Конспект урока открытия новых знаний по теме "Бактерии" (5 класс,в соответствии с ФГОС)
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Козловская Татьяна Васильевна

технологическая карта к уроку биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx56.86 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Биология

Класс

5

Тема урока

Бактерии

Цели урока:

Содержательная: расширение понятивной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Деятельностная:формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Задачи урока

Образовательная:изучить отличительные признаки бактериальной  клетки, уметь находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;

Иметь представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;

Называть примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.

Развивающая: способствовать развитию умений анализировать и сравнивать,способствовать развитию познавательного интереса к биологии.

Воспитывающая:Создать условия для восприятия научной картины мира,формировать способности к позитивному сотрудничеству.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Основное содержание темы, термины и понятия

  • Места обитания и существенные признаки бактерий: строение клетки и жизненные формы;
  • Процессы жизнедеятельности: размножение, образование спор;
  • Значение бактерий в природе и в жизни человека;
  • Меры профилактики бактериальных инфекций.

Межпредметные связи (указать предметы)

экология

Формы работы

Индивидуальная

коллективная

Методы и методические приемы

проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

  • словесные (беседа, диалог);
  • наглядные (работа с рисунками, схемами, натуральными объектами);
  • практические (составление схем, поиск информации, )
  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

1. Демонстрирует натуральные объекты

img2

2. Задает вопросы:

- Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?

- Какие изменения произошли с яблоком?

Рассматривают объекты,

- вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека;

- отмечают, что  это яблоко подвержено гниению;

Личностные:смыслообразование,самоопределение

Коммуникативные:отслеживание действия учителя,умение слушать и слышать

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Подготовка мышления учащихся ,организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?

- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.

- предполагают, что это результат деятельности бактерий,

 - высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей.

Регулятивные:целеполагание,постановка учебной задачи на основе соотнесения того что уже известно и усвоено учащимися и того что ещё неизвестно

Познавательные:овладение умениями видеть проблему,формулируют познавательную цель

Коммуникативные:сотрудничество с учителем и одноклассниками,владение диалогической речью

3.Выявление места и причины затруднений

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то в чём именно состоит недостаточность их знаний ,умений или способностей.

Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру.

- Я утверждаю, что полностью избавилась от бактерий на данном яблоке. Так ли это?

- Высказывают своё мнение,

- предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий,

Регулятивные:осознание того,что уже освоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли ,строить высказывания.

Познавательные:умение анализировать,выявлять причины затруднений

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе –выбор способа и средства их реализации.

- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?

- Где найти эти знания?

- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?

img3

 Формулирует и записывает учебную задачу: “Как сохранить яблоко свежим?”.

2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о бактериях, обитающих на яблоке.

- предлагают различные источники знаний,

- выдвигают предположения-

высказывают свои мнения,

- Высказывают предположения.

Регулятивные:определение последовательности промежуточных целей ,составление плана и последовательности действий

Познавательные:выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:осознание значимости данных вопросов

5.Реализация построенного проекта.

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи ,вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Анализирует предложения учащихся и предлагает ответить на вопросы.

 - Какое имеют строение?

- Какую имеют форму?

- Когда и как размножаются?

-работают с рисунком «Строение бактериальной клетки» учебник стр. 60.

-анализируют схему «Формы бактерий» (электронное приложение (www.drofa.ru)

-работают с поиском информации учебник стр. 61

Регулятивные:прогнозирование ,предвосхищение результата и уровня усвоения,его временных характеристик.

Познавательные:извлечение необходимой информации; уметь создавать ,применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:сотрудничество с учителем и одноклассниками; владение монологической и диалогической речью.

Личностные:формирование целостности мировозрения.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

- Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях  потомство всего одной бактерии  может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.  

Почему этого не происходит?

Что происходит с бактериями  в неблагоприятных условиях?

- Приносят пользу или вред?

- выслушивают мнения друг друга

_Знакомятся с ЦОР «Спорообразование у бактерий». (электронное приложение

(www.drofa.ru)

- Знакомятся с ЦОР «Многообразие  бактерий». (электронное приложение

(www.drofa.ru), обмен мнениями по данному вопросу.

Регулятивные:осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Коммуникативные:уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные:выбор наиболее эффективного способа решения задачи; извлечение необходимой информации;чётко излагают свои мысли .

Личностные:формирования целостного мировозрения ,соответствующего уровню развития науки и общественной практики.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения пробного учебного действия ,применение нового знания в типовых заданиях.

Выполнение заданий в тетради на печатной основе

  1. Задание № 65, с. 34 «Строение бактериальной клетки»
  2. Задание № 67, с. 34 «Какой процесс изображен на рисунке?, Охарактеризуйте его?»
  3. Задание № 66, с. 34 «Что такое спора? Какова ее роль в жизни бактерий?

Задаёт домашние задание

§ 11, вопросы на с. 63 (у),  задания р. т. № 63, 64 68 – 70, не менее  3-х  по выбору.

 По желанию подготовить короткие сообщения о бактериальных болезнях людей.

- Выполняют задания в рабочей тетради.

Осуществляют проверку и взаимопроверку

- Выполняют задания в рабочей тетради.

Осуществляют проверку и взаимопроверку

- Выполняют задания в рабочей тетради.

Осуществляют проверку и взаимопроверку

Регулятивные:планировать и прогнозировать результат; осознавать самого себя как движущую силу своего научения,свою способность к преодолению препятствий  и самокоррекции.

Познавательные:применять полученные знания

Коммуникативные:формировать контроль и самоконтроль понятий и алгоритмов; уметь письменно с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:формирование навыков самоанализа и самоконтроля

8. Включение в систему знаний и повторение.

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действий в систему знаний.

Задаёт вопросы

Можно ли на Земле обойтись без бактерий?

1. положительного значения бактерий в природе;

2 пользы бактерий для человека;

3  вреда бактерий для человека;

4 способов сохранения продуктов питания;

5 методов профилактики бактериальных инфекций.

Делают вывод об огромной роли бактерий.

Регулятивные:формируют способность выбирать установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и окружающих.

Познавательные:развивает оперции мышления,строить логическое рассуждение ,включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:умение адекватно использовать речевые средства для дисскусии.

Личностные:реализуют установки здорового образа жизни

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

 Отметьте, на каком уровне шкалы успеха  находятся ваши познания о бактериях.

Viii. Система оценки достижений планируемых результатов при …Viii. Система оценки достижений планируемых результатов при …

- отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Отмечают на каком уровне шкалы успеха находятся их познания о бактериях.

Регулятивные:оценивание: выделение и осознание учащимися того ,что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:рефлексия способов и условий действия,контроль и оценка процесса и результататдеятельности.

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Личностные:формирование навыков самоанализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «открытия» нового знания "Школьное образование" 6 класс.

Конспект урока разработан с учетом требований ФГОС....

Конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" 5 класс

Представлен конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" (с УУД)...

Конспект урока открытия нового знания в 7 классах по теме "Умножение одночлена на многочлен"

Разработка урока по алгебре по теме "Умножение одночлена на многочлен" по  системно-деятельностной методике - урокоткрытия новых знаний....

Конспект урока открытия новых знаний по теме "Уравнение cos x = a" 10 класс

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды...

Конспект урока открытия новых знаний по теме "Уравнение cos x = a" 10 класс

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды...

ФГОС конспект урока открытия новых знаний по теме «Пассивный залог в прошедшем времени (Past Passive)»

Предмет: английский языкКласс: 5Тема урока: «Пассивный залог в прошедшем времени (Past Passive)»Тип урока: открытия новых знанийНаименование учебника, автор (ы) учебника: «English&ra...