Рабочая программа по алгебре для 9 класса
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме

Ненадщук Татьяна Юрьевна

Рабочая программа по алгебре для 9 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС ,утвержденные приказом МО и науки РФ от 31.01.2012 №69, на основе Примерной программы основного общего образования по математике (базовый уровень), соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Алгебра. Программы  для общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы/ сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: «Просвещение», 2011.
  2. Алгебра. 9 класс: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.]. - М.: Просвещение, 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_algebra_9_klass.doc793 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 362

Московского района Санкт-Петербурга

                                                        ПРИНЯТО


СОГЛАСОВАНО


УТВЕРЖДАЮ

Педагогический совет ГБОУ школы №362

Заместитель директора по УВР ГБОУ школы №362

Директор ГБОУ школы №362

_______________________

Серова Т.Н.

«___»______________2013 г.

 Протокол №____                                                                   от  ___________ 2013 г.

_________________

_________________

___ __________2013г.


Приказ № __от _________2013 г.

Рабочая программа

по курсу «Алгебра»

в 9б  классе

Срок реализации программы: 2013 -2014 учебный год

                                                                                               

                                                  Автор-разработчик   Ненадщук Татьяна Юрьевна

Санкт-Петербург

2013 год

Введение

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития и ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределения в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации жизненного пути.

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков,  но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математики:

  1. формирование представлений о математике как универсальной языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  2. развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
  3. овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни для изучения школьных естественно научных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях,  не требующих углубленной математической подготовки;
  4. воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  1. приобретение математических знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
  2. овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
  3. освоение компетенций: познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.


9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

Рабочая программа по алгебре для 9 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС ,утвержденные приказом МО и науки РФ от 31.01.2012 №69, на основе Примерной программы основного общего образования по математике (базовый уровень), соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Алгебра. Программы  для общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы/ сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: «Просвещение», 2011.
  2. Алгебра. 9 класс: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.]. - М.: Просвещение, 2009.
  3. Ткачёва М.В. Алгебра. Тематические тесты. 9 класс. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Макарычев Ю.Н. Алгебра: дидактические материалы для 9 класса / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2008.
  5. Лысенко Ф.Ф.,Кулабухова С.Ю. Математика. Учебно-тренировочные тесты по новому плану ГИА.- Ростов-на-Дону:Легион, 2013.

Согласно учебному плану школы рабочая программа предусматривает обучение в объёме 136 часов в год (4 часа в неделю), увеличено количество часов за счет регионального компонента и компонента ОУ. Увеличение количества часов позволяет более детально изучать темы программы, вызывающие наибольшие затруднения у учащихся 9 класса.

Общая характеристика учебного предмета

Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как  языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

В ходе освоения курса учащиеся получают возможность:

-развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, интеллектуальных вычислений, развить вычислительную культуру;

-овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

-изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

-развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

-сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Цели:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

-  формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания алгебры, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

-  решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

-  ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

-  проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В соответствии с Программой развития ГБОУ школы № 362 «Комфортная школа –школа успеха», целью которой является обеспечение доступности высокого качества обучения и воспитания, отвечающего социальным потребностям и способствующего успешности каждого участника образовательного процесса, реализуется за счет выделения дополнительных часов на повторения пройденного материала как в начале учебного года, так и в конце, включение разноуровневых заданий в работу на уроке и дома. Включение заданий поискового характера, в целях развития технологии критического мышления для работы с учащимися, проявляющими повышенный интерес к предмету.

В соответствии с инновационной ОП школы «По курсу – море», расширено содержание темы «Решение задач с помощью уравнений и систем (задачи на движение)», «Исследование графиков функций».

При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией; закрепление в процессе практикумов, тренингов и итоговых собеседований; будут использоваться уроки-соревнования, уроки консультации, зачеты.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные;

групповые;

индивидуально-групповые;

фронтальные;

практикумы.

Общеучебные умения, навыки и способы  деятельности

Изучение алгебры в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

в личностном направлении:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций; интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;

решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
  2. работать в группах;
  3. аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  4. уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
  5. пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

           Формы контроля.

         Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются обучающие работы.

 По алгебре в 9 классе проводятся текущие и одна итоговая письменные контрольные работы, самостоятельные работы, контроль знаний в форме теста. На четвертом уроке проводится входная контрольная работа, рассчитанная на урок. Учащиеся  смогут подготовиться к ней на уроках и за счёт часов неаудиторной занятости..

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала.  На контрольные работы отводится 1 час. Контрольная работа №11 – итоговая, на неё отводится 2 часа.

Итоговая контрольная работа проводится  в конце учебного года.

      Самостоятельные работы и тестирование рассчитаны на часть урока (15-25 мин), в зависимости от цели проведения контроля.

  Формы контроля ЗУН (ов):

  1. наблюдение
  2. беседа
  3. фронтальный опрос
  4. опрос в парах
  5. практикум
  6. самостоятельная работа
  7. тестирование
  8. письменная контрольная работа

Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок-зачет. Устный опрос учащихся  по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ:  двухуровневая – уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5»;  большой список заданий разного уровня, из которого учащийся решает их по своему выбору. Рядом с учеником на таких уроках – включенный компьютер, который он использует по своему усмотрению.

Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях:

уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».

Компьютерное обеспечение уроков.

       В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также различные электронные учебники.

Демонстрационный материал (слайды).

Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.                 

      Изучение многих тем в математике связано со знанием и пониманием свойств элементарных функций. Решение уравнений, неравенств, различных задач предполагает глубокое знание поведения элементарных функций.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПО МАТЕМАТИКЕ

оценивание знаний и умений

учащихся с учетом их индивидуальных особенностей осуществляется по следующим направлениям.

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке,определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными.

Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

·         полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

·         правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

·         показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

·         продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;

·         отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

 

Ответ оценивается отметкой «4», если

·         он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

·         в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

·         допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

·         допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

 

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

·         неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);

·         имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

·         ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

·         при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

·         не раскрыто основное содержание учебного материала;

·         обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

·         допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

·         ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

Отметка «5» ставится, если:

·         работа выполнена полностью;

·         в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

·         в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

 

Отметка «4» ставится, если:

·         работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

·         допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

 

Отметка «3» ставится, если:

·         допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

 

Отметка «2» ставится, если:

·         допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет

           обязательными умениями по данной теме в полной мере.

