Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии
методическая разработка по географии (7 класс) на тему
Проектная деятельность обучающихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Согласно ФГОС ООО, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. И именно проектная деятельность позволяет его всесторонне реализовать.
Предлагаю рассмотреть основные этапы организации проектной деятельности обучающихся на примере реализации образовательного проекта "Как люди открывали и изучали Землю", разработанного для обучающихся 7 класса. Учебной программой предусмотрено проведение практической работы по составлению "летописей" важнейших путешествий. Однако сами семиклассники заявили, что такая работа - "простая и скучная" и не несет творческого начала, так как обыденно сводится к распечатке готового сообщения из сети интернет. И тут родилась идея: пусть семиклассники представят себя в роли знаменитых мореплавателей и первопроходцев и расскажут другим ребятам о "своих" открытиях! Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей - ученых, путешественников и первооткрывателей! Так и родился образовательный проект "Как люди открывали и изучали Землю".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i.m.morozova_proektnaya_deyaelnost_kak_sredstvo_realizatsii_fgos_na_urokah_geografii.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Морозова И. М., методист, учитель географии
ЧОУ «Свято-Георгиевская
православная СОШ»
г. Ростова-на-Дону
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Проектная деятельность обучающихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Согласно ФГОС ООО, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. И именно проектная деятельность позволяет его всесторонне реализовать. В то же время через проектную деятельность формируются практически все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС?
Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД).
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход, а одним из методов (возможно, наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Чтобы разобраться в том, какие умения можно сформировать у обучающихся посредством проектной деятельности, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы обучающихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельности является понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности в школе:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, четко презентовать информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
- повышение мотивации обучающихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и обучающимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: обучающийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам обучающийся.
Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения:
1. Рефлексивные умения - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи);
2. Поисковые (исследовательские) умения - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию, запросить ее у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности – умение оценивать действия одноклассников, товарищей по групповой работе, проводить самоанализ.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования, навыки делового партнерского общения, умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д., вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс.
6. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы, умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения.
С точки зрения обучающегося учебный проект:
- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
- это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.
В качестве примера рассмотрим сценарий реализации образовательного проекта «Как люди открывали и изучали Землю», разработанный для обучающихся 7 класса. Учебной программой предусмотрено проведение практической работы по составлению «летописей» важнейших путешествий. Однако сами семиклассники заявили, что такая работа – «простая и скучная» и не несет творческого начала, так как обыденно сводится к распечатке готового сообщения из сети интернет. И тут родилась идея: пусть семиклассники представят себя в роли знаменитых мореплавателей и первопроходцев и расскажут другим ребятам о «своих» открытиях! Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей – ученых, путешественников и первооткрывателей! Так и родился образовательный проект «Как люди открывали и изучали Землю».
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Дидактические цели проекта:
- Знакомство обучающихся с историей развития знаний о Земле, с наиболее значительными географическими путешествиями и открытиями различных эпох: античности, средневековья, эпохи Великих географических открытий и научных экспедиций XVII-XIX вв., современности;
- Знакомство обучающихся с основными этапами накопления географических знаний;
- Знакомство обучающихся с выдающимися учеными-географами, путешественниками и совершенными ими открытиями.
Формулирование методических задач:
- Организация деятельности обучающихся по приобретению навыков работы с источниками географической информации (учебником, картами, справочниками);
- Интеграция знаний, получаемых обучающимися на уроках географии и истории, а также русского языка и литературы, изобразительного искусства и информатики в 7 классе;
- Усиление мотивации обучающихся в изучении учебной темы посредством личностного восприятия и путем составление летописей наиболее важных путешествий в разные исторические эпохи;
- Использование для оформления результатов проектной деятельности ИКТ.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
- Частично-поисковый метод;
- Исследовательский метод;
- Проблемный метод;
- Аналитический метод - подготовка к защите проекта.
РАЗВИВАЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Реализация образовательного проекта способствует формированию компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности (работа с источниками географической информации – справочниками, энциклопедиями, картой; составление компьютерной презентации по теме проекта), помогает освоению обучающимися опыта познавательной деятельности, опыта творческой деятельности, опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (составление летописей путешествий от имени самих первооткрывателей), формирует деятельностные компетенции (планирование, осуществление, анализ деятельности по составлению летописи, выделение главных идей и подготовка к защите проекта), развивает социальные компетенции (коммуникация в ходе работы малых рабочих групп) .
Примерные темы исследований обучающихся в малых рабочих группах:
- Ученые Древней Греции;
- Путешествие Марко Поло;
- «Хождение за три моря» Афанасия Никитина;
- Открытие Америки Христофором Колумбом;
- Плавание Васко да Гамы;
- Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана;
- Великий английский мореплаватель Джеймс Кук;
- Открытие Антарктиды Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном и Михаилом Петровичем Лазаревым;
- Покорение Южного полюса Робертом Скоттом.
Предполагаемые результаты:
- Составление обучающимися сочинений-летописей важнейших путешествий «от первого лица», т.е. от имени самих участников открытий;
- Красочное оформление проектов собственными рисунками участников проекта;
- Защита проектов в виде краткого выступления на уроке;
- Создание презентации по теме проекта;
- Составление опорной таблицы «Развитие знаний о Земле».
Представленный проект позволяет реализовать межпредметные связи, ведь тема «Великие географические открытия» изучается не только на уроках географии, но и в курсе истории. Составление «летописей» путешествий от лица самих первооткрывателей предполагает серьезную литературную работу. Часто ребята иллюстрируют свои проекты собственными рисунками, а при защите проекта используют составленную ими самими компьютерную презентацию. Потому при проведении проекта я всегда предлагаю сотрудничество своим коллегам – учителям-предметникам, а возможность за одну выполненную работу получить оценку сразу и по географии, истории, литературе, изобразительному искусству и информатике – только повышает мотивацию учащихся к выполнению задания.
