Интегрированный урок по математике и литературе
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме
Так бывает тяжело соединить несовместимое. Мы с учителем литературы попробовали это сделать. Посмотрите.....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_levashova-yanaeva.doc | 412.5 КБ |
chislo_est_slovo_neizrechennoe2.pptx | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока
(математика - литература).
Тема. «Число есть слово неизреченное» (Законы математики и литературы в жизни).
Цель. 1) установить связь между предметами;
2) увидеть эстетический потенциал в математике;
3) рассмотреть в литературе и жизни действие математических понятий, законов;
4) сформировать представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Задача. Ответить на вопрос: «Что полнее и объективнее отражает многообразную и противоречивую сущность человеческой жизни – литература или математика?»
Оборудование.
1.Проектор, интерактивная доска.
На доске – тема урока, утверждение.
На парте – текст романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», учебник алгебры и начала анализа за 10 класс (профильный уровень) под ред. А.Г.Мордковича.
Ход урока.
Учитель литературы:
Еще раз здравствуйте, дорогие 10-классники и гости урока. Вас приветствуют Левашова Марина Александровна – учитель русского языка и литературы и Янаева Ольга Николаевна – учитель математики. Сегодня у нас необычная встреча единомышленников, готовых к приятию и общению. Поприветствуем друг друга аплодисментами.
Учитель математики:
Позвольте напомнить основное правило урока:
- На уроке нельзя не работать;
- На уроке нельзя мешать другому работать
Итак, начнем. Тема урока «Число есть слово неизреченное»(Законы математики и литературы в жизни) слайд 1
Слайд 2 Слово и число едины в мирозданье,
Два величайших человеческих созданья!
Учитель литературы: Такие разные…
Неразделимые, как лодка и весло.
Что их роднит, объединяет в вечность?
Учитель математики: Наша задача – проследить «совместимость несовместимого». Попробуем увидеть это на элементарном, занимательном уровне.
Учитель литературы: Вопросы Вам Ольга Николаевна. какие математические понятия кроются в поэтических виршах великих?
Слайд 4 Спросил меня голос в пустыне дикой
- Много ли в море растет земляники?
- Столько же, сколько селедок соленых
Растет на березах и елках зеленых. С.Маршак
Учитель математики: пустое множество.
Учитель литературы: Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
А.Пушкин Слайд 5
Учитель математики: прямая и обратная пропорциональность
Учитель литературы: Как я хотел себя уверить,
Что не люблю ее, хотел
Неизмеримое измерить,
Любви безбрежной есть предел.
М.Лермонтов Слайд 6
Учитель математики: Предел функции
Учитель литературы:
Что Клав меня лечил, слух этот, друг мой, лжив:
Когда б то было так, то как же б я был жив?
П.Сумароков Слайд 7
Учитель математики: доказательство от противного.
А теперь несколько вопросов и вам, уважаемые 10-классники.
Слайд 8 Кому из великих русских писателей принадлежит высказывание: «В математике есть своя красота, как в поэзии»? (Ответ: А.С.Пушкин)
Учитель литературы: В сказке «Конек-горбунок» есть строчка: «Приезжаю – тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!» Сколько было народа? (Ответ: 10000)
Учитель математики: Название какой кривой является литературным термином? (Ответ: гипербола)
Учитель литературы: Кто из великих математиков имел отношение к литературе? (Ответ: Омар Хайям, М.В.Ломоносов, С.В. Ковалевская)
Учитель математики: Кто из великих литераторов получил математическое образование?( Ответ: А.С.Грибоедов, Ф.М.Достоевский, Л.Кэрролл)
Учитель математики: Какому пушкинскому герою принадлежит фраза: «Поверил я алгеброй гармонию» . (Ответ: Сольери)
Пушкин прав. Это действительно так. Математика – стройная наука, где все гармонично…Среди логических умозаключений различают два вида: дедукция – переход от общих утверждений к частным и индукция – переход от частных утверждений к общим. Метод математической индукции можно сравнить с прогрессом. Мы начинаем с низшего, в результате логического мышления приходим к высшему. Человек стремился к прогрессу, а значит , сама природа предначертала ему размышлять индуктивно.
В чем заключается принцип математической индукции:
Слайд 11 Если предположение, зависящее от натурального числа n, истинно для n=1 и из того, что оно истинно для n=k (где k-любое натуральное число), следует, что оно истинно и для следующего числа n=k+1, то предположение истинно для любого натурального числа n.
