Организация дифференцированной работы учащихся при обучении физике
статья на тему
Дифференциация обучения является сложной задачей, т.к. ученики различаются не только наклонностями, предрасположенностью к лучшему восприятию материала, но и знаниям, умственным развитием, работоспособностью, памятью и т.д. Чаще всего, в своей работе мы ориентируемся на среднего ученика забывая о сильных и слабых учениках. При ориентации на среднего ученика замедляется темп работы ученика с высоким умственным развитием, быстрой реакцией, направленным вниманием. Слабые учащиеся не могут воспринять материал, не рассчитанный на их способности и подготовку. Разрыв в способностях наиболее сильных и слабых учеников класса к началу изучения физики может быть очень велик. Даже скорость чтения у сильных и слабых учеников отличаются в 15 — 20 раз.
Проблему дифференцированного подхода к учащимся я и пыталась решать в своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_differencirovannoy_raboty_na_urokah_fiziki.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете школы
«Организация дифференцированной работы учащихся при обучении физике»
Подготовила и выступила:
учитель физики
Ахметова Н.Д.
Вся гордость учителя в учениках,
в росте посеянных
им семян.
Д.И.Менделеев
Дифференциация обучения является сложной задачей, т.к. ученики различаются не только наклонностями,предрасположенностью к лучшему восприятию материала, но и знаниям, умственным развитием, работоспособностью, памятью и т.д. Чаще всего, в своей работе мы ориентируемся на среднего ученика забывая о сильных и слабых учениках. При ориентации на среднего ученика замедляется темп работы ученика с высоким умственным развитием, быстрой реакцией, направленным вниманием. Слабые учащиеся не могут воспринять материал, не рассчитанный на их способности и подготовку. Разрыв в способностях наиболее сильных и слабых учеников класса к началу изучения физики может быть очень велик. Даже скорость чтения у сильных и слабых учеников отличаются в 15 — 20 раз.
Проблему дифференцированного подхода к учащимся я и пыталась решать в своей работе.
Делятся учащиеся на три группы. К первой группе относятся ребята с низкой успеваемостью, неуверенных в себе в своих знаниях. Добросовестным ученикам этой группы свойственна инертность мышления, склонность дословному запоминанию текста, у них отсутствует настойчивость в овладении знаниями, особенно в достижении конкретных результатов. Основной задачей здесь я вижу укрепление в учащихся уверенности в себе, развитие их инициативы. Данной группе ребят стараюсь подбирать посильные задания.
Второй группе ребят отношу учеников со средней и хорошей успеваемостью, владеющие умозаключениями, обладающие
навыками самостоятельной работы. Эти ученики обычно неспособны перестроить ход мыслей. При решении задач ученики этой группы не стремятся к рациональному, экономному и простому их решению.
В этой группе ученики с практической направленностью, плохо усваивающие абстрактный теоретический материал, но интересующиеся техническими проблемами. Ребята в этой группе обычно легко усваивают теоретический материал, но не умеющие применять при решении задач. Главной своей задачей при работе с данными детьми вижу в том, чтобы учить их решать задачи средней сложности, добиться, чтобы они поняли взаимосвязь общих закономерностей и конкретных явлений
В третью группу отношу учащихся умеющих обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонные решения, сочетающие знания теории с умением применять ее в решении практических задач. Эти ребята способны перестраивать ход своей мысли, когда это требуют обстоятельства. Ученики данной группы справляются нестандартными задачами. Они могут анализировать задачу, видят взаимосвязь всех ее элементов, целенаправленно выбирают путь решения. Здесь я свою задачу вижу в том, чтобы заставить учащихся работать в полную силу, как-то поддерживать в них интерес к предмету, создать условия для того чтобы ученики испытывали удовлетворение от своей работы. С сильными учениками ведется большая дополнительная работа после уроков.
Для меня составляют особую сложность в работе ученики, которые не только не в состоянии усваивать учебную программу даже на самом элементарном уровне, мы еще не хотим ничего делать.
По ходу изложения новой темы постоянно обращаю внимание ребят на то, что должны знать по данной теме обязательно (на отметку «3»), что должны знать на отметку «4», и что буду требовать на отметку «5». К сожалению, на решение задач на уроках остается очень мало учебного времени при трехчасовой нагрузке.
Ученики оказываются в той или иной группе не в результате каких-либо тестов, они сами выбирают посильные задания.
С целью решения данной проблемы к урокам контроля знаний разработаны мной трехуровневые задания по всем темам физики 7-11 классы.
Первый уровень составляют вопросы, ответы на которые требуют репродуктивной деятельности: определения понятий, величин, единиц их измерений, формулировка законов, воспроизведение формулы, графика, применений закона.
Второй уровень составляют вопросы, требующие более глубокого понимания законов, формул, явлений. Здесь задания среднего уровня сложности. Данный уровень сложности обеспечивает постепенный переход отзаданий обязательного минимума (первый уровень) к более сложным заданиям.
Третий уровень составляют вопросы требующие проявления смекалки и сообразительности. Задания первого уровня выполнив ребята получают оценку «3», второго и первого - оценку «4», третьего, второго и первого - «5».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация дифференцированной работы на уроках физики
Дифференциация обучения является необычайно сложной задачей потому, что учащиеся различаются не только наклонностями, но и знаниями, умственным развитием, работоспособностью, памятью и т. д....
Организация дифференцированной работы на уроках физики
Организация дифференцированной работы на уроках физики на примере нескольких конспектов уроков в 10 классе....
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке физике.
Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, котор...
"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС" (тезисы Коваленко Елены Германовны, опубликованные в сборнике "ИТО-Ростов-2014")
В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. в условиях перехода к ФГОС в основной школе в направлении организации практической деятельности учащихся. Цель рабо...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ...
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ...
Формы организации самостоятельной работы учащихся при обучении информатике
Информатика как школьный предмет имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей с другими предметами, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария....