Интегрированный урок по алгебре и информатике. Тема урока: “ Квадратные уравнения. Электронная таблица”. 7 класс
план-конспект занятия по алгебре (7 класс) на тему

Саватеева Ирина Петровна

Цели:

  •  воспитывать дисциплинированность, стремление к современной    организации трудовой деятельности;
  •  развивать умение применять знания в нестандартных ситуациях;
  •  сформировать представления о квадратных уравнениях, о решении квадратных уравнений с помощью формул сокращённого умножения;
  •  повторить формулы сокращённого умножения;
  •  закрепить полученные знания по теме в электронной таблице «Excel».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_algebre_i_informatike_v_7.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по алгебре и информатике в 7-м классе

Тема урока: “ Квадратные уравнения. Электронная таблица”.

Цели: 

  •  воспитывать дисциплинированность, стремление к современной    организации трудовой деятельности;
  •  развивать умение применять знания в нестандартных ситуациях;
  •  сформировать представления о квадратных уравнениях, о решении квадратных уравнений с помощью формул сокращённого умножения;
  •  повторить формулы сокращённого умножения;
  •  закрепить полученные знания по теме в электронной таблице «Excel».

Знания и умения: 

    ● знать формулы сокращённого умножения, уметь разлагать на множители по формулам сокращённого умножения;

    ● иметь представления о квадратных уравнениях;

    ● уметь решать квадратные уравнения с помощью формул сокращённого умножения;

    ● уметь открывать документ созданный на Excel, сохранять электронную таблицу, переименовать листы;

     ● знать расширение файлов, содержащих электронную таблицу, знать с какого знака начинается формула.

Оборудование: динамические карточки, домино, карточки, мультимедийный проектор, компьютеры, доска.

Литература: 

  1.  В. Рычков. Краткий курс Excel 2000, Санкт-Петербург 2000 г.
  2.  г. «Математика» № 42 – 2001. стр. 23.
  3.  Ю.А. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова. Алгебра-7.
  4.  Г.И.Глеёз. История математики в школе, Москва, 1998 г.
  5.  ж. Информатика в уроках и задачах, Москва, 2001г.
  6.  г. «Информатика» № 6 2006 г.
  7.  г. «Информатика» № 2 2005 г.

  Технологии, используемые на уроке:

     ● технология проблемного обучения;

     ● групповая технология;

Ход урока.

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Проверка домашнего задания (3 мин.)

             Дома необходимо было придумать задания на формулы сокращённого умножения. До урока просматриваются тетради и выбираются наиболее интересные, для того чтобы разобрать у доски. Ученики с нестандартными творческими работами выступают у доски.

III. Отработка навыков разложения на множители с помощью формул сокращённого умножения (5 мин.)

       Группа №1 (2 человека) решает задание: найти неизвестное слагаемое, чтобы получилась формула сокращённого умножения, и разложить на множители. (Заранее заготавливаются карточки, прикрепляются  к доске с помощью магнитиков, в карточках отверстия в виде прямоугольников, для того чтобы ученики могли вписать недостающее слагаемое мелом).

Группа №2 (4 человека) составляет домино (заранее готовятся карточки, крепятся к доске с помощью магнитиков, магнитики с обеих сторон).

После составления домино, переворачиваю карточки. При правильном выполнении задания получится слово «МОЛОДЦЫ!»

Группа №3 (2 человека) решает задание. Найти неизвестное слагаемое, чтобы получилась формула сокращённого умножения, и разложить на множители (готовятся карточки, крепятся  к доске с помощью магнитиков, в карточках отверстия в виде прямоугольников, для того чтобы ученики могли вписать недостающее слагаемое мелом.

        С остальными учениками устный фронтальный опрос по динамическим карточкам.

IV. Введение новой темы (9 мин.)

Заранее приготовлены примеры уравнений на другой стороне створки доски.

1)  x2 + 4x + 4 = 0
2)  4
x2 + 12x + 9 = 0
3)  3
x2 + 7х + 5 = 0
4)  25
x2 – 10x + 1 = 0
5)  
x2 – 6x + 9 = 0
6)  8
x2 – 10x + 1 = 0
7)  
x2 + 4x + 4 = 0
8)  10
x2 – 10x + 1 = 0
9)  16
x2 – 16х + 4 = 0
10)  12
x2 – 16х + 4 = 0

– Что общего в этих уравнениях?

– Как в общем виде записать уравнения такого вида?

Уравнения вида ax2 + bx + c = 0, где х – переменная, a, b, c – некоторые числа, причем, а =/= 0 называется квадратными уравнениями.

       Сегодня мы научимся решать квадратные уравнения с помощью формул сокращённого умножения. Посмотрите на доску. В каких уравнениях можно применить формулы сокращённого умножения? Подчеркиваю, в которых можно применить формулы сокращённого умножения. Неподчёркнутые уравнения мы научимся решать позже.

       Стираю неподчёркнутые уравнения. Давайте решим первое уравнение? Записываю решение сама, обращаю внимание на оформление.

                                                   x2 + 4x + 4 = 0

Какую формулу сокращённого умножения можно применить к левой части уравнения?

                                                    (х + 2)2  = 0.

Квадрат, какого числа равен нулю?

Какой вывод можно сделать?

                                          х + 2 = 0   х =  – 2.
Ответ: – 2.

V. Закрепление новой темы (7 мин.)

        1) Для решения 2, 4, 5 уравнений вызываю к доске учеников. Остальные решают самостоятельно 7, 9. Хожу по рядам, при необходимости оказываю помощь. Комментирую и оцениваю наиболее отличившихся учащихся.

2) Устно. По динамическим карточкам.



x2 – 4x + 4 = 81;

(x – 2)2 = 81;

х – 2 = 9 или х – 2 =  –9;

x = 9 + 2 или х =  –9 + 2

х = 11 или х =  –7.

Ответ: 11; –7.

x2 + 6x + 9 = 4;

(x + 3)2 = 4;

х + 3 = 2 или х + 3 =  –2;

x = 2–3 или х =  –2–3

х =  –1 или х =  –5.

Ответ: –1; –5.

               

4x2 –12x + 9 = 25;

(2x – 3)2 = 25;

2х – 3 = 5 или 2х – 3 =  –5;

2x = 5 + 3 или 2х =  –5 + 3

2х = 8 или 2х = –2;

х = 8 : 2  или х =  –2 : 2

х = 4 или х =  –1.

Ответ: 4; –1.


64 + 16х + x2  = 36;

(8 + х)2 = 36;

8 + х = 6 или 8 + х =  –6;

x = 6 – 8 или х =  –6 – 8;

х =  –2 или х =  –14.

Ответ: –2; –14.

VI. Комментирование домашнего задания (1 мин.)

         Придумать квадратные уравнения, которые решаются с помощью формул сокращённого умножения. Учить конспект «Excel», раздел «Вставка формул».

VIII. Актуализация опорных знаний (4 мин.)

Устный фронтальный опрос по информатике.

– Как открыть электронную таблицу?
– Какое расширение имеют файлы, содержащие электронную таблицу?
– Что можно вносить в электронную таблицу?
– Как сохранить электронную таблицу?
– Как выглядит активная  ячейка электронной таблицы?
– Как составляется имя ячейки?
– Минимальный элемент электронной таблицы?
– Как переименовать листы?
– С какого знака начинается формула?

IX. Практическая работа на компьютере (12 мин.)

         1) Заранее создаю документ Excel, В А1 записываю «решите уравнение», с А2 по А11 записываю не сложные квадратные уравнения с целыми корнями. В  В1 по В11 пишу часть квадратных уравнений после  = .  В С1 пишу Х1, в D1 пишу Х2, в E1 пишу «проверка », в F1 пишу «количество балов», в G1 пишу «оценка»,  в Е2 пишу формулу ЕСЛИ (((с2*с2 + 2*с2 + 1) = b2)*((d2*d2 + 2*d2 + 1) = 4);истина; ложь), с Е3 по Е11 аналогично.
В F2 пишу формулу  = ЕСЛИ(E2 = ИСТИНА;1;0), с F3 по F11 аналогично.
В G2 пишу формулу  = F2, до G6 аналогично, в G7 пишу формулу, ЕСЛИ(F7 = 6;"'молодец'"), до G11 аналогично.

2) Решите уравнения в тетради и впишите соответствующие значения х1 и х2 в электронную таблицу.

При верном решении таблица выглядит таким образом.

X. Подведение итога урока (3 мин.)

   Какие новые уравнения мы узнали?
  С помощью, каких формул мы решали квадратные уравнения?
  Все ли квадратные уравнения можно решить с помощью формул сокращённого умножения?

   Комментирую работу всего класса и отдельных учащихся. Записываю в журнал максимальную оценку из таблицы каждого ученика.

Урок закончен. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока математики(алгебра)в 8 классе по теме:"Определение квадратного уравнения.Неполное квадратное уравнение"

Урок изучения нового материала.Предметы точных дисциплин(раздел – алгебра ,8 класс)Богомолова Татьяна ЕфимовнаУчитель математикиМБОУ «Верхнекармальская ООШ» Черемшанского муниципального районаРеспубли...

Интегрированный урок по алгебре и информатике «Моделирование в электронных таблицах. График и свойства квадратичной функции».

Цель урока: Рассмотреть применение моделирования в электронных таблицах для построения и изучения свойств квадратичной функции....

Урок систематизации знаний учащихся по теме "Решение систем уравнений" в 9 классе

Урок систематизации знаний учащихся по теме "Решение систем уравнеий" в 9 классе...

Разработка проблемно-эвристического урока алгебры в 8 классе по теме «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения».

Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами...

Методическая разработка интегрированного урока по алгебре и информатике в 9 классе с использованием табличного процессора Exсel по теме: «Уравнения прямой, параболы, гиперболы» Учебник:Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова Алгебра. 9 клас

В настоящее время мировая тенденция образования предполагает переход процесса обучения на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий  (ИТ). Исполь...