Урок математики в 5 классе.Тема «Среднее арифметическое» Автор: Даминцева Анна Марковна
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Данный урок составлен с учетом новых требований ФГОС по формированию УУД и проведен в форме творчеких мастерских.
Создана проблемная (поисковая)ситуация для детей и организованы условия для решения этой проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
539_reyting_word.docx | 847.13 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 465.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Среднее арифметическое»
Целевой компонент урока
Педагогическая цель:
Организовать деятельность учащихся, направленную на освоение понятия «среднее арифметическое»
Задачи:
Личностные: формирование основ мотивированного обучения, создание условий для формирования уважительного отношения к собеседнику.
Метапредметные:
Регулятивные: учить применять установленные правила в планировании способа решения, составлять план и последовательность действий.
Познавательные: учить применять правила и пользоваться алгоритмом, учить структурировать информацию
Коммуникативные: способствовать развитию умения договариваться при работе в парах, умению распределять роли
Предметные
1.Учащиеся владеют понятием «среднее арифметическое» и способами его расчета
2.Учащиеся умеют выполнять все действия с десятичными дробями и решать задачи.
3. Учащиеся умеют применять полученные теоретические сведения в жизненных ситуациях
4.Учащиеся имеют навыки отбора и систематизации информации, выделяют главное, аргументируют выбор.
Используемая технология: творческая мастерская
Методы обучения: проблемное обучение
Оснащение урока : проектор, компьютер, инструкция по работе в группах, словарь иллюстрации к заданиям, плакат для рефлексии
Этапы урока | Этапы мастерской | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организа ционный | Приветствует учащихся | Приветствуют учителя | |
2.Актуализация знаний | Индукция | Создает мотивацию для работы на уроке | Участвуют в беседе |
Создает условия для выполнения задания № 1. | Решают задание №1 |
Задание 1.Вычислите, расположите в порядке возрастания и определите тему урока.
8 х 0,2 | 0,03 х 5 | 2,5 - 0,05 | 3,81х 10 | 20: 0,5 | 3,6 : 2 | 100,5: 10 |
Е | Р | Т | Н | Г | Й | И |
Тема урока
Р | Е | Й | Т | И | Н | Г |
Этапы урока | Этапы мастерской | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
3.Постановка цели урока | Деконструкция | Создает проблемную ситуацию.. Рейтинг? Что означает это слово? Где найти его значение? Где используется? Как рассчитать? Объединяет учащихся в группы. Задание№2. найдите в информационных источниках необходимую информацию о понятии «рейтинг» и кратко сформулируйте ответ | Определяют степень знакомства с проблемой и ищут возможности для ее решения Задания для групп: №1 ищет в Интернете №2 ищет в словаре №3 ищет в тексте |
Задания для групп : Найдите необходимую информацию и кратко сформулируйте ответ
Группа №1 Группа №2 Группа №3
Этапы урока | Этапы мастерской | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
4.Погружение в проблему | Реконструкция | Слушает мнение учащихся Задание 3. Предложите способы расчета рейтинга | Высказываются относительно проблемы |
Социо конструкция | Выдает инструкции, материал для исследования Координирует деятельность учащихся Задание 4: Решите задачу, следуя инструкции и предъявите результат | Продолжают работать в группах и выполняют задание № 4 Задания для групп №1 Какой из фильмов популярнее? №2 Какой триместр Саша успешнее окончил? №3 Какая из команд получила больше |
Инструкция для работы в группах:
1.Распределите роли: кто будет читать задачу вслух, кто будет решать (2-3 человека), кто будет объяснять решение, кто будет афишировать результат, кто будет отвечать на вопросы.
2.Прочитайте задачу.
3. Предложите способы решения
4. Изобразите решение на диаграмме или схеме.
5.Подготовьтесь кратко рассказать о решении задачи. Используйте слова: - в задаче надо было узнать..
-для этого мы сначала нашли …, затем нашли…-получили - на диаграмме видно, что …
6.Сделайте вывод о сложности решения задачи и о способе ее решения
Задание для группы 1. Какой из фильмов популярнее?
Задание для группы 2. Какой триместр Саша успешнее окончил?
Предмет | 1 триместр | 2 триместр |
Математика | 4 | 5 |
Русский язык | 4 | 4 |
Литература | 5 | 4 |
Ботаника | 3 | 4 |
География | 3 | 3 |
ОБЖ | 5 | 4 |
ИЗО | 5 | 4 |
Физкультура | освобожден | 5 |
Английский язык | 4 | 3 |
Испанский язык | 4 | 4 |
Задание для группы 3. Какая из команд получила больше голосов в контакте?
