Индивидуализация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности учеников
статья по алгебре на тему
Эффективность обучения зависит от качества активности учащегося как субъекта.
В виду наличия индивидуальных различий у учащихся возникает вопрос. как организовать учебную работу так, чтобы она активизировала каждого отдельного учащегося.Решение этого вопроса и является одной из основных задач индивидуализации учебной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуализация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности учеников.
Эффективность обучения зависит от качества активности учащегося как субъекта.
В виду наличия индивидуальных различий у учащихся возникает вопрос. как организовать учебную работу так, чтобы она активизировала каждого отдельного учащегося.Решение этого вопроса и является одной из основных задач индивидуализации учебной работы.
Формы индивидуализации:
Внешняя
Группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планам и программам.
Группы созданные на базе специальных способностей , интересов, профессиональных намерений (профильные, с углубленным изучением предмета)
Группы , сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья
Внутренняя
Внутриклассная индивидуализация учебной работы
Групповые способы обучения, использование игровых методик, метод проектов
Индивидуализация может проходить во всех трех формах классной работы: фронтальной, групповой и индивидуальной.
Фронтальная
Подходят следующие приемы
Использование различных уровней рассказа, в устном изложении учителя, применение учебной беседы, в ходе которой учеников провоцируют на выдвижение проблем и демонстрацию своих дополнительных внепрограммных знаний, учет индивидуальных различий в ролевой игре, в дискуссии.
Групповая
Групповая работа представляет много возможностей для индивидуализации.
Принципы групповой работы:
- Класс разбивается на группы, лучше по 4 человека.
- Каждая группа получает свое задание, которые могут быть одинаковыми или дифференцированными
- Внутри группы распределяются роли
- Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями
- Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
- Для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения..
- Принципы группового обучения прослеживаются на различных этапах
Актуализация
Посредством совместных практических действий связать прежние знания с предстоящим новым
Этап изучение нового материала
Основная цель работы заключается в обосновании и теоретическом доказательстве тех эмпирических формул, которые группа обнаружила на предыдущем этапе.
Учитель предлагает лист эвристических заданий, которые призваны дать ориентиры и опорные точки в поиске обоснований и доказательства формул.
Этап применения изученного материала
Группа сама распределяет задания между членами группы. В процессе проверки каждый член группы должен знать решение всех заданий.
Трудности-сильные по уровню обученности доминируют в обсуждениях, игнорируя мнения слабых или же отказываются помогать им.
Отбор учебного материала
При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить , какие виды знаний будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения заданий ( понятия, факты, законы). Надо помнить что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются по крайней мере два требования: Первые- по своей структуре задание должно быть таким , что бы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты.
Быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения.
Комплектование групп
Учитывается характер межличностных отношений и уровень учебных успехов.
Функции учителя
Организатор
- Объяснить цели
- Разбить на группы
- Раздача заданий
- Контроль за ходом работы
- Делать выводы
- Оценивать
Индивидуальная самостоятельная работа
Проходит в одиночестве и индивидуальном темпе. Учащимся дают неодинаковые задания, а задания которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы "Индивидуализация обучения как средство повышения мотивации к изучению биологии"
Обобщение опыта работы по индивидуализации учебно-воспитательного процесса с детьми, мотивированными на изучение биологии....
Познавательная самостоятельность и творческая активность учащегося как средство повышения эффективности учебной деятельности
Познавательная активность в её конкретном проявлении сугубо индивидуальна и эффективное развитие творческой познавательной активности у обучаемых обеспечивается их совместной с учителем деятельностью ...
Методы, приемы , средства повышения эффективности образовательной деятельности при обучении русскому языку и литературе в современной школе
Выступление на конференции...
Проектная деятельность на уроках географии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса
Обобщая личный опыт работы учителем географии, можно отметить следующее: в своей педагогической деятельности наблюдается широкое использование технологии проектной деятельности, которое дает школьника...
Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики
Проблема организации практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но тем не менее и сегодня является актуальной, так как современное образование должно ориентировать учащегося к реш...
Презентация Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики
Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.Цель этих задач &ndash...
Выступление на тему «Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».
Выступление на тему«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения м...