Дополнительная образовательная программа по математике
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Дополнительная образовательная программа по математике "Математика для всех" адаптирована для проведения занятий внеурочной деятельности, расчитана для учащихся 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_matematikia_dlya_vseh.doc | 169.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
УТВЕРЖДАЮ к использованию
в образовательном процессе
Директор МБУ СОШ № 63
г.о Тольятти
____________В.Л. Постнова
Программа принята на основании
решения педагогического совета
МБУ СОШ № 63 г.о.Тольятти
Протокол №____от_______20___г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МАТЕМАТИКА ДЛЯ ВСЕХ»
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год
Согласовано:
Составитель:
Учитель математики МБУ СОШ №63
Мишина Оксана Викторовна
Тольятти 2012
Пояснительная записка
При обучении учащихся необходимо способствовать удовлетворению их потребностей и запросов. Школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике, необходимо привлекать к участию в математических кружках и факультативных (дополнительных) занятиях. Результаты обучения могут быть надёжны лишь в том случае, если введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме и на предметах обыденной, повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.
Данная дополнительная программа имеет интеллектуально-познавательную направленность.
Цель программы:
- развитие логического мышления учащихся;
- углубление знаний, полученных на уроке;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие ключевых компетентностей.
Задачи:
- формирование умений строить логическую цепь рассуждений;
- развитие умений самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-познавательной литературой;
- расширение представлений учащихся о практическом значении математики;
- воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с работой команды, ответственного отношения к порученному делу, уважительного отношения к мнению других и т.д.
Новизна программы состоит в том, что она является открытой, то есть в неё можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику, заменять одни разделы другими, небольшими по объёму, интересными для учащихся, соответствующими их возможностям.
Содержание данной программы соответствует современным образовательным технологиям.
Принципы обучения – научность, наглядность, дифференцированность, доступность, преемственность, результативность.
Основные формы работы: практикумы, лекции, соревнования, исследовательская деятельность.
Формы контроля – презентации результатов проектной деятельности учащихся.
Программа рассчитана на 34 часа (одно занятие в неделю).
Результатом реализации программы могут быть успешные выступления учащихся в конкурсах, олимпиадах всех уровней.
Общая характеристики курса «Математика для всех»
Содержание курса «Математика для всех»» служит базой для даль нейшего изучения учащимися математики, способствует разви тию их логического мышления, формированию умения поль зоваться алгоритмами, а также приобретению практических на выков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и ирра циональными числами, формированием первичных представ лений о действительном числе. Цель курса — развить у учащих ся пространственное воображение и логическое мышление пу тем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного ха рактера. Курс «Математика для всех» так же предназна чен для формирования представлений о математике как час ти человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Описание курса в учебном плане
Курс «Математика для всех» расчитан на 36 часов, занятия проводятся один раз в неделю.
Личностные, метапридметные, предметные результаты освоения курса «Математика для всех»
- в направлении личностного развития
-развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
-воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать, самостоятельны решения;
-формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- в метапредметном направлении
-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
-развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
-формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся осно вой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
-овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
-создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Содержание учебного материала
- Математика как метод и язык познания окружающего мира.( 6ч )
История развития математики у народов мира. Записи чисел, системы счисления. История возникновения десятичных дробей.
- Математические объекты и понятия. (6ч)
Классификация математических понятий. Определения, аксиомы и теоремы. Необходимые и достаточные условия.
- Логика и математические предложения.(6ч )
Верные и ложные высказывания. Решение логических задач. Ребусы. Математические софизмы.
- Занимательные задачи.( 10ч )
Решение текстовых занимательных задач. Старинные задачи на проценты. Представление целых чисел в некоторой форме. Задачи на делимость, связанные с разложением выражений а" ± Ь" на множители.
- Геометрические фигуры.(6 ч)
Треугольник и тетраэдр. Решение занимательных задач на нахождение площади треугольника и площади поверхности тетраэдра. Построение модели из бумаги.