 

Отметка «1» ставится, если:

·         работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

 

КРИТЕРИИ ОШИБОК

 

К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

К негрубым ошибкам относятся:  потеря корня или сохранение в ответе  постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;

К недочетам  относятся:  нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях

 

 

График проведения контрольных работ


п/п

Наименование разделов и тем

Контрольная

работа

Дата проведения

План

Факт

1

Стартовая контрольная работа

1

2

Контрольная работа № 1 по теме «Функции и их свойства»

1

3

Контрольная работа  №2 по теме «Квадратичная функция»

1

4

Контрольная работа №3 по теме «Степенная функция. Корень n-й степени»

1

5

Контрольная работа №4 по теме «Уравнения и  неравенства с одной переменной»

1

6

Контрольная работа №5 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными и их системы»

1

7

Контрольная работа №6 по теме «Арифметическая прогрессия»

1

8

Контрольная работа № 7 по теме «Геометрическая прогрессия»

1

9

Контрольная работа №8 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»

1

10

Итоговый тест

1/2часа

Итого:

10

Научиться распознавать графики таких функций, суметь рассказать об их свойствах помогают компьютерные слайды .

   При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.

 Задания для устного счета.

Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.

 

Тренировочные упражнения.

    Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы математической теории и практики.

 Электронные учебники.

  Они используются в качестве виртуальных лабораторий при проведении практических занятий, уроков введения новых знаний. В них заключен большой теоретический материал, много тренажеров, практических и исследовательских заданий, справочного материала. На любом из уроков возможно использование компьютерных устных упражнений, применение тренажера устного счета, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает вычислительные навыки, так как позволяет осуществить иной подход к изучаемой теме.

  

      Использование компьютерных технологий  в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес  к изучению данного предмета.

Содержание обучения в 9 классе

1.        Повторение курса алгебры 8 класса (5 часов)

Степени и корни. Дробно-рациональные уравнения. Линейные и квадратные неравенства. Линейная и квадратичная функция, их графики.

2.        Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений (18 часов)

Деление многочленов. Решение алгебраических уравнений. Уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными. Различные способы решения систем уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений.

Основная цель — обучить делению многочленов, решению алгебраических уравнений и систем уравнений.

Данная тема продолжает и завершает изучение алгебраических уравнений и их систем, которые рассматриваются в школьном курсе алгебры. От рассмотрения линейных и квадратных уравнений учащиеся переходят к алгебраическим уравнениям общего вида P n (x)=0 где P n(х) - многочлен степени п. Основным способом решения алгебраических уравнений является разложение его левой части на множители. Подробно рассматривается алгоритм деления многочленов уголком.

Решение систем нелинейных уравнений проводится как известными учащимся способами, так и делением уравнений и введением вспомогательных неизвестных.

Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем нелинейных уравнений.

3. Степень с рациональным показателем (18 часов).

Степень с целым показателем и ее свойства. Возведение числового неравенства в степень с натуральным показателем.

Основная цель — сформировать понятие степени с целым показателем; выработать умение выполнять преобразования простейших выражений, содержащих степень с целым показателем; ввести понятия корня п-й степени и степени с рациональным показателем.

Детальное изучение степени с натуральным показателем в 7 классе создает базу для введения понятия степени с целым показателем. Однако в начале темы необходимо целенаправленное повторение свойств степени с натуральным показателем и выполнение преобразований алгебраических выражений, содержащих степени с натуральными показателями. Такое повторение служит пропедевтикой к изучению степени с целым показателем и ее свойств, чему в данной теме уделяется основное внимание.

Формируется понятие степени с целым отрицательным и нулевым показателями. Повторяется определение стандартного вида числа. Доказывается свойство возведения в степень с целым отрицательным показателем произведения двух множителей. Учащиеся овладевают умениями находить значение степени с целым показателем при конкретных значениях основания и показателя степени и применять свойства степени для вычисления значений числовых выражений и выполнения простейших преобразований.

Учащиеся знакомятся с возведением в натуральную степень неравенств, у которых левые и правые части положительны. В дальнейшем эти знания будут применяться при изучении возрастания и убывания функций у = х2, у = х3.

В данной теме вводятся понятие арифметического корня натуральной степени и понятие степени с рациональным показателем. Необходимость их введения обосновывается на конкретных примерах. Формирование умения применять свойства степени с рациональным показателем не предусматривается.

4. Степенная функция (18 часов)

Область определения функции. Возрастание и убывание функции. Четность и нечетность функции. Функция у = k/x

Основная цель — выработать умение исследовать по заданному графику функции у = х2, у = х3, у=1/x, y=x1/2, y=k/x, y=ax2+bx+c.

При изучении материала данной главы углубляются и существенно расширяются функциональные представления учащихся.

На примерах функций у = х3, у = х1/2, у = 1/х рассматриваются основные свойства степенной функции, которые после изучения степени с действительным показателем лягут в основу формирования представлений о степенной функции с любым действительным показателем. Здесь же важно не только изучить свойства и графики конкретных функций, но и показать прикладной аспект их применения.

Учащимся предстоит овладеть такими понятиями, как область определения, четность и нечетность функции, возрастание и убывание функции на промежутке.

Понятия возрастания и убывания функции учащиеся встречали в курсе алгебры 8 класса, но лишь при изучении данной темы формируются определения этих понятий, а следовательно, появляется возможность аналитически доказать возрастание или убывание конкретной функции на промежутке. (Однако проведение подобных доказательств не входит в число обязательных умений.) Учащиеся должны научиться находить промежутки возрастания функции с помощью графика рассматриваемой функции.

При изучении темы примеры функций с дробным показателем не рассматриваются, так как понятие степени с рациональным показателем в данном курсе не вводится.

При изучении каждой конкретной функции (включая и функции у = kx + b, y=ax2+bx+c.) предполагается, что учащиеся смогут изобразить эскиз графика рассматриваемой функции и по графику перечислить ее свойства.

С помощью функции у =  k/x -  уточняется понятие обратной пропорциональности, о котором лишь упоминалось в курсе алгебры 8 класса.

При изучении данной темы особое внимание уделяется свойствам функций и отображению этих свойств на графиках. Одновременно формируются начальные умения выполнять простейшие преобразования графиков функций.

5.        Прогрессии (18 часов)

Числовая последовательность. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы л первых членов арифметической и геометрической прогрессий.

Основная цель — познакомить учащихся с понятиями арифметической и геометрической прогрессий.

Учащиеся знакомятся с понятием числовой последовательности, учатся по заданной формуле n-го члена при рекуррентном способе задания последовательности находить члены последовательности.

