Сценарий урока "Простые и составные числа"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
Сценарий крока "Простые и составные числа" 6 класс, с использованием материала о знаменитом зауральском математике Иване Михеевиче Первушине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
слайд презентация к уроку "Простые и составные числа" | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Федосеева Л.Е.
Автор: Федосеева Людмила Евгеньевна, учитель математики МКОУ «Далматовская средняя общеобразовательная школа №2».
Предмет: Математика.
Класс: 6
Учебник: Математика, 6 класс. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, 2007 год.
Тема урока: Простые и составные числа.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Тема: Простые и составные числа.
Аспекты цели:
Образовательные.
• Обобщить и систематизировать знания о признаках делимости.
• Ввести понятие простых и составных чисел; ознакомить с таблицей простых чисел.
• Добиться от учащихся самостоятельного решения поставленных задач с использованием на практике полученных знаний.
Развивающие.
• Развивать навыки познавательного логического мышления с опорой на усиление мыслительной деятельности учащихся.
• Развивать умения и навыки учебного труда (умение самостоятельно работать с компьютером, текстом).
Воспитательные.
• Формировать умение работать в группе, оказывать помощь товарищам в учении.
• Формировать добросовестное отношение к выполняемому заданию.
• Воспитывать привычки своевременного выполнения определенного задания.
• Развивать культуру речи, организацию своего рабочего места.
Оборудование: мультимедийный проектор;
интерактивная доска.
План урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Использование ИКТ | Время |
1.Организационный | Сообщение темы и цели урока | Записывают тему урока в тетрадь | Слайд 1 | 2 мин |
2. Актуализация знаний, необходимых для введения нового понятия. | Организует повторение. | Отвечают на вопросы и выполняют задания. | Слайд 2 | 5-6 мин |
3. Изучение нового материала. | Ставит проблему: Какие числа называются простыми, какие составными. | Выполняя задания пытаются вывести определения. Проверяют свои предположения, решают задания, применяя определения простого и составного числа | Слайд 3-6 | 7-8 мин |
4. Первичное закрепление. | Организует работу учащихся, направляя её на создание таблицы простых чисел. | Выполняют задания, знакомятся с таблицей простых чисел. Выполняют упражнения с использованием таблицы простых чисел. | Слайд 7,8, 9,10 | 10 мин |
5 Историческая справка | Организует работу с текстом о И.М. Первушине | Читают текст выполняя пометки на полях. Обсуждают текст. | 6-7 мин | |
6. Закрепление. | Организует решение задачи и.М. Первушина | Решают задачу с использованием таблицы простых чисел | Слайд 11, 12, 13, 14, 15 | 5-6 мин |
6. Подведение итогов. | Организует подведение итогов урока | Отвечают на вопросы учителя | Слайд,16 | 3-4 мин |
7. Домашнее задание. | Даёт инструктаж к домашнему заданию, благодарит за урок. | Записывают домашнее задание | Слайд 17,18 | 2 мин |
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель: Тема урока «Простые и составные числа». Откройте тетради и запишите тему урока в тетрадь.
2. Актуализация знаний, необходимых для введения нового понятия.
Ребята! Сегодня у нас не простой урок, сегодня у нас виртуальная поездка от станции Далматово до станции Мехонское через станции Лещёво-Замараево и Шадринск.
Но сначала надо купить билеты на виртуальную электричку (слайд 2). А для этого вы должны ответить на вопросы и выполнить ряд заданий:
- Какое число называют делителем данного натурального числа?
- Какое число называют кратным числу а?
- Сформулируйте признак делимости на 2.
- Сформулируйте признак делимости на 3.
- Сформулируйте признак делимости на 9.
- Сформулируйте признак делимости на 5..
- Изучение нового материала.
Выполните задание:№1. (слайд 3)
Найдите делители чисел: 6, 8, 9, 7, 11, 23.
Числа 6,8 и 9 называются составными, а числа 7, 11, 23 называются простыми. Дайте определение простого и составного числа.
А сейчас прочитаем эти определения на доске (слайд 4).
Выполните задание №2. (Слайд 5). (Один ученик выполняет у интерактивной доски).
Найди простые числа и щёлкни по ним мышкой.
Выполните задание №3. (Слайд 6). (Один ученик выполняет у интерактивной доски).
Найди множество простых решений неравенства.
4 этап. Первичное закрепление.
Итак, ребята, вы правильно ответили на вопросы и правильно выполнили все задания. Билеты куплены, можно отправляться в путь. Слайд 7.
Задание №4. (Слайд 8)
Докажите, что число составное.
Задание №5.
В первой десятке натуральных чисел укажите простые числа.
Как найти все простые числа в первой сотне?
Слайд 9. Рассказ заранее подготовленного учащегося о решете Эратосфена. Слайд 10. Для упрощения нахождения простых чисел мы будем пользоваться таблицей простых чисел. В начале учебника на форзаце помещена таблица простых чисел.
Задание №6. С помощью таблицы простых чисел выполните следующие задания в тетрадях:
-Из следующих чисел выпишите простые числа:
225; 227; 269; 357; 367; 416; 419; 461; 477; 509; 583.
- Из следующих чисел выпишите составные числа:
431; 437; 467; 587; 667; 677; 703; 713; 739; 899; 907.
- В таблице простых чисел на форзаце учебника красным цветом выделены числа-близнецы - простые числа, между которыми в натуральном ряду находится только одно число.
а) выпишите три любые пары чисел – близнецов;
б) укажите последнюю пару чисел-близнецов первой тысячи натуральных чисел.
