Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Здравствуйте, ребята. Внимательно посмотрите на свои рабочие места. Все ли готово к уроку? Спасибо, присаживайтесь. | Проверяют готовность к уроку: наличие учебной книги, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. |
На доске записаны различные категории чисел: натуральные, положительные, отрицательные, целые, противоположные. Объясните, какие числа входят в ту или иную группу. Приведите примеры.
| Объясняют: Натуральные числа – числа, используемые при счете (1,2,3,..). Положительные числа – числа, которые на числовой прямой расположены справа от 0 (1;2,3;..). Отрицательные числа – числа, которые на числовой прямой расположены слева от 0 (-1;-2,3;..). Целые числа – натуральные числа, нуль и числа, противоположные натуральным (1, -2, 3,..). Противоположные числа – Числа, которые находятся на одинаковом расстоянии от 0 (5 и -5, 3 и -3,..) |
Молодцы! А теперь взгляните на доску: Что изображено на рисунке? | Числовая прямая |
Как вы это определили? | На прямой указано начало отсчета, единичный отрезок и положительное направление |
Верно. Сейчас мы поиграем. Сначала рядом с каждой точкой в столбик поставьте ее расстояние (количество единичных отрезков) от 0, а затем букву из таблицы, которая ей соответствует. Если вы все правильно сделаете, то в столбике букв можно будет узнать тему сегодняшнего урока | Выходят к доске по одному и записывают: F – 1 - М M – 3 - О E – 2 - Д K – 6 – У C – 5 - Л D – 4 - Ь |
Какая тема сегодняшнего урока? | Модуль |
Верно, тема сегодняшнего урока: «Модуль». Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока. | Открывают тетради, записывают |
Вспомните, что вы считали в игре? | Расстояние от точки до 0 |
Верно. Это расстояние и называется модулем числа. То есть в игре мы на самом деле считали модуль. Важно понимать, что модуль числа – это расстояние от соответствующей точки числовой прямой до нуля. Запишите себе это определение в тетрадь. Запишите обозначение: |а| - модуль а | Записывают в тетрадь определение и обозначение. |
Может ли расстояние быть отрицательным? | Нет |
Значит ли это, что и модуль не может быть отрицательным? Ответ поясните. | Да, так как модуль – это расстояние |
А теперь потренируемся находить модуль числа. Я называю каждому по очереди число, а вы говорите мне его модуль: |5| = 5, так как расстояние от точки, которая соответствует числу 5, до нуля равно 5, |-8| =8, |0|=0, |-243|=243 | Отвечают учителю |
Вернемся к нашей числовой прямой. Чему равно расстояние от точки М до 0? | 3 единичных отрезка |
А можем ли мы на числовой прямой отметить еще точку, расстояние от которой до 0 равно 3? | Да |
Какому числу соответствует эта точка? | -3 |
А что мы можем сказать о числах 3 и -3? Какие они? | Противоположные |
Получается, что модули противоположных чисел равны? | Верно |
Вспомните определение противоположных чисел. Чем они отличаются? | Знаком |
Попробуем объединить все, что мы знаем о противоположных числах и дать им определение | Противоположные числа – это числа, которые имеют одинаковый модуль, но отличаются знаками |
Запишите это определение к себе в тетрадь | Записывают определение в тетрадь |
А что можем сказать о 0? Чему равен модуль 0? | 0 |
А есть ли еще число, модуль которого равен 0? | нет |
Получается, что у 0 нет противоположного числа? | нет |
Верно. В таком случае говорят, что 0 противоположен сам себе. Запишите это в тетрадь | Записывают: ноль противоположен сам себе |
Подумайте, какими должны быть числа, чтобы равенства были верными.
| 
|
Запишите это к себе в тетрадь |
|
Теперь порешаем задачи. - Учебная книга стр.116 №23
- Запишите все числа имеющие модуль: 26, 5,7, 0, 343, -256
- Учебная книга стр.119 №32(1)
- Учебник стр.68 Задание 2
- Учебник стр.68 №7
- Найдите значение выражения:
|-8|-|-5|= |-10|*|-3|= |240|:|-80|= |-710|+|-290|= |3.5|-|-6.8|= - Резерв:
Учебная книга стр. 118 №28, 29, 31 (читают сами, учитель комментирует и записывает кратко), учебник стр.68 Задание3 | Решают, выходя по одному к доске |
Сегодня на уроке мы познакомились с новым понятием. Каким? | Модуль числа |
Верно. Мы выяснили, что модуль числа – это расстояние от соответствующей точки числовой прямой до 0. Дали определение противоположным числам – числам, имеющим одинаковый модуль, но разные знаки, а также отметили, что 0 противоположен сам себе. Показали, что модуль любого числа есть число неотрицательное; модуль неотрицательного числа равен самому числу, модуль отрицательного числа равен числу, противоположному данному. Запишите в дневники домашнее задание: учебная книга стр. 117-119 №26, 27, 32(2,3), 35 (резерв). Хочу сказать всем спасибо за урок. До свидания! |
|