Знакомство с арифметической и геометрической прогрессиями как числовыми последовательностями особых видов происходит на конкретных практических примерах.

Формулы n-го члена и суммы n- первых членов обеих прогрессий выводятся учителем, однако требовать от учащихся выводить эти формулы необязательно.

Упражнения не должны предполагать использование в своем решении формул, не приведенных в учебнике. Основное внимание  уделяется решению практических и прикладных задач.

6. Случайные события (14 часов)

События невозможные, достоверные, случайные. Совместные несовместные события. Равновозможные события. Классическое определение вероятности события. Представление о геометрической вероятности. Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики. Противоположные события и их вероятности. Относительная частота и закон больших чисел. Тактика игр, справедливые и несправедливые игры.

Основная цель — познакомить учащихся с различными видами событий, с понятием вероятности события и с различными подходами к определению этого понятия; сформировать умения нахождения вероятности события, когда число равновозможных исходов испытания очевидно; обучить нахождению вероятности I события после проведения серии однотипных испытаний.

Классическое определение вероятности события вводится и применяется в ходе моделирования опытов (испытаний) с равно возможными исходами: бросание монет, игральных кубиков, изъятие карт из колоды, костей домино из набора и т. п. Статистическое определение вероятности вводится после рассмотрения опытов, в которых равновозможность исходов не очевидна.

Приводится теорема о сумме вероятностей противоположных событий. Рассматриваются задачи на нахождение вероятности искомого события через нахождение вероятности противоположного события.

Прикладной аспект вероятностных знаний иллюстрируется, в частности, при выявлении справедливых и несправедливых игр, при планировании участия в лотереях и т. п.

7. Случайные величины (12 часов).

Таблицы распределения значений случайной величины. Наглядное представление распределения случайной величины: полигон частот, диаграммы круговые, линейные, столбчатые, гистограмма. Генеральная совокупность и выборка. Репрезентативная выборка. Характеристики выборки: размах, мода, медиана, среднее. Представление о законе нормального распределения.

Основная цель — сформировать представления о закономерностях в массовых случайных явлениях; выработать умение сбора и наглядного представления статистических данных; обучить нахождению центральных тенденций выборки.

После знакомства с различными видами случайных величин приводятся примеры составления таблиц распределения этих величин по вероятностям, частотам, относительным частотам. На основании таблиц распределения строятся полигоны частот и диаграммы.

Формируется представление о генеральной совокупности, о произвольной и репрезентативной выборках. На учебных выборках, имеющих небольшой размах, формируется умение находить моду, медиану и среднее значение; умение определять — какую выборку имеет смысл характеризовать одной из центральных тенденций.

Рассматриваются дискретные и непрерывные случайные величины, демонстрируется наглядная интерпретация распределения значений непрерывной случайной величины с помощью гистограммы. Приводятся характеристики выборки — отклонение от среднего, дисперсия, среднее квадратичное отклонение. Формулируется правило трех сигм.

8. Множество и логика (14 часов)

Подмножества. Множество. Элементы множества, характеристическое свойство. Круги Эйлера. Разность множеств, дополнение до множества, числовые множества, пересечение и объединение множеств, совокупность. Высказывания. Отрицание высказывания, предложение с переменной, множество истинности ,равносильные множества, символы общности и существования, прямая и обратная теорема, необходимые и достаточные условия взаимно противоположные теоремы. Расстояния между двумя точками, формула расстояния, уравнение фигуры, уравнение окружности. Уравнение и график прямой, угловой коэффициент прямой, взаимное расположение прямых. Фигура, заданная уравнением или системой уравнений с двумя неизвестным. Фигура, заданная неравенством или системой неравенств с двумя неизвестными.

Основная цель – формирование представлений о подмножестве, множестве, элементах множества, о характеристическом свойстве, о  кругах Эйлера, о разности множеств, о дополнении  до множества, о числовые множества, пересечении и объединении множеств, совокупности.

9. Повторение ( 21 час).

Учебно-тематическое планирование

по алгебре в 9-х классах

на 2012-2013 учебный год

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов по плану

Кол-во часов фактически

Формы и методы контроля

1

Повторение курса алгебры 8 класс

5

5

1.1

Степени и корни

1

1

1.2

Дробно-рациональные уравнения

1

1

1.3

Линейные и квадратные неравенства

1

1

1.4

Линейная и квадратичная функция

1

1

1.5

Срезовая  работа

1

1

Входной контроль

2

Алгебраические уравнения и их системы

18

18

2.1

Деление многочленов

2

2

2.2

Решение алгебраических уравнений

3

3

Пров. работа

2.3

Решение уравнений, сводящихся к алгебраическим

3

3

2.4

Основные способы решения систем нелинейных уравнений с двумя неизвестными

3

3

2.5

Различные способы решения систем уравнений

3

3

Тест

2.6

Решение задач с помощью систем уравнений  

3

2

2.7

Урок обобщения и систематизации знаний

1

2.8

Контрольная работа № 1

1

1

К/р

3

Степень с рациональным показателем

17

18

3.1

Повторение свойств степени с натуральным показателем

2

2

3.2

Степень с целым показателем

3

4

Тест

3.3

Арифметической корень натуральной степени

2

2

3.4

Свойства арифметического корня

3

3

Пров. работа

3.5

Степень с рациональным показателем

3

2

3.6

Возведение  в степень числового неравенства

2

2

С/р

3.7

Урок обобщения и систематизации знаний

1

2

3.8

Контрольная работа № 2

1

1

К/р

4

Степенная функция

16

18

4.1

Определение числовой функции. Область определения и область значений функции

3

3

4.2

Возрастание и убывание функции

3

3

4.3

Чётность и нечётность функций

2

2

4.4

Функция y=k/x

3

4

4.5

Уравнения и неравенства, содержащие степень

3

3

4.6

Урок обобщения и систематизации знаний

1

2

4.7

Контрольная работа № 3

1

1

К/р

5

Прогрессия

16

18

5.1

Числовая последовательность

3

2

5.2

Арифметическая прогрессия

3

2

5.3

Сумма n первых членов арифметической прогрессии

3

4

С/р

5.4

Геометрическая прогрессия

3

3

5.5

Сумма n первых членов геометрической прогрессии

3

4

С/р

5.6

Урок обобщения и систематизации знаний

0

2

5.7

Контрольная работа № 4

1

1

К/р

6

Случайные события

14

14

6.1

События

2

2

6.2

Вероятность события

2

2

6.3

Повторение элементов комбинаторики

2

2

С/р

6.4

Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики

2

2

Тест

6.5

Геометрическая вероятность

2

2

6.6

Относительная частота и закон больших чисел

2

2

6.7

Урок обобщения и систематизации знаний

1

1

6.8

Контрольная работа № 5

1

1

К/р

7

Случайные величины

12

9

7.1

Таблицы распределения

3

2

7.2

Полигоны частот

2

2

7.3

Генеральная совокупность и выборка

2

2

7.4

Размах и центральные тенденции

3

2

7.5

Урок обобщения и систематизации знаний

1

0

7.6

Контрольная работа № 6

1

1

К/р

8

Множества. Логика

14

12

8.1

Множества.

3

3

Тест

8.2

Высказывания. Теоремы

4

3

Тест

8.3

Уравнение окружности.

2

1

8.4

Уравнение прямой.

2

1

С/р

8.5

Множество точек на координатной плоскости.

2

2

8.6

Урок обобщения и систематизации знаний

1

1

8.7

Контрольная работа № 7

1

1

К/р

9

Повторение курса алгебры 9 класс

24

21

9.1

Числа и алгебраические преобразования

3

3

Тест

9.2

Решение алгебраических уравнений и систем уравнений

3

3

Тест

9.3

Решение неравенств и систем неравенств

3

3

Тест

9.4

Решение задач

3

3

Пров. работа

9.5

Функции и графики

3

3

Тест

9.6

Прогрессии

3

2

9.7

Случайные события. Случайные величины

3

0

9.8

Итоговая контрольная работа

2

2

К/р

9.9

Анализ ошибок итоговой работы

1

1

 ИТОГО

136

132

          Программа сжата с 136 часов до 132 часов, так как учебный год в 9-м классе заканчивается 25 мая и с учётом праздничных дней  с 1 по 5 мая и с 9 по 12 мая 2013 г.

№ п/п

Тема урока

Кол-во уроков

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню содержания

Формы и способы контроля

Домашняя работа

Дата

По плану

фактически

Повторение  курса 8 класса ( 5 часов)

1

Степени и корни

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Степень с натуральным показателем, арифметический квадратный корень, свойства корней

Уметь применять свойства степеней и квадратных корней для упрощения выражений и вычисления корней; формировать вопросы, задачи, создавать проблемную ситуацию 

Проблемные задания, фронтальный опрос

Индивидуальные задания

2

Дробно-рациональные уравнения

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Квадратные уравнения, дробно-рациональные уравнения, ОДЗ ,посторонний корень

Уметь:

использовать формулы корней квадратного уравнения;

проводить замену переменной;

решать квадратные уравнения и уравнения, получившиеся из замены;

решать биквадратные уравнения

Фронтальный опрос

Индивидуальные задания

3

Линейные и вадратные неравенства

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Линейное и квадратное неравенство, решение неравенства, равносильные неравенства, равносильные преобразования.

Знать алгоритм решения неравенств.

Уметь 

решать простейшие линейные неравенства;

отмечать на числовой оси решение неравенства

правильно найти ответ в виде числового промежутка; решать неравенства, используя метод интервалов

Фронтальный опрос, самостоятельное решение заданий

Индивидуальные задания

4

Линейная и вадратичная функция, её свойства и график

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Линейная и квадратичная функция, её свойства и график

 Знать свойства линейной и квадратичной функции; графики; алгоритм построения графиков линейной и  квадратичной функции

Уметь выполнять построение графиков линейной и квадратичной функции, по графику определять свойства функции

Фронтальный опрос, самостоятельное решение заданий

Индивидуальные задания

5

Входная диагностическая  работа № 1

1

Урок проверки знаний и умений

Арифметический квадратный корень, свойства корней; квадратные уравнения; линейное неравенство, квадратное неравенство

Уметь применять знания, полученные в 8 классе

Индивидуальное решение контрольных заданий


Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений. (18 часов)

6

Деление многочленов.

2

Урок ознакомления с новым материалом и закрепления изученного

Многочлен, алгоритм деления многочленов, формула деления многочленов

Знать алгоритм деления многочленов

Уметь выполнять деление многочленов

Фронтальный опрос

Проверка домашнего задания,

индивидуальная работа по карточкам

§1

§1

7

Деление многочленов.

Урок применения знаний и умений

Самостоятельная работа

§1

8

Решение алгебраических уравнений

3

Урок ознакомления с новым материалом


Алгебраические уравнения, алгебраическое уравнение степени n, корень алгебраического уравнения, основная теорема алгебры

Знать определение алгебраического уравнения; теорему о нахождении корня алгебраического уравнения.

Уметь решать алгебраическое уравнение степени n





Фронтальный опрос

§2

9

Решение алгебраических уравнений

Урок закрепления изученного

Проверка домашнего задания, индивидуальная работа по карточкам

§2

10

Решение алгебраических уравнений

Урок применения знаний и умений

Проверочная работа

§2

11

Уравнения, сводящиеся к алгебраическим

3

Комбинированный

Рациональное уравнение, уравнения, сводящиеся к алгебраическим, разложение на множители, симметричные уравнения, возвратные уравнения

Знать, как применить методы решения уравнений высшей степени: метод разложения на множители, метод введения новой переменной, метод решения возвратных уравнений и уметь применять их на практике

Фронтальный опрос

§3

12

Уравнения, сводящиеся к алгебраическим

Урок применения знаний и умений

Проверка домашнего задания, работа в парах

§3

13

Уравнения, сводящиеся к алгебраическим

Урок применения знаний и умений

Проблемный

Проверочная работа

§3

14

Системы нелинейных уравнений с двумя  неизвестными.

3

Комбинированный

Системы нелинейных уравнений с двумя  неизвестными, способ подстановки, способ сложения, замена переменных

Знать способы решения систем уравнений.

Уметь решать системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными способом подстановки и сложения.

Фронтальный опрос

§4

15

Системы нелинейных уравнений с двумя  неизвестными.

Урок применения знаний и умений

Проверка домашнего задания, работа в парах

§4

16

Системы нелинейных уравнений с двумя  неизвестными.

Урок применения знаний и умений

Исследовательский

Проверочная работа

§4

17

Различные способы решения систем уравнений

3

Комбинированный


Обратная теорема Виета, решение систем уравнений по обратной теореме Виета, деление уравнений в системе, формулы сокращённого умножения, замена переменных, система трёх уравнений

Иметь представление о системе двух нелинейных уравнений с двумя неизвестными.