5 этап. Историческая справка.
Ребята у каждого из вас на столе лежит лист с текстом (Приложение). Прочитайте его. Читая, делайте пометки на полях. V – знал, + - узнал новое, ! – хотелось бы узнать больше.
Текст: 9 января 1827 года в посёлке Лысьвенского завода Пермской губернии родился Иван Михеевич Первушин. Талантливый математик, патриот Зауралья. С детства его занимал вопрос: «Скоро ль прекратятся производные числа, а затем последуют производные только?». Много лет спустя Иван Михеевич вспоминал о своих первых математических поисках: «…Познакомился я числами и арифметикой в 1838-1840 годах, заняла мысль о «простых числах», не давала мне покою и периодически отнимала у меня много времени и труда письменного. Между числами 1,2,3,4,5,6,7,8…и т.д. за квадралионы (квинталионов, дециллионов я ещё не знал тогда) одни мне представлялись по справедливости произведениями других, как например 4=2*2, 6=2*3, 15=3*5, 16=2*2*2*2. Непроизводные постепенно уменьшались, сравнительно с производными; в первом десятке они равнялись друг другу, обоих по пяти; в первой сотне непроизводных было только 26, а производных почти в трое больше – 74, тяжкими трудами я добился и первой тысячи: в ней оказалось непроизводных 169,а производных 831, почти в пять раз более».
После успешного окончания Пермской духовной семинарии Иван Первушин был рекомендован в Казанскую духовную академию. В 1856 году Иван Михеевич приехал в село Замараево Шадринского уезда Пермской губернии и стал священником местной Знаменской церкви. Как известно из истории математической науки, во время работы Первушина над теорией простых чисел в науке было известно самое большое простое число 2³¹-1 = 2147483647, открытое математиком Эйлером. И это число как высокий предел открытий в этом направлении держалось канонически уже около века. Но вот зауральский священник Иван Михеевич Первушин доказал, что число, большее открытого Эйлером, а именно 2305843009213693851 – тоже простое. В 1883 году Иван Михеевич с семьёй переехал из села Замараево в Шадринск.
6 этап. Закрепление.
Ребята! Чтобы нам отправиться дальше в путь надо решить задачу. Такие задачи И.М. Первушин брал из жизни крестьян (Слайд 11):
«Собрался мужик на базар продавать огурцы. Решил продавать их по десятку. Сосчитал дома и повез точное число десятков. Дорогой съел один огурец, а когда приехал на базар забыл об этом. Начал раскладывать огурцы по десятку, а одного не хватает. Тогда мужик стал раскладывать по девяти. Разложил, а опять не приходится поровну, в остатке восемь огурцов. Тогда он начал раскладывать по восьми, по семи, и, наконец, по два, а в последней куче все не хватает одного огурца.
Спрашивается, сколько же мужик повез на базар огурцов?».
Учитель: Молодцы! Вот и мы с вами приехали в город Шадринск. (Слайд 12) В Шадринске Ивана Михеевича назначили вторым священником Шадринской Николаевской церкви (Слайд 13), здание которой находилось на берегу Исети, на тихой, покрытой травяным ковром улице Преображенской. В нескольких десятках шагов от церкви стоял большой дом под железной крышей, в котором поселился Иван Михеевич (Слайд 14).
В конце 1887 года его перевели в село Мехонское Шадринского уезда, и там он прожил до самой смерти (Слайд 15).
7. Подведение итогов. Вот и мы с вами прибыли в село Мехонское (слайд 16). Для того, чтобы нам вернуться домой, надо ответить на следующие вопросы (слайд 17):
1.Какое число называется простым?
- Какое число называется составным?
- Назовите полное имя зауральского священника – математика?
- Какое число назвали числом первушинским?
- По каким станциям мы сегодня совершили наше путешествие?
8 этап. (Слайд 18).Домашнее задание: п. 4, № 115,116,117,118.
Для тех кто хочет узнать больше о И.М. Первушине предлагаю адрес своего сайта: http://fedosly.3dn.ru/ . В статье «Зауральский математик» вы найдёте не только интересные факты из жизни И.М. Первушина, но и список дополнительной литературы.
Учитель: (Слайд 19). Итак, ребята наше виртуальное путешествие во времени и пространстве подошло к концу. Урок окончен. Спасибо, ребята, за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Простые и составные числа
Урок изучения нового материала и первичное закрепление....
Разработка обобщающего урока по математике для 5-го класса по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа. Признаки делимости", с применением ИКТ
Обобщающий урок по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа.Признаки делимости", 5 класс по учебнику Л.Г. Петерсон . Конспект + презентация + игра "Абака"....
Простые и составные числа
В данной презентации вводятся понятия простого и сотавного числа. 5 класс, Петерсон Л....
урок по теме "Простые и составные числа"
Урок изучения нового материала. Объяснение материала происходит в игровой форме, что значительно облегчает восприятие материала....
Урок математики в 5 классе по теме "Простые и составные числа"
Организационная информацияТема урока Простые и составные числа(Метатема урока «Нам не дано предугадать…»)ПредметматематикаКласс5Автор/ы урока (ФИО, должность)Пылова Лариса Юрьевна, учитель ...
Урок по теме "Простые и составные числа" с использованием ЭОР
Конспект урока математики с использованием электронных ресурсов( даны все ссылки)...
Сценарий занятия по математике в 6 классе по теме "Простые и составные числа"
Сценарий занятия по математике в 6 классе по теме "Простые и составные числа"...