Урок математики в 6 классе. Тема "Противоположные числа". 2013г.
учебно-методический материал по математике (6 класс) по теме
Урок изучения нового материала по теме "Противоположные числа". Урок проводится в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-matematiki-v-6-klasse_0_1.docx | 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики в 6 классе. 2013г.
Тема: «Противоположные числа»
Программа: Планирование учебного материала. Математика 5-6 кл./ авт.-сост. В.И.Жохов.- М.: Мнемозина, 2009.
Учебник: Математика 6 класс. Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов. М.: «Мнемозина», 2011 год. Рекомендовано МОРФ.
Цель урока: знакомство с противоположными числами.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с противоположными числами;
Развивающие: способствовать формированию умений применять приемы: обобщения, сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию; развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Воспитательные: воспитывать организованность, общительность, отзывчивость, трудолюбие, аккуратность.
Оборудование: "Шкала настроения", эмблемы настроения, ноутбук, проектор, раздаточный наглядный и дидактический материал, демонстрационный термометр, изображение уровня моря, плакаты "Царство целых чисел" и "линия времени", портреты математиков, учебник "Математика" 6 класс, авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
План урока.
1. Орг. момент. 1,5 мин.
2. Постановка темы и цели урока. 1,5 мин.
3. Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания. 10 мин.
4. Изучение нового материала. 8 мин.
5. Первичное закрепление нового материала. 5 мин.
6. Закрепление нового материала. 8 мин.
7. Диагностика усвоения знаний. 5 мин.
8. Оценка знаний. 1мин.
9. Домашнее задание. 3мин.
10.Итог урока. 1 мин.
11.Рефлексия. 1мин.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Учитель. Внимание! Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все в порядке
Книга, ручка и тетрадка?
И линейку не забудь
В математику мы держим путь.
А сейчас, ребята, поудобнее садитесь
Не шумите, не вертитесь
Все внимательно считайте
А спрошу вас - отвечайте!
Вам условие понятно?
Ученики. Да!
Учитель. Это слышать мне приятно!
Психологическая минутка.
-Ребята! Сегодня у меня очень хорошее настроение! Надеюсь, что у вас оно такое же! Возьмите талисманчики настроения и расставьте их на "Шкале настроения".
- Итак, плохое настроение и лень умножим на нуль!
2.Постановка темы и цели урока.
Учитель показывает учащимся конверт на котором написано "Приглашение!". В конверте находится карточка.
Написано на карточках:
Длинный - короткий,
Большой - .......,
Правда - ложь,
Бедный - .......
Учитель. Как называются эти слова в русском языке?
(Ответ: Антонимы)
Антонимы - слова с противоположными значениями.
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с противоположными числами, а также закрепим понятия "координатная прямая", "координата точки", "положительные и отрицательные числа".
Кто же приглашает нас в гости?
(Ответ: числа)
3.Повторение изученного материала.
Учитель. Чтобы отправится в путешествие нам необходим надежный багаж знаний. Давайте проверим, все ли готовы к дороге!
Ответить на вопросы:
1.Что такое координатная прямая?
2.Что называют координатой точки на прямой?
3.Какими числами являются координаты точек на горизонтальной прямой, расположенных:
а) справа от начала координат;
б) слева от начала координат?
4.Какую координату имеет начало координат?
5.Какими числами обозначают координаты точек на вертикальной прямой, расположенных:
а) выше начала координат;
б) ниже начала координат?
Задача №1. (устно)
Из чисел -3,6; 5/7; -6/9; 0; 7; -81/9; 4,7; -100; 3
назовите сначала все отрицательные, а потом все положительные числа.
Задача №2.
Назовите три числа, расположенные на координатной прямой:
а) правее числа 5;
б) левее числа -6;
в) правее числа -11;
г) левее числа 25.
Задача №3.
Запишите координаты точек А, В, С, К, О, Е, Т, Н, если начало отсчета - точка О.
Задача №4.
Изобразите на координатной прямой точки А(5), В(3,5); С(-7); М(-5,2).
Задача №5
Таня вошла в лифт на 6-м этаже, проехала три этажа и вышла из лифта. На каком этаже она вышла? Сколько имеется возможностей?
№889 (Учитель так же может спросить ребят о показаниях температуры в течении прошедших суток).
Проверка дом. задания. (№922. Работа с "линией времени").
Учитель. Итак, багаж знаний у вас хороший, можно отправляться в путь!
4.Изучение нового материала.
Звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки».Учитель рассказывает сказку.
