План - конспект урока Математика 5 класс «Модуль числа. Противоположные числа»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Светлакова Ольга Батыровна

План - конспект урока

Математика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)

Тема урока: «Модуль числа. Противоположные числа»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nigomatova._konspekt_uroka._modul._5_klass.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока

Математика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)

Тема урока: «Модуль числа. Противоположные числа»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: Формирование представления у учащихся о модуле числа

Задачи:

  • формирование способности к определению и применению модуля числа;
  • развитие мыслительных операций, математической речи, внимания

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность  учеников

Здравствуйте, ребята. Внимательно посмотрите на свои рабочие места. Все ли готово к уроку?

Спасибо, присаживайтесь.

Проверяют готовность к уроку: наличие учебной книги, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

На доске записаны различные категории чисел: натуральные, положительные, отрицательные, целые, противоположные. Объясните, какие числа входят в ту или иную группу. Приведите примеры.

Объясняют:

Натуральные числа – числа, используемые при счете (1,2,3,..).

Положительные числа – числа, которые на числовой прямой расположены справа от 0 (1;2,3;..).

Отрицательные числа – числа, которые на числовой прямой расположены слева от 0 (-1;-2,3;..).

Целые числа – натуральные числа, нуль и числа, противоположные натуральным (1, -2, 3,..).

Противоположные числа – Числа, которые находятся на одинаковом расстоянии от 0 (5 и -5, 3 и -3,..)

Молодцы! А теперь взгляните на доску:

Что изображено на рисунке?

Числовая прямая

Как вы это определили?

На прямой указано начало отсчета, единичный отрезок и положительное направление

Верно. Сейчас мы поиграем. Сначала рядом с каждой точкой в столбик поставьте ее расстояние (количество единичных отрезков) от 0, а затем букву из таблицы, которая ей соответствует.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Т

М

Д

О

Ь

Л

У

П

К

Если вы все правильно сделаете, то в столбике букв можно будет узнать тему сегодняшнего урока

Выходят к доске по одному и записывают:

F – 1 - М

M – 3 - О

E – 2 - Д

K – 6 – У

C – 5 - Л

D – 4 - Ь

Какая тема сегодняшнего урока?

Модуль

Верно, тема сегодняшнего урока: «Модуль». Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.

Открывают тетради, записывают

Вспомните, что вы считали в игре?

Расстояние от точки до 0

Верно. Это расстояние и называется модулем числа. То есть в игре мы на самом деле считали модуль. Важно понимать, что модуль числа – это расстояние от соответствующей точки числовой прямой до нуля. Запишите себе это определение в тетрадь. Запишите обозначение: |а| - модуль а

Записывают в тетрадь определение и обозначение.

Может ли расстояние быть отрицательным?

Нет

Значит ли это, что и модуль не может быть отрицательным? Ответ поясните.

Да, так как модуль – это расстояние

А теперь потренируемся находить модуль числа. Я называю каждому по очереди число, а вы говорите мне его модуль:

|5| = 5, так как расстояние от точки, которая соответствует числу 5, до нуля равно 5, |-8| =8, |0|=0, |-243|=243

Отвечают учителю

Вернемся к нашей числовой прямой. Чему равно расстояние от точки М до 0?

3 единичных отрезка

А можем ли мы на числовой прямой отметить еще точку, расстояние от которой до 0 равно 3?

Да

Какому числу соответствует эта точка?

-3

А что мы можем сказать о числах 3 и -3? Какие они?

Противоположные

Получается, что модули противоположных чисел равны?

Верно

Вспомните определение противоположных чисел. Чем они отличаются?

Знаком

Попробуем объединить все, что мы знаем о противоположных числах и дать им определение

Противоположные числа – это числа, которые имеют одинаковый модуль, но отличаются знаками

Запишите это определение к себе в тетрадь

Записывают определение в тетрадь

А что можем сказать о 0? Чему равен модуль 0?

0

А есть ли еще число, модуль которого равен 0?

нет

Получается, что у 0 нет противоположного числа?

нет

Верно. В таком случае говорят, что 0 противоположен сам себе. Запишите это в тетрадь

Записывают: ноль противоположен сам себе

Подумайте, какими должны быть числа, чтобы равенства были верными.

Запишите это к себе в тетрадь

Теперь порешаем задачи.

  1. Учебная книга стр.116 №23
  2. Запишите все числа имеющие модуль: 26, 5,7, 0, 343, -256
  3. Учебная книга стр.119 №32(1)
  4. Учебник стр.68 Задание 2
  5. Учебник стр.68 №7
  6. Найдите значение выражения:

|-8|-|-5|=

|-10|*|-3|=

|240|:|-80|=

|-710|+|-290|=

|3.5|-|-6.8|=

  1. Резерв:

Учебная книга стр. 118 №28, 29, 31 (читают сами, учитель комментирует и записывает кратко), учебник стр.68 Задание3

Решают, выходя по одному к доске

Сегодня на уроке мы познакомились с новым понятием. Каким?

Модуль числа

Верно.

Мы выяснили, что модуль числа – это расстояние от соответствующей точки числовой прямой до 0. Дали определение противоположным числам – числам, имеющим одинаковый модуль, но разные знаки, а также отметили, что 0 противоположен сам себе. Показали, что модуль любого числа есть число неотрицательное; модуль неотрицательного числа равен самому числу, модуль отрицательного числа равен числу, противоположному данному.

Запишите в дневники домашнее задание: учебная книга стр. 117-119 №26, 27, 32(2,3), 35 (резерв).

Хочу сказать всем спасибо за урок.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Противоположные числа

Урок математики в 6 классе по теме «Противоположные числа»Учебник : Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. «Математика,6»Цели:ввести определение противоположных чисел; определение целых чисел; научить учащихся...

План-конспект урока математики в 6 классе по теме «Модуль числа»

Цели урока:1.             Повторить основные понятия по теме «Координаты на прямой. Противоположные числа».2....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Модуль числа. Противоположные числа.

Цель  урока:  познакомить с понятиями: модуль числа, противоположные числа, научить находить модуль числа, противоположные числа....

Презентация к уроку математики в 6 классе "Противоположные числа"

Презентация к уроку математики в 6 классе по теме "Противоположные числа"...

План конспект урока математики "Письменный прием умножения на числа, оканчивающиеся нулями"

Урок математики в 4 классе. Тема урока: Письменный прием  умножения на числа, оканчивающиеся нулями....

Модуль числа, противоположные числа.

Урок по требованиям ФГОС по учебнику  И. И. Зубарева Математика 6 класс с технологической картой...

Конспект урока 6 класс по теме: «Противоположные числа»

6 класс, УМК Виленкин, 1 урок по данной теме.  Цели:Образовательная: ввести понятие противоположных чисел и закрепить знания, умения и навыки учащихся при решении конкретных упражнений и зад...