рабочая программа по математике, 7 класс
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
Рабочая программа по математике для 7 класса составлена на основе следующих документов:
1. Программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009.)
2. Программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009г).
3.Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта . М.. Дрофа. 2007 г.
4. Кодификатор ЕГЭ по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_7kl._matem.doc | 397 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель директора поУР Директор
МБОУ «Верхнесуньская СОШ» МБОУ «Верхнесуньская СОШ»
_______/Назипова М.Х./ ________/Габидуллина М.Х./ ___________ /Ярмиев Н.Г./
Протокол № 1 от«27» августа2011г. «31» августа2011г Приказ № 21/11 от «1»сентября 2011г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
МБОУ «Верхнесуньская» СОШ
наименование ОУ
Хуснуллина Расима Габдулхаевна, первая квалификационная категория
Ф.И.О , категория
по _математике, 7 класс
предмет , класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1 от
«29»августа2011г.
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 7 класса составлена на основе следующих документов:
1. Программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009.)
2. Программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009г).
3.Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта . М.. Дрофа. 2007 г.
4. Кодификатор ЕГЭ по математике
Изучение математики в 7 классе направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в государственном стандарте основного общего образования по математике:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Требования к уровню подготовки установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.
В 7 классе курс математики делится на три раздела: алгебра – 106 часов, геометрия – 43часа, элементы логики , комбинаторики, статистики и теории вероятности – 7часов . На итоговое повторение учебного материала отводится 16 часов.
Резервное время- 3 часа.
Количество часов: в неделю – 5. Общее количество часов, отводимое на изучение математики – 175.
Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, математических диктантов, тестов, взаимоконтроля.
По программе на повторение отведено 19 часов, из них 3 часа оставлен на резерв .
Используемые учебники и другие пособия:
- Алгебра 7. Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. Издательство «Просвещение», Москва, 2009 год.
- Геометрия 7 - 9. Авторы: Л.С. Атанасян, Л.В.Бутузов и др.
Издательство «Просвещение», Москва, 2009 год.
- Дидактические материалы по алгебре для 7 класса Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова,С.Б.Суворова.-6 изд.-М.:Просвещение,2010г
- Математика 7 – 8 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Учебно – методическое пособие. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, Л.С. Ольховой, И.М. Агафоновой и других. Изд. «Легион – М». Ростов-на-Дону, 2009г.
- Алгебра: Элементы статистики и теории вероятностей. Учебное пособие для учащихся 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Ю.Н. Макарычев М.:«Просвещение», 2008.
- Дидактические материалы по алгебре для 7 класса.-6 изд.-М.:Просвещение,2010г
- Архив журнала «Математика в школе» .2005 – 2010г.
- Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / авт.-сост. Л.А Топилина, Т.Л. Афанасьева. – Волгоград: Учитель, 2007
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 7 класс. – М.: ВАКО, 2009г
- ЦОР http://school-collection.edu.ru/
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Выражения, тождества, уравнения (24 часов)
Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Простейшие преобразования выражений. Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений.. Преобразования выражений. Линейное уравнение с одной переменной. корень уравнения Тождество, доказательство тождеств.
Решение текстовых задач методом составления уравнений.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.
Нахождение значений числовых и буквенных выражений даёт возможность повторить с обучающимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки ≥ и ≤, дается понятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.
Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия обучающимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах=b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у обучающихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.
Статистические характеристики. 4ч.
Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Ознакомление обучающихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Средние результатов измерений. Учащиеся должны уметь пользовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
Функции (14 часов)
Понятие функции Функция, область определения функции. Способы задания функции Вычисление значений функции по формуле. Координаты. Изображение чисел точками координатной прямой График функции. Чтение графиков функций. Функции, описывающие прямую пропорциональную зависимость, их графики.. Линейная функция и её график. геометрический смысл коэффициентов
Цель: ознакомить обучающихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке обучающихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у обучающихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу. Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у=кх, где к0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=кх+b.
Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.
Степень с натуральным показателем (15часов)
Степень с натуральным показателем и ее свойства.. Одночлен. Функции у=х2, у=х3 и их графики.
Цель: выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора; Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем: На примере доказательства свойств аm · аn = аm+n; аm : аn = аm-n, где m > n; (аm)n = аm·n; (ab)m = ambm учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций у=х2, у=х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание обучающихся на особенности графика функции у=х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций у=х2 и у=х3 используется для ознакомления обучающихся с графическим способом решения уравнений.
