Сценарий занятия по математике в 6 классе по теме "Простые и составные числа"
план-конспект занятия по математике (6 класс) по теме
Сценарий занятия по математике в 6 классе по теме "Простые и составные числа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий занятия по математике в 6 классе по теме "Простые и составные числа" | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Больше – Подовеченская школа»
Учитель математики Власкина Н.В.
Сценарий занятия по математике в 6 классе.
Тема: «Простые и составные числа».
Цели учебной деятельности учащихся:
- Освоить знания об определении и значении понятия «простое» и «составное»число; в чем состоит их отличие друг от друга, от других чисел ; освоить знания об алгоритме определения принадлежности числа к «простым» или «составным» числам.
- Выработать умение определять, является ли конкретное число «простым» или «составным»; умение находить «простые» и «составные» числа, используя алгоритм.
Учитель: Итак, дети, вы научились анализировать тексты определения понятий и выполнять процедуру подведения под понятие. Вы работали с готовыми определениями, но бывают ситуации, такие задания, которые требуют применение понятий, а самих понятий нет. При этом задание надо выполнять. Например, у нас имеется ряд чисел:
- 3
- 10
- 7
- 16
- 1 Необходимо определить по числу делителей, к каким числам «простым» или «составным» относится каждое из этих чисел.
Сможете ли вы выполнить такое задание, если определения «простых» и «составных» чисел у вас нет, но есть сами числа?
Ученики: Нет, не сможем.
Учитель: Почему не сможете?
Ученики: Мы не знаем, какие числа «простые», какие «составные». Не знаем, как выполнить задание.
Учитель: Что нужно делать, если задание надо выполнять, а определение понятия нет?
Ученик: Надо самим строить понятие.
Учитель: А знаете ли вы как это надо сделать?
Ученик : Нет, не знаем.
Учитель: Нужно ли вам это узнать?
Ученик: Да, нужно.
Учитель : Согласны ли вы этим заняться?
Ученик: Да, согласны.
Учитель : Итак, сегодня мы с вами построим понятие «простого» и «составного» числа с помощью эмпирического обобщения. Сформулируйте цели вашей учебной деятельности.
Ученик: Освоить знания об определении и значении понятия «простое» и «составное» число; в чем состоит их отличие друг от друга; освоить знания об алгоритме определения принадлежности числа к «простым» или «составным» числам.
Выработать умение определять, является ли конкретное число «простым» или «составным»; умение находить «простые» и «составные» числа, используя алгоритм.
Учитель: Когда цель будет считаться достигнутой?
Ученик: Цель будет считаться достигнутой, если ученик правильно воспроизведет определение «простого» и «составного» чисел ; сможет ответить на вопрос, чем отличается «простое» число от «составного»; правильно и последовательно воспроизведет шаги алгоритма. Если сможет объяснить, почему нельзя менять местами шаги алгоритма, почему шаги алгоритма надо производить именно в такой последовательности, почему из алгоритма нельзя исключать шаги.
Учитель: Что вам для этого надо сделать? Чтобы достичь этих целей?
Ученики формулируют задачи:
1. Выяснить, что такое «простое» число, что такое «составное» число.
2. Понять, чем отличаются простые и составные числа друг от друга и от других натуральных чисел.
3. Познакомиться с понятием алгоритма построения новых понятий путем эмпирического обобщения.
4. Рассмотреть образец действия по алгоритму.
5. Потренироваться самостоятельно по алгоритму.
6. Проконтролировать.
7.Если были ошибки, то проделать рефлексивную оценку.
Учитель : При каких условиях возможно эмпирическое обобщение? Что необходимо?
Ученик: не менее двух объектов каждого вида; основание, по которому их надо сравнивать; чтобы были объекты другого вида.
Учитель: Что в нашем задании является основанием?
Ученик: делители.
Учитель предлагает учащимся алгоритм эмпирического обобщения.
