сохранения продуктов питания; 5 методов профилактики бактериальных инфекций. | Делают вывод об огромной роли бактерий. | Регулятивные:формируют способность выбирать установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и окружающих. Познавательные:развивает оперции мышления,строить логическое рассуждение ,включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные:умение адекватно использовать речевые средства для дисскусии. Личностные:реализуют установки здорового образа жизни |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Отметьте, на каком уровне шкалы успеха находятся ваши познания о бактериях. | - отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Отмечают на каком уровне шкалы успеха находятся их познания о бактериях. | Регулятивные:оценивание: выделение и осознание учащимися того ,что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения Познавательные:рефлексия способов и условий действия,контроль и оценка процесса и результататдеятельности. Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Личностные:формирование навыков самоанализа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «открытия» нового знания "Школьное образование" 6 класс.
Конспект урока разработан с учетом требований ФГОС....
Конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" 5 класс
Представлен конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" (с УУД)...
Конспект урока открытия нового знания в 7 классах по теме "Умножение одночлена на многочлен"
Разработка урока по алгебре по теме "Умножение одночлена на многочлен" по системно-деятельностной методике - урокоткрытия новых знаний....
Конспект урока открытого русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока «Прямое и переносное значение слова»
Технология проблемно- развивающего обучения....
Конспект урока открытия новых знаний по теме "Уравнение cos x = a" 10 класс
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды...
Конспект урока открытия новых знаний по теме "Уравнение cos x = a" 10 класс
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды...
ФГОС конспект урока открытия новых знаний по теме «Пассивный залог в прошедшем времени (Past Passive)»
Предмет: английский языкКласс: 5Тема урока: «Пассивный залог в прошедшем времени (Past Passive)»Тип урока: открытия новых знанийНаименование учебника, автор (ы) учебника: «English&ra...