Начальные геометрические сведения (7 часов)
Возникновение геометрии из практики Геометрические фигуры и тела. Простейшие геометрические фигуры: Точка, прямая и плоскость . отрезок, луч, угол. Равенство в геометрии Понятие равенства геометрических фигур. Понятие о геометрическом месте точек.
Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы., их свойства. Биссектриса угла и ее свойства. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Перпендикулярные прямые. Параллельные и пересекающиеся прямые.
Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики I— 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
Многочлены (20 час)
Многочлены. . Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители. Многочлены с одной переменной. Степень многочлена. Корень многочлена.
Цель: выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.
Треугольники (13 +1 часов)
Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники Доказательство. Определения, доказательства, аксиомы и теоремы; следствия . Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. . Равнобедренные и равносторонние треугольники , свойства и признаки равнобедренного треугольника.. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимое между величинами сторон и углов треугольника. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан.
Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.;
Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников.
Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
.
Формулы сокращенного умножения (20 часа)
Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов
Формулы (а - b )(а + b ) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2 а b + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
Цель: выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у обучающихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b)(а + b) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево». Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2 а b + b2) = а3 ± b3. Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.
В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.
Параллельные прямые ( 7+ 2 часов)
Параллельные и пересекающиеся прямые. Признаки параллельности прямых. Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.. Перпендикулярность Прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр наклонная к прямой.
Необходимые и достаточные условия. Контрпример.. Доказательство от противного. Прямая и обратная теоремы.
Цель: ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Системы линейных уравнений (17часов);
Система уравнений; решение системы.. Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения нелинейных систем.
Уравнение с двумя переменными, решение уравнения с двумя пе ременными Линейное уравнение. . Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Цель: ознакомить обучающихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Формируется умение строить график уравнения ах + bу=с, где а≠0 или b≠0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов даёт возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
Соотношения между сторонами и углами треугольника (16 часов)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треуголыника Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства.. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на п равных частей
Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, и частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Повторение (16 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 7 класса.
Резервное время- (3часа).
.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 7 классе
В ходе преподавания алгебры в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса алгебры 7 класса обучающиеся должны:
знать/понимать[1]
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Алгебра
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- решать линейные уравнения решать линейные решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3), строить их графики.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей
уметь
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- понимания статистических утверждений.
В результате изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны:
знать/понимать[2]
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие формулы;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-тематическое планирование
по математике
Класс - 7
Учитель – Хуснуллина Расима Габдулхаевна
Количество часов:
Всего 175 час; в неделю 5 час.
Плановых контрольных уроков 14, , тестов 7.
Административных контрольных уроков 2 ч.
Планирование составлено на основе:
- Программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009.)
- Программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009).
3. Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного
стандарта . М.. Дрофа. 2007 г
- Учебники:
1. Алгебра-7:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2009год
2. Геометрия 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2009год.
Дополнительная литература
- Ю.Н. Макарычев. Алгебра: Элементы статистики и теории вероятностей. Учебное пособие для учащихся 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. М.:«Просвещение», 2008.
- Ф.Ф. Лысенко, Л.С. Ольхова, И.М. Агафонова и другие. Математика 7 – 8 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Учебно – методическое пособие. Ростов-на-Дону. « Легион – М», 2009г.
- Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова,С.Б.Суворова. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса.-6 изд.-М.:Просвещение,2010г
- Архив журнала «Математика в школе» .2005 – 2010г.
- Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / авт.-сост. Л.А Топилина, Т.Л. Афанасьева. – Волгоград: Учитель, 2007
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 7 класс. – М.: ВАКО, 2009г
- ЦОР http://school-collection.edu.ru/
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примеча ние | |
По плану | Фактически | ||||
А | Глава I. Выражения, тождества, уравнения. 24ч Выражения 6ч | ||||
1. | Числовые выражения. | 1 | 1.09 | ||
2. | Вычисление значений числовых выражений. | 1 | 2.09 | ||
3. | Выражения с переменными. | 1 | 3.09 | ||
4. | Решение задач на вычисление значений выражений с переменными. | 1 | 5.09 | ||
5. | Сравнение значений выражений. | 1 | 6.09 | ||
6. | Решение задач на сравнение значений выражений. Двойное неравенство. | 1 | 8.09 | ||
Преобразование выражений6ч | |||||
7. | Свойства действий над числами. | 1 | 9.09 | ||
8. | Тождества. | 1 | 10.09 | ||
9. | Тождественные преобразования выражений. | 1 | 12.09 | ||
10. | Решение примеров и задач на тождественное преобразование выражений и доказательство тождеств. | 1 | 13.09 | ||
11. | Итоговый урок решения задач на тему «Выражения и их преобразование». | 1 | 15.09 | ||
12. | Контрольная работа №1 на тему «Выражения и их преобразование». | 1 | 16.09 | ||
Уравнение с одной переменной 7ч | |||||
13. | Анализ контрольной работы №1.. работа над ошибками. Уравнение и его корни. | 1 | 17.09 | ||
14. | Линейное уравнение и его корни | 1 | 19.09 | ||
15. | Решение уравнений. Самостоятельная работа №1 на тему «Решение уравнений». | 1 | 20.09 | ||
16. | Решение линейных уравнений с одной переменной | 1 | 22.09 | ||
17. | Решение текстовых задач с помощью уравнений. | 1 | 23.09 | ||
18. | Практикум по решению задач с помощью уравнений. | 1 | 24.09 | ||
19 | Итоговый урок на тему «Решение уравнений и задач с помощью уравнений». | 1 | 26.09 | ||
ЭЛ, К, С и ТВ | Статистические характеристики 4 ч +1ч | ||||
20 | Среднее арифметическое, размах и мода. | 1 | 27.09 | ||
21 | Решение примеров на нахождение среднего арифметического, размаха и моды. | 1 | 29.09 | ||
22 | Контрольная работа №2 на тему «Решение уравнений и текстовых задач с помощью уравнений. Статистические характеристики.». | 1 | 30.09 | ||
23 | Анализ контрольной работы №2., работа над ошибками. . Медиана как статистическая характеристика | 1 | 1.10 | ||
24 | Решение примеров на нахождение медианы как статистическую характеристику | 1 | 3.10 | ||
Глава II. Функции. 14ч Функции и их графики 5ч | |||||
25. | Что такое функция? | 1 | 4.10 | ||
26 | Решение примеров на нахождение ОДЗ и ОЗ функции. | 1 | 6.10 | ||
27. | Вычисление значения функции по формуле и значений аргумента по известному значению функции. | 1 | 7.10 | ||
28. | График функции. | 1 | 8.10 | ||
29. | Чтение и построение графиков функций. | 1 | 10.10 | ||
Линейная функция 9ч | |||||
30. | Линейная функция и её график. | 1 | 11.10 | ||
31. | Решение задач на построение и чтение графиков линейных функций. | 1 | 13.10 | ||
32. | Задачи на построение и чтение графиков линейных функций. | 1 | 14.10 | ||
33. | Прямая пропорциональность. | 1 | 15.10 | ||
34. | Решение типовых задач на тему «Прямая пропорциональность». Самостоятельная работа №2 на тему «Построение графиков функций». | 1 | 17.10 | ||
35. | Зависимость расположения прямой на координатной плоскости от чисел k и b. Угловой коэффициент прямой. | 1 | 18.10 | ||
36. | Взаимное расположение графиков линейных функций . | 1 | 20.10 | ||
37. | Решение типовых задач на тему «Взаимное расположение графиков линейных функций». | 1 | 21.10 | ||
38. | Контрольная работа №3 на тему «Линейная функция и её график». | 1 | 22.10 | ||
Глава III. Степень с натуральным показателем. 15ч. Степень и её свойства 8ч | |||||
39 | Анализ контрольной работы №3. работа над ошибками . Определение степени с натуральным показателем. | 1 | 24.10 | ||
40. | Нахождение значений выражений, содержащих степень с натуральным показателем | 25.10 | |||
