Решение уравнений. Решение задач прикладного содержания.
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

Шемарова Татьяна Анатольевна

Урок итогового повторения "Решение уравнений. Решение садач практического содержания". Данный урок может быть использован при подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx27.23 КБ
Файл ustnyy_schet.pptx153.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок итогового повторения: Решение уравнений. Решение задач прикладного содержания. 11 класс

Автор: Шемарова Татьяна Анатольевна, учитель математики МОУ «Средняя школа №16», г.Кимры, Тверской области.

Предмет: алгебра и начала анализа.

Цель урока:      1) умение анализировать условие задачи, умение логически мыслить, умение выделять основные этапы решения, умение конкретизировать и обобщать, умение анализировать полученный результат, умение делать выводы.

Задачи урока:   

Образовательные - повторить алгоритм решения логарифмических, показательных, иррациональны, дробно-иррациональных уравнений, применение уравнений при решении задач прикладного содержания, оценка знаний  полученных учащимися.

Развивающие - развитие   логического   и пространственного  мышления   учащихся;  память; анализ.  

Воспитательные - эстетическое воспитание;  воспитание ответственности за конечный результат, самостоятельности.

Ход урока:

I. Организационный момент. Постановка цели урока. Перед нами стоит задача: повторить виды, методы и особенности решения  логарифмических, показательных и иррациональных уравнений и применить их на практике. Только личный труд каждого в изучении математики может принести результаты.

        Наши знания должны работать и  дать  положительный  результат на экзамене. Сегодня Маша, Даша Зина и Наташа проверят свои знания и умения решать уравнения, Вам предлагается решить по 4 уравнения. В соответствии с этой оценкой  мы постараемся устранить имеющиеся пробелы.

Карточка 1.

Решить уравнения:

1.=

2.

3.=9

4.=0

Карточка 3.

Решить уравнения:

1.=

2.

3.=

4.=1

Карточка 2.

Решить уравнения:

1.=

2.

3.=4

4. =0

Карточка 4.

Решить уравнения:

1.=

2.

3.=7

4.= 1

А мы с вами повторим решение уравнений. Внимание на доску, решаем уравнения.

II. Устная работа:

1. Найдите корни уравнения:

=

=

=4

=4

=-х

= 5

Вопросы к учащимся при решении устных заданий:

  1. Повторить алгоритм решения логарифмических, показательных, иррациональных уравнений.
  2. Что надо учитывать при решении логарифмических уравнений и иррациональных уравнений.
  3. Решение тригонометрических уравнений.

Четверо учащихся в это время решают устно на местах индивидуальные задания.

III. Работа с текстом заданий.

В заданиях ЕГЭ встречаются задания (конкретно – задания В5, В12, В13, С1, С5), где возникает  необходимость в знании и умении решать уравнения.

Сегодня мы вместе будем выполнять задания типа В12 и С1. У Вас на партах лежат памятки по выполнению задания В12, сейчас выполняем вместе используя данную памятку будем выполнять задания на доске.

 

Задания учащимся:

 Задания (B12).

  1. В ходе распада радиоактивного изотопа его масса уменьшается по закону

m(t) = , где   (мг) — начальная масса изотопа,  t (мин.) — время, прошедшее от начального момента, T (мин.) — период полураспада. В начальный момент времени масса изотопа  =40 мг. Период его полураспада  T=10 мин. Через сколько минут масса изотопа будет равна 10 мг?

  1. Для обогрева помещения, температура в котором равна , через радиатор отопления, пропускают горячую воду температурой . Расход проходящей через трубу воды m=0,3 кг/с. Проходя по трубе расстояние x (м), вода охлаждается до температуры T(˚C), причeм  x=α(м), где c=4200 — теплоeмкость воды,γ=21  — коэффициент теплообмена, а α=0,7 — постоянная. До какой температуры (в градусах Цельсия) охладится вода, если длина трубы 84 м?
  2. В боковой стенке высокого цилиндрического бака у самого дна закреплeн кран. После его открытия вода начинает вытекать из бака, при этом высота столба воды в нeм, выраженная в метрах, меняется по закону H(t)=a, где  =6м — начальный уровень воды,  м/мин2, и  b= - м/мин — постоянные, t — время в минутах, прошедшее с момента открытия крана. В течение какого времени вода будет вытекать из бака? Ответ приведите в минутах.

Сейчас мы с частью учащихся будем решать задания С1, а на парте у учащихся лежат задания это перевернутые листочки, вы выполняете в тетрадях для подготовки к ЕГЭ.

IV. Самостоятельная работа

Далее работаем параллельно часть учеников выполняет часть 2 С1, а тем кто не решает вторую часть выполняет самостоятельную работу.

Вариант 1.

