Методическая разработка урока математики в 5 классе "Среднее арифметическое нескольких чисел"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Любовь Николаевна Жак

Цель  урока: формировать представление о среднем арифметическом нескольких чисел; познакомить  учащихся с правилом нахождения среднего арифметического и его использованием при решении несложных задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.3 КБ
Файл urok_matematiki.pptx944.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Оханск Пермский край

Урок математики в 5 классе.

Учитель математики Жак Л.Н.

Слайд 1.Тема «Среднее арифметическое нескольких чисел».

Цель  урока: формировать представление о среднем арифметическом нескольких чисел; познакомить  учащихся с правилом нахождения среднего арифметического и его использованием при решении несложных задач.

Задачи:

- формирование предметных УУД:  

научить в реальной жизни использовать  «среднее арифметическое нескольких чисел»,

  - формирование  личностных УУД:  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовываться для работы в группы, воспитывать ответственность и аккуратность.

- формирование регулятивных УУД:

  1. умение обрабатывать информацию ; представлять информацию в нужной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;  контроль и оценка  результатов деятельности.

Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная .

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-выводят определение и правило среднего арифметического нескольких чисел;

-работают с текстом учебника;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point

  1. Организационный момент.
  2. На доске написана проблема:

Почему на устном счете повторили только два арифметических действия? (Ответ на вопрос жду в конце урока)

-Добрый день!

- Все ли готовы к уроку?  (Отметить кто отсутствует на уроке)

- Все ли приготовлено к уроку?

Молодцы! Садитесь, пожалуйста.

На столе у каждого ученика лежит карта оценивания вашей работы на уроке. ( Подписывают  карту Ф.И.)

Как вы думаете, с чего начнем урок? С устного счета.

  1. В рабочей тетради записать число, классная работа.

Слайд 2.Устный счет:

3,7+ 5,12                10,15+31    0,14+1,4    1,03+1,3       12,1+1,21

36,6:6                     4,7:10           1,8:9         1,5:5             0,3:2

В тетради записать только ответы, в два столбика. В один столбик ответы к примерам на сложение, в другой на вычитание.

У первого, кто решит, проверяет учитель. Затем ученик называет ответы , осуществляется взаимопроверка. Критерии оценивания устного счета:

10 прав.ответов  - «5», 8-9 – оценка «4», 6-7 –оценка «3».

Оценка выставляется в оценочный лист – задание №1.

Что особенного заметили в устном счете? ( Только два действия с десятичными дробями). Почему только два? Постарайтесь найти ответ на вопрос в течение урока.

Слайд 3. Решите задачу:а) В 5а классе 24 ученика, в 5б классе 27 учеников, в 5в классе 27 учеников.Что нужно предпринять, чтобы учеников в классах стало поровну? (Варианты ответов: перевести из класса в класс, уравнять действием и т.д.)

Слайд 4.  Решение записать в тетрадь: (24+27+27):3=78:3=26 (чел.)

Вывод: в среднем по 26 человек в классе.

Слайд 5.6, 7.  Б) Температура воздуха 9 апреля ночью была +9, утром +3, днем +5, вечером +2. Какая температура была 9 апреля? (Обсуждение и варианты ответов проговаривают устно)

В тетрадь записать: (2+3+5+2):4=12:4=3

Вывод: средняя температура воздуха 9 апреля была+3.

Обратить внимание учащихся на понятие «средняя величина», полученная при решении задач.

4.Практическая работа. Один ученик у доски.

Выписать через запятую оценки за домашнюю работу из своей тетради.

- Можно ли по оценкам сказать, кто лучше готовит домашнее задание?

– Не  всегда

-Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?

-Выставить итоговую.

-Как это сделать?

- Сосчитать среднюю оценку.

Вычисляют среднюю оценку за домашнее задание. (Повторили округление чисел)

Слайд 8.  Как называется величина, которая показывает среднее и вычисляется с помощью арифметических действий?

Слайд 9.     Среднее арифметическое.

-Кто сможет сказать, что такое среднее арифметическое нескольких чисел?

-Как его вычислить? (Проговаривают учащиеся)

Вывод записывают на доске  и в тетради:

Слайд 10.    Среднее арифметическое = (сумма чисел) : (количество слагаемых)

Промежуточный итог урока. Повторить правило по учебнику на стр.226

Слайд 11.

5.Ученик проводит физкультминутку.

Поднимает руки класс – это «раз»

Повернулась голова _ это «два»

Руки вниз, вперед смотри _ это «трт»

Руки в стороны пошире развернули на « четыре»

С силой их к плечам прижать _ это «пять»

Всем ребятам надо сесть _ это «шесть».

Вопрос: Как найти ср. арифметическое?

Найдите среднее арифметическое чисел использованных в стихотворении.

1 вариант из 1-3 строчек, 2 – вариант из 4-6 строчек.

Критерии оценивания: верно и  сам – «5», затрудняюсь, но сделал - «4».

Оценку занести в лист оценивания , задание №2.

