Обобщающий урок по теме "Производная"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА Закрепление знаний по теме
« Производная,ее геометрический и физический смысл»
Тип урока - урок закрепления и обобщения с элементами контроля
знаний учащихся.
Цели урока - закрепление знаний учащихся по теме «Производная,
ее геометрический и физический смысл».
- формирование умений по применению знаний и
способов действий в измененных и новых учебных
ситуациях.
- формирование умений школьников по организации и
корректированию собственных ответов и ответов
товарищей.
- развитие подсознательной активности учащихся.
І. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку.
Сегодня, ребята, у нас с Вами заключительный урок по теме
«Производная, ее геометрический и физический смысл». Мы с вами закрепим все знания и умения по этой теме, а в конце второго урока Вам предстоит выполнить задания в тестах.
Для начала давайте вспомним определение производной функции в некоторой точке х.
Если функция f﴾x﴿ определена на некотором промежутке а х- точка этого промежутка и число h ≠ 0 такое ,что х + h также принадлежит данному промежутку, тогда предел разностного отношения при h→0 (если этот предел существует) называется производной функции ƒ﴾x﴿ в точке х.
- Хорошо, а теперь, скажите в чем заключается физический смысл производной?
Физический смысл производной состоит в том, что производная прямолинейного движения выражает мгновенную скорость в момент времени t.
- А в чем состоит геометрический смысл производной ?
Геометрический смысл производной состоит в том, что значение производной функции в точке равно угловому коэффициенту касательной к графику функции в этой точке.
- Свои тетради с домашним заданием Вы сдадите на проверку в конце урока.
- Продолжаем наш урок, и я предлагаю Вам разгадать кроссворд , задание которого у Вас есть на столах, а ответы будем выписывать на плакат, тем самым мы вспомним некоторые математические термины.
К Р О С С В О Р Д
1.Французский математик XYII века Пьер Ферма определял эту линию так: «Прямая, наиболее тесно примыкающая к кривой в малой окрестности заданной точки».
2.В математике это понятие возникло в результате попыток придать точный смысл таким понятиям, как «скорость движения в данный момент времени » и «касательная к кривой в заданной точке».
3.Приращение какой переменной обычно обозначают Δх?
4.Если существует предел в точке а и этот предел равен значению функции в точке а ,то в этой точке функцию называют …(Подсказка. График такой функции можно нарисовать одним росчерком карандаша, без отрыва от бумаги.)
5.Угловой коэффициент касательной –это … угла наклона касательной.
6.Эта величина определяется как производная скорости по времени.
7.Если функцию у=f(х) можно представить в виде у=f(х)=g(h(х)), где у=g(t) и t=h(х) – некие функции, то функцию называют…
- Молодцы, кроссворд Вы разгадали и в выделенных клетках видим имя французского математика и механика Жозефа Луи Лагранжа. С именем этого ученого Вы уже знакомы и сегодня Александр подготовил
нам небольшую историческую справку об этом ученом.
Давайте послушаем его выступление.
Ж О З ЕФ Л У И Л А Г Р А Н Ж
Жозеф Луи Лагранж являлся почетным членом Петербургской академии наук. Лагранж родился в 1736 году в Турине в итало-французской семье обедневшего чиновника . Девятнадцати лет от роду он стал профессором математики Артиллерийской школы в Турине .Во время революции во Франции он участвовал в реформе мер и весов, а позже стал профессором сначала Нормальной школы (1795 г.) а затем Политехнической школы (1797 г.). В этом же году Лаграндж ввел термин «производная», ему же мы обязаны и современным обозначением производной (с помощью штриха). Термин «вторая производная» и обозначение (два штриха) также ввел Лаграндж.
- Спасибо, Александр. И мы продолжаем наш урок. Устный счет: Сейчас мы проверим Ваше знание формул производных некоторых функций.
На доске Вы видите разные функции, сейчас по порядку Вы будете называть их производные.
- Вот Вы вспомнили основные формулы производных , теперь переходим к выполнению письменных заданий.
- Сначала , ребята, выполняем задания из тестов по подготовке к ЕГЭ.
- У вас на столах условия заданий, которые мы будем выполнять на доске.
№ 1. (А 5)
Найти производную функции
У=
Решение.
У ' =
№2. ( В 5)
Функция у = ƒ﴾x﴿ определена на промежутке ( -5;5). На рисунке изображен график производной этой функции. Найдите количество точек графика функции, в которых касательные наклонены под углом 120° к положительному направлению оси абсцисс.
Решение.
Найдем тангенс 120°
tg120° =tg(90° + 30°) = - ctg 30° = -√3.
Теперь задача сводится к нахождению количества корней уравнения
ƒ'﴾x﴿ = - √3.
Проведем прямую у = - √3 и определим что это уравнение имеет 3 корня.
-Вы отлично справились с этим заданием и переходим к решению номеров из учебника.
№ 845 (1).
Найти производную функции у =
Решение.
у '﴾x﴿ = = .
№ 846 (4).
Найти производную функции у = ln﴾sinx﴿.
Решение.
у '(х) = .
№ 847 (4).
Найти производную функции у = sin﴾lnx﴿
Решение.
.
№ 850 (2).
Найти производную функции
Решение.
=
.
№ 864 (1).
Под каким углом пересекаются графики функций (углом между кривыми в точке их пересечения называют угол между касательными к этим кривым в этой точке)
у = 8 – х и у = 4 √ х + 4.
Решение.
Областью определения функции у = 4 √х + 4 является промежуток х ≥ -4
Найдем абсциссы точек пересечения данных функций, для этого прировняем правые части.
8 – х = 4 √х + 4 , иррациональное уравнение левую и правую части возведем в квадрат
64 – 16х + х² = 16х + 64
х² - 32х = 0
х = 0 и х = 32
Проверка показала, что 32 не является решение уравнения.
Найдем производные данных функций и значение производных в точке 0 ,а затем угол наклона каждой касательной.
у=8 – х у= 4√ х + 4
у'(х) = - 1 у'﴾x﴿= 2/√x+4
у'﴾0﴿= - 1 у'﴾0﴿=1
tgά= - 1 tgά=1
ά=45° ά=45°
Значит графики функций пересекаются под углом 90°.
№ 893 ( с параметром)
Выяснить, при каких значениях р касательная, проведенная к графику функции у = x³px в его точке с абсциссой х = 1 , проходит через точку М (2 ; 3).
Решение.
Составим уравнение касательной в точке х =1, найдем производную
функции и значение функции в данной точке и значение производной в данной точке.
у = x³px у﴾1) = 1 - р
у'﴾x﴿=3x²p у'﴾1﴿=3p
Уравнение касательной имеет вид
У = ( 1 – р ) + ( 3 – р )( х – 1 )
Так как касательная проходит чере точку М ( 2 ; 3 ) значит ее координаты удовлетворяют уравнению касательной, подставим и найдем значение р
3 = ( 1 – р ) + ( 3 – р )( 2 – 1 )
1 – р + 3 – р = 3
- 2 р = - 1
р = 0.5
- Молодцы, с заданиями Вы справились и мы подошли к нашему заключительному этапу урока – это тестирование.
- Перед Вами тесты, состоящие из пяти заданий, и листы для записи решения. Подпишите фамилию и вариант. Тесты у нас разноуровневые . Вам, ребята , нужно решить задания и выбрать правильный ответ.
В А Р И А Н Т Ы Т Е С Т О В
В А Р И А Н Т 1.
1.Чему равна производная функции у=sinx + 1?
а) cosx + 1 б) - cosx в) cosx
2.Найти производную функции f(x)= х² sin(х).
а) 2xcosx+x²sinx б) 2xsinx+x²cosx в) -2xsinx+x²cosx
3.Найти производную функции f(x)=6 √х .
а) 5/√х б) 5√x в) 30 √х
4. Тело движется прямолинейно по закону х(t) =√t. Определить его ускорение в момент времени t = 1с.
а) -0.25 м/с² б) 0.5 м/с² в) 1 м/с²
5.Составить уравнение касательной к графику функции f(x)= 2 - x² в точке х = -3.
а) у = 2х + 5 б) у = 6х + 11 в) у = -3х – 6
В А Р И А Н Т 2.
1.Найти производную фунции у = х /4
а) х³ б) 4 х³ в) х³∕16
2. Тело движется по закону S(t) = 8t+ 2t².Найти его скорость в момент времени t= 2с.
а) 12 м/с б) 16 м/с в) 8 м/с
3. Найти производную функции g(х) =(3 – 5х)
а) 25(3 – 5х) б) 5(3 – 5х) в) -25(3 -5х)
4. Найти производную функции у= e +lnx+ 2x³
а) е + lnx + 6х² б) е + 1/х +6х² в) е + lnx +2х²
5.Составить уравнение касательной к графику функции у=7х³ +4х² +6 в точке х =1
а) 16х -12 б)29х +15 в)29х – 12
В А Р И Н Т 3.
1.Найти производную функции g(х)=tg(2x +π/3)
а) 2(2х + π/3)/соs² х б)2/соs² х в)2/соs² (2х + π /3)
2.Найти производную функции у=4 √x³
а) 3√x² б) 3 ∕ √x в) 12 √x²
3.Точка движется прямолинейно по закону х(t)= 3t³ +2t Найти ее ускорение в момент времени t =1с .
а) 11м/с² б) 18 м/с² в) 5м/с²
4.Найти значение производной функции ƒ(х) =sin х – 1/3sin 3x в точке х= π∕2
а) 0 б) 2 в) -1
5.Составить уравнение касательной к графику функции
ƒ﴾x﴿ = (х² + 3) / х в точке х = 1
а) 4х – 6 б) 6 -2х в) 2х+6
Ответы теста нужно будет выписать еще на отдельный лист для самопроверки.
Заключительный этап :
Самопроверка, выставление оценок.
- Ребята, сдайте тетради на проверку .
Анализ работы проведем на следующем уроке, а теперь запишите задание на дом стр.254 задание «Проверь себя» выполнить на листочках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий
Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма урока: «Математическая сказка». УМК: «Математика». Учебник для 5 класса общеобра...
Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.
Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...
Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений
На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....