Рабочая программа по алгебре.8 класс.Макарычев
рабочая программа по алгебре (8 класс) по теме
Рабочая программа по алгебре для 8 класса по учебникуЮ.Н. Макарычева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по алгебре 8 класс | 327 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» города Белгорода
«Согласовано» Руководитель МО ______________ Москаленко Н.Д. Протокол № 8 от « 8 » июня 2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ № 4 г. Белгорода ________________ Шевченко В.И. «28»июня 2012 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 4 г.Белгород ______________ Самойлова Т.Н. Приказ № 291 от «30» августа2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
Классы: 8 «Б», 8 «К»
Учитель: Чанышева С.Р.
2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре в 8 классе общеобразовательной школы разработана в соответствии с
- Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089
- и на основе авторской программы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова,напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений Алгебра 7-9 классы», составитель Бурмистрова Т.А.
Учебник: «Алгебра. 8 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2011
Цели изучения и основные задачи:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изменения, внесенные в примерную программу.
Федеральный базисный план отводит на изучение алгебры в 8 классе 4 часа в неделю в первом полугодии и 3 часа в неделю во втором полугодии (второй вариант), всего 119 часов. Учебный план МБОУ СОШ №4 отводит на изучение алгебры 4 часа в первом полугодии, и 3 часа в неделю во втором полугодии, всего 122 часа.
В связи с особенностями календарно- учебного графика, выпадения праздничных дней, рабочая программа составлена на 116 часов. Корректировка произведена за счёт уплотнения уроков повторения.
Программа реализуется в МБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа№4» г. Белгорода один год.
№ | Тема | По авторской программе часов | По программе часов |
2 | Рациональные дроби и их свойства | 26 | 26 |
3 | Квадратные корни | 24 | 24 |
4 | Квадратные уравнения | 24 | 24 |
5 | Неравенства | 20 | 20 |
6 | Степень с целым показателем. Элементы статистики. | 13 | 13 |
7 | Повторение | 12 | 6 |
8 | Итоговый зачет. Итоговая контрольная работа | 1 2 | 1 2 |
Итого | 119 | 116 |
УМК для учащихся
- Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2008.
- Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006.
- Ершова А.П.,Голобородько В.В. и др. «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса».М.Илекса,Харьков.Гимназия,2001
УМК для учителя
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
- Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2008.
- Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006.
- Уроки математики в 8 классе. Поурочные планы. Часть1-2.-Волгоград: Гринина Е.С.,2003.составитель Ковалёва Г.И.
7. Алгебра. Поурочные планы по учебнику Ю.Н.Макарычева и др. Издательство «Учитель» (компакт-диск)
Формы организации учебного процесса
Учебный процесс состоит из системы уроков, среди которых выделяются следующие виды:
- Урок- лекция
- Урок- практикум
- Комбинированный урок
- Урок –решения задач
- Урок- тест
Требования к математической подготовке учащихся
В результате изучения алгебры ученик должен
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Содержание тем учебного курса
1. Рациональные дроби (26 ч)
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.
Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция и ее график.
Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.
Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.
При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.
Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции .
2. Квадратные корни (24 ч)
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция ее свойства и график.
Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.
При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с нахождением корней с помощью калькулятора.
Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество , которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.
Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся. Рассматриваются функция , ее свойства и график. При изучении функции показывается ее взаимосвязь с функцией , где x ≥ 0.
3. Квадратные уравнения (24 ч)
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.
Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.
Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.
Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
4. Неравенства (20 ч)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Основная цель – ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.
Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.
В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств.
При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда а < 0.
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
5. Степень с целым показателем. Элементы статистики (13 ч)
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Приближенный вычисления. Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации.
Основная цель – выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, научить собирать и группировать статистические данные.
В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.
Показываются примеры сбора и группировки статистических данных, их наглядного представления.
- Повторение (6 ч)
- Итоговый зачет. Итоговая контрольная работа.
Формы контроля
Контрольные работа даются на 45 минут, самостоятельные работы и тесты – на 20-25 минут, иногда на весь урок и оцениваются дифференцированно для диагностики усвоения знаний учащихся.