Уметь решать системы нелинейных уравнений, используя обратную теорему Виета, формулы сокращённого умножения, замену переменных, деление уравнений в системе.

Фронтальный опрос

§5

18

Различные способы решения систем уравнений

Урок применения знаний и умений

Исследовательский

Проверка домашнего задания,

Работа с демонстрационным материалом

§5

19

Различные способы решения систем уравнений

Урок применения знаний и умений

Проблемный

Проверочная работа

§5

20

Решение задач с помощью систем уравнений

3

Комбинированный

Составление математической модели реальной ситуации, системы нелинейных уравнений с двумя  неизвестными.

Уметь решать текстовые задачи с помощью системы нелинейных уравнений

Фронтальный опрос

§6

21

Решение задач с помощью систем уравнений

Урок применения знаний и умений

Проблемный

Индивидуальная работа по карточкам

§6

22

Решение задач с помощью систем уравнений

Урок применения знаний и умений Исследовательский

Проверочная работа

§6

23

Решение задач по теме «Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщить и систематизировать знания о преобразованиях многочленов;

Уметь выполнять деление многочленов, решать системы уравнений, содержащие уравнения более высоких степеней; решать задачи с помощью систем уравнений второй степени

Проверка домашнего задания, Тестовая работа

§1-§6

24

Контрольная работа № 2 по теме «Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений».

1

Урок проверки знаний и умений

Контроль и оценка знаний и умений

Индивидуальное решение контрольных заданий

Степень с рациональным показателем (17 часов)

25

Степень с натуральным показателем

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Степень с натуральным показателем

Уметь применять свойства степеней

Проблемные задания, фронтальный опрос

Индивидуальные задания

26

Степень с целым показателем

3

Урок ознакомления с новым материалом

Степень с отрицательным показателем,  тождества степеней, свойства степени с рациональным показателем                                              

Знать определение степени с целым отрицательным показателем, свойства степени.

Уметь представлять степень с целым отрицательным показателем в виде дроби и наоборот, применять се свойства

Фронтальный опрос

§7

27

Степень целым показателем

Урок закрепления изученного

Проверка домашнего задания

§7

28

Степень целым показателем

Урок проверки знаний и умений

Контроль и оценка знаний и умений

тест

§7

29

Арифметический корень натуральной степени


2

Урок ознакомления с новым материалом

Корень n- степени из неотрицательного числа, корень нечётной степени из отрицательного числа, извлечение корня, подкоренное выражение, показатель корня, радикал

Знать определение корня n- степени, его свойства.

Уметь выполнять преобразования выражений, содержащих радикалы

Фронтальный опрос

§8

30

Арифметический корень натуральной степени

Урок закрепления изученного

Математический диктант с взаимопроверкой

§8

31

Свойства арифметического корня

3

Урок ознакомления с новым материалом

Проблемный

Корень n- степени из произведения, частного, степени, корня

Знать свойства корня n- степени и уметь применять их на практике

Фронтальный опрос

§9

32

Свойства арифметического корня

Урок закрепления изученного

Поисковый

Проверка домашнего задания, математический диктант с взаимопроверкой

§9

33

Свойства арифметического корня

Урок закрепления и прверки  изученного

Пров.работа

§9

34

Степень с рациональным показателем

2

Урок ознакомления с новым материалом

Степень с любым целочисленным показателем,  свойства степени,  

Знать, как выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приёмы.

Уметь находить  значения степени с рациональным показателем; проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени

Фронтальный опрос

§10

35

Степень с рациональным показателем

Урок закрепления изученного

Поисковый

Дифференцированные карточки по теме

 Тестовая работа

§10

36

Возведение в степень числового неравенства

2

Урок ознакомления с новым материалом

Неравенства одного знака, умножение неравенств одного знака, возведение в степень числового  неравенства, возведение в положительную степень, возведение в отрицательную степень

Знать правила возведения неравенства ,у которого  левая и правая части положительны,  в  рациональную степень.

Уметь применять эти правила при решении показательных уравнений.

Фронтальный опрос

§11

37

Возведение в степень числового неравенства

Урок закрепления изученного

Проверка домашнего задания, Дифференцированные карточки по теме

§11

38

Решение задач по теме «Степень с рациональным показателем»

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Степень с рациональным показателем, арифметический  корень n-й степени

Уметь применять свойства степени и  арифметического корня п –ой степени при упрощении выражений и решении показательных уравнений.

Проверка домашнего задания,

Дифференцированные карточки по теме

§7-§11

39

Контрольная работа № 3 по теме «Степень с рациональным показателем»

1

Урок проверки знаний и умений

Индивидуальное решение контрольных заданий

Степенная функция (16 часов)

40

Область определения функции

3

Урок ознакомления с новым материалом

Функция, независимая и зависимая переменная, область определения  функции, график функции

Знать определение функции, области определения и области значения функции.

Уметь находить область определения функции

Фронтальный опро

§12

41

Область определения функции

Урок закрепления изученного

Дифференцированные карточки по теме

§12

42

Область определения функции

Урок применения знаний и умений

Проверочная работа

§12

43

Возрастание и убывание функции

3

Урок ознакомления с новым материалом

Возрастающая и убывающая на множестве функция, степенная функция y = xr

Знать определение возрастающей и убывающей функции на промежутке; условия возрастания и убывания функции y = xr.

Уметь строить графики степенной функции при различных значениях показателя; описывать по графику свойства функции.

Фронтальный опрос

Работа по готовым графикам

§13

44

Возрастание и убывание функции

Урок закрепления изученного

Дифференцированные карточки по теме

§13



45

Возрастание и убывание функции

Урок применения знаний и умений

Проблемный

Проверочная работа

§13

46

Чётность и нечётность функции

2

Урок ознакомления с новым материалом

Чётная функция, нечётная функция , симметричное множество,  алгоритм исследования функции на чётность,  график чётной и нечётной функции, график функции y =

Знать определение чётной и нечётной функции; как расположен график четной и нечетной функции.

Уметь по формуле определять четность и нечетность функции;

приводить примеры этих функций; строить график функции y = , описывать по графику свойства функции

Фронтальный опрос

Работа по готовым графикам

§14

47

Чётность и нечётность функции

Урок закрепления изученного и  применения знаний и умений Поисковый

Дифференцированные карточки по теме

§14

47

Функция y =  

3

Урок ознакомления с новым материалом

Функция y =  , функция y = ,

Знать свойства  функция y = , её график.Уметь  строить график функции y = , описывать свойства функции.

