Применение производной для отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на отрезке.
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме
Урок изучения нового материала. С целью повышения эффективности учебной деятельности урок проводится с применением ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
140410.rar | 264.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МОАУ «СОШ №23» Кустова Маргарита Олеговна алгебра - 10
Тема: Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на отрезке.
Цели: вывести алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на отрезке и формировать умение его применять; продолжить формирование навыка: исследования функции на монотонность и экстремум с помощью производной, решение заданий типа В8 ЕГЭ.
Ход урока
- Организационный момент.
II. Устная работа.
1. По графику определить свойства функции. (слайд №3)
2.Работа проводится по заданиям типа В8 ЕГЭ, учащиеся выполняют задание самостоятельно, записывая ответы в тетрадь, затем идет проверка и комментарии. (См. приложение) (слайды №4-12)[1]
3.По графику функции, изображенному на рисунке, найдите её наибольшее и наименьшее значения. В каких точках они достигаются?
III. Объяснение нового материала.
Рассмотреть график некоторой функции и предложить учащимся найти её наибольшее и наименьшее значения на различных отрезках.
а) [–8; –4]; б) [–6; –2]; в) [–4; –0];
г) [–2; 1]; д) [3; 4]; е) [4; 9].
Далее предложить учащимся сформулировать тему урока и определить его цели, после ответов учащихся записать тему урока.
После этого задать учащимся ряд вопросов и прийти к важным выводам.
1) Является ли функция, график которой изображен на рисунке, непрерывной?
2) На любом ли отрезке, определенном для данной функции, можно найти её наибольшее и наименьшее значения?
Вывод 1. Если функция непрерывна на отрезке, то она достигает на нём и своего наибольшего, и своего наименьшего значений.
3) В каких из рассмотренных случаев функция достигает своего наибольшего и наименьшего значений на концах отрезка?
4) В каких случаях функция достигает своего наибольшего и наименьшего значений внутри отрезка?
Вывод 2. Наибольшего и наименьшего значений непрерывная функция может достигать как на концах отрезка, так и внутри него.
5) В случае в) чем являлись для функции точки, в которых она достигла наибольшего и наименьшего значений на заданном отрезке?
6) В каких ещё случаях функция достигла своего наибольшего и наименьшего значений в точках экстремума?
Вывод 3. Если наибольшее или наименьшее значение функции достигается внутри отрезка, то только в точке экстремума.
7) Может ли функция достигать своего наибольшего и наименьшего значений и не на концах отрезка, и не в точках экстремума?
Вывод 4. Своего наибольшего и наименьшего значений функция может достигать или на концах отрезка, или в точках экстремума, принадлежащих этому отрезку.
Из всех полученных выводов вытекает алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на отрезке, который учащиеся записывают в тетрадь.
Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на промежутке:
- Показать, что функция непрерывна (записать D(y))
- Найти производную функции
- Вычислить точки экстремума, выбрать те из них, которые расположены внутри заданного промежутка.
- Вычислить значение функции в точках, отобранных в шаге 3 и на концах промежутка, среди этих значение выбрать наибольшее и наименьшее.
IV. Формирование умений и навыков.
В первой группе заданий даны элементарные функции, наибольшие и наименьшие значения которых учащиеся смогут найти и без использования производной. А во вторую группу входят задания, при выполнении которых обязательно использование производной.
1-я группа.
1. № 32.1 (а; г) (№934(а,г))
Решение:
а) у = 3х – 6, [–1; 4]
Рассуждения могут быть следующими:
– функция у = 3х – 6 является линейной;
– она монотонно возрастает на всей числовой прямой;
– своего наибольшего и наименьшего значений данная функция будет достигать на концах отрезка [–1; 4];
– поскольку функция возрастающая, то при х = –1 её значение будет наименьшим, а при х = 4 – наибольшим.
у (–1)= 3 · (–1) – 6 = –9
у (4) = 3 · 4 – 6 = 6
Ответ: унаим = –9; унаиб = 6.
г)
данная функция монотонно убывает на своей области определения.
Ответ: унаим = 1,5; унаиб = 10.
