Технология развития критического мышления как средство реализации ФГОС на уроках истории.
статья по теме
Технология развития критического мышления как средство реализации ФГОС на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 30.57 КБ |
konkurs2.pptx | 175.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления как средство реализации ФГОС на уроках истории.
В наши дни обучение понимают как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную жизненную позицию, успешно решать реальные жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
У выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, как основа умения учиться. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования должна быть направлена на реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования .
Сегодня цель учителя не просто дать знания ребёнку, а «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».
Профессиональный стандарт определяет, что педагог должен владеть основными психологическими подходами: культурно-историческим, деятельностным и личностным и ставит триединую задачу: обучение, воспитание, развитие, требует: развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира.
Содержание предметов история и обществознание в полной мере позволяют реализовать требования к личностным и метапредметным результатам.
Как этого добиться? Какую технологию применить?
Несколько лет назад я познакомилась с технологией развития критического мышления (ТРКМ). Эта технология является системой стратегий и методических приёмов, предназначенных для использования в различных предметных областях. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания. Есть возможность создать ситуацию успеха, а значит повысить мотивацию к деятельности.
Изучив федеральный государственный образовательный стандарт и технологию развития критического мышления, можно прийти к выводу, что эта технология позволяет реализовать требования нового стандарта.
Что же такое критическое мышление? Это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения, это отправная точка для развития творческого мышления.
Цель ТРКМ - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, а значит и развитие УУД.
В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.
Первая стадия – «вызов», во время которой у обучающихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИК |
|
|
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИК |
|
|
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИК |
|
|
Технология развития критического мышления предлагает широкий набор методических приёмов, которые способствуют развитию качеств критически мыслящего человека и используются на разных стадиях урока.
По мнению создателей технологии критического мышления Дж.Стила, К.Меридита и Ч.Темпла учение непременно должно быть активным . Условия для этого должен создать учитель, используя такие методические приёмы, которые дают возможность свободного развития личности обучающихся и их активной работы по приобретению знаний с опорой на их опыт . Другими словами, речь идёт о деятельностном подходе в обучении и воспитании детей, а это требование профессионального стандарта "Педагог".( Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий) Педагог должен владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Методические приемы технологии развития критического мышления позволяют включить в работу всех уч-ся класса с разным уровнем подготовки и способностей.
Эти требования в полной мере реализуются при работе учеников с историческим документом когда идёт актуализация имеющихся у школьников знаний. В режиме технологии развития критического мышления это стадия вызова. Приём позволяет выяснить, что уже знают обучающиеся по изучаемой теме, каждый вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по теме (1-2 минуты). Затем проводится обмен информацией, выявляются разногласия и совпадения мнений. В процессе этой работы ставятся вопросы к теме и определяется проблема. Можно использовать фрагмент документального фильма.
Данный прием способствует формированию у обучающихся общеучебных и коммуникативных универсальных действий, поскольку стимулирует их к самостоятельной познавательной деятельности с источниками информации, учит анализировать и отбирать необходимую информацию, представлять себя, слушать других, формирует образцы и ценности социального поведения.
На этапе осмысления хороший результат дают методы и приёмы работы с информационными текстами.
Они позволяют развивать у школьников умения внимательного и вдумчивого чтения; анализа и систематизации информации текста; логического мышления.
Одним из распространённых приёмов в моей работе является приём фишбоун. Его важность состоит в том, что он позволяет:
- представить информацию графически;
- показать её в систематизированном целостном виде;
- вычленить причинно-следственные связи.
Метод перепутанных логических цепочек.
Позволяет развить умение видеть причинно-следственный связи.
Остановимся на читательской грамотности. Она включает ключевые учебно-познавательные ( метапредметные) компетенции, основой формирования которых является овладение УУД смыслового чтения. Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»
Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
- умение осмысливать цели чтения;
- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
- умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
- умение определять основную и второстепенную информацию;
- умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Фрейм- технология- один из способов компактного представления (смысловой компресии) материала, представленного в виде текста.