Команда «Непоседы» | Команда «Стрижи» | ||
Света | 10 лайков/голосов | Галина | 9 лайков/голосов |
Марина | 12 лайков/голосов | Даша | 10 лайков/голосов |
Алексей | 14 лайков/голосов | Николай | 13 лайков/голосов |
Андрей | 12 лайков/голосов | ||
Итого |
Рефлексия этапа урока: расскажи о своем настроении цветом
Этапы урока | Этапы мастерской | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
5.Первичное восприятие и усвоения нового теоретического материала | Афиширование | Организует деятельность учащихся по сравнению полученных способов нахождения рейтинга с используемыми в науке. | Предъявляют результаты исследования в виде диаграммы и сравнивают полученные способы решения проблемы. |
Разрыв | Задание 5.Докажите, что запись на доске верная Уточняет тему урока, организует деятельность учащихся по выводу правила нахождения среднего арифметического Задание 6.Сформулируйте определение нового понятия и сравните его с записью в учебнике. Запишите формулу нахождения среднего арифметического в тетрадь | Записывают тему урока и правила в тетрадь |
Афиширование результатов
Группа | Результат работы |
Группа №1 | |
Группа №2 | 2 триместр 1 триместр лучше л |
Группа №3 |
Разрыв
Уточнение темы урока
Задание 5.Докажите, что эта запись верная
«Рейтинг = Среднее арифметическое»
Задание 6..Сформулируйте определение нового понятия и сравните его с записью в учебнике.
Запишите формулу нахождения среднего арифметического в тетрадь.
Этапы урока | Этапы мастерской | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
6.Применение теоретических положений в условиях выполнения задания | Организует работу по применению новых знаний и формул при решении задач Задание 7. Выберите задачи (1-2) для решения в группахЗадание 8.Индивидуальное задание: Вариант А: Определите динамику собственного рейтинга от первого триместра ко второму ВариантВ: Спрогнозируйте свою триместровую отметку по математике. Вариант С(для быстрых): найдите или придумайте варианты среднего арифметического из жизни | Продолжают работать в группах, решают практические задачи. |
Задание 7.Выберите задачи (1-2) для решения в группах
Рефлексия этапа урока: расскажи о своем настроении цветом
Индивидуальное задание 8
Вариант А: Определите динамику собственного рейтинга от первого триместра ко второму
Вариант В: Спрогнозируйте свою триместровую отметку по математике.
Вариант С (для быстрых): найдите или придумайте варианты среднего арифметического из жизни
Этапы урока | Этапы мастерской | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
7.Подведение итогов урока | Вывешивает результат на общую картинку | Наклеивают на плакат стрелочки вверх или вниз | |
Рефлексия | Фиксирует внимание детей на их настроении | Осознают настроение, эмоции, сообщают об этом цветом Рефлексия урока: |
На плакат приклеить стрелочки вверх или вниз, в зависимости от повышения или понижения рейтинга
Найдите среднее арифметическое своего настроения за весь урок
Приложение 1
Общий план урока
Этапы урока | Этапы мастерской | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организа ционный | Приветствует учащихся | Приветствуют учителя | |
2.Актуализация знаний | Индукция | Создает мотивацию для работы на уроке | Участвуют в беседе |
Создает условия для выполнения задания № 1. Вычислите, расположите в порядке возрастания результат и определите тему урока | Решают задание №1 Рефлексия этапа урока: рассказывают о своем настроении цветом Отлично!(5 баллов) Хорошо (4 балла) Не знаю (3 балла) | ||
3.Постановка цели урока | Деконструкция | Создает проблемную ситуацию. Объединяет учащихся в группы. Задание №2 найдите в информационных источниках необходимую информацию о понятии «рейтинг» и кратко сформулируйте ответ | Определяют степень знакомства с проблемой и ищут возможности для ее решения Задания для групп: №1 ищет в Интернете № 2 ищет в словаре №3 ищет в тексте |
4.Погружение в проблему | Реконструкция | Слушает мнение учащихся Задание 3. Предложите способы расчета рейтинга | Высказываются относительно проблемы |
Социо конструкция | Выдает инструкции, материал для исследования Координирует деятельность учащихся Задание 4: Решите задачу, следуя инструкции и предъявите результат. | Продолжают работать в группах и выполняют задание № 4 Задания для групп №1 Какой из фильмов популярнее? №2 Какой триместр Саша успешнее окончил? №3 Какая из команд получила больше голосов в контакте? Рефлексия этапа урока: | |
5.Первичное восприятие и усвоения нового теоретического материала | Афиширование | Организует деятельность учащихся по сравнению полученных способов нахождения рейтинга с используемыми в науке. | Предъявляют результаты исследования в виде диаграммы и сравнивают полученные способы решения проблемы. |
Разрыв | Задание 5.Докажите, что запись на доске верная Уточняет тему урока, организует деятельность учащихся по выводу правила нахождения среднего арифметического Задание 6.Сформулируйте определение нового понятия и сравните его с записью в учебнике. Запишите формулу нахождения среднего арифметического в тетрадь | Записывают тему урока и правила в тетрадь | |
6.Применение теоретических положений в условиях выполнения задания | Организует работу по применению новых знаний и формул при решении задач Задание 7.Выберите задачи (1-2) для решения в группах | Продолжают работать в группах, решают практические задачи. Рефлексия этапа урока: | |
Задание 8.Индивидуальное задание: Вариант А: Определите динамику собственного рейтинга от первого триместра ко второму ВариантВ: Спрогнозируйте свою триместровую отметку по математике. Вариант С(для быстрых): найдите или придумайте варианты среднего арифметического из жизни | Самостоятельно индивидуально решают задачу | ||
7.Подведение итогов урока | Вывешивает результат на общую картинку | Наклеивают на плакат стрелочки вверх или вниз | |
Рефлексия | Фиксирует внимание детей на их настроении | Осознают настроение, эмоции, сообщают об этом цветом Рефлексия урока: |
Формирование УУД на уроке
Обозначения: ЛУУД-личностные, РУУД-регулятивные, ПУУД-познавательные,
Учебное задание | Фомируемые УУД |
1.Вычислите, расположите в порядке возрастания результат и определите тему урока. | РУУД (прогнозирование): предвосхищение результата ПУУД (общеучебные): преобразование информации, моделирование |
2.Найдите в различных источниках необходимую информацию о понятии «рейтинг» и кратко сформулируйте ответ | РУУД применение рациональные способы работы, действия по плану ПУУД (общеучебные): поиск и выделение информации КУУД взаимодействие в группе построение монологического высказывания, передача информации в сжатом виде |
3.Предложите способы расчета рейтинга. | РУУД действия по плану КУУД построение монологического высказывания, передача информации в сжатом виде. |
4.Решите задачу, действуя по инструкции Предъявите результат. | РУУД действия по плану, нахождение рациональных способов решения, создание схемы, таблицы, диаграммы, ПУУД анализ учебной задачи, выделение главной мысли и проблемы, выводы КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество в поиске решения, вклад в совместные действия |
5.Докажите, что ваше решение - верное | ПУУД (логические): установление причинно-следственных связей, КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли), умение убеждать другого человека |
6. Сформулируйте определение нового понятия и сравните его с записью в учебнике. Запишите формулу | ЛУУД (смыслообразование): понимание значения результатов своей деятельности РУУД самопроверка и взаимопроверка ПУУД (логические): установление причинно-следственных связей КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли) |
7. Выберите задачи (1-2) для решения в группах. | ЛУУД (смыслообразование): понимание значения результатов своей деятельности ПУУД (логические): установление причинно-следственных связей, включение новой информации в систему ранее изученного. КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли) РУУД оценка своих действий |
8. Самостоятельно определите то задание, которое вам интересно и выполните его | ЛУУД (смыслообразование): понимание значения результатов своей деятельности ПУУД (логические):включение новой информации в систему ранее изученного. РУУД оценка своих действий |
Приложение 3
Текст для группы №3
Необычное по звучанию слово рейтинг пришло к нам из английского языка. Буквально это слово обозначает – индивидуально числовой показатель оценки спортивных достижений шахматиста или шашиста. Для этих спортсменов создают специальные классификационные списки, которые называются рейтинг листы. Но из спортивной области это слово перешло и в другие области человеческих знаний. Словосочетание со словом рейтинг используется сейчас во многих других случаях, например: политический рейтинг, рейтинг успеваемости. Таким образом, рейтинг успеваемости – это наш показатель нашей учебы, чем выше будет полученное число, тем выше будет наш рейтинг.
Рейтинг - понятие , характеризующее соотносительные значимость, место, вес, позицию данного объекта по сравнению с другими объектами этого класса (типа). Часто применяется в социологии.
Текст для группы, которая по каким либо причинам не найдет ответ
Статистика это один из разделов математики. Она помогает нам накапливать и анализировать информацию, делать выводы планировать результат. Статистики, то есть специалисты в этой области математики, разными способами получают информацию о тех или иных явлениях, результатах деятельности. Затем они данную информацию подвергают математической обработке различными методами. Получаемые статистиками данные используются государственными учреждениями для разработки долгосрочных планов, определения объемов производства и др. показателей, мы узнаем, как среднее арифметическое помогает статистам в обработке данных.
Рейтинг - понятие , характеризующее соотносительные значимость, место, вес, позицию данного объекта по сравнению с другими объектами этого класса (типа). Часто применяется в социологии.
