Арифметические действия с обыкновенными дробями.
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Вердеш Мария Александровна

 

Методическая информация

Тип урока

Применение знаний, умений и навыков

Цели урока

 

 Обобщить, систематизировать, проверить знания по теме «Арифметические действия с обыкновенными дробями»

Задачи урока

 

  • образовательная: Контроль и самоконтроль знаний и навыков по теме «Арифметические действия с обыкновенными дробями» обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях, закрепить и усовершенствовать навыки действий над обыкновенными дробями;
  • развивающая: развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, правильной речи; внимательности; умение анализировать, наблюдать и делать выводы;
  • воспитательная: воспитание самостоятельности, ответственности, активности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon verdeshma_konspect.doc72 КБ
Office presentation icon prilozhenie_1.ppt1.01 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc510.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc1.8 МБ
Microsoft Office document icon zachyotnyy_list.doc388.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Арифметические действия с обыкновенными дробями (урок в рамках темы «Арифметические действия с обыкновенными дробями»  УМК Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон «Математика 5-6» в рамках программы «Школа 2000»)

Предмет

Математика

Класс

5

Автор урока

Вердеш Мария Александровна, учитель математики

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 101 с углубленным изучением отдельных предметов, имени Героя Советского Союза Рябова Сергея Ивановича городского округа Самара

Методическая информация

Тип урока

Применение знаний, умений и навыков

Цели урока

 Обобщить, систематизировать, проверить знания по теме «Арифметические действия с обыкновенными дробями»

Задачи урока

  1. образовательная: Контроль и самоконтроль знаний и навыков по теме «Арифметические действия с обыкновенными дробями» обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях, закрепить и усовершенствовать навыки действий над обыкновенными дробями;
  2. развивающая: развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, правильной речи; внимательности; умение анализировать, наблюдать и делать выводы;
  3. воспитательная: воспитание самостоятельности, ответственности, активности.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Актуализируют: правила выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями.

Закрепят: арифметические действия с обыкновенными дробями, решение задач на нахождение дроби от числа, числа по значению его дроби.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютеры с установленным тренажёром «Арифметические действия с обыкновенными дробями»,

презентации с заданиями, мультимедиапроектор (можно обойтись и без него), таймер

Раздаточный материал:

Зачётный лист

Карточки.

Тест.

Упражнения на расслабление глазной мышцы.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

В жизни человеку приходилось не только считать предметы, но и измерять величины. Люди встретились с измерениями длин, площадей земельных участков, объемов, массы тел. При этом случалось, что единица измерения не укладывалась целое число раз в измеряемой величине. Например, измеряя длину участка шагами, человек встречался с таким явлением в длине укладывалось десять шагов и оставался остаток меньше одного шага.
Появление дробей связано у многих народов
с делением добычи на охоте. В связи с этой необходимой работой люди стали употреблять выражения половина, треть, два с половиной шага. Откуда можно было сделать вывод, что дробные числа возникли как результат измерения величин. И сейчас необходимо уметь выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями.

Ход и содержание урока

Этапы урока:

  1. Организационный момент –  1 мин.

Ученики заранее разбиты на 3 группы по результатам анализа знаний, умений и навыков, полученных по данной теме. На уроке организована дифференцированная работа по закреплению и обобщению материала:

1-ая группа – ученики, хорошо усвоившие материал;

2-ая – среднеуспевающие обучающиеся;

3- я группа – все оставшиеся ученики

Знакомство с зачётными листами.

  1. Устная работа – 4 мин.

Приложение 1(разминка)

  1. Работа в группах – 30 мин:

Учитель. Сейчас у нас работа по таймеру.

Включается таймер на 9 минут. Каждая группа работает со своим заданием.

I группа.

Работа за компьютером по алгоритму:

  1. Выполнить задания тренажёра.

(Урок 19). Для решения можешь использовать поле «черновик»

  1. Записать результат в зачётный лист.
  2. Выполнить упражнения на расслабление глазной мышцы.(Приложение 3)
  3. Если осталось время начать выполнять задание на умножение и деление дробей. (Урок 18)
  4. Зафиксировать результат в зачётном листе в графе «Дополнительные баллы»

Тренажёр (fraction.exe) состоит из восьми примеров на действия с обыкновенными дробями. Не выполнив предыдущее задание правильно, ученик не может перейти к следующему. В итоге в зачётном листе фиксируется оценка или количество правильных ответов (если тренажёр не пройден до конца).

II группа.

Выполнение теста. (Приложение 2) по алгоритму:

  1. Выполни тестовое задание. Для решения можешь использовать поле «черновик».
  2. Проверь правильность решения.
  3. Запиши результаты в бланк ответов «зачётного листа».
  4. Если осталось время попробуй решить дополнительные задачи. Решение и ответ запиши в дополнительном поле зачётного листа.

III группа.

Опрос.

