Множество значений функции. Открытый урок
методическая разработка (алгебра) по теме
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока по алгебре и началам анализа.
Класс: 11 (2часа).
Тема: «Множество значений функции».
Выполнила: учитель математики ГБОУ Гимназии №196
г. Санкт-Петербурга Баженова Валентина Петровна.
Цели урока.
1. Обучающие цели: актуализация опорных знаний по графикам и свойствам функций, формирование и развитие у учащихся умений решать уравнения и неравенства, моделировать задачу, выстраивания алгоритм её решения.
2. Развивающие цели: активация учебной деятельности, применение знаний, умений и навыков в новых условиях, развитие у учащихся вариативности в работе с заданиями.
3. Воспитательные цели: воспитание информационной культуры, пробуждение интереса к математике через содержание учебного материала, создание условий навыка объективной оценки своих результатов, контроля и самоконтроля.
Задачи урока:
1. Проверить усвоение материала по данной теме.
2. Закрепить навыки выполнения заданий по данной теме.
3. Формировать умение применять те же знания, но в новых ситуациях.
4. Повысить уровень качества знаний учащихся в решении задач ЕГЭ.
5. Создать условия для самооценки учащимися их уровня подготовки к ЕГЭ.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями для классной и домашней работы, приложение с графиками элементарных функций.
План урока.
1.Вступление.
Часть 1.
2. Повторение уравнений, графиков, множеств значений элементарных функций (линейных, квадратичных, дробно-линейных, тригонометрических, показательных, логарифмических).
3. Решение задач ЕГЭ первого уровня сложности (прямых и обратных).
4. Алгоритм нахождения множества значений функции с помощью производной.
Часть 2.
5. Задача на нахождение множества значений сложной функции (четыре функции).
6. Составление уравнений и неравенств, решаемых методом оценки, на основе сложных функций из предыдущей задачи.
7.Их решение методом оценки значений функций, входящих в уравнение или неравенство.
Часть 3.
8. Свойства монотонности сложной функции (доказательство одного из них).
9. Задача на применение одного из свойств монотонности.
10. Задача с параметром.
11. Итог урока.
Ход урока.
n.1. Вступление.
Дорогие друзья!
Сегодня на уроке мы обратимся к основному понятию алгебры и начал анализа – понятию функции. Более детально рассмотрим одно из её свойств – множество её значений.
Решая задачи единого государственного экзамена, мы замечаем, что подчас именно нахождение множества значений функции ставит нас в затруднительные ситуации. Но почему? Казалось бы, что, изучая функцию с седьмого класса, мы сегодня знаем о ней достаточно много. Поэтому у нас есть все основания сделать упреждающий ход.
Давайте сегодня сами «поиграем» с множеством значений функции, чтобы снять многие вопросы этой темы на предстоящем экзамене.
Часть 1.
n.2. Устная работа.
Для начала необходимо повторить графики, уравнения и множества значений основных элементарных функций на всей области определения.
На экран проецируются графики функции и для каждой из них устно определяется множество значений (см. приложение). (Обратить внимание на то, что у линейной функции или одно число; у дробно-линейной ).
Это наша азбука. Присоединив к ней наши знания о преобразованиях графиков: параллельные переносы, растяжения, сжатия, отображения, мы сможем решить задачи 1 части ЕГЭ и чуть сложнее. Проверим это.
n.3. Письменная работа (условия задач и системы координат напечатаны для
каждого ученика).
Задача №1. Найдите множество значений функции на всей области
определения
1) y = 3 sin х , 2) y = 7 - 2х , 3) y = - arccos (x+5),
4) y =|arctg x|, 5) y = 1/3 log x - 6 .
Задача №2. Найдите множество значений функции y=x2 на промежутке J ,
если 1) J = [2; 3], 2) J = [-1; 5).
(Обратить внимание на то, что в случае монотонности и непрерывности функции y = f(x) на заданном промежутке < a; b >, множество её значений – промежуток, концами которого будут значения f(a) и f(b)).
Задача №3. Задайте функцию аналитически (уравнением), если
множество её значений:
1) E(f(x))=(- ∞; 2] и f(x) - функция
а) квадратичная, б) логарифмическая, в) показательная.
2) E(f(x))=R\{7}.
1) Варианты ответов:
а) y = -x2 + 2 , y = - (x+18)2 + 2, y = a(x-xв)2 + 2 при а < 0.
