Урок по алгебре по теме Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме
Материал содержит полный конспект урока по изучению и первичному закреплению новых знаний и презентацию к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисциплина: "Алгебра и начала анализа"
Тема занятия: "Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке"
Вид занятия: Урок
Форма урока: Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный
Метод учения: Репродуктивный и частично поисковый
Цели урока:
Регулятивные: обеспечить изучение понятия наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке и алгоритма вычисления наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке с помощью производной.
Личностные: формировать основы гражданской идентичности личности и умение оценивать усваиваемый материал исходя из личностных ценностей.
Коммуникативные: способствовать развитию логического мышления, умений самостоятельно работать, навыков взаимоконтроля и самоконтроля, умений общаться.
Познавательные: развивать навыки построения логической цепи рассуждений, способствовать развитию самостоятельного решения проблем, монологической и диалогической математической речи.
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Актуализация знаний и умений.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление.
5. Задание на дом.
6. Рефлексия.
- Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока “Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке”.
Сегодня мы вместе с вами научимся с помощью производной находить наибольшее и наименьшее значения непрерывной функции на отрезке.
Эпиграфом к уроку возьмем слова русского математика 19 века Пафнутия Львовича Чебышева. Он говорил, что “особенную важность имеют те методы науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения наибольшей выгоды”.
С практической точки зрения наибольший интерес представляет использование производной для нахождения именно наибольшего и наименьшего значений функции. Это связано с тем, что в повседневной жизни приходится сталкиваться с тем, что надо определить наименьшие затраты на производство, наибольшую прибыль при сбыте продукции, определить оптимальную загрузку оборудования. И исходя из большой практической значимости, задание на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке включены в ЕГЭ по математике, задание В14.
2. Актуализация знаний и умений.
а) Вы уже накопили некоторый опыт нахождения производной и исследования функции. Ответьте на вопросы:
- Что значит исследовать функцию на монотонность?
- Сформулируйте теорему о монотонности функции.
- Какие точки называют точками экстремума?
- Сформулируйте теорему о экстремумах.
- Начертите (в тетради, один у доски) схему, на которой показана связь между производной функции, характером монотонности на промежутках и характером экстремумов.
- Каков алгоритм исследования функции на монотонность и экстремумы.
б) Работа по готовым чертежам.
Учащиеся на местах отвечают на поставленные вопросы, ответы заносят в таблицу.
На листах которые лежат перед вами в правом верхнем углу напишите свою фамилию, имя и класс.
Ваша задача ответить на поставленные вопросы, а ответы занести в таблицу.
Задание 1.
На рисунке изображен график функции y=f(x), определенной на интервале (-10;4).
- Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна.
- Определите количество целых точек, в которых производная функции отрицательна.
- Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой или совпадает с ней.
- Найдите количество точек максимума функции f(x).
- Найдите количество точек минимума функции f(x).
- Найдите промежутки возрастания функции f(x) . В ответе укажите длину наибольшего из них.
- Найдите наибольшее значение функции. В какой точке оно достигается?
- Найдите наименьшее значение функции. В какой точке оно достигается?
Проверим: под правильным ответом ставим +, там где вы ответили неверно, ставим - .
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
5 | 6 | 3 | 1 | 2 | 4 | 3,в точке max | -5,3, в точке min |
Задание 2.
На рисунке изображен график производной функции y=f(x), определенной на интервале (-7;5)
.
- Найдите количество точек экстремума функции f(x).
- Найдите количество точек минимума функции f(x).
- Найдите количество точек максимума функции f(x).
- Найдите промежутки возрастания функции f(x). В ответе укажите их количество.
- Найдите промежутки убывания функции f(x). В ответе укажите длину наибольшего из них.
- Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции f(x) параллельна прямой у = 2х + 5 или совпадает с ней.
Проверим: под правильным ответом ставим +, там где вы ответили неверно, ставим - .
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 1 | 0 | 1 | 6 | 4 |
в) Самостоятельное решение заданий. (В тетрадях по вариантам, двое на откидных досках)
Исследуйте функцию на монотонность, найдите точки экстремума и определите их характер.
1 вариант: .
2 вариант: .
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Возьмите ручки с красной пастой. Проверяем. Поднимите руки, кто сделал правильно. Отложите листы, в конце урока сдадите на проверку.
3. Изучение нового материала.
а) Задание:
Посмотрите на следующий рисунок.
Рассмотрим возрастающую на отрезке [a;b] функцию:
в какой точке функция принимает наибольшее значение, а в какой наименьшее значение?
Сделаем вывод:
Если непрерывная функция _____________ на некотором отрезке, то своего наибольшего значения она достигает на ____________ конце отрезка, а наименьшего на _____________.
Задание:
На втором рисунке показана убывающая на отрезке [a;b] функция.
Определите по графику в каких точках функция принимает наибольшее значение, а в каких наименьшее значение.
Сделайте вывод:
Если непрерывная функция _____________ на некотором отрезке, то своего наибольшего значения она достигает на ____________ конце отрезка, а наименьшего на _______________.
Задание:
Пусть теперь функция f имеет на отрезке [а; b] конечное число точек экстремума.
В каких точках функция принимает наибольшее значение, а в каких наименьшее значение?
Сделайте вывод:
Если непрерывная на некотором отрезке функция имеет ______________, то своего наибольшего и наименьшего значения она может достигать как на ___________ промежутка, так и в точках _____________.
А теперь скажите мне, что же нужно сделать, чтобы найти наименьшее или наибольшее значение функции на отрезке. (дети отвечают)
Запишем алгоритм нахождения наименьшего и наибольшего значений непрерывной функции y=f(x) на отрезке [а;b]:
- найти производную f '(x) функции,
- найти стационарные и критические точки, расположенные внутри отрезка,
- вычислить значения функции в выбранных точках,
- вычислить значения функции на концах отрезка,
- из полученных значений выбрать наименьшее и наибольшее значения.
Посмотрите, опираясь на наши знания, мы ответили на главный вопрос нашего урока: Как найти наименьшее и наибольшее значения функции на отрезке.
Открываем тетради и записываем тему нашего урока.
4. Закрепление.
Задание.
По записанному алгоритму найдите наименьшее и наибольшее значения функции на заданном отрезке.
- y = x³ – 27x на отрезке [0; 4].
Рассмотреть два способа решения (смотреть презентацию).
Остальные задания выполняем в тетрадях с контролем решения на доске учениками.
2. y = x³ – 3x + 4 на отрезке [– 2; 0] Ответ: 6
3. y = x³ – 2x² + x +3 на отрезке [ 1; 4 ] Ответ: 3
4. на отрезке [ -3; 3 ] Ответ: 11
5. на отрезке [-10; 1 ] Ответ: -12,5
6.(дополнительное) на отрезке [ 1; 9 ] Ответ: 37
7. y = 7cosx +16x – 2 на отрезке. Ответ: 5
8. y = 12cosx + 6√3 x – 2√3π + 6 на отрезке. Ответ: 12
5. Задание на дом.
Учебник §32, п.1.
Задачник №№ 32.10(а,б), 32.11(в,г), 32.12(а).
6. Рефлексия.
Продолжите фразы: Сегодня я узнал…
Теперь я могу…
Я научился…
Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение производной для отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на отрезке.
Урок изучения нового материала. С целью повышения эффективности учебной деятельности урок проводится с применением ИКТ....
Коррекция знаний по теме «Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции»
Эта тема разбивается на уровни сложноси, включающие карточки с соответствующими заданиями. Все результаты работы учащихся фиксирую в диагностико- коррекционной карте, дубликат которой выдается к...
Контрольная работа по алгебре для 10 класса по теме: «Применение производной для нахождения наибольших и наименьших значений величин»
Два варианта...
Урок алгебры в 10 классе по теме "Отыскание наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке"
Материалы к открытому уроку алгебры и начал анализа в 10 классе ....
урок по теме "Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции"
Материал содержит развернутый конспект урока по теме "Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции" по дисциплине "Математика: алгебра и начала анализа, геометрия" ...
Понятие функции. Область определения и область значений функции. Возрастание и убывание. Наибольшее и наименьшее значение. Нули функции. Промежутки знакопостоянства.
Цель занятия: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.Задачи занятия:- расширить понятие о числовых функциях пут...
Технологическая карта урока математики 11 класса :"Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции"
Технологическая карта урока математики 11 класса :"Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции"...