Фронтальный опрос



§15

48

Функция y =

Урок закрепления изученного

Дифференцированные карточки по теме

§15

49

Функция y =

Урок применения знаний и умений

Поисковый

Проверочная работа

§15

50

Неравенства и уравнения, содержащие степень

3

Урок ознакомления с новым материалом

Иррациональные уравнения, метод возведения в квадрат, проверка корней, посторонний корень  

Уметь использовать свойства степенной функции при решении различных уравнений и неравенств,  решать иррациональное уравнение.

Фронтальный опрос

§16

51

Неравенства и уравнения, содержащие степень

Урок закрепления изученного

Дифференцированные карточки по теме

§16

52

Неравенства и уравнения, содержащие степень

Урок применения знаний и умений

Исследовательский

Проверочная работа

§16

53

Решение задач по теме «Степенная функция»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Свойства функций, график функций,

неравенства и уравнения, содержащие степень.

Знать алгоритм построения графика функции, свойства функции.

Уметь строить график функций; описывать их свойства;

решать иррациональное уравнение.

Дифференцированные карточки по теме

§12-§16

54

Контрольная работа № 4 по теме «Степенная функция»

1

Урок проверки знаний и умений

Индивидуальное решение контрольных заданий



Прогрессии (16 часов)

55

Числовая последовательность

2

Урок ознакомления с новым материалом

Числовая последовательность, члены последовательности, формулы n-го члена последовательности,

рекуррентные формулы

Знать определение числовой последовательности.

Иметь представление о способах задания числовой последовательности.

Уметь приводить примеры последовательностей; определять член последовательности по формуле

Фронтальный опрос

§17

56

Числовая последовательность

Урок закрепления изученного

Проверка домашнего задания,

Дифференцированные карточки по теме

§17

57

Арифметическая прогрессия

3

Урок ознакомления с новым материалом

Арифметическая прогрессия, разность, формула n-го члена арифметической прогрессии, среднее арифметическое, характеристическое свойство арифметической прогрессии.

Знать определение и формулу n – го члена арифметической прогрессии, характеристическое свойство арифметической прогрессии.

Уметь применять при решении задач указанные формулы.

Фронтальный опрос

Взаимопроверка в парах

§18

58

Арифметическая прогрессия

Урок закрепления изученного

Проверка домашнего задания

§18

59

Арифметическая прогрессия

Урок применения знаний и умений

Дифференцированные карточки по теме

§18

60

Сумма n  первых членов арифметической прогрессии

3

Урок ознакомления с новым материалом

Арифметическая прогрессия, формула суммы n первых  членов арифметической прогрессии

Знать формулы суммы n первых  членов арифметической прогрессии.

Уметь применять при решении задач указанные формулы.

Фронтальный опрос

§19


61

Сумма n  первых членов арифметической прогрессии

Урок закрепления изученного

Дифференцированные карточки по теме

§19

62

Сумма n  первых членов арифметической прогрессии

Урок применения знаний и умений

Проверочная работа

§19

63

Геометрическая прогрессия

3

Урок ознакомления с новым материалом

Геометрическая прогрессия, знаменатель геометрической прогрессии, формула n-го члена геометрической прогрессии

Знать определение и формулу n – го члена прогрессии, характеристическое свойство геометрической прогрессии.

Уметь применять при решении задач указанные формулы.

Индивидуальный опрос

Математический диктант

§20

64

Геометрическая прогрессия

Урок закрепления изученного

Дифференцированные карточки по теме

§20

65

Геометрическая прогрессия

Урок применения знаний и умений

Проверочная работа

§20

66

Сумма n первых членов геометрической прогрессии

3

Урок ознакомления с новым материалом

Геометрическая прогрессия, формула суммы n первых членов геометрической прогрессии

Знать формулу суммы n первых членов геометрической прогрессии. Уметь применять при решении задач указанные формулы.

Математический диктант

§21


67

Сумма n первых членов геометрической прогрессии

Урок закрепления изученного

Дифференцированные карточки по теме

§21

68

Сумма n первых членов геометрической прогрессии

Урок применения знаний и умений

Проверочная работа

§21

69

Решение задач по теме «Прогрессии»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Арифметическая прогрессия, геометрической прогрессии

Знать определение и формулу n – го члена арифметической прогрессии, характеристическое свойство арифметической прогрессии, формулы суммы n первых  членов арифметической прогрессии;  определение и формулу n – го члена прогрессии, характеристическое свойство геометрической прогрессии, формулу суммы n первых членов геометрической прогрессии.

Уметь применять при решении задач указанные формулы.

Проверка домашнего задания,

Дифференцированные карточки по теме

§17-21

70

Контрольная работа № 5 по теме «Прогрессии»

1

Урок проверки знаний и умений

Индивидуальное решение контрольных заданий

Случайные события (7 часов)

71

События

2

Урок ознакомления с новым материалом

Невозможные, достоверные и случайные события, совместные и несовместные события, равновозможные и неравновозможные события.

Знать определения невозможного, достоверного и случайного события; совместного и несовместного события..

Фронтальный опрос

§22

72

События

Исследовательский

Дифференцированные карточки по теме

§22

73

Вероятность события

1

Урок ознакомления с новым материалом

Вероятность, исход испытания, элементарные события, благоприятствующие исходы, вероятность наступления события.

Иметь представление об измерении  степени достоверности, об испытании, о вероятности, об исходе испытания, об элементарных событиях, о благоприятствующих исходах ,о вероятности наступления события.

Уметь заполнять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблиц.

Фронтальный опрос

Дифференцированные карточки по теме

§23

70

Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики


1

Урок ознакомления с новым материалом

Проблемный

Достоверные события, невозможные события, случайные события

Иметь представление об основных видах случайных событий: достоверное ,невозможное, несовместимое события.

Уметь решать вероятностные задачи с помощью комбинаторики.

Фронтальный опрос

Проверочная работа

§24




71

Геометрическая вероятность

1

Комбинированный

Классическая вероятностная схема, вероятность событий, геометрическая вероятность, равновозможные события, предельный переход.

Знать правило геометрических вероятностей.

Уметь применять правило при решении задач.

Фрональный опрос

§25

72

Относительная частота и закон больших чисел

1

Урок ознакомления с новым материалом

Относительная частота, статистическая вероятность, закон больших чисел.

Знать определение относительной частоты события, статистической вероятности; закон больших чисел и уметь применять  его на практике

Проверка домашнего задания,

Фронтальный опрос

§26

73

Решение задач по теме «Случайные события»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Вероятность событий, относительная частота, статистическая вероятность, закон больших чисел.