Назвать, где используется понятие «среднее арифметическое»?

-среднее количество осадков;

- средняя заработная плата;

- средняя уродайность картофеля, зерновых;

- средняя оценка в фигурном катании и т.д.

6. Решение задач, первичный контроль знаний.

Слайд 12.   Учебник: стр 227 №1502

Слайд 13,14.  №1497 а, б, в. (самостоятельно с проверкой)

Оцените свою работу на уроке и выставьте оценку в оценочный лист: задание №3.

Слайд 15,16    Сосчитайте среднее арифметическое трех оценок - это оценка за ваш труд на уроке! Оценочные карты сдать.

Слайд 17.  Итог: Что узнали нового на уроке?

Сможете ли ответить на проблемный вопрос?

Слайд 18.

7.Домашнее задание: Выучить правило на стр 226 в учебнике. Вычислить средний возраст вашей семьи.

Слайд 19.

8. Отдохнем!

Найти среднее арифметическое:

Велосипеда и мотоцикла (мопед)

Апельсина и лимона (грейпфрут)

Туфельки и сапога (ботинок)

Портфеля и ранца (рюкзак)

Фамилия Имя

Задание

Оценка

№1

 №2

№3

Ср. оценка за урок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики 5 класс МБОУ СОШ №1 г. Оханск Пермский край учитель математики Л.Н. Жак

Слайд 2

Устный счет 3,7 + 5,12 36,6 : 6 10,15 +31 4,7 : 10 0,14 + 1,4 1,8 : 9 1,03 + 1,3 1,5 : 5 12,1 + 1,21 0,3 : 2

Слайд 3

Решите задачу 5а кл. – 24 чел. 5б кл. – 27 чел. 5в кл. – 27 чел.

Слайд 4

Решение: (24 + 27 + 27 ) : 3 = 78 : 3 = 26 (чел.) В 5 классах в среднем по 26 человек.

Слайд 5

Температура воздуха 9 апреля была: Ночью +2 Утром +3 Днем +5 Вечером +2 Какая температура воздуха была 9 апреля?

Слайд 6

Решение: (2 + 3 + 5 + 2) : 4 = 3 Средняя температура воздуха 9 апреля была +3 .

Слайд 8

Как называется величина, которая показывает среднее и вычисляется с помощью арифметических действий?

Слайд 9

Среднее арифметическое

Слайд 10

Ср. арифметическое это частное от деления суммы чисел на число слагаемых

Слайд 11

Поднимает руки класс – это «раз» Повернулась голова – это «два» Руки вниз, вперед смотри – это «три» Руки в стороны пошире развернули на «4» С силой их к плечам прижать – это «5» Всем ребятам надо сесть – это «6».

Слайд 12

Фигурное катание

Слайд 13

Работаем самостоятельно Из учебника: стр. 227 №1497 а.б,в.

Слайд 14

№ 1497 а) (70,6 + 71,3):2 =70,95 б) (0,1 + 0,2 + 0,3) : 3 = 0,2 в) (1,11 + 1,12 + 1,19 + 1,48) : 4 = 1,225

Слайд 15

Поставь себе оценку за работу на уроке!

Слайд 16

Почему же повторили только два арифметических действия на устном счете?

Слайд 17

Итог урока Что узнали нового на уроке? Что такое среднее арифметическое нескольких чисел? Как вычислить среднее арифметическое? Где встречается среднее арифметическое?

Слайд 18

Домашнее задание Выучить правило. Вычислить средний возраст своей семьи. или Составить свое задания по теме урока и выполнить его.

Слайд 19

Отдохнем! Найдите среднее арифметическое : Велосипеда и мотоцикла Трамвая и поезда Апельсина и лимона Туфельки и сапога Портфеля и ранца Носка и чулка Холодильника и вентилятора Пианино и баяна

Слайд 20

Спасибо за урок. МОЛОДЦЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в 9 классе по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Цель урока: формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных  компетенцийЗадачи урока:дидактические: систематизировать знания по теме арифметическая и геометрическая прог...

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости, "

Конспект урока математики 6 класса по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости". При подборе материала использованы материалы учебника, интернета....

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Сложение целых чисел"

На данном уроке учащимся предлагается совершить путешествие по улицам сказочного математического города, на которых их ждут испытания в виде решения нестандартных, творческих задач...

Методическая разработка урока математики "Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд"

Данная разработка урока для обучающихся 5 класса школ VIII  вида. ...

Методическая разработка урока математики в 9 классе "Умножение чисел, полученных при измерении площадей, выраженных в десятичных дробях на однозначное и двузначное число"

На уроке закрепляются навыки работы с измерительными приборами. Урок способствует социализации учащихся, т.к. построен на бытовом материале....

Методическая разработка урока математики в 7 классе по теме: "Разложение на множители с применением нескольких способов"

Тема урока:  «Разложение на множители с применением нескольких способов»Тип урока:  урок систематизации и обобщения знанийФорма урока: комбинированный урокЦель урока: обобщение з...