  1. После дождя уровень воды в колодце может повыситься. Мальчик измеряет время t падения небольших камешков в колодец и рассчитывает расстояние до воды по формуле h=5 , где h — расстояние в метрах, t — время падения в секундах. До дождя время падения камешков составляло 0,6 с. На сколько должен подняться уровень воды после дождя, чтобы измеряемое время изменилось на 0,2 с? Ответ выразите в метрах.
  2. Зависимость объёма спроса q (единиц в месяц) на продукцию предприятия-монополиста от цены  p (тыс. руб.) задаётся формулой q=100-10p. Выручка предприятия за месяц r (в тыс. руб.) вычисляется по формуле r(p)=q•p. Определите наибольшую цену p , при которой месячная выручка r(p) составит не менее 240 тыс. руб. Ответ приведите в тыс. руб.
  3. Коэффициент полезного действия (КПД) некоторого двигателя определяется формулой η=, где  — температура нагревателя (в градусах Кельвина),  — температура холодильника (в градусах Кельвина). При какой минимальной температуре нагревателя  КПД этого двигателя будет не меньше 25%, если температура холодильника  К? Ответ выразите в градусах Кельвина.

Вариант 2.

  1. После дождя уровень воды в колодце может повыситься. Мальчик измеряет время t падения небольших камешков в колодец и рассчитывает расстояние до воды по формуле h=5, где h — расстояние в метрах, t — время падения в секундах. До дождя время падения камешков составляло 1,4 с. На сколько должен подняться уровень воды после дождя, чтобы измеряемое время изменилось на 0,2 с? Ответ выразите в метрах.
  2. Зависимость объёма спроса q (единиц в месяц) на продукцию предприятия-монополиста от цены  p (тыс. руб.) задаётся формулой q=130-10p. Выручка предприятия за месяц r (в тыс. руб.) вычисляется по формуле r(p)=q•p. Определите наибольшую цену p , при которой месячная выручка r(p) составит не менее 360 тыс. руб. Ответ приведите в тыс. руб.
  3. Коэффициент полезного действия (КПД) некоторого двигателя определяется формулой η=, где  — температура нагревателя (в градусах Кельвина),  — температура холодильника (в градусах Кельвина). При какой минимальной температуре нагревателя  КПД этого двигателя будет не меньше 15%, если температура холодильника  К? Ответ выразите в градусах Кельвина.

Задания С1.

  1. а) Решите уравнение .

б) Найдите все корни уравнения принадлежащие, промежутку

  1. а) Решите уравнение

б) Найдите все корни уравнения принадлежащие, отрезку промежутку

Д/З: а) Решите уравнение  =4

б) Найдите все корни уравнения принадлежащие, промежутку

Домашнее задание:  Выполнить 5 заданий В12 (различные) из Открытого банка заданий ЕГЭ по математике.

Литература

1) Алгебра и начала анализа для 10 класса, авторов: Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова и М.И. Шабунин, под редакцией А.Б. Жижченко. – М. Просвещение, 2009.

2) http://mathege.ru/or/ege/Main.html?view=Pos

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Решение уравнений. Решение задач прикладного содержания.

Слайд 2

Задания для устного счета Решение уравнений

Слайд 3

Найдите корни уравнения Правильный ответ: - 60

Слайд 4

Найдите корни уравнения Правильный ответ: 76

Слайд 5

Найдите корни уравнения Правильный ответ : 1

Слайд 6

Найдите корни уравнения Правильный ответ: - 1

Слайд 7

Найдите корни уравнения Правильный ответ: -51

Слайд 8

Найдите корни уравнения Правильный ответ: -3

Слайд 9

Найдите корни уравнения Правильный ответ : 7,5

Слайд 10

Найдите корни уравнения Правильный ответ: 4

Слайд 11

Найдите корни уравнения Правильный ответ: 3

Слайд 12

Найдите корни уравнения Правильный ответ: 2

Слайд 13

Найдите корни уравнения Правильный ответ: 60

Слайд 14

Найдите корни уравнения Правильный ответ:

Слайд 15

Найдите корни уравнения Правильный ответ:

Слайд 16

Найдите корни уравнения Правильный ответ:

Слайд 17

Найдите корни уравнения Правильный ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Решение уравнений и задач с помощью уравнений", 6 класс.

  Обучение  всех  детей  по единой программе решению уравнений не позволяет каждому ребенку получить знания на уровне его интеллектуальных возможностей. Все учащиеся, без какого-то ни было исключения,...

Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.

Презентация по теме "Решение уравнений"...

"Решение задач геометрического содержания с помощью систем уравнений".

Конспект и презентация урока по алгебре в 9 классе. Это урок усвоения нового материала, на котором ребята тренируются составлять системы уравнений с двумя переменными к условию задач, и решать их....

План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение».

Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение»....

Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. 7 класс

Алгебра. Контрольная работа №2. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений....

Методическая разработка по теме: "Уравнения, свойства уравнений. Решение задач с помощью уравнений с использованием интерактивных технологий"

Методическая разработка по теме: Уравнения, свойства уравнений. Решение задач с помощью уравнений с использованием интерактивных технологий....