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
Этап | Цель | Содержание работы | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
1. Определение творческого названия и целей проекта | Постановка целей проектной деятельности обучающихся и определение темы проекта, определение сроков реализации проекта | Обсуждение и формулирование темы и целей проектной деятельности, определение сроков реализации проекта | Обсуждение целей и названия проекта | Мотивация обучающихся на осуществление проекта, постановка целей и определение конечного результата и сроков проектной деятельности |
2. Формирование групп для проведения исследования и определение формы представления результатов | Определение состава малых рабочих групп для осуществления проекта, определение тем их проектной деятельности и формы представления результатов | Формирование малых рабочих групп обучающихся (по их желанию), выбор ими темы исследований и формы представления результатов | Объединение обучающихся в малые рабочие группы, выбор темы исследования и формы представления результатов | Представление тем исследований обучающимся, помощь в формировании малых рабочих групп, представление возможных вариантов результата проекта – летопись путешествия, судовой журнал, мемуары и т.п. |
3. Обсуждение плана работы обучающихся в группах, определение индивидуальных заданий | Планирование проектной деятельности обучающимися, выделение основных задач и распределение индивидуальных обязанностей по осуществлению проекта | Составление обучающимися плана реализации проекта, выделение основных задач и определение индивидуальных заданий | Составление плана проектной деятельности, определение ключевых задач и основных этапов реализации проекта, распределение индивидуальных заданий, заполнение Листов планирования самостоятельной деятельности обучающихся в группе (Приложение 1) | Помощь в составлении плана реализации проекта, определении ключевых вопросов и задач |
4. Самостоятельная работа обучающихся в группах | Написание сочинений-летописей важнейших путешествий «от первого лица», т.е. от имени самих участников открытий | Работа с источниками географической информации – справочниками, энциклопедиями, картами с целью отбора необходимого фактического материала для написания сочинения | Чтение художественной и научно-популярной литературы, работа со справочниками, энциклопедиями и картами, отбор необходимой информации, написание сочинения-летописи «от первого лица», т.е. от имени самого путешественника | Помощь в подборе необходимых источников географической информации |
5. Подготовка обучающимися презентации проекта | Презентация результатов проектной деятельности | Оформление сочинений, отбор самой важной информации для представления перед классом (защиты проекта); составление компьютерной презентации (инициативной группой учащихся) | Определение состава выступающих на защите проекта, составление выступлений по защите проекта; создание компьютерной презентации по теме проекта в программе PowerPoint | Помощь в отборе самой важной информации для защиты группами своих проектов; помощь в создании компьютерной презентации |
6. Защита выполненных проектов | Презентация результатов проектной деятельности для учащихся класса, знакомство обучающихся с историей развития знаний о Земле, с наиболее значительными географическими путешествиями и открытиями различных эпох | Выступление рабочих групп с презентацией результатов проектной деятельности | Выступление рабочих групп с результатами проектной деятельности, заполнение в тетрадях опорной таблицы «Развитие знаний о Земле» | Организация защиты проектов на уроке, определение основных этапов накопления географических знаний, помощь в составлении опорной таблицы «Развитие знаний о Земле» |
7. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем | Подведение итогов проектной деятельности обучающихся, оценивание результатов | Рефлексия обучающихся по итогам проектной деятельности, оценивание работы каждого ученика | Рефлексия по итогам проектной деятельности, самооценка и оценка работы одноклассников в группе (Приложение 2) | Организация рефлексии обучающихся, оценивание результатов работы каждого ученика |
Приложение 1
ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ГРУППЕ № ____
по проекту «Как люди открывали и изучали Землю»
Состав группы: __________________________________________________________________
Тема проекта: __________________________________________________________________
Основополагающий вопрос: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы учебной темы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы работы и виды исследовательской деятельности обучающихся:
№ этапа | Название этапа | Вид деятельности обучающихся |
1 | Обсуждение плана проекта | Распределение обязанностей в группе: |
2 | Выбор темы проекта | Выбранная тема: |
3 | Работа над проектом | |
4 | Защита проекта | |
5 | Оценивание проекта |
Источники информации: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Группа № ____ Тема: ___________________________________________
№ п/п | Критерии оценивания | Оценка |
1 | Связь с программой и учебным заданием | |
2 | Содержание проекта | |
3 | Защита проекта | |
4 | Использование мультимедийных средств | |
5 | Работа в группе | |
6 | Графический дизайн | |
7 | Применение полученных знаний и умений на уроке | |
Итоговое количество баллов |
«1» - плохо; «2» - слабо; «3» - хорошо; «4» - отлично
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время.
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы ...
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках обществознания
Цель: формирование мотивации учения через проектно- исследовательскую деятельность.Проблема:- отсутствие у детей любознательности, угасание интереса к познанию ново...
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках логопедии.
Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего ...
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника
Метод проекта позволяет успешно решать как учебные, так и воспитательные задачи.Проектирование позволяет ученику проявить себя в системе общественных отношений и способствует формированию новой социал...
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС ООО: психолого-педагогический проект на тему: «Портфолио класса».
Проектная деятельность представляет собой особую форму учебной работы, которая в некоторых отношениях сущностно отличается от привычной учебной деятельности, направленной на получение и освоение систе...
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на логопедических занятиях
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и апробация адаптированных основных образовательных пр...
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка
Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельн...