Обратно пропорциональные переменные
учебно-методический материал по алгебре (6 класс) по теме

Урочный план по алгебре в 6 классе. Тема: Обратно пропорциональные переменные. Определние.  Решение задач на применение определний прямой и обратной пропорциональностей. Алгоритм решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrat._proporc._perem.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обратно пропорциональная зависимость.

Цель: 1. Образовательная: Ввести понятие обратно пропорциональных величин; учит определять вид зависимости данных величин; ознакомить обучающихся с алгоритмом решения задач на прямо пропорциональную и обратно пропорциональную зависимости.

2. Развивающая: развивать логическое мышление; грамотную математическую речь.

3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность и умение оценивать свой труд.

  1.  Устная работа:
  1. Площадь прямоугольника 12 см2. Чему равна площадь прямоугольника, длина которого в 5 раз больше?

(12*5=60(см2))

Длина и ширина в 2 раза меньше?

(12:2:2=3(см2))

  1. Разделите число 600 на части, пропорциональные числам
             4 и 2                                              (600: (4+2)=100↔400 и 200)
             4 и 1                                              (600: (4+1)=120↔480 и 120)

  1. Пропорциональны ли числа: 1; 2; 3; 4 и 5; 10; 15; 20?

- Как вы определили их пропорциональность?
- Чему равен коэффициент пропорциональности?

  1. Найдите неизвестный член пропорции:

2:3=10:х                                                                 (х=(3*10):2; х=15)

Х:9=7:12                                                                (х=(9*7):12; х=5 ¼)

  1. За 2 кг яблок заплатили 60 руб. Сколько килограммов яблок можно купить на 270 руб?

2 кг  -- 60руб

х кг – 270 руб

2:х=60:270;    х=(2*270):60;   х=9 (кг).

6) Тройка лошадей бежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?

                                                                                                         (30 км)

  1. Изучение темы урока:
  1. Рассмотрим пример:
    Пусть автомобиль проходит 120 км со скоростью Vкм/ч за t час.
    S=120км

V

20

40

60

120

t

6

3

2

1

- Какую зависимость между величинами V и t вы заметили?
                                                                         (Чем больше V, тем меньше t )

- Проверим, как изменяется время t в зависимости от изменения скорости V:
20→40 - больше в 2 раза
6→3  -    меньше в 2 раза      Вывод: Во сколько раз больше скорость V, во столько раз время t меньше.

  1. Пример 2:
             Площадь прямоугольника 160см
    2. Она зависит от длины а и ширины b.

    S=160 см
    2

a

2

4

5

8

10

1

b

80

40

32

20

16

160

- Какую зависимость между величинами S, а, b вы заметили?
- Как при постоянной площади S ширина b зависит от длины а?

  1. Приведите сами примеры с аналогичной зависимостью между величинами.

Такие величины называются обратно пропорциональными величинами.

Определение:

Две величины называют обратно пропорциональными, если при увеличении  (уменьшении) одной из них в несколько раз другая уменьшается (увеличивается) во столько же раз.

  1. Определите вид зависимости между величинами:
    а) Чем производительнее рабочий трудится, тем меньше времени ему потребуется для определенной работы;
    б) При постоянной массе, чем больше объем некоторого тела, тем меньше его плотность.

в) Чем больше живешь, тем старше становишься.

  1. Вспомним определение прямо пропорциональных величин и сравните его с определением обратно пропорциональных величин:
    - В чем отличие?

     - А есть ли сходство?

  1. Обратно пропорциональные переменные тоже обладают своим основным свойством: если величина х обратно пропорциональна величине y, то произведения соответствующих значений х и y равны, то есть х1, х2 – значения величины х, и y1, y2 – соответствующие им значения величины y, то х21=y1:y2↔х2y21y1.

  1. Будем решать задачи на применение определений прямой и обратной пропорциональностей. В их решении есть много общего, поэтому запишем общий алгоритм для их решения.