б) y = -|log8 x|+2,
в) y = -| 3x - 7|+2, y = -5|x|+3.
2) Варианты ответов:
а) y = 5/x + 7, б) y = (1+14x)/(2x-3), в) y = 12 - 5x, где x ≠ 1 .
n.4. В 10-м классе мы проходили алгоритм исследования функции непрерывной на отрезке на абсолютный экстремум и на её множество значений, не опираясь на график функции. Вспомните, как мы это делали? (С помощью производной). Давайте повторим алгоритм этого исследования.
Алгоритм (проекция на экране алгоритма).
1) Убедиться, что функция y = f(x) определена и непрерывна
на отрезке J = [a; b];
2) найти значения функции на концах отрезка: f(a) и f(b).
Замечание: Если мы знаем, что функция непрерывна и монотонна на J,
то можно сразу дать ответ: E(f) = [f(a); f(b)] или E(f) = [ f(b); f(а)].
3) найти производную, а затем критические точки xk J.
4) найти значения функции в критических точках f(xk).
5) сравнить значения функции f(a) ,f(b) и f(xk), выбрать наибольшее и
наименьшее значения функции и тогда E(f)= [f; f].
Задачи на применение данного алгоритма встречаются на ЕГЭ. Так, например, в 2008 году встретилась такая задача. Предлагаю вам решить её дома.
Задача №4 (задача С1). Найдите наибольшее значение функции
f (x) = (0,5x+1)- 50(0,5x+1) при | x+1| ≤ 3.
(условия домашних задач распечатаны для каждого ученика).
Часть 2.
n.5. Основную часть нашего урока составят нестандартные задачи, содержащие сложные функции, производные от которых приводят к трудным уравнениям. Да и графики этих функций нам неизвестны. Поэтому для решения мы будем использовать определение сложной функции, то есть зависимость между переменными в порядке их вложенности в данную функцию и оценку их области значений (промежутка изменения их значений). Обратимся к примеру.
Задача №5. Для функций y = f(x) и y = g(x) записать сложную функцию
y = f(g(x)) и найти её множество значений:
Решение задачи №5(1) (см. рисунок 1). Композиция двух элементарных функций или сложная функция имеет вид:
Вводя промежуточный аргумент , мы можем записать эту функцию так:
У внутренней функции аргумент принимает любые значения, а множество её значений - отрезок .
Таким образом, для внешней функции
y = - t2 + 2t + 3 мы узнали промежуток изменения значений её аргумента : . Обратимся к графику функции y = - t2 + 2t + 3. Замечаем, что квадратичная функция при возрастает и принимает наименьшее и наибольшее значения на его концах: и . А так как эта функция непрерывна на отрезке , то она принимает и все значения между ними. Значит,
Ответ:
Решение задачи № 5(2) (см. рисунок 2). Композиция этих функций приводит нас к сложной функции , которая, после введения промежуточного аргумента, может быть представлена так:
,
У функции
У функции (см. рисунок 2) аргумент принимает любые значения, а сама квадратичная функция принимает все значения не больше 4.
Таким образом, имеем
Ответ:
Решение задачи № 5 (3) (см. рисунок 3).
Сложная функция имеет следующий вид:
Вводя промежуточный аргумент, получаем:
Так как для внутренней функции , а, то по графику функции нетрудно видеть, что
Ответ:
Решение задачи № 5(4) (см. рисунок 4).
Композиция 2-х данных функций даёт нам сложную функцию
, которая может быть расписана, как
Заметим, что
Значит, при
. Нарисовав график функции , видим, что при этих значениях .
Ответ:
Kакая из четырёх композиций более сложная и почему?
(четвёртая: функция имеет точки разрыва 2-ого рода, в которых имеются вертикальные асимптоты).
Какая из четырёх композиций более простая и почему?
(первая, т.к. данная квадратичная функция непрерывна и монотонна на рассмотренном промежутке).
Итак, мы увидели иной алгоритм нахождения множества значений для сложной функции:
1) раскладываем сложную функцию на составляющие её простейшие элементарные функции (элементы композиции);
2) оцениваем множества значений этих функций в порядке их вложенности в сложную функцию.
Дома вы попробуете решить эту же задачу, но для функции y=g(f(x)) (поменяете порядок вложенности функций).
