Организация дифференцированной работы с обучающими при подготовке к ГИА
материал по алгебре на тему
Государственная итоговая аттестация по математике в 9 классе - это результат работы ученика и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к ней является важной составляющей учебного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_differencirovannoy_raboty.docx | 91.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация дифференцированной работы с обучающими при подготовке к ГИА
Письменный экзамен по математике за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена.
Государственная итоговая аттестация по математике в 9 классе - это результат работы ученика и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к ней является важной составляющей учебного процесса
Объективно математика является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и вызывает трудности у многих учащихся.
Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Если ориентироваться на "среднего" ученика в обучении математике, то это приводит к снижению успеваемости в классе, к потере интереса к математике, к нежеланию учиться. В тоже время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету. Как сделать так, чтобы каждый ребенок наиболее полно раскрыл свой потенциал и был успешен на государственной итоговой аттестации по математике?
По официальным данным с экзаменом по математике в 9-м классе в ряде регионов не справляются более 20% школьников.
Подготовка к государственной итоговой аттестации является одной из основных проблем выпускников 9 классов. По своей сути ГИА является своеобразной проверкой не только знаний, но и социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности.
Поэтому введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.
Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике и химии.
В 9 классе для подготовки к экзамену использую 1 дополнительный час в неделю в течение года и часы итогового повторения в 4-ой четверти. Подготовка ко второй части работы осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время на элективных курсах. Используется сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ и МИИО.
При подготовке к ГИА важным моментом является дифференцированный подход к обучению и, в частности, при организации итогового (перед экзаменом) повторения учителю необходимо иметь реальные представления об уровне подготовки каждого учащегося и ставить перед ним достижимую цель
- Дифференцированный подход в обучении.
Задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше.
- Принцип совместного прогнозирования результатов.
Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат, на какую отметку он должен сдать экзамен. Это не означает, что “потолок” должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать “на выходе” для ребенка результат выше, чем планировалось.
Подготовку к новой форме итоговой аттестации в 9 классе провожу в несколько этапов.
Работу начинаю с этапа мотивации. Прежде всего, обучающихся необходимо убедить, что экзамен в новой форме показывает истинную картину знаний, умений и навыков, где не у кого списать или воспользоваться решебником, а, значит, нужно надеяться только на себя и свои знания.
В начале учебного года подробно знакомлю учащихся и их родителей с нормативными документами по проведению ГИА, особенностями содержания и оценивания экзаменационной работы, бланками и правилами их заполнения. В кабинете математики оформляю стенд “Готовимся к экзаменам”. На нем можно разместить демонстрационный вариант экзаменационной работы, кодификаторы элементов её содержания и спецификацию, бланки с правилами их заполнения и описание системы оценивания результатов выполнения работы.
Перейдем к следующему этапу. Считаю, что наиболее эффективный принцип выстраивания подготовки – по темам и начинаю её с сентября 9 класса. Это база для решения заданий первой части экзаменационной работы.
Исходя из содержания и спецификации экзаменационной работы, выделяю следующие 9 тем для повторения:
- числа и вычисления;
- алгебраические выражения;
- задачи на проценты;
- чтение графиков реальных зависимостей, таблиц и диаграмм;
- функции и их графики;
- уравнения, системы уравнений;
- неравенства, системы неравенств;
- текстовые задачи;
- вероятность и статистика.
На повторение каждой темы планирую 2 часа, всего 18 часов, то есть тематическое повторение должно быть завершено к концу первого полугодия. Повторение каждой темы выстраиваю по следующему алгоритму:
На первом занятии через фронтальную работу повторяем основные понятия, формулы и алгоритмы, разбираем различные типы заданий по теме, акцентируя внимание нате из них, где чаще всего допускаются ошибки.
Затем учащиеся выполняют тренировочный тест, работая в парах или группах. Все ученики получают один и тот же вариант из 8-9 заданий, содержащий разные типы задач по теме. При выполнении тренировочного теста возможна помощь учителя, так как целью его проведения является не проверка знаний учащихся, а анализ их собственной деятельности, результатом которой должен быть ответ на вопрос: “Умею я решать задачи по этой теме или есть нерешенные проблемы, и какие именно?”.
После завершения работы идет проверка ответов. Далее работа выстраивается по индивидуальным траекториям. Учащиеся, не допустившие ошибок в тесте, уходят с занятия. С остальными выясняем возникшие затруднения, как правило, это одни и те же задания, и разбираем ошибки. При наличии времени предлагаю детям еще один вариант тренировочного теста по теме, в котором они выполняют только те задания, с которыми не справились в первый раз. Если времени на занятии не остается, то даю варианты тренировочных тестов на дом. Правильность их выполнения ребята могут проверить в любой день (в течение недели) до следующего занятия и получить индивидуальную консультацию.