41. | Решение примеров на нахождение значений выражений, содержащих степень с натуральным показателем. | 1 | 27.10 | ||
42. | Умножение и деление степеней. | 1 | 28.10 | ||
43. | Решение примеров на умножение и деление степеней. | 1 | 29.10 | ||
44. | Возведение в степень произведения и степени. | 1 | 31.10 | ||
45 | Решение примеров на возведение в степень произведения и степени | 1.11 | |||
46. | Обобщающий урок по теме «Степень и ее свойства» | 11.11 | |||
Одночлены 7ч | |||||
47. | Одночлен и его стандартный вид. | 1 | 12.11 | ||
48. | Умножение одночленов. | 1 | 14.11 | ||
49 | Возведение одночлена в степень. | 1 | 15.11 | ||
50. | Решение примеров на умножение одночленов и возведение одночлена в степень. | 1 | 17.11 | ||
51. | Функции у = х2, у = х3 , их свойства и график. | 1 | 18.11 | ||
52. | Решение задач на тему «Функции у = х2 , у = х 3 свойства и график». | 1 | 19.11 | ||
53. | Контрольная работа №4 на тему «Степень с натуральным показателем». | 21.11 | |||
Г. | Глава I. Начальные геометрические сведения 7ч. | ||||
54. | Анализ контрольной работы №4. Введение в геометрию. Прямая и отрезок. | 1 | 22.11 | ||
55. | Луч и угол. | 1 | 24.11 | ||
56 | Сравнение отрезков и углов. Равенство геометрических фигур. | 1 | 25.11 | ||
57. | Измерение отрезков и углов. | 1 | 26.11 | ||
58. | Перпендикулярные прямые. Смежные и вертикальные углы. | 1 | 28.11 | ||
59. | Итоговый урок решения задач на тему «Начальные геометрические сведения». | 1 | 29.11 | ||
60. | Контрольная работа №5 на тему «Начальные геометрические сведения». | 1 | 1.12 | . | |
.А. | Глава IV. Многочлены. 20ч. Сумма и разность многочленов 4ч | ||||
61 | Анализ контрольной работы №5. Многочлен и его стандартный вид. | 1 | 2.12 | ||
62. | Сложение и вычитание многочленов. | 1 | 3.12 | ||
63. | Решение примеров на сложение и вычитание многочленов. | 1 | 5.12 | ||
64. | Решение уравнений и задач алгебраического содержания на сложение и вычитание многочленов. | 1 | 6.12 | ||
Произведение одночлена и многочлена 7ч | |||||
65. | Умножение одночлена на многочлен. | 1 | 8.12 | ||
66. | Решение примеров на упрощение выражений, содержащих умножение одночлена на многочлен. | 1 | 9.12 | ||
67. | Решение уравнений, текстовых задач и задач алгебраического содержания на умножение одночлена на многочлен. | 1 | 10.12 | ||
68. | Вынесение общего множителя за скобки. | 1 | 12.12 | ||
69. | Решение заданий на разложение многочлена на множители. | 1 | 13.12 | ||
70. | Итоговый урок на тему «Сложение и вычитание многочленов. Вынесение общего множителя за скобки». | 1 | 15.12 | ||
71. | Контрольная работа №6 на тему «Сложение и вычитание многочленов. Вынесение общего множителя за скобки». | 1 | 16.12 | ||
Произведение многочленов 9ч | |||||
72 | Анализ контрольной работы №6. Умножение многочлена на многочлен. | 1 | 17.12 | ||
73. | Решение примеров на упрощение выражений, содержащих умножение многочлена на многочлен. | 1 | 19.12 | ||
74. | Решение текстовых задач и задач алгебраического содержания, содержащих умножение многочлена на многочлен. | 1 | 20.12 | ||
75. | Разложение многочлена на множители способом группировки. | 1 | 22.12 | ||
76. | Решение заданий на разложение многочлена на множители способом группировки. | 1 | 23.12 | . | |
77. | Доказательство тождеств. | 1 | 24.12 | ||
78. | Решение заданий на доказательство тождеств. | 1 | 26.12 | ||
79. | Контрольная работа №7 на тему «Умножение многочлена на многочлен». | 1 | 27.12 | ||
80. | Анализ контрольной работы №7. Итоговый урок решения задач на тему «Умножение многочлена на многочлен». | 1 | 12.01 | ||
Г | Глава II. Треугольники 13+ 1ч. | ||||
81 ЭЛ, К, С и ТВ | Треугольник. Теорема. Первый признак равенства треугольников. | 1 | 13.01 | ||
82. | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников. | 1 | 14.01 | ||
83. | Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы, высоты треугольника. | 1 | 16.01 | ||