Вопросы и задания сопровождаются компьютерной презентацией. Приложение 1(опрос)

Первая часть презентации для всех групп одинакова. Она проверяет знания правил  и выполнение домашнего задания. Далее задания разбиты на уровни в соответствии с усвоением материала.

После сигнала таймера, группы выполняют итоговые задания(1 минута)

  1. работающие за компьютером выполняют  упражнения для расслабления глазной мышцы и вносят последние записи в зачётный лист.
  2. Ученики, работающие с тестом, выполняют взаимопроверку.
  3. Остальные решают итоговую задачу и фиксируют ответ в зачётных листах.

Через 10 минут группы меняются местами.

I группа.

Тест.

II группа.

Опрос.

III группа.

Работа за компьютером по алгоритму

Отличие в работе групп только лишь при выполнении заданий устного опроса. Через 10 минут опять происходит смена вида деятельности для каждой группы.

I группа.

Опрос.

II группа.

Работа за компьютером по алгоритму

III группа.

Тест.

  1. Подведение итогов – 2 мин.

Учитель. Подсчитайте количество баллов в своём зачётном листе. Выставите предварительные оценки, в зависимости от шкалы

  1. Домашнее задание – 1 мин.
  2. Рефлексия - 2 мин

Проверка и оценивание ЗУНКов

В зачётном листе фиксируются баллы на каждом этапе урока.

Устная работа: результат фиксирует учитель. Правильный ответ – 1 балл.

Тренажёр: оценка «5» - 10 баллов

«4» - 9 баллов

«3» - 8 баллов

Тест пройден не до конца – количество верных ответов.

Тест: за каждый правильный ответ один балл.

Дополнительные задачи. Указано количество баллов за каждую задачу.

Итог: Ученики подсчитывают количество баллов в своём зачётном листе и выставляют оценки, в зависимости от шкалы:

«5» - 30-35

«4» - 25-29

«3» - 20-24

«2» - менее 20.

Рефлексия деятельности на уроке

«+»

«-»



Учащиеся на листочках с клеевым краем пишут свои отзывы об уроке и перед выходом из класса наклеивают на доску в соответствующую колонку со знаком «+» или «-»

Домашнее задание

Ученики, в зависимости от набранных баллов, получают дифференцированное задание.

«5» - № 563(2),607.

«4» - № 443(в), 562(2), 565(1)

«3» - работа с программой – тренажером (если нет компьютера тренажёр выдаётся в печатном виде.)

«2» - тест. Приложение 4. (два варианта)

В помощь учителю

Использованные источники и литература

1.Математика 6, Н.Я. Виленкин, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.Н. Жохов, Мнемозина, 2005

2. Дидактические материалы по математике
А.С. Чесноков, К.И. Нешков. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2003.

3. Дорофеев Г. В. , Петерсон Л. Г. Математика: Учебник для 5 класса, Ювента, 2002

Ресурсы Интернет:

Материалы сайтов:

1. «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru

2. Официальный сайт Государственного общеобразовательного учреждения Центра образования Кировского района г. Санкт-Петербурга  http://www.emc.spb.ru

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Тема «Обыкновенные дроби» является одной из основных в 6 классе. Очень важно чтобы каждый ученик усвоил её как можно лучше. Применение тренажёра даёт возможность быстро проверить знания учеников по данной теме, а так же отработать навыки действий с обыкновенными дробями. Применение презентации для оформления опроса вызывает у детей интерес. Некоторые ученики помогали подбирать и оформлять задачи к уроку.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Данный урок может быть использован для подготовки к контрольной работе.

Другое

Тренажёр, используемый во время урока, может быть применён на любом уроке по закреплению действий с дробями, а так же для отработки навыков во время выполнения домашней работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ  1

1. Сократите дробь                   а) б) в) г) д.) е)

2. Сократите дробь                       а) б) в) г) д.) е)

3. Запишите  в  виде  правильной  обыкновенной  дроби  0,5.            а) б) в) г) д.) е)

4. Запишите  в  виде  правильной  обыкновенной  дроби  0,75.                  а) б) в) г) д.) е)

5. Вычислите               а) б) в) г)  д) е)

6.Вычислите           а) б) в) г) д.) е)

7.Вычислите                  а) б) в) г) д.) е)

8. Вычислите                  а) б) в) г) д.) е)

9.Вычислите                  а) б) в) г) д.) е)

10. Найдите  от 24.                    а)20;   б) 18;   в) 32;   г) 6;    д)12;    е) 4,8.

11. Найдите  от 20.                        а)16;    б) 10;   в) 4;    г) 8;   д)5;   е) 9,6.

12. Найдите 0,2 от 15.                        а)30;    б) 7,5;   в) 4,5;   г) 9;   д) 6;   е) 3.

13. Найдите                       а) 1;    б)   в)   г)   д)   е)

14. Решите уравнение 3х = 7          а) ; б)   в)2;  г)   д) 0,42; е) 2,3.