п.6. Задача №6. Учитывая найденные множества значений функций
из задачи №5 (найденные множества значений выделены на доске), составьте из них такие уравнения и неравенства, которые решаются методом оценки и объясните их решение.
Варианты ответов:
1) - не имеет корней,
2) - не имеет решений,
3) - - любое число, кроме
4) (можно выбрать и нестрогие знаки неравенств).
п.7. Решение (4). Сравнивая множества значений функций из левой и правой частей уравнения, замечаем, что они имеют только один общий элемент - число 4. Т.е. решениями этого уравнения могут быть только те значения , при которых обе функции имеют значение 4. Как Вы думаете: сколько решений может иметь уравнение в этом случае? (Возможны любые варианты: одно, два, … и сколько угодно). Узнаем это для данного уравнения.
Потребуем выполнения этого необходимого условия от каждой функции и получим систему двух уравнений:
5) - - любое число, кроме
6) - не имеет решений.
На ЕГЭ встречаются задачи, которые решаются методом оценки.
Задача№7. Решите уравнение:
Рассмотрите его решение дома.
Часть3.
n.8. В ходе урока мы заметили, что если данная функция монотонна и непрерывна, то поиск области её значений упрощается. Остановимся на свойстве монотонности именно сложной функции. От каких данных может зависеть её монотонность? (от монотонности входящих в неё функций).
Задача №8.
Докажем следующее свойство:
Если функция - непрерывна и убывает на некотором промежутке , а функция также непрерывна и убывает на промежутке , причём из того, что следует, что , то сложная функция есть функция возрастающая на .
Доказательство:
Так как функции и - убывающие, то каждое своё значение они принимают ровно один раз, и большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции. А тогда для любых и из и для и из имеем:
для и
для ,
Видим, что для любых и из
,
Т.е. функция - возрастающая на . Что и требовалось доказать.
Аналогично можно доказать, что
- композиция двух возрастающих функций – функция возрастающая,
- композиция двух функций различных монотонностей – убывающая
функция.
n.9. Посмотрим на примере, как приведённые выше свойства упрощают решение задач.
Задача №9 . Найти множество значений функции у = log5 (arcctg x) на J,
если
1) J =[ -1; 4) ;
2) на всей области определения.
Решение:
В начале, используя указанные нами свойства, исследуем данную функцию на монотонность.
Функция t = arcctg x – непрерывная и убывающая на R и множество её значений - (0; π). Функция y = log5 t определена на промежутке (0; π), непрерывна и возрастает на нём. Значит, данная сложная функция убывает на множестве R. И ещё она, как композиция двух непрерывных функций, будет непрерывна на R.
Теперь решаем 1) задачу. Так как функция непрерывна на всей числовой прямой, то она непрерывна и на любом её промежутке, в частности, на данном отрезке. А тогда она на этом отрезке имеет наименьшее и наибольшее значения и принимает все значения между ними.
f(-1) = log5 arcctg (-1) = log5 3п/4, f(4) = log5 arcctg 4.
Какое из полученных значений больше? Почему?... И какого же множество значений?
Ответ: у (log5 arcctg 4; log5 3п/4].
Решаем задачу 2.
,
.
Ответ: у (- ∞; log5 π) на всей области определения.
n.10. Теперь попробуем составить и решить несложное уравнение с параметром вида
f (x)=a, где f(x) та же, что и в задаче №9.
Задача №10. Определите количество корней уравнения log5 (arcctg x)=а
для каждого значения параметра а.
Решение:
Как мы уже доказали в задаче 9, у = log5 (arcctg x) - убывающая и непрерывная функция на R и принимает значения меньше log5 п.
Этих сведений достаточно, чтобы дать ответ.
Ответ: если а < log5 п , то уравнение имеет единственный корень;
если а log5 п, то корней нет.
Уравнение задачи №10 можно усложнить, задав в правой части функцию от параметра а (линейную, квадратичную или дробно-линейную). Но это тема следующего урока.
ИТОГ:
Итак, сегодня мы рассмотрели задачи связанные с нахождением множества значений функции. Двигаясь от простого к сложному, мы от отыскания множества значений у простых функций перешли к нахождению его у более сложных. На этом пути мы открыли для себя новый метод решения уравнений и неравенств – метод оценки и нахождение множества значений функции стало средством решения задач более высокого уровня. При этом мы увидели, как конструируются такие задачи и как свойства монотонности функции облегчают их решение.
