Конспект урока "Формулы сокращенного умножения" 7 класс
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему
Конспект урока "Формулы сокращенного умножения" с использованием технологии УДЕ 7 класс, презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokformuly_sokrashch.umnozheniya.doc | 107.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_formuly_sokrashchennogo_umnozheniya.ppt | 953.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики
Формулы сокращенного умножения.
Квадрат суммы и квадрат разности.
(конструирование урока
с использованием технологии УДЕ)
Составитель: Агринская Л.Ф.,
учитель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара
Не бойтесь формул! Учитесь владеть этим тонким инструментом человеческого гения! В формулах увековечены ценнейшие достижения людского рода, в них заключено величие и могущество разума, его торжество над покоренной природой.
Из книги “Машина“ под редакцией акад. И.И.Артоболевского
Дата проведения урока: 13.12.2013 г.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: выработать у учащихся умение применять формулы (a±b)2= a2± 2ab+b2 как “слева направо”, так и “справа налево” в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
Цели ученика: запомнить формулы (a±b)2= a2± 2ab+b2, уметь читать выражения, т.е. переходить от формул к их словесному выражению и наоборот, научиться применять эти формулы при выполнении упражнений, самостоятельно составлять задания.
Средства обучения: приемы технологии УДЕ, презентация Power Point
Оборудование урока: ноутбук, проектор, экран.
Местоположение урока в планировании
Всего на изучение темы: “Многочлены. Арифметические операции над многочленами” согласно тематическому планированию отводится 22 часа. Данный урок является в параграфе 17 первым, при изучении пункта учебника “Формулы сокращенного умножения”. К этому моменту учащиеся умеют умножать многочлен на одночлен, многочлен на многочлен.
Структура урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Актуализация опорных знаний учащихся (5 мин).
- Самостоятельная работа.
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала (5 мин).
- Закрепление пройденного (12 мин).
- Физкультминутка (1 мин).
- Самостоятельная работа (10 мин).
- Постановка домашнего задания (2 мин).
- Подведение итогов (2 мин).
- Рефлексия (1 мин).
Конспект урока алгебры в 7 классе
(учебник А.Г. Мордковича, методика П.М. Эрдниева)
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся.
1.Самостоятельная работа.
Запишите | a и b | 0,5a и 2b | a и 2b2 | -ba и (-2b2) | |
1 | Квадрат одночлена | a2 и b2 | |||
2 | Удвоенное произведение одночленов | 2ab | |||
3 | Разность квадратов одночленов | a2 - b2 | |||
4 | Квадрат суммы одночленов | (a + b)2 |
Проверку осуществляют консультанты (4чел.) по готовым ответам, сообщают результаты, какие ошибки были допущены.
2. Проверка домашнего задания.
№ 461-467(г) (устно)
В этих упражнениях нужно было выполнить умножение двучлена на себя, сравнить результат и исходное выражение, сделать вывод.
(с+8)2= c2+16c+64 (-m-10)2 = m2+20m+100 (7y+6)2 = 49y2+84y+36 (10z+3t)2 =100z2+60zt+9t2 | (m-n)2= m2-2mn+n2 (12-p)2 = 144-24p+p2 (7y-6)2 = 49y2-84y+36 (-3m+4n)2= 9m2-24mn+16n2 |
- Изучение нового материала.
Сделали вывод, что в некоторых случаях умножение многочленов можно выполнить короче, воспользовавшись формулами сокращенного умножения.
(a+b)2= =(a+b)(a+b)= =(a+b)a+(a+b)b= =a2+ab+ab+b2= =a2+2ab+b2 | (a-b)2= =(a-b)(a-b)= =(a-b)a-(a-b)b= =a2-ab-ab+b2= =a2-2ab+b2 |
Объединяя эти две формулы, мы можем записать совместно два тождества.
Тождеством называется равенство верное при любых значениях переменных.
(a±b)2= a2±2ab+b2 Читая эти тождества слева направо, получаем формулы сокращенного умножения (2x+3)2=4x2+12x+9 (7y-6)2=49y2-84y+36 | (a±b) (a±b)= a2±2ab+b2 Читая данные тождества справа налево, получаем формулы разложения многочлена на множители (2x+3)(2x+3)= 4x2+12x+9 (7y-6) (7y-6)= 49y2-84y+36 |
Квадрат двух чисел (a±b)2 равен трехчлену, состоящему из слагаемых:
1) квадрата первого числа (a2);
2) удвоенное произведение первого числа на второе (±2ab);
3) плюс квадрат второго числа (b2).
Геометрический смысл формулы
(a+b)2= a2+2ab+b2 для положительных чисел a и b
Геометрический смысл формулы (a-b)2 = a2-2ab+b2 для положительных чисел a и b, удовлетворяющих условию a > b
Схема
(a+b)2 a2+2∙a∙b+b2 |
x2 + + 9
x2 + + 32 (x+3)2 |
- Закрепление
- Формулы квадрата суммы и квадрата разности можно представить с помощью геометрических фигурок следующим образом:
(□ ± Δ)2 = □2 ± 2∙□∙Δ+ Δ2
Эти фигурки изображают “окошечки”, куда можно вписать различные одночлены, чтобы понять и запомнить эти формулы.