Эта технология позволяет свести текст любого объема и любой степени сложности к набору стандартных стереотипных опорных ситуаций, выраженных в виде схем с терминальными узлами, соединенными друг с другом в соответствии с логикой представления информации в тексте. Эти узлы заполняются сжатыми формулировками, отражающими степень понимания учащимися изучаемого материала.
При составлении фрейма развиваются логические умения о которых было сказано ранее.
Итак, фреймовые модели помогают обучающимся понять содержание сложных объемных текстов и установить связи между его элементами. Кроме того, они могут использоваться в качестве зрительных опор в ходе презентаций их ответов на уроке.
Развиваются и коммуникативные способности, поскольку применяю работу в парах, группах. Развитие способностей к согласованию действий с учетом позиций других.
Метод проблемной декомпозиции: выявляется ключевая проблема в режиме ответа на вопрос к каждому уровню декомпозиции "почему"- проводится реконструкция причинно- следственных связей, событий, явлений и процессов истории. Развивающим эффектом данной методики является формирование логического мышления и выработка навыка проведения научного анализа.
Наряду с хорошо зарекомендовавшем себя методом "синквейн" на этапе рефлексия можно использовать Прием “Силовой анализ” .
Описание: прием, который может быть использован для проведения анализа конкретной ситуации, проблемы, произошедшего события. Удобнее всего при проведении анализа заполнять таблицу:
Сегодняшняя ситуация | Желательная ситуация |
Противодействующие факторы | Действия по уничтожению или ослаблению |
Поддерживающие силы и факторы (на что можно опереться) | Действия по усилению |
Профессиональный стандарт требует от учителя оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции.
Ещё одной проблемой может стать оценивание сформированности УУД. Привычные средства оценки не могут должным образом оценить результаты учебного процесса. Они не пригодны, если требуется не просто проверить знание дат, терминов, фактов, а применить эти знания. Традиционная форма контрольных и проверочных работ, выполняемых учениками, не подходит для оценивания УУД. Поэтому ученики в качестве итогового зачёта выполняют такие виды работ, как игра «Угадай слово» на уроке по разделу«Экономическая сфера» (10 кл.)
К нескольким представленным характеристикам подобрать одно слово (один термин),желательно дать правильный ответ при меньшем количестве характеристик прочитанных учителем.
- стоит дорого, но есть кое-что и подороже;
- люди пролили из-за него много пота и крови;
- оно имеет отношение к деньгам.
Ответ: золото.
- она всегда желанна и приятна;
- достаётся не всем работникам, а выбирает достойных;
- является добавкой к заработной плате.
Ответ: премия
Прием «Историческая азбука»
Описание: ребятам предлагается по 1, 2, или 4 человека за определённый временной промежуток написать список из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным.
Прием «Имя, дата, событие»
Описание: задание развивает логическое мышление и умение видеть логические связи между историческими явлениями, способствует развитию внимания и помогает оперировать фактическим материалом; закрепляется хронологическая основа знания истории.
Прием «Плюс и минус»
Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления. Пример: найти отрицательное и положительное в реформе, деятельности исторической личности, событии.
Данный метод помогает сформировать у обучающихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности.
Главная цель моей работы- это успех каждого ученика. Выработка у обучающихся компетенций, которые помогут им в реальной жизни: делать выбор, искать пути решения проблем, ставить и быстро корректировать цели при необходимости.
ТРКМ помогает достичь таких результатов.
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
- Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
- Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
- Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
- Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
- Развитие умения анализировать полученную информацию.
Все использованные мною методы- это методы активного обучения, развивающие компетенции учеников.
Таким образом, технология развития критического мышления, её приёмы и методы организации учебной деятельности могут рассматриваться как механизм, формирующий самостоятельность мышления, вооружающий способами и методами самостоятельной работы, то есть формирует и развивает метапредметные умения, универсальные учебные действия, которые необходимы выпускникам современных образовательных учреждений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Главная проблема – как этого добиться? «Научить учиться» «Научить жить» «Научить жить вместе» «Научить работать и зарабатывать» Из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие.» Технология развития критического мышления.
Какие цели и задачи ставит данная технология? 1) Формирование нового стиля мышления 2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность , креативность , мобильность 3) Развитие аналитического, критического мышления. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации 5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам: Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. Развитие умения анализировать полученную информацию.
Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия: 1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия Вызов: – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения. Реализация смысла: – получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия: – размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения. - активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Фишбоун СССР США Насаждение коммунистической идеологии Установление контроля в Восточной Европе Понимание только силовых позиций Позиции поджигателя войны Превосходство англо-саксонской нации Призыв к объединению против СССР Конфликт Противоречия
Причины Следствия 1.поиск виновных А.гонка вооружений 2.слабость послевоенной Европы Б.военно-политические блоки 3.достичь военного превосходства В.локальный конфликт 4.создание двух военно-блоковых систем Г.идеологическая война 5.организация противоборствующих лагерей Д.сверхдержава 6.влиять на выбор пути развития стран третьего мира Е.двухполюсный мир Соотнесите причины и следствия. 1 2 3 4 5 6 Г Д А Е Б В ОТВЕТЫ
Гонка вооружений Военно-политические блоки Локальные конфликты Идеологическое противостояние Признак Факты проявления Результат Биполярный мир
Поход Лжедмитрия на Москву Тень Грозного меня усыновила, Димитрием из гроба нарекла, Вокруг меня народы возмутила И в жертву мне Бориса обрекла. А.С. Пушкин Объясните причины успехов Лжедмитрия I Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов ? Не войском, нет, не польскою помогой , А мнением; Да! мнением народным. А.С. Пушкин
Голод Сомнения в законности царя Восстание Хлопка и его подавлени е Возможность самозванчества Массовая враждебность к Годунову Появление самозванца Успехи самозванца Самозванец
Сегодняшняя ситуация Желательная ситуация Противодействующие факторы Действия по уничтожению или ослаблению Поддерживающие силы и факторы (на что можно опереться) Действия по усилению СИЛОВОЙ АНАЛИЗ
Стоит дорого, но есть кое-что и подороже. Люди пролили из-за него много пота и крови. Оно имеет отношение к деньгам. ЗОЛОТО
Найди лишнее Судебник, кормление, приказ, верфь, местничество, Юрьев день, пожилое Андрей Адашев, Боброк Волынский, Курбский, Воротынский, Сильвестр , Макарий
Последствия “ холодной войны ” + 1. Холодная война стимулировала развитие как фундаментальной науки, так и прикладных технологий, которые изначально развивались для военных целей, а позже использовались для гражданских нужд. 2. Политические кризисы “ Холодной войны ” помогли выработать тактику политики компромиссов. - 1.Разделение мира создавало многочисленные сложности, так как ставило преграды на пути экономического, культурного и иного сотрудничества. 2. Разделение мира на сферы влияния и борьба за них провоцировала локальные конфликты и полномасштабные гражданские войны.
Результаты ЕГЭ 2012-2013гг. история-67,7 % обществознание-83,2 % 2013-2014гг. история-70 % обществознание-69 % 2014-2015гг. история-79% обществознание-87,5% Олимпиады 2012-2013гг. история –победитель муниципального этапа Жданова М. обществознание -победители муниципального этапа Бирюков М., Федорова О. Обществознание- победитель регионального этапа Бирюков М. Призер Федорова О. Призер заключительного этапа Всеросийской олимпиады Бирюков М. 2013-2014 Истори,обществознание,право-победитель муниципального этапа Жданова М Обществознание- призер Романова К История региональный этап-призер Жданова М.
2014-2015 2015-2016 8 «А» 56% 93% 8 «Б» 53% 90% 8 «В» 52% 87% Результаты УУД «Смысловое чтение»
Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. В.А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и во внеурочной деятельности
Из опыта работы учителя истории. Работа для аттестации на высшую категорию....
Технология развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках литературы
В работе приведены некоторые приемы ТРКМ и методика их использования...
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории.
Презентация.Мастер-класс по технологии критического мышления...
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...
Технология развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках истории в 5 классе
Технология развития критического мышления формирует познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД....
Применение приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории
Цель данной работы:Изучив литературу по ТРКМЧП, разработать необходимый дидактический материал для внедрения технологии на уроках истории. Основные зада...