Дополнительные вопросы математики
элективный курс по алгебре (6 класс) по теме
Программа данного курса для 6 класса направлена на расширение и углубление знаний по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_i_celi_fakultiva.docx | 15.48 КБ |
soderzhanie_kursa.docx | 17.64 КБ |
literatura.docx | 11.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа данного курса по математике для обучающихся 6 класса направлена на расширение и углубление знаний по предмету, развитие интеллекта, сообразительности, повышение уровня математической грамотности. Темы программы примыкают к основному курсу математики 6 класса. Геометрический материал направлен на развитие геометрической интуиции, пространственного воображения и является пропедевтикой изучения предмета геометрии в 7 классе. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. И в результате этих занятий обучающиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Цели курса:
- Способствовать развитию познавательной активности, интеллекта, пространственного воображения и геометрической интуиции, повышению уровня математической грамотности.
- Расширить кругозор детей.
Задачи курса:
- Развить у обучающихся логические способности;
- Сформировать пространственное воображение и графическую культуру;
- Расширить и углубить знания по предмету;
- Сформировать у обучающихся такие необходимые для дальнейшей успешной учебы качества, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность.
- Воспитать культуру личности , чувство взаимопомощи.
Методы: беседа, объяснение, самостоятельная работа с дополнительной литературой, диалог, самоконтроль.
Ожидаемые результаты:
По окончании обучения обучающиеся должны знать:
- нестандартные методы решения различных математических задач;
- логические приемы, применяемые при решении задач;
- некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
По окончании обучения обучающиеся должны уметь:
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики;
Организационные формы: работа в парах, группах, олимпиады, защита рефератов, фронтальная форма работы, индивидуальные творческие задания, создание презентаций.
Предварительный просмотр:
Учебный план
№ пп | Тема учебного занятия | Количество часов |
1 | Первые шаги в геометрии - Геометрические фигуры (треугольник, параллелограмм, круг, прямоугольник) - Задачи на разрезание и складывание фигур - Геометрические головоломки (задачи со спичками, фигурки из кубиков и их частей) | 1 2 2 1 |
2 | Из истории развития арифметики - Из науки о числах, занимательный счет - Занимательные ребусы, головоломки, загадки | 2 |
3 | Логические задачи - Задачи на «переливания» - Задачи на взвешивание | 2 2 2 |
4 | Олимпиадные задания Задачи международного конкурса – игры «Кенгуру» | 2 1 |
ИТОГО: | 17 |
Содержание курса:
В данной программе рассмотрены основные темы курса: «Логические задачи», «Знакомство с геометрией», «Занимательное в математике», «Олимпиадные задания» Указаны разделы по каждой теме с кратким их описанием.
ТЕМА: «Первые шаги в геометрии» (6 часов)
- Первые шаги в геометрии (1 час)
Методы обучения: беседа, диалог.
- Геометрические фигуры их свойства (2 часа)
Даются определения фигур, рассматриваются «видимые» свойства. Круг, окружность. Треугольник. Виды треугольников. Равнобедренный треугольник. Равносторонний треугольник. Прямоугольный треугольник, его элементы, египетский треугольник.
Методы обучения: объяснение, рассказ, выполнение практических заданий.
Форма контроля: проверка задач для самостоятельного решения.
- Задачи на разрезание и складывание фигур (2 часа)
Разрезать фигуру на требуемое число частей так, чтобы из них можно было составить другую заданную фигуру. Можно использовать игру-головоломку «Танграм».
Методы обучения: выполнение тренировочных упражнений, творческие задания.
Форма контроля: проверка выполнения творческих заданий.
- Геометрические головоломки со спичками (1 час)
Проводится под девизом «Спички детям - не игрушка!». Если есть такая возможность, то у каждого ребенка на столе вместо спичек – счетные палочки. Выкладывая из них заданную фигуру, он с помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другую фигуру.
Методы обучения: выполнение нестандартных заданий.
ТЕМА: «Занимательное в математике» (2 часа)
Занимательный счет. Приемы быстрого сложения, вычитания, умножения, деления и возведения в квадрат. Умножение на 4, на 10, на 11, на 25 и др. Использование сочетательного свойства сложения и распределительного свойства умножения, выбор удобного порядка действий. Ребусы, головоломки, кроссворды. Обучение разгадыванию простейших японских числовых кроссвордов.
Методы обучения: выполнение тренировочных упражнений, творческие задания.
Форма контроля: проверка выполнения творческих заданий.
ТЕМА: «Логические задачи» (6 часов)
1. Задачи на переливание (2 часа)
Оформление и способы решения задач на переливание.
Методы обучения: выполнение тренировочных задач.
Форма контроля: проверка умения найти способ решения задачи.
2. Задачи на взвешивание (2 часа)
Оформление и способы решения задач на взвешивание.
Методы обучения: выполнение тренировочных задач.
Форма контроля: проверка умения найти способ решения задачи.
3. Логические задачи (2 часа)
Оформление и способы решения логических задач.
Методы обучения: выполнение тренировочных задач.
Форма контроля: проверка умения найти способ решения задачи, проверка самостоятельно решенных задач.
ТЕМА: «Олимпиадные задания» (3 часа)
Решение нестандартных задач, разбор заданий конкурса-игры «Кенгуру», олимпиадных задач прошлых лет.
Методы обучения: выполнение тренировочных задач, творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа.
Предварительный просмотр:
Програмно-методическое обеспечение:
- Ершова А.П., Голобородько В.В. «Математика 6» Самостоятельные и контрольные работы
- Коннова Е.Г. Математика. Под ред. Ф.Ф. Лысенко. Учебно-методическое пособие. Изд. «Легион». Ростов-на-Дону, 2008.
- Пчелинцев А.Ф., Чулков П.В. «Математика 5-6 класс». Уроки математического мышления. М: Изд. «Школа 2000»
- Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике. Учебно-методическое пособие. Изд. «Экзамен». М., 2006.
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. Изд. «Дрофа». М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спецкурс "Дополнительные вопросы математики в 9 классе"
Основной целью данного спецкурса является углубление и расширение знаний учащихся по математике....
Рабочая программа курса "Дополнительные вопросы математики" 6 класс
Рабочая программа курса "Дополнительные вопросы математики" для 6 класса с пояснительной запиской, содержанием, КТП на 34 часа...
Программа дополнительного образования " Избранные вопросы математики"
Программа расчитана на 68 часов. Предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов общеобразователной школы...
Дополнительные вопросы математики: Диофантовы уравнения
Дополнительная образовательная программа...
элективный курс по математике "Дополнительные вопросы математики"
Материалы Единого государственного экзамена, конкурсные задачи в ВУЗы содержат «нестандартные задачи, такие задачи, хотя и сформулированы с использованием только обычных понятий элементарной математик...
Программа спецкурса по математике «Дополнительные вопросы математики (9 класс)»
Программа курса ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач различных типов, позволяет ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной ...
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»
Дополнительная общеобразовательная программаестественнонаучной направленности«ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»...