Дальше работаем по алгоритму с числами.
1 шаг. Число 3 делится только на 1 и само на себя, то есть число 3 имеет два делителя 1 и 3.
Число 10 делится на 1, на 2, на 5, на 10; то есть имеет 4 делителя.
Число 7 имеет два делителя 1 и 7.
Число 16 делится на 1, на 2, на 4, на 8, на16; то есть число 16 имеет 5 делителей.
Число 1 делится само на себя, то есть имеет 1 делитель.
2 шаг. Затем сравниваем, выделяем группы:
1 группа – числа 3 и 7 ( имеют два делителя 1 и само число)
2 группа – числа 10 и 16 ( имеют более двух делителей).
3 шаг. Подбираем названия выделенным группам
1 группа – простые числа.
2 группа – составные числа.
Учитель: Ребята, а вы заметили то число, которое не вошло у нас ни в одну группу?
Ученик: Да. Это число 1. Оно имеет один делитель.
Учитель: Ребята, число 1 ,имеющее один делитель не относится ни к простым, ни к составным числам.
4 шаг. Простые числа – это натуральные числа, которые имеют только два делителя: единицу и само это число.
Составные числа – это натуральные числа, имеющие больше двух делителей.
Число 1 не относится ни к простым, ни к составным числам.
5 шаг. Формулируем правило. Для того, чтобы определить, является ли конкретное натуральное число простым, необходимо найти все его делители. Если у числа только два делителя 1 и само это число, то число является простым. Для того, чтобы определить, является ли конкретное натуральное число составным, необходимо найти все его делители. Если у числа больше двух делителей, то это число является составным. Число 1 ,имеющее один делитель не относится ни к простым, ни к составным числам.
6 шаг. Формулируем общее правило. Чтобы определить по количеству делителей к каким числам, простым или составным относится конкретное число, нужно найти все делители этого числа. Если число имеет всего два делителя 1 и само это число, то оно относится к простым числам. Если число имеет больше двух делителей, то оно относится к составным числам. Если число имеет только один делитель, то оно не относится ни к простым ни к составным числам.
Учитель: Теперь вы можете определить по количеству делителей к какому числу относится конкретное число?
Ученик: Да.
Учитель: Что еще нам надо с вами сделать?
Ученик: отработать умение, потренироваться.
Дальше ученики тренируются.
Контроль.
Если были допущены ошибки, то проводится рефлексивная оценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический тренажер для подготовки к ГИА по математике 9 класс, модуль "Алгебра", тема№1 "Числа и выражения. Преобразование выражений".
Для того, чтобы преодолеть нижний порог аттестации, необходима тематическая отработка знаний, умений и навыков ключевых тем алгебры. Данный материал подготовлен для отработки вычислительных навыков, н...
Сценарий занятия по математике 8 класс по теме Трапеция
Сценарий занятия по геометрии 8 класс по теме Трапеция...
Конспект урока по математике 5 класса. Тема" Простые и составные числа"
Цель урока:сформировать понятие о простых и составных числах...
Самостоятельная работа математика 6 класс НОД простые и составные числа
Самостоятельная работа 6 класс НОД простые и составные числа...
Конспект урока по математике 6 класс Мерзляк Простые и составные числа
Цели урокаРазвивающие: развитие познавательной активности; формирование логического мышления, внимания, и памяти.Образовательные: формирование понятия простого и составного числа, ни простого и ...
Сценарий внеурочного занятия по математике 5 класс
Сценарий внеурочного занятия по математике 5 класс «Старинные русские меры веса и денежные единицы» ...
Конспект занятия по математике в группе предшкольной подготовки на тему: «Число 2 и цифра 2. Состав числа»
Цель: Сформировать представление о числе 2;способность к записи числа 2;сложению и вычитанию в пределах 2.Задачи:Образовательная: познакомить с числом 2 и цифрой 2; состав числа 2; закрепить количеств...