На втором занятии по теме все учащиеся приступают к выполнению контрольного теста. Контрольные тесты даю на 4–6 вариантов. По типу заданий они схожи с тренировочными тестами. При выполнении теста все задания требую прорешивать, без решения работы не принимаю. Задания и тестовые работы на этапе тематического повторения беру из газеты “Математика” [3] и сборника тематических тестов Лысенко Ф.Ф. [5].
Результаты выполнения тематических тестов отражаются в листе текущего контроля в виде отметки. Родители должны быть информированы о подготовке детей к экзамену, поэтому их нужно обязательно знакомить с листом текущего контроля. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, самостоятельно разбирая подобные задания или с помощью индивидуальной консультации учителя во внеурочное время. По мере готовности, учащийся пересдает тематический тест. Анализ ошибок, допущенных при решении контрольного теста, проводится индивидуально.
На следующем занятии приступаем к повторению очередной темы поэтому же алгоритму. Так простраивается вся работа по тематическому повторению.
Такая тщательная проработка каждой темы позволяет достичь обязательного уровня обучения каждому учащемуся и не приводит к стандартизации мышления и подавлению творческих способностей продвинутых детей. Мы понимаем, что выработка различных автоматизированных действий – залог успеха в решении более сложных задач.
Третий этап подготовки к ГИА – это переход к комплексному решению заданий первой части экзаменационной работы. Этот переход лучше осуществлять, когда отработаны все темы курса в отдельности, и у обучающихся уже накоплен опыт способов и приемов решения основных типов задач. Обычно это происходит во втором полугодии.
На занятиях учащиеся пишут тесты, всего 4 варианта в классе. Использую тесты из различных сборников заданий для подготовки к ГИА в 9 классе. Работу следует проводить с жестким ограничением времени и в условиях близких к экзамену. На выполнение первой части экзаменационной работы отвожу 1 урок (45 минут), на партах только тест, ручка и лист бумаги. На первых порах учащимся сложно выдержать этот режим, но, привыкнув к нему, они затем чувствуют себя на экзамене намного спокойнее и собраннее. К тому же, как показывает практика, через несколько занятий сильным учащимся достаточно 15-20 минут для безошибочного выполнения всех заданий первой части. Полезно 2-3 раза выполнить такую работу с заполнением бланков.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала.
Поэтому при проверке тестов заполняю таблицу с результатами выполнения работы по каждому заданию. Обязательно фиксирую вариант, который выполнял ребенок. Имея такую таблицу, легко найти задания, вызвавшие у учеников наибольшее затруднение. На следующем занятии выдаю проверенные работы, текст теста и фронтально разбираем сначала массовые ошибки, а затем единичные по индивидуальным вопросам учащихся. На очередном занятии даю другие тесты, опять на 4 варианта и далее проводится аналогичная работа. Зная, какие варианты учащийся уже писал, по желанию для дополнительной подготовки могу предложить им те, которых у них не было. Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала.
Конечно же, данная система требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.
Одним из принципов построения методической подготовки к итоговой аттестации считается принцип жесткого ограничения времени при выполнении тестов.
В целях эффективного использования времени на экзамене, нужно также учить школьников приемам быстрого и рационального счета. Постоянно работаю над проблемой «Формирование навыков устного счета.»
На консультациях и индивидуальных занятиях рассматриваю наиболее распространенные ошибки, допущенные учащимися в ходе подготовки к ГИА. Неотъемлемым элементом подготовки к ГИА является обучение заполнению бланков. Эту работу нужно вести с 8 класса, чтобы избежать ошибки при их заполнении на экзаменах. Учить детей заполнять бланки ответов можно учить как на групповых, так и на индивидуальных консультациях. Также важно ознакомить обучающихся с критериями по оцениванию заданий с развернутым ответом, со шкалой перевода баллов в оценки.
За основу критериев оценивания результатов выполнения тестов беру критерии с экзамена и оцениваю работы следующим образом:
0–7 баллов - отметка “2”;
8–15 баллов - отметка “3”;
16–22 баллов - отметка “4”;
23–38 баллов - отметка “5”.
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Суммарный балл за работу в целом | 0-7 | 8-15 | 16-22 | 23-38 |
Мы подошли с вами к четвертому – завершающему этапу подготовки к ГИА. Его начинаю обычно в 4-ой четверти. Как правило, к этому времени заканчивается изучение нового программного материала, поэтому подготовка к экзамену идет уже непосредственно на каждом уроке. После отработки заданий первой части у учащихся сформирована база для более сложных заданий, и можно приступать ко второй части экзаменационной работы. Задания второй части различаются по уровням сложности от двух до четырех баллов. Задания в два-три балла разбираю со всеми учащимися на уроках. А задания на 4 балла прорешиваем на консультациях с наиболее успешными учениками и желающими.
Для отслеживания уровня усвоения материала и определения сильных и слабых сторон при подготовке к экзамену 2-3 раза в месяц провожу контрольные работы по типу экзаменационной. Для этого использую спаренные уроки (2 часа, включая перемены) и материалы тренировочных и диагностических работ с сайта Московского института открытого образования “Статград” [7]. С учащимися, не набравшими необходимое количество баллов для получения положительной отметки, обязательно планирую индивидуальную работу.
Повторяюсь, что данная система требует большого количества времени учителя на подготовку к занятиям, проверку и анализ работ, проведение индивидуальных консультаций. Но, чтобы результаты обученности выпускников основной школы были объективными при новой форме итоговой аттестации, нам необходимо пересмотреть накопленный опыт подготовки учащихся и работать в ключе новых подходов к ГИА.
Моя цель – привести детей к успеху, и если ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует у ребенка интерес к учебе, развивает его математические способности, повышает чувство собственного достоинства и раскрывает его интеллектуально-творческий потенциал. Все это направлено на достижение поставленной цели – это сохранение психо-эмоцианального состояния детей при сдаче ГИА. Ведь степень тревожности, напряжения у выпускников будет снижена только тогда, когда задания будут отработаны в решении до автоматизма.
Почему ученики волнуются при сдаче ГИА?
Сомнение в полноте и прочности знаний
Психологические и личностные особенности: тревожность, неуверенность в себе
Стресс незнакомой ситуации
Стресс ответственности
В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ГИА.
Для себя я определила что, только дифференцированный подход в обучении школьников является самым оптимальным и разумным. Внедряемые элементы данного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики приручаются к самоорганизации учебного труда. Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть успешно организованы на любом этапе урока математике.
Использование уровневой дифференциации позволяет обучение каждого ребёнка на уровне его возможностей и способностей.
Дифференциация учащихся в учебном процессе носит условный характер. Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей подходить индивидуально к каждому ученику.
Основная задача – создание максимально комфортных условий образовательного процесса для развития способностей и склонностей учеников, успешного освоения содержания образования.
В 2009 году прошла проблемные курсы по теме «Подготовка к ГИА выпускников основной школы». Продолжаю формировать методическую базу по подготовке учащихся к ГИА, приобретаю тестовые материалы, осваиваю и применяю информационно-коммуникационные технологии
В заключении хочу отметить, что введение ГИА обеспечивает стимулирование деятельности педагога, улучшает качество учебного процесса за счет объективной и независимой сравнительной оценки результатов обучения.
Библиографический список
- Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. М: Просвещение, 2003.
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит “уметь учиться”. М.: АПК и ППРО, УМЦ “Школа 2000…”, 2006.
- Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Рослова Л.О. Экзамен для девятиклассников: содержание алгебраической подготовки // газета “Математика”, издательский дом “Первое сентября”, № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 2010 год.
- Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2009.
- Лысенко Ф.Ф. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2010. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион – М., 2009.
- Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: Владопресс, 2005.
- http://ege2012.mioo.ru – сайт Московского института открытого образования “Статград”.
- http://fipi.ru Кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений к государственной итоговой аттестации в 2012 году (в новой форме) по математике.
- http://fipi.ru Спецификация экзаменационной работы для проведения к государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2012 году (в новой форме) по математике (алгебре).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Способы организации дифференцированной работы на уроке по УМК " Начальная школа ХХI века"
В статье предложены варианты организации работы над разноуровневыми заданиями....
Подготовка учащихся к ГИА, на основе организации дифференцированных работ на уроках математики
Подготовка учащихся к ГИА, на основе организации дифференцированных работ на уроках математики ...
Организация дифференцированной работы учащихся при обучении физике
Дифференциация обучения является сложной задачей, т.к. ученики различаются не только...
Организация дифференцированной работы на уроках физики
Дифференциация обучения является необычайно сложной задачей потому, что учащиеся различаются не только наклонностями, но и знаниями, умственным развитием, работоспособностью, памятью и т. д....
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. Самые горькие минуты в жизни учителя – это минуты, когда вдруг убеждаешься в...
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. Самые горькие минуты в жизни учителя – это минуты, когда вдруг убеждаешься в...
Организация дифференцированной работы на уроках физики
Организация дифференцированной работы на уроках физики на примере нескольких конспектов уроков в 10 классе....