Лексическое значение слов “среднее арифметическое”
Среднее - находящееся посередине
Арифметическое – от слова aritmos – число
Значит, среднее арифметическое означает - среднее число
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формируемые УУД Задание 1 РУУД (прогнозирование): предвосхищение результата РУУД (контроль) сличение результата с эталоном ПУУД ( общеучебные ): преобразование информации, моделирование
Найди необходимую информацию
Формируемые УУД Задание 2 РУУД применение рациональные способы работы, действия по плану ПУУД ( общеучебные ): поиск и выделение информации КУУД взаимодействие в группе ,построение монологического высказывания, передача информации в сжатом виде
Задание для группы 1. Какой из фильмов популярнее ?
Задание для группы 2. Какой триместр Саша успешнее окончил? Предмет 1 триместр 2 триместр Математика 4 5 Русский язык 4 4 Литература 5 4 Ботаника 3 4 География 3 3 ОБЖ 5 4 ИЗО 5 4 Физкультура освобожден 5 Английский язык 4 3 Испанский язык 4 4
Задание для группы 3. Какая команда получила больше голосов « вконтакте »? Команда «Непоседы» Команда «Стрижи» Света 10 лайков /голосов Галина 9 лайков /голосов Марина 12 лайков/голосов Даша 10 лайков /голосов Алексей 14 лайков/голосов Николай 13 лайков /голосов Андрей 12 лайков /голосов Итого
Формируемые УУД Задание 4 РУУД действия по плану, нахождение рациональных способов решения, создание схемы, таблицы, диаграммы, ПУУД анализ учебной задачи, выделение главной мысли и проблемы, выводы КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество в поиске решения, вклад в совместные действия
Задание 5.Докажите, что эта запись верная «Рейтинг = Среднее арифметическое »
Формируемые УУД Задание 5 ПУУД (логические): установление причинно-следственных связей, КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли), умение убеждать другого человека Задание 6 ЛУУД ( смыслообразование ): понимание значения результатов своей деятельности РУУД самопроверка и взаимопроверка ПУУД (логические): установление причинно-следственных связей КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)
Стоимость завтрака в столовой В понедельник завтрак стоил 45 руб , во вторник – 50 руб., в среду – 40 руб., в четверг – 48 руб., в пятницу – 53 руб . Определить среднюю стоимость завтрака .
Документ Для расчета отпускных маме требуются данные ее средней месячной заработной платы за последние 5 месяцев. Какую сумму получит мама на отпуск, если ее заработок Январь 30тыс. 200 рублей Февраль 28 тыс. 500 рублей. Март 29тыс. 800 р ублей Апрель 31 тыс. 300 рублей Май 32 тыс.
Формируемые УУД Задание 7 ЛУУД ( смыслообразование ): понимание значения результатов своей деятельности ПУУД (логические): установление причинно-следственных связей, включение новой информации в систему ранее изученного. КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли) РУУД оценка своих действий
Задание 8 Самостоятельно выберите то задание, которое вам интересно и выполните его Вариант А: Определите динамику собственного рейтинга от первого триместра ко второму Вариант В: Спрогнозируйте свою триместровую отметку по математике. Вариант С (для быстрых): найдите или придумайте варианты среднего арифметического из жизни
Индивидуальное задание 8 Вариант А : Определите динамику собственного рейтинга от первого триместра ко второму Вариант В : Спрогнозируйте свою триместровую отметку по математике. Вариант С (для быстрых): найдите или придумайте варианты среднего арифметического из жизни
Формируемые УУД Задание 8 ЛУУД ( смыслообразование ): понимание значения результатов своей деятельности ПУУД (логические): включение новой информации в систему ранее изученного. РУУД оценка своих действий
Представьте результаты по решению задания 8. Приклейте на плакат Вариант А-стрелочку вверх или вниз, в зависимости от повышения или понижения рейтинга Вариант В – стикер со своей оценкой Вариант С – рисунок или слово.
Формируемые УУД Задание 9 ЛУУД ( смыслообразование ): понимание значения результатов своей деятельности ПУУД (логические): включение новой информации в систему ранее изученного. РУУД оценка своих действий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложений
Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложенийУчебник Дорофеева и Петерсон "Математика,5"Программа "Школа 2000"...
План-конспект урока математики в 5 классе "Среднее арифметическое"
План-конспект урока математики в 5 классе "Среднее арифметическое"...
Методическая разработка урока математики в 5 классе "Среднее арифметическое нескольких чисел"
Цель урока: формировать представление о среднем арифметическом нескольких чисел; познакомить учащихся с правилом нахождения среднего арифметического и его использованием при решении неслож...
Урок математики в 5 классе "Среднее арифметическое"
Урок построен на презентации, которая рассчитана на все занятие....
конспект урока математики в 5 классе Среднее арифметическое
Конспект урока и презентация...
Урок математики. 6 класс. Тема: Умножение и деление обыкновенных дробей (урок обобщения и систематизации знаний учащихся).
Образовательные цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме,...
Презентация урока математики в 5 классе "Среднее арифметическое"
Презентация урока математики в 5 классе "Среднее арифметическое"...