В точечном царстве, в координатном государстве жили два брата - царя. Лицом они были похожие , а характером противоположные. Первый был злой, отрицательный. Минусом прозвали его жители страны. Второй был добрый, снисходительный, юный, положительный, звали его Плюс. Их владения разделяла Нулевая река, на берегу которой жили числа-близнецы. Их домики стояли на одинаковом расстоянии от Нулевой реки. Только одни из них поселились на правом берегу, а другие - на левом, противоположном, поэтому числа 1 и -1, 2 и -2, 3 и -3, 4 и -4, 5 и -5,....стали называть противоположными.
Два числа лишь знаками
Друг от друга отличные,
Называются издавна ...
(Противоположными числами.)
-6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6
отрицательные 0 положительные
числа числа
а < 0 а > 0
Опр. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками ,называются противоположными числами.
Например: 2,6 и -2,6; -7/8 и 7/8.
Для каждого числа есть только одно противоположное ему число.
а и (-а)
Учитель. Когда - то многие считали,
Что нуль не значит ничего,
И, как ни странно, полагали,
Что с ним не дружиться никто.
Но на оси средь прочих чисел
Он все же место получил
И все действительные числа
На два разряда поделил.
Нуль ни в один из них не входит
(он сам составил чисел класс),
И об их особых свойствах
Мы поведем теперь рассказ.
Число 0 противоположно самому себе.
Вообще, знак "-" ,поставленный перед числом, изменяет его на число, ему противоположное т.е. - (-а)= а.
Например, -(+3)=-3; -(-3)=3.
Знак "+", поставленный перед каким-нибудь числом,
оставляет это число без изменения.
Например, +(+8)=8; +(-8)=-8.
Рубрика "Говори правильно" (Учебник стр.162)
Учитель. Ребята, а как можно назвать все точечное царство в котором живут числа-близнецы?
(Ответ: Царство целых чисел)
Опр. Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называют целыми числами.
5.Первичное закрепление изученного материала.
Учитель. Ребята, мы можем помочь отрицательным числам! Если вы решите следующие задачи, то царь Минус будет к ним более добр и ласков.
Задача (устно).
Немного подумай!
Назовите числа, противоположные данным
и расшифруйте фамилию математика:
-11/2; 4,7; 0; -6,91; 53/11; -9.
(Ответ: Видман)
-4,7 6,91 11/2 -5 3/11 0 9
и м в а д н
Ян Видман - немецкий математик 15 в., уроженец города Хеба. Обучался в Лейпцигском университете, а затем преподавал в нем. Ему принадлежит сочинение "Быстрый и красивый счет для всего купечества". В нем впервые появились знаки "+" и "-" (до этого писали полностью слова "сложить" и "отнять").
Задача (устно).
Какие из равенств верные:
-(+2)=-2
-(-5)=-5
3/4=-(-3/4)
-7=-(+7)
0,2=-(-0,2)
-1 4/5=-(-1 4/5)
-(-4)=4
Задача (индивидуально).
Вычислите:
-(+12) -(-3) -(+5,6) -(-8)
-(-65) -(+7,5) -(-100) -(+43)
Учитель. Ребята, я думаю, царь Минус вами остался доволен и теперь жизнь отрицательных чисел будет более счастливой. В знак благодарности они дарят нам путевку на отдых к .......( морю). (Звучит шум моря).
6.Закрепление изученного материала.
Физкульт. минутка.
Вы на славу потрудились,
И немного утомились.
Дружно встать нам всем пора:
Начинается игра!
(Море волнуется раз,
море волнуется два...)
Учитель. Мы отправляемся в подводный мир, но неподготовленных людей в водолазы не берут. Необходимо проверить ваши знания.
Задача.
Объясни смысл следующих предложений:
1)Высота пика Победы 7439 м.
2)Высота самого глубокого места Тихого океана -11022 м.
3)Самая низкая температура воздуха, зарегистрированная на земном шаре, -89,2 С.
4)Самая высокая температура воздуха, зарегистрированная на земном шаре, +53,8 С
Учитель. Действительно, уровень моря принимается за нулевой и обозначается числом 0.Какое-либо место на земной поверхности может быть выше или ниже уровня моря. Например, вершина горы Казбек в Грузии возвышается на 5033 м над уровнем моря, а самое глубокое место Каспийского моря ниже уровня моря на 1025 м. Высоты ниже уровня моря обозначаются числами со знаком "-", а высоты выше уровня моря - со знаком "+".
- Быть может, сегодня море покорит вас, станет вашей мечтой. В одиночку выходить в море нельзя. С собой необходимо взять верных друзей. Они помогут вам в трудную минуту, не бросят в беде.
Совместно с соседом по парте выполните №917(а,б,г,д)
- Внимание! Погружение! Море, как дом,- населены все этажи. На самый нижний не проникает солнечный свет. Наблюдать за этим миром можно только находясь в батискафе. Выше - сумрак. И здесь свои обитатели.
Изучать их можно с помощью батискафа или подводной лодки. Верхний этаж полон света. Здесь плавают стаи самых различных рыб. Наблюдать за этими обитателями можно, надев акваланг, водолазный костюм или с борта судна. Вы можете познакомиться с некоторыми обитателями моря, выполнив следующие задания.
(Задания на карточках - рыбах).
7.Диагностика усвоения знаний.
Числа отрицательные - новые для вас.
Лишь совсем недавно их узнал ваш класс.
Сразу поприбавилось всем теперь мороки,
Учим - учим правила, готовимся к уроку.
Графический диктант. (Если учитель ошибается - ученики рисуют " -", если нет, то " ^ ").
1. Два числа, отличаются друг от друга только знаками, называются противоположными числами.
2. Существует число, имеющее два противоположных ему числа.
3. Число 0 противоположно самому себе.
4. Прямую, с выбранными на ней началом отсчета и единичным отрезком, называют координатной прямой.
5.Натуральные числа и нуль называются целыми числами.
6.Число, показывающее положение точки на прямой , называется координатой этой точки.
Ответ: ^-^--^.
При необходимости идет теоретическое обобщение, ликвидация пробелов в знаниях учащихся.
Минутка правописания.
Вставьте пропущенные буквы, дайте определение
(таблички с "форточками"):
а) К...рд..ната,
б) пр..т..в..п..ложные.
8. Оценка знаний.
9. Задание на дом (на выбор).
"5" - Сочинить сказку на тему "Приключения положительных и отрицательных чисел на море" и приготовить из цветного пластилина персонажей этой сказки. (Характеры персонажей сказки должны
соответствовать свойствам данных чисел ).
- Написать мини-сочинение на тему "Моя собственная легенда возникновения отрицательных чисел".
Опорные вопросы:
*Где происходили действия?
*Когда это случилось?
*Как это происходило?
*Кто в этом участвовал?
*Чем сопровождалась ситуация?
№929, 927 (устно).
"4" (на выбор):
- Нарисовать эмблему целых чисел.
- Выполнить практическую работу:
1.Провести наблюдение за температурой воздуха в течении суток.
2.Зафиксировать показания термометра (температуру ниже нуля синим цветом, выше нуля - красным).
3.Записать числа противоположные показаниям термометра.
№929.
"3" -№ 927,№928.
Повторить правила.
10. Итог урока.
Учитель. Ребята, возьмите эмблемы настроения и расставьте их на шкале настроения в соответствии с вашим настроением.
(Проанализировать ситуацию).
К математике способность проявляй,
Не ленись, а ежедневно развивай.
Умножай, дели, трудись, соображай,
С математикой дружить не забывай.
Учитель. Подружитесь, ребята, с математикой. Ведь вы еще только в начале плавания по морям и океанам нового для вас математического царства - царства положительных и отрицательных чисел. Счастливого вам плавания! (вручается открытка "Счастливого плавания!").
11.Рефлексия.
Беседа о поведенном уроке.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Понравился ли вам сегодняшний урок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-игра по математике 5 класс "Натуральные числа. Арифметические действия над натуральными числами"
Урок в форме игры. Предназначен для повторения всез арифметических действий над натуральными числами. Из-за нетрадиционной игровой формы проведения заинтересовывает детей с различным уровнем подготовк...
урок математики 6 класс "Противоположные числа"
Урок изучения нового материала...
Урок математики 5 класс "Степень числа. Квадрат и куб числа"
Урок математики 5 класс. Тип урока "открытие нового знания". Учащиеся знакомятся с понятиями: степень, квадрат и куб числа....
Презентация к уроку математики 5 класс "Смешанные числа" ФГОС
Презентация к уроку математики 5 класс "Смешанные числа" ФГОС...
Конспекты уроков по математике 5 класс Смешанные числа (уроки с первого по четвертый), урок по теме "Квадрат и куб числа"
Дданные конспекты уроков предназначены для уроков математики в 5 классе...
План - конспект урока Математика 5 класс «Модуль числа. Противоположные числа»
План - конспект урокаМатематика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)Тема урока: «Модуль числа. Противоположные числа»...
Урок математики 6 класс «Нахождение числа по его дроби»
Уро объяснения нового материала...