Методическая разработка урока по теме: "Комплексные числа"
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме
Данная методическая разработка направлена на формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и может быть использована преподавателями математики в любых учебных группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_nad_kompleksnymi_chislami_vosstanovlen.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Брасовский сельскохозяйственный техникум
Филиал ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ТЕМЕ:
ДЕЙСТВИЯ НАД КОМПЛЕКСНЫМИ ЧИСЛАМИ
Подготовлена
Преподавателем
Самоховой Г.А.
Локоть 2012
Рассмотрено на заседании
общеобразовательных, общегуманитарных
и социально-экономических дисциплин
протокол № __________от ______________
Председатель: _____________ О.В.Коротченко
Автор: Самохова Г.А. – преподаватель
Рецензент: Хведченя С.В. – преподаватель
Данная методическая разработка направлена на формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и может быть использована преподавателями математики в любых учебных группах.
Оглавление
- Титульный лист
- Рецензия
- Вступление
- План урока
- Методика проведения урока
- Заключение
- Используемая литература
Рецензия
на методическую разработку урока-заседания ученого совета по теме: «Действия над комплексными числами», подготовленную преподавателем математики Самоховой Г.А.
Методическая разработка носит творческий характер и написана в соответствии с современными требованиями к нетрадиционным формам обучения.
Урок проводят сами учащиеся и этот факт превращает их из пассивных слушателей в научных исследователей, которыми в конце удается ответить на вопрос: «Как же извлечь корень четной степени из отрицательного числа?»
В методической разработке очень хорошо поставлены проблемные ситуации, а затем даны последовательные этапы разрешения этой проблемной ситуации:
в начале учащиеся творческим путем получают теоретическую формулу извлечения корня n-ой степени из комплексного числа, а затем доступно и грамотно применяют ее к решению практических заданий.
В конце заседания ученого совета учащиеся подводят итоги и дают геометрическую интерпретацию задачи извлечения корня 4-ой степени из «-1».
В методической разработке Самоховой Г.А. методически грамотно отработаны все основные этапы проведения урока. Чувствуется, что преподаватель стремится привлечь к активной творческой работе весь коллектив учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и это отрадно.
Считаю, что данная методическая разработка может быть использована другими преподавателями при проведении уроков нетрадиционными методами.
Рецензию подготовила преподаватель Хведченя С.В.
ПЛАН УРОКА
Тема урока: действия над комплексными числами.
Цель урока: 1) обучающая (дидактическая) - изучить действие извлечения корня из комплексного числа; закрепление знаний, умений и навыков учащихся при извлечении корня из комплексного числа;
2) развивающая - развивать умение учащихся применять изученную формулу при решении упражнений; развивать память, логическое мышление и творческую активность учащихся; развивать интерес к исследовательской работе;
3) воспитательная – воспитывать навыки самостоятельной работы при выборе способа решения задач; воспитание настойчивости и целеустремленности; воспитание математической грамотности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: самостоятельная работа студентов
- Изучение нового
1. вступительное слово преподавателя
2. самостоятельная исследовательская работа под руководством преподавателя.
3. подведение итога исследовательской работы
4. рассказ об ученом, первым выполнившим это исследование
5. с целью закрепления результатов исследования выполнить тренировочное упражнение по решению уравнения х4 -1=0
ВСТУПЛЕНИЕ
Изучение учебного материала темы «Комплексные числа» расширяет знания учащимся о числе. Учащиеся знакомы лишь с действительными числами и операциями над ними. Комплексные числа позволяют выполнять операции, запрещенные во множестве действительных чисел. Пополняется интеллектуальный багаж учащегося, его знания расширяются и углубляются.
Урок на тему «Действия над комплексными числами» с целью изучения приема извлечения корня четной степени из отрицательного числа является предпоследним уроком по теме «Комплексные числа».
Учащиеся уже знают о тригонометрической форме комплексного числа, умеют возводить комплексное число, заданное в тригонометрической форме, в п степень.
Данный урок знакомит учащихся с законом математики о количестве уравнения и подтверждает его конкретными расчетами корней уравнения, рассматриваемых в области комплексных чисел.
Чтобы урок был эффективным, нужна творческая работа преподавателя и активная познавательная деятельность учащихся.
Подготовка к такому уроку проведена заранее на дополнительном занятии. Учащиеся – исследователи, изучив план работы, получив от преподавателя пояснения по содержанию работы, готовятся к участию в исследовательской работе.
Сначала создается проблемная ситуация, а затем показываются образцы научного познания. Учащиеся – исследователи на конкретных примерах ведут поиск ответа на вопрос проблемы, а остальные учащиеся – следят за их логикой, усваивая этапы решения проблемы.