Уметь применять все знания, полученные в ходе изучения темы, при решении задач

Индивидуальный опрос

§22-26

74

Контрольная работа № 6 по теме «Случайные события»

1

Урок проверки знаний и умений

Индивидуальное решение контрольных заданий




Случайные величины (6 часов)

75

Таблицы распределения

1

Урок ознакомления с новым материалом

Обработка информации, таблицы распределения данных, таблица сумм

Иметь представление о таблице распределения данных, таблице сумм.Уметь составлять по задаче таблицы распределения данных.

Фронтальный опрос

Проверка домашнего задания,

Проверочная работа

§27

76

Полигоны частот

1

Урок ознакомления с новым материалом

Полигоны частот, полигон относительных частот, разбиение на классы, столбчатая и круговая диаграммы.

Иметь представление о полигоне  частот, о полигоне относительных частот, о  разбиении  на классы, о столбчатой и круговой  диаграммах.

Фронтальный опрос

Взаимопроверка в парах

§28

77

Генеральная совокупность и выборка

1

Урок ознакомления с новым материалом

Генеральная совокупность, выборка, репрезентативная выборка, объём генеральной совокупности, выборочный метод ,среднее арифметическое относительных частот.

Иметь представление о генеральной совокупности, выборке, репрезентативной выборке, объёме генеральной совокупности, о выборочном  методе, среднем арифметическом относительных частот.

Проверка домашнего задания, Фронтальный опрос




§29

78

Размах и центральная тенденция

2

Урок ознакомления с новым материалом

Уметь  находить  размах, моду, медиану совокупности значений; среднее значение случайной величины.

Фронтальный опрос

Взаимопроверка в парах

§30

79

Размах и центральная тенденция

Урок закрепления изученного

Исследовательский

Проверка домашнего задания,

Компьютерный тест

§30

80

Контрольная работа № 7 по теме «Случайные величины»

1

Урок проверки знаний и умений

Обработка информации, таблицы распределения данных, таблица сумм, полигоны частот, генеральная совокупность и выборка, размах, мода, медиана, среднее значение, центральная тенденция

Уметь применять все знания, полученные в ходе изучения темы, при решении задач

Индивидуальное решение контрольных заданий

§27-30

Множества.  Логика (7 часов)

81

Множества

1

Комбинированный

Подмножество, множество, элементы множества, круги Эйлера, разность множеств, дополнение до множества, числовые множества, пересечение и объединение множеств, совокупность.

Уметь находить  на числовом множестве разность множеств, дополнение до множества, пересечение и объединение множеств.

Фронтальный опрос

Взаимопроверка в парах

§31

82

Высказывания. Теоремы

1

Комбинированный

Высказывание, отрицание высказывания, предложения с переменными, множество истинности, равносильные множества, символы общности и существования, прямая и обратная теоремы, необходимые и достаточные условия, взаимно противоположные теоремы

Уметь сформулировать высказывание, находить множество истинности предложения, определять, истинно или ложно высказывание.

Фронтальный опрос

Проверка домашнего задания

§32

83

Уравнение окружности

1

Комбинированный

Расстояние между двумя точками, формула расстояния, уравнение фигуры, уравнение окружности

Знать формулы расстояние между двумя точками, уравнение окружности.

Уметь находить расстояние между двумя точками, записывать уравнение окружности с заданным центром и радиусом

Фронтальный опрос

Математический диктант





§33

84

Уравнение прямой

1

Комбинированный

Уравнение прямой, график уравнения прямой, угловой коэффициент прямой, взаимное расположение прямых.

Знать уравнение прямой.

Уметь записывать уравнение прямой, проходящей через заданные точки; устанавливать взаимное расположение прямых

Фронтальный опрос

Проверочная работа

§34

85

Множества точек на координатной плоскости

1

Комбинированный

Фигура, заданная уравнением или системой уравнений с двумя неизвестными; фигура ,заданная неравенством или системой неравенств с двумя неизвестными.

Уметь с помощью графической иллюстрации определить фигуру, заданную системой уравнений.

Фронтальный опрос

Взаимопроверка в парах

§35

86

Решение задач по теме «Множества.  Логика»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Множества. Высказывания. Теоремы. Уравнение прямой.

Уравнение окружности. Множества точек на координатной плоскости

Уметь применять все знания, полученные в ходе изучения темы, при решении задач

Фронтальный опрос

Проверка домашнего задания

§31-§35

87

Контрольная работа № 8 по теме «Множества.  Логика»

1

Урок проверки знаний и умений

Индивидуальное решение контрольных заданий












Итоговое повторение (15 часов)

88

Выражения и их преобразования

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Уметь:

выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем; проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы; вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.

Фронтальный опрос

Проверка домашнего задания

Дифференцированные карточки по теме

Индивидуальные задания по карточкам

89

Выражения и их преобразования

Урок применения знаний и умений

Математический диктант

Индивидуальные задания по карточкам

90

Уравнения и системы уравнений

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Уметь: решать линейные, квадратные, рациональные уравнения и неравенства, их системы;  составлять уравнения и неравенства по условию задачи; использовать для приближённого решения уравнений и неравенств графический метод;

изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений, неравенств  и их систем.


Фронтальный опрос

Индивидуальные задания по карточкам

91

Уравнения и системы уравнений

Урок применения знаний и умений

Проверка домашнего задания

Математический тренажёр

Индивидуальные задания по карточкам

92

Неравенства и системы неравенств

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Фронтальный опрос

Индивидуальные задания по карточкам

93

Неравенства и системы неравенств

Урок применения знаний и умений

Проверка домашнего задания

Индивидуальные задания по карточкам

94

Текстовые задачи

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Уметь:

составлять уравнения и неравенства по условию задачи

Фронтальный опрос Проверка домашнего задания

Индивидуальные задания по карточкам

95

Функции и графики

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Уметь:

определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; строить графики изученных функций;

описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;

решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков.

Фронтальный опрос

Дифференцированные карточки по теме

Индивидуальные задания по карточкам

96

Функции и графики

1

Урок применения знаний и умений

Проверка домашнего задания

Математический диктант

Индивидуальные задания по карточкам

97

Арифметическая и геометрическая прогрессии

1

Уметь: применять при решении задач определение и формулу n – го члена арифметической прогрессии, характеристическое свойство арифметической прогрессии, формулы суммы n первых  членов арифметической прогрессии;  определение и формулу n – го члена прогрессии, характеристическое свойство геометрической прогрессии, формулу суммы n первых членов геометрической прогрессии.