Заполните таблицу по образцу
□ | Δ | (□ + Δ)2 | □2 + 2∙□∙Δ+ Δ2 | Результат упрощения |
2a | 6 | (2а+6)2= | (2a)2+2∙(2a)∙6+(6)2= | =4a2+24a+36 |
3а | -9 | (3а-9)2= | (3a)2+2∙(3a)∙(-9)+(-9)2= | =9a2-54a+81 |
(3а+b)2= | ||||
(4а-b)2= | ||||
(а-5b)2= | ||||
(a2+2b3)2= | ||||
(3a-2b2)2= |
- Восстановите пропущенные выражения
- 25-10b2+b4 =(▭-▭)∙(▭-▭)=(▭-▭)2
25±10b2+b4 =(▭±▭)2
б) ▭+14е +е2 = 72+2∙▭∙е +е2
(▭-▭)2= 49-▭+е2
(▭±▭)2 = 49±14е +е2
- Выполните сокращение дробей, запишите пропущенные выражения; проверьте ответ умножением многочленов:
- 25+ 10а+а2 = ▭ = ▭
5+а
- 25- 10а+а2 = ▭ = ▭
5-а
- Используя формулы (a±b)2, вычислите по аналогии
Образец:
а) б)
в) г)
Ответы проверяются тут же на уроке. Если решение какого-либо примера не получилось у большинства учащихся, то его решение рассматривается на доске.
- Самостоятельная работа (тетради взять на проверку).
Вариант 1:
1. Преобразуйте выражения:
а) (2x-5)2;
б) (3а + b2)2
2. Докажите, что (-а-b)2=(а+b)2
3. Дополните до квадрата суммы и квадрата разности:
а) а2+2аb+ ▭=(а+b)2
б) n2-4mn+ ▭=(▭-▭)2
в) 4а6- ▭+ b2=(▭-▭)2
- Не выполняя вычислений, сравните значения выражений (28+72)2 и 282+722
- Вычислите, используя формулы сокращенного умножения:
а) 422
б) 1412-2∙141∙41+412
Вариант 2:
1. Преобразуйте выражения:
а) (5x-2)2;
б) (4а + b2)2
2. Докажите, что (x-2)2=(2-x)2
3. Дополните до квадрата суммы и квадрата разности:
а) а2-2аb+ ▭=(а-b)2
б) m2+6mn+ ▭=(▭+▭)2
в) 9а8+▭+ b4=(▭+▭)2
- Не выполняя вычислений, сравните значения выражений (35+65)2 и 352+652
- Вычислите, используя формулы сокращенного умножения:
а) 312
б) 552+2∙55∙25+252
- Итог урока.
- Домашнее задание.
п.17 (геометрическое доказательство формул),
№ 474-477(г) (выполнить классификацию примеров по принципу + и -),
№ 457.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Не бойтесь формул! Учитесь владеть этим тонким инструментом человеческого гения! В формулах увековечены ценнейшие достижения людского рода, в них заключено величие и могущество разума, его торжество над покоренной природой. Из книги “Машина“ под редакцией акад. И.И.Артоболевского Цель урока: выработать у учащихся умение применять формулы ( a ± b ) 2 = a 2 ± 2 ab + b 2 как “слева направо”, так и “справа налево” для преобразования целых выражений и для разложения многочленов на множители. Цели ученика: знать формулы ( a ± b ) 2 = a 2 ± 2 ab + b 2 , уметь читать выражения с переменными, т.е. переходить от формул к их словесному выражению и словесную формулировку записывать формулой, научиться применять эти формулы для преобразования выражений, самостоятельно составлять задания, решать их, выполнять самопроверку. Средства обучения: средства компьютерных технологий (презентация Power Point ), интерактивная доска Приёмы обучения: приемы технологии УДЕ
Заполните таблицу : : Запишите a и b 0,5a и 2b a и 2 b 2 -ab и (- 2b 2 ) 1 Квадрат одночлена a 2 и b 2 2 Удвоенное произведение одночленов 2ab 3 Разность квадратов одночленов a 2 - b 2 4 Квадрат суммы одночленов ( a + b) 2 Выполните умножение двучлена на себя, сравните исходное выражение и результат, сделайте вывод : ( с +8) 2 , (-m-10) 2 , (m-n) 2 ,(7y+6) 2 , (12-p) 2
В некоторых случаях умножение многочленов можно выполнить короче, воспользовавшись формулами сокращенного умножения. (a+b) 2 = = (a+b)(a+b)= = (a+b)a+(a+b)b= = a 2 +ab+ab+b 2 = = a 2 +2ab+b 2 (a-b) 2 = = (a-b)(a-b)= = (a-b)a-(a-b)b= = a 2 -ab-ab+b 2 = = a 2 -2ab+b 2 Объединяя эти две формулы, мы можем записать совместно два тождества. Тождеством называется равенство верное при любых значениях переменных. ( a ± b ) 2 = a 2 ±2 ab + b 2 Читая эти тождества слева направо, получаем формулы сокращенного умножения (2 x+3) 2 =4x 2 +12x+9 (7y-6) 2 =49y 2 -84y+36 ( a ± b ) ( a ± b )= a 2 ±2 ab + b 2 Читая данные тождества справа налево, получаем формулы разложения многочлена на множители (2 x+3)(2x+3)= 4x 2 +12x+9 (7y-6) (7y-6)= 49y 2 -84y+36