2. № 32.2 (б), № 32.3 (б), № 32.7 (б). (№936(б), 937(б), 940(б))
При выполнении данных заданий можно использовать два способа решения: воспользоваться знаниями о свойствах функций и используя производную. В этом случае работу можно организовать по группам
Решение:
№ 32.2 (б).
1-й способ.
Замечаем, что на указанном промежутке функция у = cos х принимает все свои значения, то есть [–1; 1]. Значит, наибольшим значением функции будет 2, а наименьшим –2.
2-й способ.
Воспользуемся алгоритмом нахождения наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке.
1)
2)
На отрезке получим два корня и
3)
Ответ:
3. № 32.4 (в), № 32.5 (а; б).
При выполнении этих заданий также можно не использовать производную.
2-я группа.
1. № 32.6 (а). (№935(а))
Решение:
Здесь также можно использовать два способа.
1-й способ.
Графиком данной функции является парабола, ветви которой направлены вверх. Своего наименьшего значения такая функция достигает в точке, которая служит вершиной этой параболы. Найдем её:
Эта точка входит в рассматриваемый промежуток, причём х = 4 является осью симметрии параболы. Значит, наибольшего значения функция достигает в точке х = –1.
Ответ:
2. № 32.8 (а). (№941(а))
Функцию, предложенную для рассмотрения в этом упражнении, можно исследовать на наибольшее и наименьшее значения только с помощью производной.
3. № 32.12. (№945)
Решение:
1)
2)
х – 1 = 2 или х – 1 = –2
х = 3 х = –1
3) а) [2; 4].
Данному отрезку принадлежит точка х = 3.
Ответ:
б) [–2; 0].
Данному отрезку принадлежит точка х = –1.
Ответ:
При выполнении данного задания можно предложить индивидуальную работу более сильным учащимся, которые смогут самостоятельно применить алгоритм.
№ 32.10 (№943)
V. Итоги урока.
Вопросы учащимся:
– Всегда ли непрерывная функция достигает наибольшего и наименьшего значений на отрезке?
– Если функция монотонно возрастает на отрезке, то в какой точке она достигает наибольшего значения?
– В каких точках функция может достигать наибольшего и наименьшего значений на отрезке?
– Опишите алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на отрезке.
Домашнее задание: № 32.2 (в), № 32.11. (№ 935(в), 942) [2]
Вариант ЕГЭ (часть С – для более сильных учащихся обязательна, для остальных по желанию).
[1] Задания взяты из открытого банка задач ЕГЭ по математике http://mathege.ru/or/ege/ShowProblems.html?posMask=128
[2] Номера заданий даны по разным годам издания (2009, 2005)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по алгебре по теме Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке
Материал содержит полный конспект урока по изучению и первичному закреплению новых знаний и презентацию к уроку....
Контрольная работа по алгебре для 10 класса по теме: «Применение производной для нахождения наибольших и наименьших значений величин»
Два варианта...
Урок алгебры в 10 классе по теме "Отыскание наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке"
Материалы к открытому уроку алгебры и начал анализа в 10 классе ....
Понятие функции. Область определения и область значений функции. Возрастание и убывание. Наибольшее и наименьшее значение. Нули функции. Промежутки знакопостоянства.
Цель занятия: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.Задачи занятия:- расширить понятие о числовых функциях пут...
Контрольная работа по алгебре 11 класс "Предел и непрерывность функции", Наибольшее и наименьшее значение функции", "Координаты вектора, векторы в пространстве"
Контрольная работа по алгебре 11 класс "Предел и непрерывность функции"Контрольная работа по алгебре 11 класс "Наибольшее и наименьшее значение функции"Контрольная работа по геомет...
Интерактивная презентация «Применение производной. Наибольшее и наименьшее значения функции»
Интерактивная презентация «Применение производной. Наибольшее и наименьшее значения функции» (11 класс). Составлена в программе MimioStudio. На страницах презентации можно достраиват...
Производная, точки экстремумов, нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке
Задания направлены для контроля знаний по данной теме и совершенствования текущих умений....