11 класс, обобщающий урок по теме: "Решение показательных уравнений"
учебно-методический материал по алгебре (11 класс) на тему
В различных теоретических и практических исследованиях часто приходится сталкиваться с необходимостью решения показательных уравнений. Поэтому изучению методов их решения должно быть уделено значительное внимание.
Например, из физики известен закон радиоактивного распада вещества .Как видно, указанный закон связан с показательной функцией, причем областью определения этой функции является множество всех неотрицательных чисел. С показательными функциями связаны многие экономические и биологические законы, физические законы, относящиеся ,например, к изменению температуры тела, и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc.docx | 33.19 КБ |
Предварительный просмотр:
11 класс, обобщающий урок по теме: "Решение показательных уравнений"
Семенова Секинат Магомедовна,учитель математики
МКОУ « СОШ № 2г.Усть-Джегуты»
ЦЕЛИ:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания по теме «Показательные уравнения»
- способствовать выработке навыков и умений при решении показательных уравнений.
Развивающие:
- Развивать интерес к предмету математика
- Активизация мыслительной деятельности
- Развивать научное мировоззрение, творческое мышление учащихся
Воспитальные:
- Формирование навыков самостоятельной деятельности;
- Воспитание навыков закономерного и безошибочного мышления
Раздаточный материал:
- карточки с заданиями для самостоятельной работы на рейтинговой основе;
- индивидуальные листы для оценивания
Ход урока:
Метод решения хорош, если с самого
начала мы можем предвидеть - и далее
подтвердить это, - что, следуя этому
методу, мы достигнем цели.
(Г. Лейбниц)
I .Организационный момент.
II.Повторение теории
Фронтальный опрос
-Функцию, какого вида называют показательной? ( Функция вида у = а х , где а >0, а≠1)
-Какими общими свойствами обладают все показательные функции ( а)D( f)= (-∞;+∞) б)не является ни четной, ни нечетной в)не ограничена сверху, ограничена снизу г) не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений д)непрерывна е) E ( f) = ( 0; +∞)
ж) выпукла вниз)
-В каких четвертях расположен график показательной функции?( В первой и второй координатной четвертях)
-При каком значении а показательная функция убывает?( При 0<а<1)
-При каком значении а показательная функция возрастает? ( При а>1)
-Сформулировать и записать свойства степени.
1) аn *a m = a n+m
2) аn : a m = a n-m
3)(a n) m = a n*m
4) (ab) n= an * b n
5) =
- Как называется график показательной функции? (Экспонентной)
-Каким отличительным свойством обладает функция вида
у = а х при а > 1, при 0 < а < 1?
(При а > 1-функция возрастает, при 0 < а < 1функция убывает)
- Какие уравнения называются показательными?
( Уравнения вида аf(x) =ag(x),где а- положительное число, отличное от 1,
и уравнения ,сводящиеся к этому виду)
Математический диктант.
1.Какие из данных функций являются показательными (указать букву):
a) y = 5x, б) y = 2x2, в) y = - х, г) y = () x, д) y =
Ответ: а), г),
2.Найдите корень уравнения 2х = 0,25
а)1 б) 2 в) -2 г)5
Ответ : в)
3. Какому из промежутков (-; 0), (0; 1), (1; +) принадлежит корень уравнения:
5x = 625;
Ответ: а) (1; +)
III.Давайте вспомним методы решения показательных уравнений:
1)Функционально-графический метод. Он основан на использовании графических иллюстраций или каких-либо свойств функций.
- решить графически уравнение : № 11.61 (а,б) (Двое учащихся решают у доски)
2)Метод уравнивания показателей. Он основан на теореме о том, что уравнение а f( x)= a g(x) равносильно уравнению f(x)=g(x) ,где а- положительное число, отличное от 1.
- решить № 12.7( в,г), 12.11(б), 12.17(б) (Решение на доске и в тетрадях)
№ 12.7
в) 5х * 2х = 0,1-3 г) 0,3 х* 3х =
(5*2)х = 103 (0,3 * 3) х =
10 х = 10 3 0,9 х=
х = 3 х =
Ответ : 3 Ответ :
№ 12.11(б) 12.17(б)
4х+2 * 3х+1 =576 52х-1- 52х-3=4,8
4х *16*3х*3=576 52х =4,8
12х =12 52х=25
х =1 х =1
Ответ : 1 Ответ : 1
3) Метод введения новой переменной. Он основан на том, что переписываем данное уравнение в новом виде, позволяющем ввести новую переменную.
- решить № 12.21( а,в) (Двое учащихся решают у доски)
а) 22х – 6* 2х +8 = 0 в) - 5* - 6 =0
Пусть 2х = а,тогда Пусть= t, тогда
а2 - 6а +8 = 0 t2-5t-6=0
а1=2, а2=4 t1=-1,t2=6
Возвращаясь к замене ,имеем
2х=2 2х=4 =6, х=-1
х=1 х=2
Ответ: 1;2 =-1,нет решения
Ответ: -1
IV.Самостоятельная работа на рейтинговой основе.
Учащимся предлагаются карточки с уравнениями. Каждое уравнение оценивается по баллам. Раздаются индивидуальные листы для оценивания
ВАРИАНТ 1. [ВАРИАНТ 2].
Решите уравнение:
1)3 х – 3х+3= - 78 [ ]
Ответ :1 Ответ : 0,4 ( 1 балл )
2)5х = [25х + 1 = 42х] ( 1 балл )
Ответ : Ответ : -1
3)3х+1 * 5х = 675 [72х+1+72х+2+72х+3=57]
Ответ :2 Ответ: 0,5 ( 2 балла)
4) 2х = 3х [25х = 72х]
Ответ: 0 Ответ : 0 (2 балла)
5) 2*22х -5*2х +2 = 0 [2*32х –3*3х - 9 = 0]
Ответ :-1;1 Ответ: 1 (1 балл)
6) 5*25х -6*5 х +1 = 0 [3*25х – 14*5 х - 5 = 0]
Ответ : -1;0 Ответ :1 (2 балла)
7) 7х-2 = 42-х [57-х = 3х-7]
Ответ :2 Ответ:7 ( 2 балла)
8) 18х-8*6х-9*2х=0 [12х- 6х+1 + 8*3х =0]
Ответ: 2 Ответ:1;2 (3 балла)
Критерий оценивания:
5-6 баллов – оценка «3»;
9-10 баллов – оценка «4»;
15 баллов – оценка «5».
V. Домашнее задание: № 12.38,12.32, 12.34
VI. Итог урока. Самоанализ знаний и навыков.
Подведение итога урока (рефлексия).
Выставление оценок.
Литература :
1.Алгебра и начала анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник (профильный уровень) Мордкович А.Г., Семенов П.В. (2010, 287с.)
2.Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч.2. Задачник (профильный уровень). Мордкович А.Г. и др. (2010, 264с.)
3.Алгебра и начала мат. анализа. 11 класс. Методическое пособие. (проф. уровень)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Решение показательных уравнений"
Цели и задачи урока:· формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления;·...
Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "решение нестандартных показательных уравнений"
Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учеников при решении заданий, содержащих параметры; углу...
Обобщающий урок по теме "Решение показательных уравнений и неравенств"
Разработка открытогоурока в 10 классе с целью актуализации опорных знаний при решении показательных уравнений и неравенств. При этом проверка усвоения темы идёт на обязательном уровне. Учащиеся демонс...
Обобщающий урок по теме:"Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств" в 10 - 11 классе
Ребятам нравится практичесое приложение данного материала, спор двух очень сложных для решения и понимания функций (показательной и логарифмической).Решение большого количества различных заданий дает ...
Урок алгебры в 11 классе по теме: "Решение нестандартных показательных уравнений"
Целью данного урока является систематизация умения решать и выбирать способы решения показательных уравнений; рассмотренте использования свойств функции при решении нестандартн...
Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "Решение нестандартных показательных уравнений"
Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию творчески способностей учеников при решении задач, содержащих параметры, углубле...
Конспект урока по алгебре за 10 класс по теме: «Решение систем показательных уравнений и неравенств»
Тип урока: урок закрепления знаний....