«Уравнения, приводимые к квадратным»
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Урок в 9 классе, тип урока - изучение нового.
ЦЕЛЬ:
Образовательная: совершенствовать умения решать целые уравнения методом введения новой переменной
Развивающая: развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знаний, развивать логическое мышление.
Воспитательная: Развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам, воспитывать у учащихся аккуратность, терпеливость.
Оборудование: чистые листы, копировка, таблица решения квадратных уравнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bikvadratnye_uravneniya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Уравнения, приводимые к квадратным»
«Посредством уравнений, теорем
Он уйму всяких разрешал проблем:
И засуху предсказывал и ливни.
Поистине его познанья дивны»
Чосер Д.
ЦЕЛЬ:
Образовательная: совершенствовать умения решать целые уравнения методом введения новой переменной
Развивающая: развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знаний, развивать логическое мышление.
Воспитательная: Развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам, воспитывать у учащихся аккуратность, терпеливость.
Оборудование: чистые листы, копировка, таблица решения квадратных уравнений.
Ход урока.
I.Организационный момент
- приветствие
- подготовка к уроку
- организация внимания
II. Этап устного диктанта:
- Решение у доски а) 0,5х3-72х=0 б)2х4-18х2=5х3-45х
- Диктант: а) какой знак дискриминанта, если он имеет 1корень; 2 корня; 3 корня? б)разложите на множители (способы):
- а4 –а6
- 11m2-11
- а6 +а4-3а2-3
- х(х-1)+х2(х-1)
- 2х2+12ху+72у2
- Решите уравнение:
- х2=9
- х2=5
- х2=1/16
- х3-25х=0.
- Проверка примеров на доске.
III. Этап проверки Д/З: (с/р на 3 варианта) с проверкой
Первый вариант: Решить уравнение: а)(х+8)(2х-7)=0 б)х5-х3=0 (указание: вынеси общий множитель за скобки) в)х3-3х2-4х+12=0 (указание: выполнив умножение на множители, получаем уравнение).
Второй вариант: Решить уравнение: а)(5х-2)(х2-9)=0 б) х3-х2=6х в) х3+2х2-9х-18=0
Третий вариант: Решить равнение: а) (х2-1)(5х-3) =0 б) х3-12х2=4х -48 в) (2х-1)/3-(4-х)/2=х+(3+х)/6.
IV.Этап подготовки к усвоению нового материала:
Мы знаем, как решаются линейные уравнения, квадратные уравнения, уравнений высших степеней. Назовите уравнения, их способ решения.
- 2х-4=0
- х2-3х+4=0
- х2-х=0
- 9 х2-4=0
- 2 х2-8=0
- 5х4-25 х2=0
- у4-у3-16у2+16у=0
- у4+5у2-6=0
- (х2+4х)2-5(х2+4х)=24
- (х2-5х+4)2∙(х2-5х+6)=120
V. этап усвоения новых знаний.
Как же решить нам последние три уравнения? Один из новых способов решения данных уравнений – введение новой переменной.
Тетради, число, классная работа, тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным».
Выпишем уравнение 8), попробуем его решить. Запишем наше уравнение по другому: (х2)2+5х2-6=0, мы видим, что х2 записано в уравнение сначала во второй степени, а потом в первой, следовательно х2 заменим новой переменной: х2=у. Получаем: у2+5у-6=0. Что это за уравнение? Как мы будем его решать? (к доске ученик решать данное уравнение).
Д=49>0, 2 корня. у1= -6, у2=1.
Вернемся к подстановке: х2=-6 – коней нет., х2=1, х=±1.
Ответ: ±1.
Df: Уравнения вида ах2+вх+с=0, а≠0, называется биквадратным уравнением.
- Попробуем решить 9 уравнение: (х2+4х)2-5(х2+4х)=24;
Пусть х2+4х=у, получаем у2-5у-24=0 (Д=121, у1=8, у2=-3)
Возвращаемся к подстановке: х2+4 =у, значит получаем
х2+4х=8 или х2+4х =-3
х2+4х-8=0 х2+4х+3=0
Д=48 Д=4
х=2±2√3 х= -3 и х=-1 Ответ: -3, -1, 2±2√3
- 10 уравнение: (х2-5х+4)2∙(х2-5х+6)=120
Заменим: х2-5х=у, получаем: (у+4)∙(у+6)=120
у2+10у-96=0
Д=484, у1=-16, у2=6
Возвращаемся в подстановку:
х2-5х=-16 или х2-5х=6
х2-5х+16=0 х2-5х-6=0
Д=-39, корней нет Д=1, х1=-3, х2=-2. Ответ:-3;-2.
Как же будем решать уравнения, степени которых выше двух?
Алгоритм:
- Ищем уравнение с переменно, которое входит в уравнение дважды
- Заменяем это выражение другой переменной. Решаем урвнение относительно новой переменной.
- Возвращаемся к нашей подстановке. Решаем уравнение относительно данной в уравнении переменной.
VI. Этап закрепления нового материала.
- Объяснить каждый шаг в решении (пример записан на доске): 9х4-10х2+1=0; у=х2; 9у2-10у+1=0; Д=64; у1=1/9, у2=1; х2=1/9 или х2=; х=±1/3, х=±1; Ответ: ±1/3,±1.
- № 22(а,в) – с комментированием у доски.
VII. Этап информации Д/З п.11№221,228(а), 297(а)
VIII. Этап проверки знаний:
Решите уравнение: 1 вариант: (х2-5)2-3(х2-5)-4=0
2 вариант: (х2-3)2+х2-3=2
IX. Этап подведения итогов: что мы узнали на уроке?
- решение уравнений степеней выше двух;
- какое уравнение называется биквадратным
- оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок алгебры "Однородные тригонометрические уравнения. Тригонометические уравнения, приводимые к квадратным"
Подробная разработка урока (2 ч.) с целями, задачами для каждого этапа урока. Предусмотрен этап проверки понимания обучаемыми нового материала, а также этап всесторонней проверки знаний....
Урок алгебры в 10 классе Решение уравнений приводимых к квадратным рациональными способами
На уроке запланирована двухуровневая самостоятельная работа. Норма оценки и подбор упражнений в каждом уровне позволяют учащимся самостоятельно определить для себя темп работы и количество выполненных...
Презентация к уроку "Уравнения, приводимые к квадратным"
Данная презентация позволит помочь учителю при подготовке к уроку по теме "Уравнения, приводимые к квадратным" для 9 класса....
Уравнения, приводимые к квадратным
Урок алгебрыв 9 классе. Обобщающий урок по теме:"Уравнения,приводимые к квадратным" в нестандартной форме. Развитие личных качеств учащихся....
Урок математики "Уравнения, приводимые к квадратным. Биквадратные уравнения"; 9 класс
С помощью путешествия по стране Математики" учащиеся рассмотрят способы решения уравнений, приводимых к квадратным уравнениям; преобретут навыки групповой работы...
Квадратные уравнения. Уравнения, приводимые к квадратным. 8 класс
Цели урока: образовательные: Обобщить и повторить полученные знания по теме. Рассмотреть способы решения уравнений, приводимых к квадратным. развивающие: способствовать развитию внимания, ло...
Урок АЛГЕБРЫ в 9 классе «УРАВНЕНИЯ, ПРИВОДИМЫЕ К КВАДРАТНЫМ. БИКВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ». (2 часа)
Урок-путешествие по стране "Математика". Этапы урока совпадают со станциями маршрутного листа. Маршрутный лист.I. Станция отправления.II. С...