« Открылась бездна, звёзд полна.
Звездам числа нет, бездне дна…»
М.В.Ломоносов
И мне хочется надеяться, что та логика, которая связала все рассмотренные сегодня задачи, вас поразила или хотя бы удивила. Иначе и быть не может: восхождение на новую вершину никого не оставляет равнодушным! Мы замечаем и ценим красивые картины, скульптуры, музыку и т. д. Но и в математике есть своя красота, притягивающая и завораживающая – красота логики. Математики говорят, что красивое решение это, как правило, - правильное решение и это - не просто фраза. Теперь Вам самим предстоит находить такие решения и один из путей к ним мы указали сегодня. Удачи вам! И помните: дорогу осилит идущий!
Литература
Приложения
ЛИНЕЙНАЯ ФУНКЦИЯ Y
y = kx + b
X
КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ
ДРОБНО-ЛИНЕЙНАЯ ФУНКЦИЯ k1x+b1
k2x+b2
ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
ОБРАТНЫЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
y = arcsin x y = arccos x
y = arctg x y = arcctg x
ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Карточка для выполнения классной работы
№1. Определите множество значений функции на всей области определения
y=3Sinx | |
y=-2-Cosx | |
y=7+23x | |
y=-arccos(x+5) | |
y=|arctg x| | |
y=1/3 log8x-6 |
№2. Найдите множество значений y=x2 на I, если а) I=[2;3]
б) I=[-1;2]
№3. Задать функцию f(x) уравнением такую, что а) E(f(x))=(-∞;2]
б) E(f(x))=R\{7}
№5. Найти множество значений сложной функции y=f(g(x)), где f(x) и g(x) некоторые элементарные функции
№6. Составьте из полученных сложных функций уравнения и неравенства, решаемые методом оценки значений выражений, стоящих в левой и правой его частях.
№8. Свойство монотонности сложной функции. y=f(g(x)), g(x)=t
t1=g(x1) t2=g(x2), т.к. t=g(x) непрерывна и монотонна.
№9. Найдите множество значений функции y=log5(arcctg x)
а) на промежутке I=[-1;4]
б) на её области определения
№10. При каких значениях а уравнение f(x)=a не имеет корней, если f(x)=log5(arcctg x)
Домашняя работа
1. Алгоритм нахождения множества значений функции f(x) на I
(с использованием производной):
1)Найти D(f) и проверить непрерывность f(x) на I
2)Вычисляем f(a) и f(b)
3)Находим f`(x) и решаем f`(x)=0, определяем критические точки xkЄ I
4)Вычисляем f(xk)
5)Выбираем наименьшее и наибольшее значение функции из f(a), f(b), f(xk)
№4. Найти наибольшее значение функции f (x) = (0,5x+1)- 50(0,5x+1) при | x+1| ≤ 3. (Задача С1)
№7. Решите уравнение
№5. Найти множество значений y=g(f(x)), используя уравнения для f(x) и g(x), записанные в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 11 классе "Множество значений функции,применение при решении нестандартных уравнений и неравенств.
Нахождение области значений функции всегда вызывает затруднения у учащихся, между тем такие задания есть в КИМ-ах ЕГЭ. Комбинированные уравнения и неравенства пугают детей, многие даже не приступают к...
Функция. Область определения и множество значений функции
Презентация к уроку...
Конспект урока математики (по новым ФГОС), по теме:Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции.
Конспект урока математики по новым ФГОС.Тема урока: Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции....
Мастер-класс по теме «Множество значений функции». (9 класс)
1.Проверка домашнего задания.2.Игра «Испорченный телефон».3.Определение свойств функции по заданному графику.4.Устно5.Самостоятельная работа в парах на 6 вариантов различной сложности.6.Новый ма...
Закрепляющий материал по теме «Множество значений функции». (9 класс)
1.Для нахождения множества значений функции в простейших случаях достаточно следующих утверждений:2.Примеры, сводящиеся к замене переменных и исследованию получившейся функции на заданном промежутке.3...
Система творческих заданий по подготовке к ЕГЭ по теме «Множество значений функции»
Система творческих заданий по подготовке к ЕГЭпо теме «Множество значений функции»...
Функция, область определения. множество значений функции.
Функция, область определения функции, множество значений функции....