Фронтальный опрос

Дифференцированные карточки по теме

Индивидуальные задания по карточкам

98

99

Итоговая проверочная работа в форме ГИА №9

2

Урок проверки знаний и умений

Уметь применять  знания, полученные в ходе изучения курса Математики и Алгебры.

Индивидуальное решение контрольных заданий

100

Анализ проверочной работы

1

Урок коррекции знаний и умений

Индивидуальные

101

102

Итоговое повторение

2

Урок коррекции знаний и умений

Индивидуальные

Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов.

В результате изучения курса алгебры 9-го класса учащиеся:

Должны знать:

  1. алгоритм деления многочленов, решения алгебраических уравнений и систем уравнений;
  2. понятие степени с целым показателем;
  3. алгоритм исследования функции по заданному графику;
  4. понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса произвольного угла;
  5. понятия арифметической и геометрической прогрессий;
  6. различные виды событий, вероятность события;
  7. о закономерностях в массовых случайных явлениях;
  8. понятие множества и его элементов, подмножеств;
  9. понятие высказывания, прямой и обратной теорем;
  10. алгоритм нахождения расстояния между двумя точками, уравнения окружности, уравнения прямой;

Должны уметь(на продуктивном и творческом уровнях освоения):

  1. выполнять деление многочленов
  2. уметь решать алгебраические уравнения, системы уравнений;
  3. находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак;
  4. понимать содержательный смысл важнейших свойств функции; по графику функции отвечать на вопросы, касающиеся её свойств;
  5. бегло и уверенно выполнять арифметические действия с рациональными числами; вычислять значения числовых выражений, содержащих степени и корни;
  6. решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными; решать текстовые задачи с помощью составления таких систем;
  7. распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  8. вычислять значения тригонометрических функций по известному значению одной из них; выполнять несложные преобразования тригонометрических выражений;
  9. находить вероятность события, когда число равновозможных исходов испытания очевидно;
  10. находить вероятность события после проведения серии однотипных испытаний;
  11. выполнять сбор и наглядное представление статистических данных;
  12. находить центральные тенденции выборки;
  13. находить разность множеств, дополнение до множества, пересечение и объединение множеств;
  14. записывать уравнение окружности, уравнение прямой по заданным данным;
  15. с помощью графической иллюстрации определять фигуру, заданную системой уравнений или неравенством;

применять на практике для:

  1. решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочной литературы, калькулятора, компьютера;
  2. устной прикидки, и оценки результата вычислений, проверки результата вычислений выполнением обратных действий;
  3. интерпретации результата решения задач.

    Владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, социально-трудовой


Информационно-методическое обеспечение

учебного процесса

I. Учебно-методический комплект

  1. Алгебра. Программы  для общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы/ сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: «Просвещение», 2011.
  2. Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.]. - М.: Просвещение, 2009.
  3. Ткачёва М.В. Алгебра. Тематические тесты. 9 класс. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Макарычев Ю.Н. Алгебра: дидактические материалы для 9 класса / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2008.
  5. Зив Б.Г., Гольдич. В.А. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса – СПб.: «Петроглиф», «Виктория плюс»,  М.: «ЧеРо», 2006.

II. Дополнительные пособия:

 для ученика

1. Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

2. Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

3. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. – М.: Просвещение, 1998.

4.Математика: справочник / Черкасов О. Ю., А. Г. Якушев. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.

для учителя

1. Вся школьная математика в самостоятельных и контрольных работах. Алгебра 7-11/ А.П. Ершова, В.А. Голобородько. – М.: Илекса, 2007.

2. Алгебра. 7-8 классы. Тесты для промежуточной аттестации / под ред. Ф.Ф.Лысенко. – Ростов н/Д.: Легион, 2009.

3. Математические диктанты для 5-7 классов/ Е.Б.Арутюнян. – М.: Просвещение, 2007.

4. За страницами учебника алгебры/ Л.Ф. Пичурин. – М.: Просвещение,1990.

5. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы/ авт.-сост. Н.В. Заболотнева. – Волгоград: Учитель, 2006.

6. Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».

7. Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.

8. Алгебра: дидактический материал для 8 класса/ В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, И.Г.Миндюк. – М.: Просвещение, 2008.

9.Поурочное планирование по алгебре: 8 класс: к учебнику Ш.А. Алимова и др. «Алгебра. 8 класс»/ М.Ю. Бессонова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

10. Алгебра. 7 класс: Поурочные планы/ Авт.-сост. Е.Г. Лебедева – Волгоград: Учитель, 2008.

11. Алгебра: математические диктанты. 7-9 классы/ авт.-сост. А.С. Конте. –Волгоград: Учитель, 2010.

12. Контрольно-измерительные материалы. Алгебра: 8 класс/ Сост. Л.Ю. Бабошкина. – М.: ВАКО, 2010.

 13.  Стандарт основного общего образования по математике (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы/ составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2008.

14. Примерная программа основного общего образования по алгебре / Программы для общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы/ составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2008.

15. Алгебра: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.]. - М.: Просвещение, 2009.

16. Рабочая тетрадь по алгебре для 8 класса. / Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачева и др. – М.: Просвещение, 2008.

17. Алгебра и начала математического анализа. 7-11 классы: развернутое тематическое планирование. Линия Ш.А. Алимова/ авт.-сост. Н.А. Ким. – Волгоград: учитель, 2010.

18. Поурочное планирование по алгебре: 8 класс: к учебнику Ш.А. Алимова и др. «Алгебра. 8 класс»/ М.Ю. Бессонова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

19. Алгебра. 7 класс: Поурочные планы/ Авт.-сост. Е.Г. Лебедева – Волгоград: Учитель, 2008.

20. http://school-collection.edu.ru

21. http://mon.gov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику "Алгебра 7", авторы Макарычев и другие, под редакцией Теляковского

Рабочаяпрограмма содержит подробное календарно-тематическое планирование по учебнику "Алгебра 7", авторы Макарычев и другие, под редакцией Теляковского 2011года выпуска...

Рабочая программа по алгебре 7 класс .Учебник "Алгебра 7 класс" под редакцией С.А. Теляковского

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование (з часа в неделю)....

Рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику "Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."

1. Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Алгебра 8 » на базовом и повышенном уровнях.3. Содержание учебного...

Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику "Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."

Настоящая рабочая программа по алгебре для 7б класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства ...

Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 7 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

Рабочая программа по алгебре содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 3 урока в неделю, то есть 102...