Использование стандартных задач
методическая разработка по алгебре по теме
Методическая разработка на тему уроков повторения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_standartnykh_zadach.docx | 46.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование стандартных задач.
Л. Н. Каримова
Г. Санкт-Петербург, 2013 г.
Каждый учитель знает содержание курса, который преподаёт. В нашем распоряжении имеется достаточное количество нестандартных задач, однако в большинстве случаев они рассчитаны на внеурочные занятия, в связи с чем для непосредственного использования на уроках могут оказаться либо слишком трудными, либо не имеющими связи с изучаемым материалом, чаще на них просто не хватает времени из-за разной подготовки учащихся. В то же время существуют стандартные задачи, которые можно решать как стандартным, так и нестандартным (как правило, более изящным) способом. Эти задачи всегда органически связаны с изучаемым материалом; кроме того, допуская нестандартное решение, приучают учеников не довольствоваться шаблоном, а нацеливают на вдумчивый подход.
За время работы в школе убедилась в том, что стандартные задачи с нестандартным решением уместно и полезно решать на уроках повторения в начале учебного года и в конце каждой четверти. В ряде случаев они уже давно находят применение в школьной практике, в частности при обучении приёмам устного счета. Сюда можно отнести упражнения на применение законов действий и признаков делимости (например: 828 75=207∙4∙25∙3=621∙100=62100 ), особые случаи нахождения процентов от числа (10%, 25%,12,5% и т.п.), применение формул сокращенного умножения (48∙52=(50-2)(50+2)=2500-4=2496; 472=(50-3)2=2500-300+9=2209, извлечение корня √54∙150 = √9∙6∙6∙25 =30.
Рассмотрим ещё несколько примеров.
1. Среди упражнений со скобками на выполнение арифметических действий следует время от времени использовать примеры, где вычисление целесообразно начинать не с первой скобки. Например:
а) ( 567∙97 + 315∙79 )(132∙3 – 396 )=( 567∙97 + 315∙79 )(396 – 396)=0;
б) (2⅟43 - ⅚)(3⅜ + 3⅝) = (2⅟43 - ⅚)∙6 = 126/43 – 5 = 76/43.
2. Среди упражнений на сложение и вычитание обыкновенных дробей должны встречаться и такие, где уместен отказ от приведения дробей к общему знаменателю.
Например:
11/14 + 29/45 + 23/28 – 5/6 + 16/45 + 11/28 = 22 +2823 + 11 + 2945+ 16 - ⅚ = 2⅙.
3. При упрощении выражений вида
3 - √2
√2 – 1
Обычно числитель и знаменатель умножают на сопряжённое знаменателю выражение, поэтому полезно рассмотреть один – другой пример такого же вида, допускающий нестандартное решение:
а) 2√3 - √6 √6 ( √2 -1) √6
√2 – 1 √2 – 1
б) √6 + √2 √2 – 2 √2 - √2 0.
√3 + 1 √2 – 1
4. Уравнения:
Х + ⅟х = 4⅟2 и Х + ⅟х = 3⅓.
Очень похожи одно на другое. Их можно решать стандартным способом сведения к квадратному уравнению. Однако нетрудно заметить, что второе уравнение допускает и нестандартное решение: его корни х1 = 3 и х2 = ⅓ очевидны. А т.к. всякое квадратное уравнение имеет не более двух корней, то на этом решение и заканчивается.
5. При решении иррационального уравнения учащиеся прежде всего начинают «уединять» радикал, «возводить» обе части уравнения в степень и т.д., тогда как нередко в этом нет никакой необходимости, особенно в тех случаях, когда уравнение имеет решений или имеет только одно решение, которое к тому же легко отыскивается подбором. Поэтому наряду с уравнениями, требующими стандартного подхода, должны быть и например, такие:
а) √ 3-2х + √ х – 2 = 1;
б) √ х + 7 + √ х+ 1 +√ х- 3 = 5
в) √ х+ 3 - √ 2х + 1 = √ х- 4.
Прежде чем непосредственно приступить к решению уравнения такого рода, ученик должен всмотреться в него, проследить поведение отдельных членов уравнения
при допустимых значениях неизвестного и т.п. Так в первом из данных уравнений второй радикал имеет смысл при х ≥ 2, тогда как первый радикал при этих значениях х смысла не имеет, т.е. уравнение не определено ни при каких значениях х.
Второе уравнение определено при х ≥ 3, однако нетрудно заметить, что при указанных значениях х левая часть уравнения, больше 5, т.е. она не может равняться правой части.
Наконец, в третьем уравнении, которое определено при х ≥ 4, левая часть отрицательна и не может быть равной неотрицательной правой части.
6.При решении некоторых уравнений нестандартное решение иногда становится возможным на основе следующего факта: монотонная функция каждое свое значение принимает только один раз.
Рассмотрим уравнения
2х + 4х = 20 и 2х + 3х = 13
Каждое их уравнений имеет единственное решение х = 2, хотя первое из них можно решить и стандартным способом, сведя его к квадратному относительно 2х.
Уроки повторения можно сделать столь же интересными и увлекательными, как и уроки по изучению нового материала, т.к. одним из недостатков при повторении материала является копирование, что не вызывает у учеников особого интереса. Стараюсь использовать разнообразные приёмы повышения познавательной мотивации детей. Стандартные задачи являются одним из них. На практике уместно отклонение от «стандарта», что способствует развитию математического мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные таблицы. Использование стандартных функций
Практическая работа по теме : " Использование стандартных функций в ЭТ" Материал можно использовать для 8 и 9 классов....
Использование экологических задач на уроках математики.
В работе говорится о важности экологического образования. Об интеграции учебного процесса. Приводятся примеры математических задач с экологическим содержанием....
Использование стандартного набора программ Windows в работе учителя-логопеда
Важнейшими задачами современного образования является всестороннее развитие учащихся, подготовка их к трудовой деятельности, а для детей с ограниченными возможностями здоровья – это еще и преодоление ...
Использование занимательных задач на уроках информатики в 5-6 классах
Занимательным задачам на различных уроках нужно уделять внимание . Подробнее хочется остановиться на использовании занимательных задач на уроках информатики в 5-6 классах....
использование ситуационных задач на уроках химии
Презентация к практико-ориентированному семинару "Использование ситуационных задач на уроках химии"...
Как сделать стандартную задачу привлекательной для ученика
В материале представлены различные формы работы с математическими задачами, которые помогут учителю разнообразить учебный процесс....
Авторская программа элективного курса по математике «Нестандартное решение стандартных задач» для 9 класса
Данная программа направлена на предпрофильное обучение математической направленности. Данный курс ориентирован на развитие познавательных интересов, углубление знаний, самоопределения учащихся в выбор...