Авторская программа элективного курса по математике «Нестандартное решение стандартных задач» для 9 класса
элективный курс по математике (9 класс)

Уймина Татьяна Алексеевна

Данная программа направлена на предпрофильное обучение математической направленности. Данный курс ориентирован на развитие познавательных интересов, углубление знаний, самоопределения учащихся в выборе профиля обучения, связанного с математикой. Большое внимание уделено на практические работы, защиту рефератов.

Курс опирается на предметные знания естественно-математического цикла.

Данная программа призвана помочь учащимся применить основополагающие математические понятия, теории и законы в повседневной жизни в повседневной жизни для формирования валеологического воспитания. В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который направлен на саморазвитие и активную учебно-познавательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_elektivnogo_kursa_9_klass.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 2 ст. Архонская»

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № __ от «____»______2020

    СОГЛАСОВАНО:

 Зам.директора по УВР

Н. А. Коцур

«____»______2020

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_______________

                     Ю. В. Крутоголова

 «____»______2020

Программа элективного курса по математике:

«Нестандартное решение стандартных задач»

для 9 класса

на 2020-2021 учебный год

        

                                                                                              Учитель математики

                                                                                                   Уймина Т. А.

2020 г.

I. Пояснительная записка

Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развивать интерес школьников к изучаемому предмету, познакомить их с новыми направлениями, методами и идеями расширять и развивать представления учащихся об изученном в основном курс е математики, а главное, порешать интересные и занимательные задачи.

На занятиях проиллюстрировать применение математики на практике, показать на занятиях связь математики с другими предметами областями знаний, познакомить с некоторыми методическими сведениями, подчеркнуть эстетические аспекты изучаемых вопросов.

Предлагаемый уровень сложности таков, что к их рассмотрению можно привлекать не только сильных учащихся, но и менее подготовленных .для кого-то из школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти знания могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызывать желание узнавать больше.

Хотя при изучении  курса по выбору не ставиться цель выработки каких- либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса, несомненно, появиться прогресс в подготовке учащихся.

II. Цели и задачи курса:

       Помочь повысить уровень понимания в таких вопросах, как:

а) решение уравнений в целых числах; б) решение неравенств на координатной плоскости; в) построение графиков дробных уравнений и содержащих модуль ;

      создать базу для развития способностей учащихся; помочь учащимся оценить возможности овладения курсом с точки зрения дальнейшей перспективы;

      ориентировать на возможность выполнения заданий с развёрнутым ответом на ОГЭ.

III.   Учебный план

п./п

Наименование курса

Всего часов

Лекций

Практических занятий

Форма завершения

1.

Нестандартное решение стандартных задач

16

7

9

зачет

IV Учебно-тематический план

Наименование

 

ИЗ НИХ:

Дата

п./n.

темы, разделы.

Всего часов

 

Лекции.

Практические

Самост.

занятии

Диофантовы

уравнения

1

2

1

1

0

Неравенства с

двумя

4

1

1

2

2

переменными

на

координатной

плоскости

Графики

уравнений

3

с модулями

4

1

2

1

Графики

функции

4

вида у =

2

1

1

0

Целая и

дробная части

5

числа

2

1

1

0

Треугольник

Паскаля

6

2

1

1

0

Построения

одним

7

циркулем

2

1

1

0


V. Содержание программы.

Тема 1. Диофантовы уравнения.

Основная цель - расширить представление учащихся об уравнениях с несколькими переменными, мотивировав и разобрав решение в целых числах. Всё объяснение проводится на примерах, решаются задачи с разнообразными сюжетами, что подчёркивает широту применения рассматриваемых методов.

Основное содержание.

  1. Вводная задача и исторический экскурс.
  2. Решение линейных уравнений методом перебора.
  3. Ещё один приём решения - метод « спуска».
  4. Выясняем: всегда ли линейное уравнение с целыми коэффициентами имеет целые решения.

Тема 2. Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости.

Основная цель- расширить представления учащихся о взаимности между алгебраическими соотношениями и их геометрическими образами на координатной плоскости. Необходимо использовать рассматриваемый материал, безусловно включающий эстетический компонент, для развития интереса к предмету, а также для более глубокого освоения базовых умений. Кроме того, важно, чтобы учащимся были предложены задания, аппелирующие к воображению, фантазии.

Основное содержание.

  1. Задание областей на координатной плоскости неравенствами вида

х а,уб и системой таких неравенств.

  1. Задание областей координатной плоскости линейными неравенствами с двумя переменными и системой таких неравенств.
  2. Примеры геометрической интерпритации нелинейных неравенств с двумя переменными и их систем.

Тема 3. Графики уравнений с модулями.

Основная цель - познакомить учащихся с основными приёмами построения графиков уравнений, содержащих модули. Привлечь внимание к эстетической стороне данного вида деятельности. Предусмотреть возможность творчества учащихся.

Основное содержание.

  1. Подготовительный этап - актуализация базовых знаний и умений. Объяснение и мотивация эстетическими соображениями цели предстоящей работы.
  2. Демонстрация приёмов построения графиков на характерных примерах и выполнение упражнений.

Тема 4. Графики функции вида у =

     Основная цель - показать связь между графиками многочлена у = f(x) и

дробно-рациональной функции у =         ; исследовать (на наглядном уровне)

поведение этой функции при стремлении знаменателя к нулю и при

неограниченном (по модулю) возрастании знаменателя.