Алгоритм.

  1. Краткая запись задачи.
  2. Установление вида зависимости (прямая или обратная) и показ его с помощью стрелок (↑↑ -прямая, ↑↓ - обратная).
  3. Применение основного свойства зависимости величин, входящих в данную задачу.

( прямая пропорциональность: х12=y1:y2

Обратная пропорциональность: х12=y2:y1)

  1. Решение полученной пропорции.
  2. Запись ответа на главный вопрос задачи.

  1. Закрепление нового материала.
  1. Некоторый заказ при одновременной работе 5 автоматов выполняется за 12 часов. За сколько часов будет выполнен тот же заказ при одновременной работе 8 автоматов.


1. Краткая запись:
5автоматов – 12ч.
8автоматов – х ч.
2. Определение вида зависимости: обратная пропорциональность (чем больше автоматов, тем меньше время)

3. Составление соответствующей данному виду зависимости пропорции и применение основного свойства данной зависимости:

5:8=х:12

4. Решение пропорции:

8х=60   х=7,5  

5. Ответ: за 7,5 часа.

  1. Совхозное поле 3 трактора могут вспахать за 60 часов. За какое время вспашут это поле 12 таких тракторов? ( В классе составляется только краткая запись)
  2. Масса 12см3 бронзы равна 103,2 кг. Какова масса бронзовой детали, объем которой 25 см3. ( В классе составляется только краткая запись)

IV. Подведение итога урока

а) Путь от А до В турист прошел за 4ч. За сколько времени турист прошел бы тот же путь, если бы шел в 2 раза быстрее?

б) Бассейн наполняется водой за 1час. За какое время может наполниться тот же бассейн, если скорость подачи воды уменьшится в 2 раза?

в) резервуар наполняется при помощи насоса за 1,6ч. За какое время может наполниться тот же  резервуар, двумя такими насосами?

  1. Домашнее задание:

    1) Для перевозки песка предполагалось выделить 15 самосвалов, грузоподъемностью 4т каждый. Сколько самосвалов грузоподъемностью 5т следует выделить для выполнения этой же работы?

    2) Дорешать задачи с урока

3) №782 (письменно ответить на вопросы)

Индивидуальные задания для сильных учащихся:


1) Усовершенствовав резец, рабочий стал затрачивать на изготовление детали 8 мин вместо 10мин. Сколько деталей стал изготавливать рабочий за смену, если известно, что раньше за смену он изготавливал 48 деталей?

2) Длины сторон треугольника пропорциональны числам 4, 6 и 9. Найти длину каждой стороны треугольника, если средняя сторона больше меньшей на 5 см.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Прямая и обратная пропорциональность" и презентация к нему

Урок предполагает совершенствовать навыки решения задач по этой теме, развивать умение различать два вида пропорциональности. На уроке используются игровые моменты и нетрадиционная ооценка знаний. Уро...

Конспект урока математики в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональность"

Формирование навыков определения вида зависисмости между величинами (прямая/обратная) с помощью известных формул(задач) на умножение....

Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

Цель урока:  -  познакомить с прямой и обратной пропорциональными    ...

Мастер-класс "Познание начинается с интереса" на тему "Прямая и обратная пропорциональность"

Данный мастер-класс раскрывает проблемный подход при изучении темы "Прямая и обратная пропорциональности" в 6 классе....

Урок математики в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональность"

Урок изучения нового материала по технологии проблемного обучения...

Методическая разработка урока «Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность»

Данный урок разработан  в соответствии с требованиями ФГОС:•осуществлено целепологание на основе отбора универсальных учебных действий;•осуществлен отбор содержания урока в соответствии с целью у...

Рабочие листы для групповой работы по темам "Прямая пропорциональность" и "Обратная пропорциональность"

Рабочие листы для групповой работы по темам "Прямая пропорциональность" и "Обратная пропорциональность" предназначены для уроков математики в 6 классе. С помощью групповой работы п...