Квадрат двух чисел ( a ± b ) 2 равен трехчлену, состоящему из слагаемых: квадрата первого числа ( a 2 ); удвоенное произведение первого числа на второе ( ±2 ab ); 3) плюс квадрат второго числа ( b 2 ). Схема
Геометрический смысл формулы ( a + b ) 2 = a 2 +2 ab + b 2 для положительных чисел a и b а а b b = + + ( a + b ) 2 = a 2 + 2ab + b 2 S S 1 S 2 S 3
Геометрический смысл формулы ( a-b ) 2 = a 2 - 2 ab + b 2 для положительных чисел a и b, удовлетворяющих условию a > b а а b b = - + ( a-b ) 2 = a 2 - 2ab + b 2
(□ ± Δ) 2 = □ 2 ± 2∙□∙ Δ + Δ 2 Заполните таблицу по образцу : □ Δ (□ + Δ ) 2 □ 2 + 2 ∙ □ ∙ Δ + Δ 2 Результат упрощения 2 a 6 (2 а+6) 2 = (2a) 2 +2∙(2a)∙6+(6) 2 = =4a 2 +24a+36 3а -9 ( 3а-9) 2 = (3a) 2 +2∙(3a)∙(-9)+(-9) 2 = =9a 2 -54a+81 ( 3а+ b ) 2 = (4 а -b ) 2 = = а 2 -10 a+ 25 (a 2 +2b 3 ) 2 = (3a-2b 2 ) 2 =
Восстановите пропущенные выражения а) 25-10 b 2 + b 4 =( - )∙( - )=( - ) 2 25±10 b 2 + b 4 =( ± ) 2 б) +14е +е 2 = 7 2 +2∙ ∙е +е 2 ( - ) 2 = 49 - +е 2 ( ± ) 2 = 49±14е +е 2 Выполните сокращение дробей, запишите пропущенные выражения; проверьте ответ умножением многочленов: а) 25+ 10 а+а 2 = = 5+а б) 25 - 10 а+а 2 = = 5-а
Используя формулы ( a ± b ) 2 , вычислите по аналогии и соотнесите квадраты чисел и ответы Образец: а) б) в) г) = = = = = = = = = = = = = = = =
Самостоятельная работа 1. Преобразуйте выражения: а) (2 x -5) 2 ; б) (3а + b 2 ) 2 2. Докажите, что (-а- b ) 2 = (а +b ) 2 3. Дополните до квадрата суммы и квадрата разности: а) а 2 +2а b + =(а +b ) 2 б) n 2 - 4mn + =( - ) 2 в) 4а 6 - + b 2 =( - ) 2 4. Не выполняя вычислений, сравните значения выражений (28+72) 2 и 28 2 +72 2 5. Вычислите, используя формулы сокращенного умножения: а) 42 2 б) 141 2 -2∙141∙41+41 2
Результаты самостоятельной работы проведенной в 7а классе При использовании технологии УДЕ развивается самостоятельность мышления учащихся. Меньше ошибок, быстрое продвижение в учении, прочное запоминание материала. Совместное изучение взаимосвязанных тем позволяет сэкономить время, которое можно использовать для решения наиболее сложных задач Писали 5 4 3 2 34 16 11 7 - % 47% 32% 21%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
План – конспект урока «Сокращение биоразнообразия животного мира в Алтае-Саянском регионе: проблемы и пути их решения»
Экологизация образования в настоящее время требует обновления форм учебных занятий, методов обучения и подходов к отбору содержания экологической направленности. Занимаясь в рамках самообразоват...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"
Урок обобщения и закрепления. Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....
Конспект урока. Сокращение дробей. 6 класс
Вывести правило сокращения дробей, используя признаки делимости чисел и основного свойства дроби, и уметь применять его на практике....
Конспект урока для 7 класса на тему «Формулы сокращенного умножения».
Цель урока: изучить и закрепить на практике формулы сокращённого умножения. «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений».Задачи:- образовательные (формирование познавательн...
Конспект урока "Сокращение дробей" 6 класс
Конспект урока "Сокращение дробей" 6 класс...