Основное содержание.

  1. Подготовительный этап: постановка цели и проверка владения базовыми умениями.
  1. Разъяснение приёма на примере графиков функциий у = х2 -1 и

                       

  1. Упражнения (вариации, дополнительные условия).
  2. Выполнение заданий на готовом чертеже.

Тема 5. Целая и дробная части числа.

Основная цель - познакомить учащихся с двумя важными функциями, которые принципиально отличаются от известных им элементарных функций как характерами, так и графическими изображениями. Это полезное расширение кругозора, противодействие созданию определённых стереотипов.

Основное содержание.

  1. Определение целой и дробной частей числа.
  1. График функции «целая часть числа». Примеры реальных зависимостей.
  2. График функции «дробная часть числа».

IV.        Некоторые более сложные графики.

Тема 6. Треугольник Паскаля.

Основная цель - используя историко-генетический подход, познакомить учащихся с числовой таблицей, называемой треугольником Паскаля; продемонстрировать эффективный приём возведения в произвольную степень двучлена а = в с использованием этой таблицы.

Основное содержание.

  1. Что такое треугольник Паскаля и как его можно «построить».

         II.     Некоторые свойства треугольника Паскаля.

  1. Введение символических обозначений; задание треугольника Паскаля рекуррентными формулами.
  2. Треугольник Паскаля и возведение в степень двучлена.

Тема 7. Построения одним циркулем.

Основная цель - расширить представления учащихся о геометрических задачах на построение, проследить за развитием этого интересного фрагмента в истории математики.

Основное содержание.

  1. Постановка математической проблемы и её история.
  2. Решение геометрических задач на построение одним циркулем.

V.   Литература, рекомендуемая для учащихся.

Акулич И. Бином Ньютона / Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. - М; Аванта+ , 2002.

Болтянский В.Г., Кордемский Б. А. Необыкновенная арифметика/ Детская энциклопедия. Изд. 1-е. Т. 3.

Жуков А. Неопределённые уравнения // Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. - М.; Аванта+, 2002.

Нечаев В. И. Простейшие неопределённые уравнения // Детская энциклопедия. Изд. 1-е. Т. 3; изд. 2-е. Т. 2.

Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7-9 кл. сред. Шк. - М.; Просвещение, 1990.

Математика: Алгебра. Функции. Анализ данных. 8 класс: учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений / Под ред. Г.В.Дорофеева. - М.; Дрофа, 1999.

VI. Литература для учителя.

Успенский В.А. Треугольник Паскаля. Серия «Популярные лекции по

математике». - М.; Наука, 1979.

ПойяД. Математическое открытие. - М.; Наука, 1976.

Гельфонд А.О. Решение уравнений в целых числах (Серия «Популярные

лекции по математике»). - М; Наука, 1983.

Оре О. Приглашение в теорию чисел // Серия «Библиотечка «Квант»».

Вып. 3. - М.: Просвещение, 1990.

Гельфанд И.М., Глаголева Е.Г., Шноль Э.Э. Функции и графики. - М.:

Наука, 1965 (а также последующие издания).

Гончаров В.Л. Элементарные функции действительного переменного Энциклопедия элементарной математики. Т. 3. - М. - Л.: Гостехиздат, 1952.

Доморяд А.П. Математические игры и развлечения. - М.: Изд-во Физ.-мат. Литератуы, 1961.

Гарднер М. Математические новеллы / Пер. с англ. Ю.А.Данилова / Под ред. Я.А.Смородинского. - М.: Мир, 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач»(10-11 класс)

Рабочая программа по физике "Методы решения физических задач" для 10-11 классов. Курс расчитан на 2 года обучения (68 часов). Программа включает разделы:пояснительная записка, общая характеристика кур...

Рабочая программа учебного курса по математике "Нестандартные методы решения уравнений и неравенств"

Рабочая программа составлена на основе программы Р.И.Корзуновой. Курс направлен на углубленное изучение отдельных разделов курса математики и предусматривает изучение современных нестандартных методов...

Программа элективного курса по физике "Методы решения нестандартных задач по физике"

Элективный курс "Методы решения нестандартых задач по физике" рассчитан на учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений, где физика преподается по базовому уровню. Его основная направле...

Рабочая программа элективного курса по физике "Практикум решения нестандартных задач по физике" 10 класс

Я размещаю рабочую программу элективного курса для учащихся 10 класса "Практикум решения нестандартных задач по физике". Программа содержит восемь раделов:.Пояснительная записка. 2.Общая характеристик...

Рабочая программа элективного курса по химии «Способы решения расчетных задач по химии» в 10 классе

 Программа рассчитана на 18 часов. Курс разделен на  три блока: расчеты по химическим формулам, количественные характеристики растворов, вычисления по химическим уравнениям....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по физике «Методы решения физических задач при подготовке к сдаче ЕГЭ» 10-11 класс 2019

Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний  по тому или иному  учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают дейс...

Рабочая программа элективного курса по математике "Нестандартные способы решения уравнений и неравенств"

       Государственной программой изучения математики в 9 – 11 классах предусматривается изучение стандартных методов решения уравнений и неравенств, однако, на практи...