ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по алгебре (6 класс) по теме

Васильева Светлана Владимировна

В работе раскрыта суть технологии гуманитаризации математического образования и представлен опыт ее реализации с использованием информационных технологий в МБОУ СОШ №10 г. Арзамаса

Ключевые слова: гуманитаризация математического образования, информационные технологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informacionno.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

С.В.Васильева

МБОУ СОШ №10,

Россия, 607220, г. Арзамас, пр. Ленина, 206, А

Тел.: 8(831)4743555 , e-mail: arz-zav@yandex.ru

Сочетать несочетаемое - привычная

работа нашего воображения.

Согласно ФГОС второго поколения изучение математики в основной школе направлено на формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества. Главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки как таковой, а общеинтеллектуальное развитие – формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации человека к этому обществу.

Главным ориентиром всех происходящих изменений является человек, его потребности и интересы. Этот ориентир сформулирован в виде одного из ведущих принципов преобразования системы образования – принципа гуманизации. Одним из средств реализации данного принципа является гуманитаризация школьного математического образования. Гуманитаризация (лат. «humanitas» — человеческая природа, духовная культура) математического образования проявляется в приобщении школьников к духовной культуре, истории развития науки и творческой деятельности.

Говоря о «гуманитарной математике», подразумевается связь математики с другими науками; связи математики с производством, ее роль в управлении, быту, трудовом воспитании; связь математики с духовной культурой, развитие мышления, политическое, нравственное и эстетическое воспитание; вклад математического образования в формирование научного гуманистического мировоззрения учащихся.

С целью гуманитаризации математического образования необходимо прежде всего внести в традиционный школьный курс математики разнообразные формы, методы и стили, свойственные гуманитарным дисциплинам. Это можно осуществить через освобождение школьного математического курса от технически сложных вопросов, доказательств теорем, усиливая прикладную направленность дисциплины, раскрывая смысл математического моделирования, показывая значимую роль математики в развитии культуры и общества. Технология гуманитаризации математического образования подразумевает:

- формирование восприятия учащимися целостной картины мира, а не разделённой на различные области человеческого познания;

- формирование у учащихся умения строить новые сочетания математических знаний со знаниями, полученными из системы гуманитарной культуры;

- не внесение изменения в действующую систему   математических знаний, а обогащение ее гуманитарными объектами.

Гуманитарное преподавание математики немыслимо без изучения ее истории. Это не только краткие биографические сведения о выдающихся математиках, но и история возникновения и развития математических идей. Уместно вспомнить о замечательных гуманитариях, которые любили математику и хорошо её знали, о математиках, внесших вклад в развитие гуманитарных наук [4]. Элементы истории развития цивилизации,  история России,  история родного края также должны органично входить в курс математики.

Еще одно направление гуманитаризации школьного курса математики – это ее связь с литературой.

Математика и литература –

Две ветви человеческой культуры,

Две книги из одной библиотеки,

Две песни из единой фонотеки.

Такие разные, как буква и число,

Неразделимые, как лодка и весло.

Что их роднит, объединяет в вечность?

Великой мысли дух и бесконечность!

Литературный компонент гуманитаризации включает в себя поэтические строки о математике и математиках, высказывания известных ученых, касающиеся математических объектов и математики как науки, фрагменты литературно-художественных   произведений, имеющие в своей основе математические объекты и логические конструкции, математические объекты и логические конструкции, представленные в форме литературно-художественного произведения: математическая сказка, притча, рассказ и т.п., задачи и мнемонические правила в стихотворной форме, способствующие запоминанию математических объектов, логических конструкций и др.

В качестве гуманитарных объектов художественного характера можно использовать театрализованные представления, а также рассматривать художественные, архитектурные, скульптурные произведения, имеющие в своей основе математические объекты,  показывать применение математических объектов в произведениях искусства и их значимость и т.д.