Календарно -тематическое планирование
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Математика как метод и язык познаний окружающего мира. | История развития математики у народов мира. | 2 | 1, 2 неделя сентября |
Записи чисел, системы счисления. | 1 | 3 неделя сентября | ||
История возникновения десятичных дробей. | 3 | 4 неделя сентября, 1, 2 неделя октября | ||
2 | Математические объекты и понятия. | Классификация математических понятий. | 2 | 3,4неделя октября |
Определения, аксиомы и теоремы. | 2 | 1,2 неделя ноября | ||
Необходимые и достаточные условия. | 2 | 3,4 неделя ноября | ||
3 | Логика и математические предложения. | Верные и ложные высказывания. | 2 | 1,2 неделя декабря |
Решение логических задач. | 2 | 3,4 неделя декабря | ||
Ребусы. Математические софизмы. | 2 | 2,3 неделя января | ||
4 | Занимательные задачи. | Решение текстовых занимательных задач. Представление целых чисел в некоторой форме. Задачи на делимость, связанные с разложением выражений а" ± в" на множители. | 5 | 4 неделя января 1,2,3,4 неделя февраля |
Старинные задачи на проценты. | 5 | 1,2,3,4 неделя марта 1неделя апреля | ||
5 | Геометрические фигуры. | Треугольник и тетраэдр. | 1 | 2 неделя апреля |
Решение занимательных задач на нахождение площади треугольника и площади поверхности тетраэдра. | 3 | 3,4 неделя апреля 1 неделя мая | ||
Построение модели из бумаги. | 2 | 2,3 неделя мая |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
1. Библиотечный фонд
1.1. Нормативные документы: примерная программа основного об щего образования по математике, планируемые результаты освоения программы основного общего образования по математике
1.2. Авторские программы по курсам математики
1.3. Учебник по математике для 5-6 классов Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков.
1.4. Учебные пособия: дидактические материалы, сборник контрольных работ
1.5. Научная, научно-популярная, историческая литература
1.6. Справочные пособия (энциклопедии, словари, справочники по математике и т.п.)
1.7. Методические пособия для учителя
2. Печатные пособия
2.1. Таблицы по математике для 5 — 6 классом
2.2. Портреты выдающихся деятелей математики
3. Информационные средства
3.1. Мультимедийные обучающие программы по основным разделам курса математики
3.2. Электронная база данных для создания тематическких и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуапьной работы
3.3. Инструментальная среда по математике
4. Технические средства обучения
4.1. Компьютер
4.2. Мультимедиапроектор
4.3. Экран (навесной)
4.4. Интерактивная доска
5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
5.1. Доска магнитная с координатной сеткой
Планируемые результаты обучения
На занятиях «Математика для всех» учащиеся будут иметь возможность узнать:
- старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
- названия больших чисел;
- практическое применение чисел натурального ряда;
- приёмы быстрого счёта;
- методы решения логических задач;
- свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
- основные фигуры стереометрии;
- понятие софизма.
Будут иметь возможность научиться:
- читать и записывать числа римскими цифрами;
- пользоваться приёмами быстрого счёта;
- решать нестандартные текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;
- использовать круги Эйлера при решении логических задач;
- решать геометрические задачи на разрезание и переклеивание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
- решать нестандартные задачи на проценты;
- решать простейшие комбинаторные задачи методом включения и исключения;
- решать математические ребусы, лабиринты, софизмы, показывать математические фокусы;
- решать задачи международной математической игры-конкурса « Кенгуру».
Литература
Фридман Л.М. «Учитесь учиться математике», Москва, «Просвещение»,1985,
Шуба М.Ю. «Занимательные задания в обучении математике», Москва, «Просвещение», 1995
Журналы «Квант», 1980-2011 гг.
Журналы «Математика в школе», 1980-2011.
Фарков А.В. «Математические кружки в школе» – Москва, Айрис-пресс, 2007
Минковский В.Л. «За страницами учебника математики» - Москва, Просвещение, 2005.
Чистяков В.Д. Рассказы о математике. – Москва, Просвещение, 2001,
Галкин Е.В. «Нестандартные задачи по математике - Задачи с целыми числами» - Учебное пособие -– 2005.
Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ»
Программа «За страницами учебника математике» строится на следующих концептуальных принципах:Принцип успехаПринцип динамики.Принцип демократии.Принцип доступности.Принцип наглядности. Принцип сис...
Рабочая программа дополнительных образовательных занятий по математике для 8 класса «Решение задач с параметром и модулем»
Программы дополнительных занятий включают углубление отдельных тем общеобразовательных программ по математике, а также изучение некоторых тем, входящих за их рамки. Поэтому считаю целесообразным включ...
Дополнительная образовательная программа "Занимательная математика"
Уважаемые коллеги!Данный материал содержит дополнительную образовательную программу "Занимательная математика" для обучающихся 5-6 классов.Материал может быть адаптирован для проведения занятий ...
Дополнительная образовательная программа "Занимательная математика"
Одним из способов развития познавательных способностей учащихся специальной коррекционной школы является использование занимательного материала и дидактических игр на дополнительных занятиях. Получени...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная образовательная программа "Юный математик" 15-16 лет
Программа «Юный математик» по содержательной, тематической направленности является интеллектуально - познавательной, по форме организации – групповой; по времени реализации - ...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность п
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательн...