Обратно пропорциональные переменные
учебно-методический материал по алгебре (6 класс) по теме
Урочный план по алгебре в 6 классе. Тема: Обратно пропорциональные переменные. Определние. Решение задач на применение определний прямой и обратной пропорциональностей. Алгоритм решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrat._proporc._perem.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обратно пропорциональная зависимость.
Цель: 1. Образовательная: Ввести понятие обратно пропорциональных величин; учит определять вид зависимости данных величин; ознакомить обучающихся с алгоритмом решения задач на прямо пропорциональную и обратно пропорциональную зависимости.
2. Развивающая: развивать логическое мышление; грамотную математическую речь.
3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность и умение оценивать свой труд.
- Устная работа:
- Площадь прямоугольника 12 см2. Чему равна площадь прямоугольника, длина которого в 5 раз больше?
(12*5=60(см2))
Длина и ширина в 2 раза меньше?
(12:2:2=3(см2))
- Разделите число 600 на части, пропорциональные числам
4 и 2 (600: (4+2)=100↔400 и 200)
4 и 1 (600: (4+1)=120↔480 и 120)
- Пропорциональны ли числа: 1; 2; 3; 4 и 5; 10; 15; 20?
- Как вы определили их пропорциональность?
- Чему равен коэффициент пропорциональности?
- Найдите неизвестный член пропорции:
2:3=10:х (х=(3*10):2; х=15)
Х:9=7:12 (х=(9*7):12; х=5 ¼)
- За 2 кг яблок заплатили 60 руб. Сколько килограммов яблок можно купить на 270 руб?
2 кг -- 60руб
х кг – 270 руб
2:х=60:270; х=(2*270):60; х=9 (кг).
6) Тройка лошадей бежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?
(30 км)
- Изучение темы урока:
- Рассмотрим пример:
Пусть автомобиль проходит 120 км со скоростью Vкм/ч за t час.
S=120км
V | 20 | 40 | 60 | 120 |
t | 6 | 3 | 2 | 1 |
- Какую зависимость между величинами V и t вы заметили?
(Чем больше V, тем меньше t )
- Проверим, как изменяется время t в зависимости от изменения скорости V:
20→40 - больше в 2 раза
6→3 - меньше в 2 раза Вывод: Во сколько раз больше скорость V, во столько раз время t меньше.
- Пример 2:
Площадь прямоугольника 160см2. Она зависит от длины а и ширины b.
S=160 см2
a | 2 | 4 | 5 | 8 | 10 | 1 |
b | 80 | 40 | 32 | 20 | 16 | 160 |
- Какую зависимость между величинами S, а, b вы заметили?
- Как при постоянной площади S ширина b зависит от длины а?
- Приведите сами примеры с аналогичной зависимостью между величинами.
Такие величины называются обратно пропорциональными величинами.
Определение:
Две величины называют обратно пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая уменьшается (увеличивается) во столько же раз.
- Определите вид зависимости между величинами:
а) Чем производительнее рабочий трудится, тем меньше времени ему потребуется для определенной работы;
б) При постоянной массе, чем больше объем некоторого тела, тем меньше его плотность.
в) Чем больше живешь, тем старше становишься.
- Вспомним определение прямо пропорциональных величин и сравните его с определением обратно пропорциональных величин:
- В чем отличие?
- А есть ли сходство?
- Обратно пропорциональные переменные тоже обладают своим основным свойством: если величина х обратно пропорциональна величине y, то произведения соответствующих значений х и y равны, то есть х1, х2 – значения величины х, и y1, y2 – соответствующие им значения величины y, то х2:х1=y1:y2↔х2y2=х1y1.
- Будем решать задачи на применение определений прямой и обратной пропорциональностей. В их решении есть много общего, поэтому запишем общий алгоритм для их решения.
Алгоритм.
- Краткая запись задачи.
- Установление вида зависимости (прямая или обратная) и показ его с помощью стрелок (↑↑ -прямая, ↑↓ - обратная).
- Применение основного свойства зависимости величин, входящих в данную задачу.
( прямая пропорциональность: х1:х2=y1:y2
Обратная пропорциональность: х1:х2=y2:y1)
- Решение полученной пропорции.
- Запись ответа на главный вопрос задачи.
- Закрепление нового материала.
- Некоторый заказ при одновременной работе 5 автоматов выполняется за 12 часов. За сколько часов будет выполнен тот же заказ при одновременной работе 8 автоматов.
1. Краткая запись:
5автоматов – 12ч.
8автоматов – х ч.
2. Определение вида зависимости: обратная пропорциональность (чем больше автоматов, тем меньше время)
3. Составление соответствующей данному виду зависимости пропорции и применение основного свойства данной зависимости:
5:8=х:12
4. Решение пропорции:
8х=60 х=7,5
5. Ответ: за 7,5 часа.
- Совхозное поле 3 трактора могут вспахать за 60 часов. За какое время вспашут это поле 12 таких тракторов? ( В классе составляется только краткая запись)
- Масса 12см3 бронзы равна 103,2 кг. Какова масса бронзовой детали, объем которой 25 см3. ( В классе составляется только краткая запись)
IV. Подведение итога урока
а) Путь от А до В турист прошел за 4ч. За сколько времени турист прошел бы тот же путь, если бы шел в 2 раза быстрее?
б) Бассейн наполняется водой за 1час. За какое время может наполниться тот же бассейн, если скорость подачи воды уменьшится в 2 раза?
в) резервуар наполняется при помощи насоса за 1,6ч. За какое время может наполниться тот же резервуар, двумя такими насосами?
- Домашнее задание:
1) Для перевозки песка предполагалось выделить 15 самосвалов, грузоподъемностью 4т каждый. Сколько самосвалов грузоподъемностью 5т следует выделить для выполнения этой же работы?
2) Дорешать задачи с урока
3) №782 (письменно ответить на вопросы)
Индивидуальные задания для сильных учащихся:
1) Усовершенствовав резец, рабочий стал затрачивать на изготовление детали 8 мин вместо 10мин. Сколько деталей стал изготавливать рабочий за смену, если известно, что раньше за смену он изготавливал 48 деталей?
2) Длины сторон треугольника пропорциональны числам 4, 6 и 9. Найти длину каждой стороны треугольника, если средняя сторона больше меньшей на 5 см.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Прямая и обратная пропорциональность" и презентация к нему
Урок предполагает совершенствовать навыки решения задач по этой теме, развивать умение различать два вида пропорциональности. На уроке используются игровые моменты и нетрадиционная ооценка знаний. Уро...
Конспект урока математики в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональность"
Формирование навыков определения вида зависисмости между величинами (прямая/обратная) с помощью известных формул(задач) на умножение....
Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Цель урока: - познакомить с прямой и обратной пропорциональными ...
Мастер-класс "Познание начинается с интереса" на тему "Прямая и обратная пропорциональность"
Данный мастер-класс раскрывает проблемный подход при изучении темы "Прямая и обратная пропорциональности" в 6 классе....
Урок математики в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональность"
Урок изучения нового материала по технологии проблемного обучения...
Методическая разработка урока «Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность»
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС:•осуществлено целепологание на основе отбора универсальных учебных действий;•осуществлен отбор содержания урока в соответствии с целью у...
Рабочие листы для групповой работы по темам "Прямая пропорциональность" и "Обратная пропорциональность"
Рабочие листы для групповой работы по темам "Прямая пропорциональность" и "Обратная пропорциональность" предназначены для уроков математики в 6 классе. С помощью групповой работы п...