Класс | Предмет | Сроки проведения |
8БК | Алгебра. Контрольные работы. | |
Входной контроль | сентябрь | |
Контрольная работа №1. « Рациональные дроби» | сентябрь | |
Контрольная работа№ 2. « Произведение и частное дробей. Функция и её график | октябрь | |
Контрольная работа№ 3.»Арифметический квадратный корень и его свойства» | ноябрь | |
Контрольная работа№ 4. «Квадратные корни» | декабрь | |
Контрольная работа№ 5. « Квадратные уравнения и его корни» | декабрь | |
Контрольная работа№ 6. «Рациональные уравнения» | февраль | |
Контрольная работа№ 7. « Числовые неравенства» | март | |
Контрольная работа№ 8. «Неравенства с одной переменной и их системы» | апрель | |
Контрольная работа№ 9. « Степень с целым показателем» | апрель | |
Итоговая контрольная работа №10 | май | |
Алгебра. Тестовый контроль по основным темам. | ||
Контроль по теме «Квадратный корень» | ноябрь | |
Контроль по теме « Квадратные уравнения» | декабрь | |
Контроль по теме «Решение дробных рациональных уравнений» | январь | |
Контроль по теме « Решение неравенств» | март | |
Контроль по теме « Степень с целым показателем» | апрель |
Кроме контрольных и тестовых работ учителем проводятся самостоятельные работы, математические диктанты, тестирование по основным стержневым темам (10-15 минут).
Используется литература из УМК учителя и дополнительно:
1.Математические диктанты. Алгебра и начала анализа.7-11 класс. Дидактические материалы. М., «Илекса»,2006.
2..Тесты по алгебре 8 класс к учебнику «Алгебра. 8 класс» под редакцией С.А.Теляковского,М,Издательство «Экзамен»,2007.
3.АлтыновД.И. «Алгебра.Тесты 7-9 класс.Учебно-методическое пособие».М.Дрофа,1998
4.Дудницын Ю.Г. «Алгебра. Тематические тесты.8 класс»,М.Просвещение,2012
5.Глазков Ю.А. « Тесты по алгебре.8 класс к учебнику Ю.Н.Макарычева и.др. « Алгебра.8 класс».М.Экзамен,2011
Дополнительная литература.
1http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
2.А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса.
3.http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Материально-техническое обеспечение.
№ | Рекомендованное количество | % от рекомендованного количества | |
1.Библиотечный фонд | |||
Стандарт основного общего образования по математике | Д | 100% | |
Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень) | Д | 100% | |
Учебник по алгебре для 8 класса | К | 100% | |
Авторская программа по алгебре | Д | 100% | |
Дидактические материалы по алгебре | К | 100% | |
Научная, научно-популярная, историческая литература. | Д | 100% | |
Комплект материалов для подготовки к ГИА | Ф | 100% | |
Учебные пособия по элективным курсам | Ф | 100% | |
Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.) | П | 100% | |
Методические пособия для учителя | Д | 100% | |
2.Печатные пособия | |||
Таблицы по алгебре для 8 класса | Д | 100% | |
Портреты выдающихся деятелей математики | Д | 100% | |
3.Информационно-коммуникативные средства | |||
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики | Д | 100% | |
4.Технические средства обучения | |||
1. | Мультимедийный компьютер | Д | 100% |
2. | Принтер лазерный | Д | 100% |
3. | Средства телекоммуникации | Д | 100% |
5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | |||
1. | Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник | Д | 100% |
6. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ | |||
Компьютерный стол | Д | 100% | |
Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования | Д | 100% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочая программа по алгебре 9 класс, Макарычев Ю.Н.
Рабочая программа по алгебре 9 класс для работы по учебнику Макарычев Ю.Н., базовый курс...
Рабочая программа по алгебре для 7 класса ( Макарычев)
Рабочая программа по алгебре 7 – го класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике в соответствии с государственным стандартом основного общего ...
Рабочая программа по алгебре для 8 класса (Макарычев)
Рабочая программа по алгебре для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике в соответствии с государственным стандартом основного общего образов...
рабочая программа алебра 7 класс макарычев (102 часа)
рабочая программа алебра 7 класс макарычев (102 часа)...