Гуманитаризация математического образования подразумевает применение новых технологий при обучении математике. Информационные технологии занимают в их ряду заметное место благодаря таким возможностям, как наглядность, интерактивность, возможность организации экспериментальной деятельности и другим. Именно это делает возможным включение обучаемого в активную познавательную деятельность, или, говоря другими словами, содействовать гуманитаризации математического образования. [3]

Включение новейшей техники в традиционные формы и методы обучения позволяет повысить производительность труда учащихся и учителей.

Применение информационных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся.

Использование мультимедийной продукции позволяет повысить уровень мотивации у ребят, способствует иному управлению учебным процессом.

Проиллюстрируем сказанное выше на примере урока математики в 6 классе по теме «Действия с положительными и отрицательными числами».

Целью урока является повторение, обобщение знаний по теме «Действия с положительными и отрицательными числами». К задачам урока относятся:

образовательные: обобщить знания учащихся по данной теме, закрепить навыки выполнения действий с положительными и отрицательными числами;

развивающие: содействовать развитию познавательного интереса к предмету;

воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, углублять знания об истории  родного города.

На уроке используется мультимедийная презентация «Путешествие по родному городу».

Урок начинается стихотворными строками В. Аполлонова «Арзамас»:

Возведен мастерами  умелыми,

          Создающими жизни красу,

Он сияет кварталами белыми,

Словно остров в зеленом лесу…

Палисадник с кустами смородины,

          Парк березовый, Теша, пруды…

В этом городе жизнь моей Родины

Отразилась,   как в капле воды.

Внимание учащихся акцентируется на то, что не случайно урок начат словами нашего земляка, поэта В. Аполлонова, потому что учащиеся совершат экскурсию по родному городу, повторяя все то, чему научились, изучая тему «Действия с положительными и отрицательными числами».

Актуализация знаний учащихся организуется в форме устной фронтальной работы. При этом выполняются следующие виды заданий:

а) Выполнив действия и выбрав числа, соответствующие отрицательным ответам, вы узнаете точную дату основания нашего города:

-16 + 23

15+(-19)

17 – 28

12 - (- 4)

34:(-1,7)

-20 :

(-0,5)

-1,3·

(-10)

-6,4·

0,1

2

1

5

4

7

8

9

6

Выполнив задание, учащиеся знакомятся с краткой исторической справкой о дате основания Арзамаса.

Время основания Арзамаса не установлено. Но существует предание о его разорении в 1366 году ханом Булат-Темиром. В 1576 году в Арзамас направлен первый известный воевода, Григорий Бобров-Щенятьев. Этот год принято считать датой основания Арзамаса. Правда, в исторической литературе "годом рождения" Арзамаса называется 1578 год, когда по повелению царя в Арзамас был назначен воеводой Иван Хохлов .

б) Формулировка правил выполнения действий с положительными и отрицательными числами:

1. Как  сложить 2 отрицательных числа?    -12 + (-15)

2. Как сложить 2 числа с разными знаками?   12 + (-15)

3. Как выполнить вычитание?   - 12 – (-15)

4. Как умножить или разделить 2 числа с разными знаками?   -12 : 15

Выполнив действия и выбрав правильный ответ, учащиеся собирают изображение герба города Арзамаса и значением основных его элементов.

                                           

          - 27         - 3        27        0,75      - 0,75    - 0,3        3

Герб Арзамаса утвержден 16  августа 1781 года, когда он был уездным городом Нижегородского  наместничества. "На золотом поле два стропила, одно из которых красное, а другое зеленое". Объясняется символика герба следующим образом: красное стропило символизирует русские войска, зеленое стропило - войска ордынцев, направленность стропил в одну точку - битву между русскими и ордынцами во время Казанского похода Ивана IV в 1552 году.

Далее выполняются различные виды заданий с применением правил выполнения действий с положительными и отрицательными числами.

а) Работа над задачей.

Сколько заплатит за проезд на такси гость нашего города, совершив поездку от вокзала станции Арзамас II до площади Пушкина, если координата вокзала В(2,3), а площади – Р(-3,2)? Стоимость по счетчику составляет 18 руб./ км.

б) Нахождение значения выражения.

В настоящее время в городе насчитывается 18 общеобразовательных школ (включая вечернюю школу). А когда в Арзамасе была открыта самая первая школа? Найдя значение выражения и, выбрав правильный вариант ответа, мы узнаем дату ее открытия.

    (- 43 · (- 8,3) + (- 56,9) – (- 43,8)) : 0,2

Варианты ответов: 1681 г. или 1719 г. или 1823 г.

Первая школа в Арзамасе связана с именем богатого арзамасского торговца Купчинова. Он на свои средства по указу Петра I отправил своего сына Василия на учение в Муромское училище. И тот, вернувшись в 1719 году, начал занятия с детьми.

в) Решение уравнений.

Решив уравнение и выбрав правильный ответ, узнайте, какое название имели улицы, именуемые сейчас…

Улица Красной Милиции

-5,7 · х = 11,4

Улица Сальникова

х = - 20

Улица Советская

х : (-2,3) = 4,6

Улица Прогонная

х = - 10,58

Улица Свободы

5 (0,2 - х) = 2,5

Улица Алексеевская

х = - 0,3

Улица Ленина

9 (2 х – 3) = 0

Улица Рождественская

х = 1,5

Улица Ореховская

х = - 2

г) Сравнение значений числовых выражений.

Сравнив значения выражений, вы узнаете: Каких домов в нашем городе больше: многоэтажных или одноэтажных?

Многоэтажные дома

Одноэтажные дома

- 68 · 9 – 7

-12 ·(- 15) + 44

Да, действительно, хотя мы живем в городе, но одноэтажных домов в нем почти в 5 раз больше, чем многоэтажек.

– Какая улица длиннее: пешеходная улица старой части города – ул. К. Маркса или современная – пр. Ленина?

Пр. Ленина

Ул. К. Маркса

48 + (- 16) · 3

- 62 + (-115) · 12

Длина пр. Ленина составляет приблизительно 1500 м, а ул. К. Маркса – 1200 м, т.е. современная улица длиннее на целых 300 м.

Урок завершается Притчей.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли тележки с камнями для строительства. Мудрец задал каждому по вопросу: «Что ты делал целый день?»

Первый с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

Второй ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу.»

Третий улыбнулся, лицо его засветилось  радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

Вопросы учащимся:

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма?

Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательный интерес. Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. Использование информационных технологий на уроках способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология педагогической мысли России во второй половине XIX – начала XX века /сост. П.А.Лебедев. – М: Педагогика,1990

2. Исакова Р.Ш. Внедрение информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики http://festival.1september.ru/articles/

3. Мой городок провинциальный / Центральная городская библиотека им. А.М. Горького, методический сектор/ Арзамас 2007

4. Сафонов В.И. Информационные технологии как средство гуманитаризации математического образования. Статья ИТО-Марий Эл-2010

5. Саранцев Г. И. Гуманизация и гуманитаризация школьного математического образования // Педагогика. - 1999. - № 4.

6. Н. М. Щегольков "Исторические сведения о городе Арзамасе"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы ...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках обществознания

Цель: формирование мотивации учения через проектно- исследовательскую  деятельность.Проблема:-  отсутствие у детей     любознательности, угасание интереса к познанию ново...

Формирование коммуникативной и информационной компетентностей средствами проектной деятельности на уроках истории и обществознания.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на  вхождение в мировое образовательное пространство. С введением ФГОС в развитии образовательной системы Ро...

Технология развития критического мышления как средство реализации ФГОС на уроках истории.

Технология развития критического  мышления как средство реализации ФГОС на уроках истории....

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках логопедии.

Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего ...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше все...

Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологии и в дополнительном образовании»

Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологиии в дополнительном образовании» показывает основные аспекты обучен...