Метод обучения – это система целенаправленных действий преподавателя, организующая познавательно-практическую деятельность учащихся.
Правомерность метода по созданию проблемной ситуации и ее разрешению на уроке по теме «Действия над комплексными числами» связана с тем, что истинность знаний необходимо не только утверждать, но необходимо показывать и путь к поиску знаний, к самостоятельному решению проблемы. Шаг за шагом ведя исследование, результаты которого приведут и к утверждению истины, и к формированию умений самостоятельно добывать знания, учащиеся вовлекаются в познавательно – практическую деятельность, организованную преподавателем.
Методика проведения урока
Урок проводят учащиеся.
Метод проведения урока – заседание ученого совета, который изучает работу исследователей.
Вся группа – это ученый совет. Каждый учащийся может уточнить для себя ход исследований и обязан понять материал исследований, а затем применить его е решению уравнения х4-1=0.
Ведет заседание ученого совета преподаватель, поэтому работа ученого совета начинается со вступительного слова преподавателя, который опредяет цель работы, рассказывает о ходе работы и о ее завершении.
Самостоятельная исследовательская работа
1 исследователь:
Математика утверждает, что уравнение имеет столько корней, каков наивысший показатель ее неизвестного.
Например, квадратное уравнение х2-5х+6=0 имеет наивысший показатель неизвестного 2 и оно имеет 2 корня.
Если Д = 25-24=1, то х1=(5+1)/2 = 3, х2= (5-1)/2 =2 или уравнение третьей степени.
х3-х=0 тоже имеет три корня
вот они!
х(х2-1)=0
х1=0 х2-1=0
(х-1)(х+1)=0
х2=1, х3=-1
все три корня налицо.
А вот уравнение х3-8=0 показывает лишь один корень.
х3=8
х==2
х1=2, где же х2, х3? – возникает проблема № 1.
Или х4-1=0
х4=1
х=
х1= 1, где же х2, х3, х4? – возникает проблема № 2.
2 исследователь:
Видимо, значения корней скрываются в операции извлечения корня из числа.
Попробуем на помощь позвать комплексные числа.
Если Z=a+li и Z=r(cosφ+isinφ), то , возведем обе части равенства в степень п, тогда получим, что или .
Зная, что это равенство верное, можем записать, что
r=ρn φ =nα или
φ + 2πκ=nα
ρ=
Итак, получаем, что
Эта формула говорит, что для извлечения корня п степени из комплексного числа нужно извлечь корень из его модуля , а аргумент φ представить в виде , где к=0,1,2,3….. Воспользуйтесь моими исследованиями.
3 исследователь:
Позвольте уточнить некоторые Ваши высказывания. Например, почему получилось, что при возведении правой части в степень n имеем выражение ρn(cos n α+i sin n α)
2 исследователь:
Есть закон Муавра, который говорит, что Zn=(ρ(cosα+isinα))n=ρn(cos n α+i sin n α)
1 исследователь:
А почему, уважаемый исследователь, φ превратилась в φ + 2πκ
2 исследователь:
Значение функций sin α и cos α повторяются через 2π, т.е. sin α = sin (φ + 2πκ ) = sin (φ+ 2π*2) = sin (φ+2πк)
сos φ = cos (φ+ 2π)= соs (φ+ 2π*2)= соs (φ+ 2πк)
3 исследователь:
Попробую, коллега, применить Ваше теоретическое высказывание в практической работе.
Извлеку корень кбический из 8, т.е. найду корни кубического уравнения х3=8.
Итак, 8- это комплексное число, которое имеет вид 8 + о i, значит его можно записать в тригонометрической форме, т.е. в виде 8+оi = r(cosφ+isinφ).
Остается найти модуль r, аргумент φ этого комплексного числа. Комплексное число 8+ располагается на координатной плоскости следующим образом:
y
О 8 х
r
значит r = 8, φ=0о
8+оi = 8(cos0о +isin0о).
Воспользуемся формулой:
Пусть к=0
Но такой корень нам знаком!
Мы знаем, что =2!
Недоразумение, которое требует своего объяснения!
4 исследователь:
Наберемся терпения и продолжим исследования.
Если к=1, то что получим?
Итак, х2=-1+1,7
Найдем и третий корень!
Если к=2, то можем записать, что
Итак, и х3 знаем х3=-1-1,7 i
Значит, имеет три значения:
х1=2, х2=-1+1,7 i, х3 =-1-1,7 i
полученное подтверждение разрешает проблему.
5 исследователь:
Проверю формулу
, применив ее для решения уравнения
х4+1=0
х4=-1
х=
извлеку корень четвертой степени из минус и разыщу все 4 значения его.