15. Решите уравнение 6 : х = 11.     а) 0,54;    б) 1,8;    в)   г)    д) 66;      е) нет решений.

16. Вычислите        а)    б) 1;    в) 0;  г) 4;    д) 5;    е)

17. Вычислите 4         а) 3;     б) 1;    в) 6;     г)5;   д) 7;   е) 2.

18. Вычислите          а)3;   б) 2;   в) 4;   г) 5;   д) 6;   е) 1.

19. Вычислите  а)  б)   в)   г)   д)   е)

20. Вычислите            а)    б) 2;    в) 1;  г)   д)   е) 4.

21. Вычислите      а)   б)   в) 1;     г)   д)   е)  

ВАРИАНТ  2

1. Сократите дробь                         а)  б)  в)  г)  д.)  е)

2. Сократите дробь                       а)  б)  в)  г)  д.)  е)

3. Запишите  в  виде  правильной  обыкновенной  дроби  0,2.                   а)  б)  в) г)  д.)  е)

4. Запишите  в  виде  правильной  обыкновенной  дроби  0,125.           а)  б)  в)  г)  д.)  е)

5. Вычислите                       а)  б)  в)  г)  д.)  е)

6. Вычислите                   а)  б)  в)  г)  д.) е)

7. Вычислите                           а)  б)  в)  г)  д.) е)

8. Вычислите                   а)  б) в) г) д.) е)

9. Вычислите                  а)  б)  в)  г)  д.) е)

10. Найдите  от 24.         а) 20;    б) 18;    в) 32;    г) 6;    д) 12;    е) 4,8.

11. Найдите 0,5 от 20.         а) 16;   б) 10;   в) 4;   г) 8;   д) 5;   е) 9,6.

12. Найдите 0,4 от 15.          а) 30;   б) 7,5;   в) 4,5;   г) 9;   д) 6;   е) 3.

13. Найдите                       а) 1;    б)   в)   г)   д)   е)

14. Решите уравнение 7х = 3        а) ;    б)   в)2;    г)   д) 0,42;    е) 2,3.

15. Решите уравнение 11 : х = 6.     а) 0,54;     б) 1,8;   в)   г)  д) 66;   е) нет решений.

16. Вычислите              а)   б) 1;   в) 0;   г) 4;   д) 5;  е)

17. Вычислите 4             а) 3;     б) 1;    в) 6;    г) 5;   д) 7;   е) 2.

18. Вычислите                а) 3;    б) 2;    в) 4;    г) 5;   д) 6;  е) 1.

19. Вычислите         а)   б)   в)   г)   д)  е)

20. Вычислите            а)    б) 2;  в ) 1;    г)   д)   е) 4.

21. Вычислите               а)     б)   в) 1;    г)   д)   е)          

Ответы.

Вариант

I

II

1-Б

1-А

2-Г

2-В

3-Е

3-Д

4-Д

4-Г

5-А

5-Б

6-Е

6-Д

7-Б

7-В

8-Г

8-Д

9-Б

9-А

10-Б

10-В

11-Д

11-Б

12-Е

12-Д

13-В

13-Б

14-А

14-Б

15-В

15-Г

16-Г

16-Д

17-Е

17-А

18-Б

18-Б

19-Д

19-Е

20-Е

20-Б

21-Е

21-Д


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Зачётный лист

Фамилия                                                                                 Класс

Разминка

Тест

Опрос

Тренажёр

Дополнительные баллы.

Всего

Оценка

Кол-во

заданий

Оценка

Тест

1

6

11

16

21

2

7

12

17

3

8

13

18

4

9

14

19

5

10

15

20

Решение

Черновик

Дополнительное

поле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе "Арифметические действия с обыкновенными дробями"

Урок был посвящен 65-летию Победы в Великой Отечественной войне...

Арифметические действия с обыкновенными дробями.

Целью данного урока является систематизация и обобщение изученного материала, развитие вычислительных навыков, логического мышления, познавательной активности учащихся,  а также контроль и ...

Конспект урока: Арифметические действия с обыкновенными дробями

Конспект урока: Арифметические действия с обыкновенными дробями...

Методическая разработка обобщающего урока математики в 6 классе "Арифметические действия с обыкновенными дробями"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 6-го класса в качестве обобщающего урока после прохождения тем: " Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями", " Сра...

Генератор карточек.Арифметические действия с обыкновенными дробями.

Генератор карточек..незаменимая вещь в обобщениии и подведении итогов....

Методическая разработка урока "Арифметические действия с обыкновенными дробями", 6 класс

Урок рефлексии по теме "Арифметические действия с обыкновенными дробями" в 6 классе с использованием компьютерного тренажёра...

Открытый урок по математике в 8 классе «Арифметические действия с обыкновенными дробями. Порядок действий. Повторение» от 17.01.2024

Открытый урок по математике в 8 классе «Арифметические действия с обыкновенными дробями. Порядок действий. Повторение»...