Факультативное занятие по теме "Уравнения, приводимые к квадратным"
план-конспект занятия по алгебре (9 класс) на тему
Данное факультативное занятие построено как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный, существенно превышающий обязательный. Знания и умения, полученные на данном факультативном занятии, учащиеся смогут применить при решении более трудных и разнообразных задач. Данное факультативное занятие проводится после изучения темы « Квадратное уравнение и его корни» с целью осуществления опережающего обучения на основе знаний, умений и навыков по теме « Решение квадратных уравнений» и служит подготовительным этапом работы для изучения темы 10 класса
« Решение иррациональных уравнений».
Занятие рассчитано на 2 урока. Некоторые этапы этого занятия можно отдельно применять на других уроках, а также можно провести занятие на предметной Неделе, проводимой в школе.
Учитывая, что в настоящее время кабинеты оснащаются различными техническими средствами обучения, приведенные в разработке таблицы можно заменить, создав презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khod_uroka.doc1_.doc2_.doc4_.doc5_.doc6_.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока (занятия)
Организационный момент:
- Приветствие учащихся; проверка их готовности к уроку;
Мотивация учащихся:
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Ребята! Мы решали квадратные уравнения различными способами, выясняли связь между коэффициентами квадратного уравнения и количеством его корней. Где же может быть использован полученный опыт работы с этими уравнениями? Нет ли таких уравнений, при решении которых окажутся полезными навыки решения квадратных уравнений? |
- Сообщение темы занятия и целей занятия: факультативное занятие по теме «Уравнения, приводимые к квадратным». Эпиграфом к занятию является высказывание английского поэта А. Попа (1688-1744гг.): «Силу уму придают упражнения, а не покой».
- Сообщение задач занятия: учащиеся должны научиться применять знания, полученные при решении квадратных уравнений, для решения уравнений нового типа «иррациональных».
Актуализация опорных знаний:
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Ребята, дома вы приготовили контрольные вопросы, с помощью которых мы с вами повторим теоретический материал по теме «Квадратное уравнение и его корни» (каждая группа задает вопросы из своего списка, а другая группа на них отвечает). | Примерные вопросы, составленные учениками дома:
|
Таблицы 3 и 4 вывешиваются при перекрестном опросе учащихся.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Ребята, я попрошу вас обратить внимание на формулу в таблице 4, которую особенно удобно использовать при решении приведенного квадратного уравнения, когда p – четное число. Для запоминания этой формулы можно использовать стихотворение (рассказывают два ученика): p со знаком взяв обратным, Мы на два его разделим. И от корня аккуратно Знаком «минус», «плюс» отделим. А под корнем, очень кстати, Половина p в квадрате, Минус q – И вот решенье Небольшого уравненья. Чтобы решить уравнение, Корни его отыскать, Нужно немного терпения, Ручку, перо и тетрадь. Минус напишем сначала, Рядом с ним p пополам, Плюс – минус знак радикала, Ну, а под корнем, приятель, Сводится все к пустяку, P пополам и в квадрате Минус несчастное q. Решите уравнение с помощью данной формулы. (Ответ: -1; 15) | Учащиеся решают данное уравнение. |
Проверка домашнего задания:
Изучение нового материала:
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Рассмотрим следующее уравнение: . Как видите, оно похоже на уравнение из домашнего задания III уровня. Их мы подробнее будем рассматривать и решать в 10 классе. Дается определение иррационального уравнения: Уравнения, содержащие переменную под знаком радикала, называются иррациональными. Метод решения таких уравнений состоит в том, что, оставляя радикал в одной части уравнения, возводят обе части уравнения в соответствующую степень до тех пор, пока не получится уравнение, не содержащее радикалов и поскольку, могут появиться «посторонние» корни, то необходимо выполнить проверку найденных корней с помощью подстановки. Вводится понятие «посторонних» корней. ( Корни уравнения, не удовлетворяющие исходному уравнению, называются посторонними). Вернемся к таблице 1, рассмотрим этапы решения уравнений:
Имеем: Удобнее все полученные выражения записывать в виде системы: Неравенство (*) верно при любых значениях переменной х, значит , , , 6 1 Проверкой можно также убедиться, что число 1 не является корнем уравнения. Ответ: 6 | Учащиеся записывают определение. Учащиеся записывают определение. Арифметическим квадратным корнем из числа a называется неотрицательное число, квадрат которого равен a. 2х – 5 Учащиеся пишут в тетради. Квадратный корень (или знак радикала). Квадратный корень из числа определен, если подкоренное выражение неотрицательно. Во вторую. Решает у доски 1 ученик при помощи учителя. Учащиеся помогают выполнить подстановку, диктуя решение устно, с места. |
Закрепление изученного материала:
Класс разбивается на 2 группы. Предлагается решить уравнение двумя способами.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Какой способ на ваш взгляд является более рациональным? Все ли корни полученного квадратного уравнения являются решениями? Вернемся к домашнему заданию. Можно ли уравнения III группы решить предложенными способами? Итак, мы обнаружили, что к решению квадратных уравнений сводятся и некоторые иррациональные. | I способ: или Проверка: 0 – не является корнем. Ответ: 3. II способ: или . Проверка. Ответ: 3. Второй способ. Нет. Да. |
Отработка знаний, умений, навыков:
Задания у каждого ученика на отдельном печатном листе.
Решите уравнения, запишите корни последовательно в строчку, воспользовавшись ключом к шифру и узнайте оценку вашего труда (дети разбиваются на 6 групп; каждой группе дается по одному уравнению.)
Ключ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
х | о | о | ш | о | р |
7 | 1 | 1 | 20 | 1 |
1 – «о»
20 – «ш»
- «р»
«хорошо»
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Итак, ребята, сегодня вы познакомились с новым видом уравнений, которые можно решать с помощью квадратных уравнений. Оставшиеся на листочке уравнения будут вашим домашним заданием. |
Итог занятия:
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Поставьте по 10-бальной системе оценку за свою работу, обоснуйте. Спасибо, дети, за прекрасную работу на занятии. До встречи. | Дети ставят оценку на отдельный листочек и результаты сдают учителю. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уравнения, приводимые к квадратным»
Урок в 9 классе, тип урока - изучение нового. ЦЕЛЬ: Образовательная: совершенствовать умения решать целые уравнения методом введения новой переменной Развивающая: развивать и совершенствовать...
урок алгебры "Однородные тригонометрические уравнения. Тригонометические уравнения, приводимые к квадратным"
Подробная разработка урока (2 ч.) с целями, задачами для каждого этапа урока. Предусмотрен этап проверки понимания обучаемыми нового материала, а также этап всесторонней проверки знаний....
Урок алгебры в 10 классе Решение уравнений приводимых к квадратным рациональными способами
На уроке запланирована двухуровневая самостоятельная работа. Норма оценки и подбор упражнений в каждом уровне позволяют учащимся самостоятельно определить для себя темп работы и количество выполненных...
Презентация к уроку "Уравнения, приводимые к квадратным"
Данная презентация позволит помочь учителю при подготовке к уроку по теме "Уравнения, приводимые к квадратным" для 9 класса....
Уравнения, приводимые к квадратным
Урок алгебрыв 9 классе. Обобщающий урок по теме:"Уравнения,приводимые к квадратным" в нестандартной форме. Развитие личных качеств учащихся....
Занятие элективного курса "Уравнения, приводимые к квадратным"
Конспект урока для 9 класса...
Квадратные уравнения. Уравнения, приводимые к квадратным. 8 класс
Цели урока: образовательные: Обобщить и повторить полученные знания по теме. Рассмотреть способы решения уравнений, приводимых к квадратным. развивающие: способствовать развитию внимания, ло...