-1 – это комплексное число виды Z=-1+oi на координатной плоскости оно расположено так:
у
Значит r=1
φ φ=1800
-1 х
Можем записать тригонометрическую формулу числа -1,
-1= 1(cos180o+I sin 180o ), тогда
Пусть к=0
Пусть к=1
Пусть к=2
6 исследователь:
Очень хочу продолжить Вашу работу
Итак, к=2, тогда получим, что
пусть к=3
подведем итог:
Уравнение х4+1=0 имеет 4 корня
Х1=0,71+0,71
Х2=-0,71+0,71
Х3=-0,71-0,71
Х4=0,71-0,71
7 исследователь: А если расположим эти 4 комплексных числа на координатной плоскости
Масштаб 1ед-4кл
у - 1
х2 х1
-1 1 х
х3 х4
- -1
Итак, расположив все значения корня 4 степень из -1, видим, что х1 х2 х3 х4- являются вершинами квадрата, а если построим окружность радиусом ОХ1, то квадрат оказывается вписанным в неё, а точки х1 х2 х3 х4 лежат еще и на окружности радиусом R, где R = ох1, ох2 ,ох3 ,ох4
Найдите все корни уравнения х4-1=0
Консультацию можете получить в нашем совете исследователей.
Преподаватель: Выполните, пожалуйста, это исследование.
Решение
х4=1; х=
Представим число Ζ =1 в тригонометрической форме Ζ=r(cos φ+i sin φ)
а=1; в=0; r==
т.к. вектор, соответствующий комплексному числу Ζ =1 лежит на положительной полуоси ох, то φ=0.
Следовательно, 1=1(cos 0+i sin 0)
Применим формулу: ик=, где к=0, 1,2…п-1
ик=; к=0,1,2,3
ик=; к=0,1,2,3
ио=
и1=
и2=
и3=
Ответ: и0=1; и1=i; и2=-1; и3=-i.
После решения уравнения х4-1=0 рассказать об ученом, решившем это уравнение с помощью комплексных чисел.
Задание на дом:
- Изучить п.15 п.4 стр.107-111 И.И.Валуцэ; Г.Д.Димчул
- Выполнить упражнения: № 3.31 (1;4) стр.111 № 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение учебного материала в форме самостоятельного решения проблемной ситуации дает возможность развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся, формировать положительные эмоции к занятиям математикой. Проведению урока предшествовали большая подготовительная работа, в результате которой учащиеся из пассивных слушателей превращаются в научных исследователей, которым в конце удается найти ответ на поставленный вопрос путем поэтапного решения проблемной ситуации.
При подготовке и проведении урока были использованы методики применения исследовательской деятельности учащихся. Важно, чтобы в активной творческой работе участвовал весь коллектив учащихся с учетом их индивидуальных способностей. Самостоятельное решение проблемы позволяет повышать интерес к изучению математики, т.к. учащиеся видят практическое применение полученной теоретической формулы в решении задач.
Формирование умений самостоятельного добывания знаний направлено на вовлечение учащихся к исследовательской деятельности.
Список используемой литературы:
1.И.И.Валуцэ; Г.Д. Димчул Математика для техникума
2. Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров; М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова; М.И. Шабулин. Алгебра и начала математического анализа. Профильный уровень. Москва 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: "Логарифм числа. Свойства логарифмов
Представлен ход урока, презентация, работа по устному счету, письменная работа....
Методическая разработка урока «Нахождение части от числа и числа по его части»
Тема урока: «Нахождение части от числа и числа по его части»Урок в 5 классе . Цели:повторение и обобщение изученного материала;контроль за усвоением знаний;развитие математического кругозора, мышления...
Разработки уроков по теме "Комплексные числа. Алгебра 10 класс"
Разработки уроков по теме "Комплексные числа. Алгебра 10 класс"1) Определение комплексных чисел.2) Сложение, вычитание, умножение и деление.3) Тригонометрическая форма записи комплексного числа.4)Комп...
Разработки уроков по теме "Комплексные числа. Алгебра 10 класс"
Разработки уроков по теме "Комплексные числа. Алгебра 10 класс"1) Определение комплексных чисел.2) Сложение, вычитание, умножение и деление.3) Тригонометрическая форма записи комплексного числа.4)Комп...
Разработка уроков по теме "Комплексные числа" 10 класс
Знакомство с комплексными числами и основными операциями над ними....
Методическая разработка урока по теме: "Комплексный анализ текста"
На данном уроке учащиеся обучаются проведению лингвистического анализа текста, подготовке к написанию сочинения-рассуждения....
Методическая разработка урока по теме "Комплексные числа"
Методическая разработка урока по теме "Комплексные числа"...