84. | Решение задач на применение свойств медиан, биссектрис и высот треугольника. | 1 | 17.01 | ||
85. | Свойства равнобедренного треугольника. | 1 | 19.01 | ||
86. | Решение задач на применение свойств равнобедренного треугольника. | 1 | 20.01 | ||
87. | Второй и третий признаки равенства треугольников. | 1 | 21.01 | ||
88. | Решение задач на применение второго и третьего признака равенства треугольников. | 1 | 23.01 | ||
89. | Практикум по решению задач. Самостоятельная работа №3 на тему «Признаки равенства треугольников». | 1 | 24.01 | ||
90 | Окружность. | 1 | 26.01 | ||
91. | Задачи на построение. | 1 | 27.01 | ||
92. | Решение задач на построение циркулем и линейкой. | 1 | 28.01 | ||
93. | Итоговый урок решения задач на тему «Треугольники. Признаки равенства треугольников». | 1 | 30.01 | ||
94 | Контрольная работа №8 на тему «Треугольники. Признаки равенства треугольников». | 1 | 31.01 | ||
.А | Глава V. Формулы сокращённого умножения. 20ч.. Квадрат суммы и квадрат разности 4ч | ||||
95. | Анализ контрольной работы №8. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. | 1 | 2.02 | ||
96. | Решение примеров на возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. | 1 | 3.02 | ||
97. | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. | 1 | 4.02 | ||
98. | Решение примеров на разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. | 1 | 6.02 | ||
Разность квадратов. Сумма и разность кубов 8ч. | |||||
99. | Умножение разности двух выражений на их сумму. | 1 | 7.02 | ||
100. | Решение примеров на умножение разности двух выражений на их сумму. | 1 | 9.02 | ||
101. | Разложение разности квадратов на множители. | 1 | 10.02 | ||
102. | Решение примеров на разложение разности квадратов на множители. | 1 | 11.02 | ||
103. | Итоговый урок на тему «Формулы сокращенного умножения» | 1 | 13.02 | ||
104. | Контрольная работа №9 на тему «Формулы сокращенного умножения». | 1 | 14.02 | ||
105. | Анализ контрольной работы №9. Разложение на множители суммы и разности кубов. | 1 | 16.02 | ||
106. | Решение задач на применение формул суммы и разности кубов при преобразовании выражений. | 1 | 17.02 | ||
Г | Глава III. Параллельные прямые 7+2ч. | ||||
107. | Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямых. | 1 | 18.02 | ||
108. | Решение задач на применение признаков параллельности двух прямых. | 1 | 20.02 | ||
109. | Практические способы построения параллельных прямых. | 1 | 21.02 | ||
110 ЭЛ, К, С и ТВ | Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых. | 1 | 23.02 | ||
111. | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. | 1 | 24.02 | ||
112. ЭЛ, К, С и ТВ | Решение задач на применение прямых и обратных теорем на параллельность прямых. | 1 | 25.02 | ||
113. | Задачи на применение прямых и обратных теорем на параллельность прямых. | 1 | 27.02 | ||
114. | Итоговый урок решения задач на тему «Параллельные прямые». | 1 | 28.02 | ||
115. | Контрольная работа №10 на тему «Параллельные прямые». | 1 | 1.03 | ||
А | Преобразование целых выражений 8ч. | ||||
116. | Анализ контрольной работы №10. Преобразование целого выражения в многочлен. | 1 | 2.03 | ||
117. | Решение задач на преобразование целого выражения в многочлен. | 1 | 3.03 | ||
118. | Применение различных способов для разложения на множители. | 1 | 5.03 | ||
119. | Решение задач на применение различных способов для разложения на множители. Самостоятельная работа №4 на тему «Разложение на множит.». | 1 | 6.03 | ||
120. | Применение преобразований целых выражений. | 1 | 8.03 | ||
121. | Решение задач на применение преобразований целых выражений. | 1 | 9.03 | ||
122. | Итоговый урок на тему «Преобразование целых выражений». | 1 | 10.03 | ||
123. | Контрольная работа №11 на тему «Преобразование целых выражений». | 12.03 | |||
Г | Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника 16ч.. | ||||
124. | Анализ контрольной работы №11. Теорема о сумме углов треугольника. | 1 | 13.03 | ||
125. | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. | 1 | 15.03 | ||
126. | Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника. | 1 | 16.03 | ||
127. | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. | 1 | 17.03 | ||
128. | Неравенство треугольника. | 1 | 19.03 | ||
129. | Некоторые свойства прямоугольных треугольников. | 1 | 20.03 | ||
130. | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | 1 | 22.03 | ||
131. | Решение задач на тему «Прямоугольные треугольники». | 1 | 23.03 | ||
132. | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | 1 | 2.04 | ||
133. | Решение задач на нахождение расстояния от точки до прямой и между параллельными прямыми. | 1 | 3.04 | ||
134. | Построение треугольника по трём элементам. | 1 | 5.04 | ||
135. | Практикум по решению задач на построение треугольников и нахождение геометрического места точек. | 1 | 6.04 | ||
136. | Практикум по решению задач на построение треугольников и нахождение геометрического места точек. | 1 | 7.04 | ||
137. | Построение прямоугольных треугольников. | 1 | 9.04 | ||
138. | Итоговый урок решения задач на тему «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | 1 | 10.04 | ||
139. | Контрольная работа №12 на тему «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | 1 | 12.04 | ||
А | Глава VI. Системы линейных уравнений. 17ч Линейные уравнения с двумя переменными и их системы (7ч) | ||||
140. | Анализ контрольной работы №12. Линейное уравнение с двумя переменными. | 1 | 13.04 | ||
141. | Решение задач на тему «Линейное уравнение с двумя переменными». | 1 | 14.04 | ||
142. | График линейного уравнения с двумя переменными. | 1 | 16.04 | ||
143. | Построение графиков линейного уравнения с двумя переменными. | 1 | 17.04 | ||
144. | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | 1 | 19.04 | ||
145. | Решение систем уравнений графически. | 1 | 20.04 | ||
146. | Системы не имеющие решение и имеющие бесконечно много решений. | 1 | 21.04 | ||
. | Решение систем линейных уравнений 10ч | ||||
147. | Способ подстановки. | 1 | 23.04 | ||
148 | Решение систем уравнений способом подстановки. | 1 | 24.04 | ||
149. | Практикум по решению систем уравнений способом подстановки. | 1 | 26.04 | ||
150. | Способ сложения. | 1 | 27.04 | ||
151. | Решение систем уравнений способом сложения. | 1 | 28.04 | ||
152. | Практикум по решению систем уравнений способом сложения. Самостоятельная работа №5 на тему «Решение систем уравнений с двумя переменными». | 1 | 30.04 | ||
153. | Решение задач на работу. | 1 | 1.05 | ||
154. | Решение задач на движение и движение по реке. | 1 | 3.05 | ||
155. | Решение задач на проценты, смеси и сплавы. | 1 | 4.05 | ||
156. | Контрольная работа №13 на тему «Решение систем уравнений и задач с помощью систем уравнений с двумя переменными». | 1 | 5.05 | ||
Итоговое повторение учебного материала по математике 16 ч | |||||
157. | Анализ контрольной работы №13Выражения, тождества, уравнения | 1 | 7.05 | ||
158 | Решение линейных уравнений с одной переменной | 1 | 8.05 | ||
159 | Функции | 1 | 10.05 | ||
160 | Функция, построение графика функции | 1 | 11.05 | ||
161 | Степень с натуральным показателем | 1 | 12.05 | ||
162 | Многочлены | 1 | 14.05 | ||
163 | Решение заданий на доказательство тождеств. | 1 | 15.05 | ||
164 | Формулы сокращенного умножения | 1 | 17.05 | ||
165 | Системы линейных уравнений | 1 | 18.05 | ||
166 | Начальные геометрические сведения | 1 | 19.05 | ||
167 | Треугольники | 1 | 21.05 | ||
168 | Параллельные прямые | 1 | 22.05 | ||
169 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | 24.05 | ||
170 | Контрольная работа №14 Итоговая работа. | 1 | 25.05 | ||
171 | Анализ контрольной работы №14 Решение тестовых заданий | 1 | 26.05 | ||
172 | Задачи из курса геметрии | 1 | 27.05 | ||
Резерв 3ч | |||||
173 | 1 | 28.05 | |||
174 | 1 | 29.05 | |||
175 | 1 | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...