Программа элективного курса по математике для 9кл
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме

 

Предлагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства ;ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa_po_matematike.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Западное управление министерства образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Сызрани

Рассмотрено и принято                   Рекомендовано                           «Утверждаю»

на заседании кафедры                     к утверждению                        к использованию

естественно - научных               заместителем директора             в учебном процессе

и развивающих  дисциплин                 по УВР                               Директор гимназии

Протокол  № _____                      ___________________                ________________

От « ___» ________20 __г.             Г.К. Александрова                    И.В. Сорокина

Программа элективного курса по математике

«Процентные расчеты на каждый день» для 9  класса

в рамках предпрофильной подготовки

Программа элективного курса по математике

«Процентные расчеты на каждый день» для 9  класса

в рамках предпрофильной подготовки

Пояснительная записка.

     Тема «Проценты» изучается в 5 – 6 классах и учащиеся, в силу возрастных особенностей, не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако, задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.

     Предлагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства ;ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю.

Цели курса:

- сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;

- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса:

- сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

- привить учащимся основы экономической грамотности;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

В результате изучения курса учащиеся должны:

- понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;

- уметь соотносить процент с соответствующей дробью;

- знать широту процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

- производить прикидку и оценку результатов вычислений;

- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.

Учебно-тематический план.

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

лекция

практика

семинар

1

Проценты. Основные задачи на проценты

2

2

2

Процентные вычисления в жизненных ситуациях

2

1

1

3

Задачи на сплавы, смеси, растворы

2

1

1

4

Решение задач по всему курсу

2

2

5

Итоговое занятие

1

1

Итого:

9

1

7

1

Содержание программы.

 Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (2 часа)

     Сообщается история появления процентов, устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты:

 а) нахождение процента от числа;

 б) нахождение числа по его проценту;

 в) нахождение процентов одного числа от другого.

 Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.

 Форма занятий: беседа, объяснение.

 

Тема 2. Процентные расчеты в жизненных ситуациях. (2 часа)

      Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений.

Форма занятий: объяснение, практическая работа.

Тема 3. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию. (2часа)

      Усвоение учащимися понятий концентрация вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.

Форма занятий: комбинированные занятия.

 Тема 4. Решение разнообразных задач по всему курсу. (2 часа)

     Форма занятий: практическая работа.

 Заключительное занятие. (1час)

      Форма занятий: Итоговая проверочная работа.

 

Календарно-тематическое планирование

№ урока

дата

Тема урока

Количество

часов

Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты

2

1

Нахождение процента от числа и числа по его проценту.

1

2

Нахождение процентов одного числа от другого

1

Тема 2. Процентные расчеты в жизненных ситуациях

2

3

Проценты в повседневной жизни. Решение задач экономического характера.

1

4

Решение задач, связанных с банковскими расчетами.

1

Тема 3. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию

2

5

Задачи на концентрацию растворов и смеси

1

6

Задачи с биологическим содержанием

1

Тема 4. Решение разнообразных задач по всему курсу.

2

7

Решение задач на проценты

1

8

Решение задач на проценты

1

9

Итоговая проверочная работа

1

Программа элективного курса по математике «Квадратный трехчлен и его приложения» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

Пояснительная записка.

     Данный курс поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы. Навыки в применении квадратного трехчлена необходимы каждому ученику для успешной сдачи конкурсных экзаменов.

     Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности ,а также познавательной и социальной активности.

Цели курса:

- восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;

- показать некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений;

- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;

- формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку в современном обществе.

Задачи курса:

- научить учащихся решать задачи более высокой сложности;

- овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;

- приобрести определенную математическую культуру;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;

- преобразовывать квадратный трехчлен;

- проводить самостоятельное исследование корней квадратного трехчлена;

- решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена.

Учебно-тематический план.

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

лекция

практика

семинар

1

Квадратный трехчлен

2

1

1

2

Исследование корней квадратного трехчлена

3

1

2

3

Решение разнообразных задач по всему курсу

2

1

1

4

Итоговое занятие

1

1

Итого:

8

2

5

1

Содержание программы.

Тема 1. Квадратный трехчлен(2 час).

     Квадратный трехчлен. Значение квадратного трехчлена при различных значениях переменной. Корни квадратного трехчлена. Составление квадратного трехчлена по его корням. Разложение квадратного трехчлена на множители разными способами.

Форма занятий: беседа, объяснение.

Тема 2. Исследование корней квадратного уравнения(3 часа).

     Расположение корней квадратного трехчлена. Примеры применения свойств квадратного трехчлена при решении задач. Квадратный трехчлен и параметр.

Форма занятий: объяснение, практическая работа.

Тема 3. Решение разнообразных задач по всему курсу.(2часа).

Форма занятий: практическая работа.

Тема 4. Заключительное занятие.(1часа).

Форма занятий: Итоговая проверочная работа.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

дата

Тема урока

Количество

часов

Тема 1. Квадратный трехчлен

2

1

Понятие квадратного трехчлена

1

2

Разложение квадратного трехчлена на множители разными способами.

1

Тема 2. Исследование корней квадратного уравнения

3

3

Расположение корней квадратного трехчлена

1

4

Применения свойств квадратного трехчлена при решении задач.

1

5

Квадратный трехчлен и параметр

1

Тема 3. Решение разнообразных задач по всему курсу

1

6

Решение задач

1

7

Решение задач

1

8

Итоговая проверочная работа

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике "Практикум по математике" 10 класс

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 10 класса...

Программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 9 класс

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 9 класса...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс

Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...

Программа элективного курса по математике для учащихся 2-3 курсов НПО «Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »

Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.Рассчитанная на 40 часов, программа...

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...