Слайд 12 Составим алгоритм решения:
- Расчет (показываем, что доказуемое утверждение верно для некоторых простейших частных случаев , n=1)
- Предположение (предполагаем, что утверждение доказано для первых k случаев)
- Шаг (в этом предположении доказываем утверждение для случая n=k+1)
- Вывод (утверждение верно для всех случаев, то есть для всех n)
Рассмотрим пример: №6.7(а) Докажите, что при любом натуральном значении n выполняется равенство
Доказательство:
Метод математической индукции применяется в задачах на делимость на вступительных экзаменах в ВУЗы
Пример:
Слайд14 Итак, индукция – одна из форм расчета и умозаключения, прием исследования, применяя который от знания отдельных фактов приходят к общим положениям к гармонии и красоте при решении логических и жизненных задач. Возможно ли использование этого метода в литературе?
Учитель литературы: На самом деле деление на физиков и лириков надуманно, условно. Законы математики тесно переплетены с законами жизни. Обратимся к роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание» Слайд 15
- Кто из литературных героев и каким образом пользуется, сам того не осознавая методом математической индукции и делает своеобразное открытие? (Порфирий Петрович)
- Метод же дедукции – общепринятый в жизни. Мы идем, определяя цель в жизни и способы достижения ее. Кто из героев виртуозно справляется с этим? (Лужин Петр Петрович)
Слайд 16
Какие цели ставит? В каких областях жизни?
В деловой жизни
Цель: открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору.
Слайд 17
В личной жизни
Цель: жениться на Дуне
- Почему до сих пор не женился?
- Почему именно на Дуне хочет жениться?
- Почему Дуня согласна на брак с Лужиным?
Слайд 18
Почему такой «деловой человек» не имел успеха в личной жизни? (валеопауза – видеоэпизод «Отказ Дуни» из х/ф 2007г.Святозарова)
Почему Дуня отказала Лужину в итоге? Какие ошибки допустил Лужин в отношениях с Дуней? (собрать воедино факты, чтобы выявить основные черты характера Лужина)
Почему себя так повел? Ведь не глупый человек, и сам понимает, что переборщил? (главная ценность – деньги). Слайд 19
При определенных обстоятельствах этот человек может потерпеть крах в бизнесе?
Какой эпизод является подсказкой в этом? Почему? 9подлог Соне 100 рублей)
Как складывается его дальнейшая судьба в романе? Почему?
Итак, для характеристики одного из героев романа мы использовали один из методов логического умозаключения. Какой? (индукция)
Заключение. Рефлексия.
На какие размышления о жизни вас натолкнули математика и литература?
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
…Слово и число едины в мирозданье, Два величайших человеческих созданья ! Такие разные… Неразделимые, как лодка и весло. Что их роднит, объединяет в вечность?
Спросил меня голос в пустыне дикой: -Много ли в море растет земляники? -Столько же, сколько селедок соленых Растет на березах и елках зеленых. С. Маршак
Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей И тем ее вернее губим Средь обольстительных речей. А.Пушкин
Как я хотел себя уверить, Что не люблю ее, хотел Неизмеримое измерить, Любви безбрежной есть предел. М.Лермонтов
Что Клав меня лечил, слух этот, друг мой, лжив: Когда б то было так, то как же б я был жив? П.Сумароков
Вопросы учащимся: 1. Кому из великих русских писателей принадлежит высказывание: «В математике есть своя красота, как в поэзии»? 2. В сказке «Конек-горбунок» есть строчка: «Приезжаю – тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!» Сколько было народа? 3. Название какой кривой является литературным термином? 5. Кто из великих математиков имел отношение к литературе? 6.Кто из великих (и не очень!) литераторов получил математическое образование? 4. Что это ? Не только результат умножения, но и плод труда писателя и поэта? 7. Какому пушкинскому герою принадлежит фраза: «Поверил я алгеброй гармонию»?
Методы логических умозаключений
Переход от общих утверждений к частным называется дедукцией. В математике часто приходится от частных утверждений переходить к общим, т.е. использовать метод, противоположный дедуктивному, который называется индукцией .
Принцип математической индукции: Если предположение, зависящее от натурального числа n , истинно для n =1 и из того, что оно истинно для n = k (где k -любое натуральное число), следует, что оно истинно и для следующего числа n = k +1, то предположение истинно для любого натурального числа n .
Алгоритм решения: 1.Расчет ( показываем, что доказываемое утверждение верно для некоторых простейших частных случаев ( п = 1); 2.Предположение (предполагаем, что утверждение доказано для первых к случаев; 3 . Шаг ( в этом предположении доказываем утверждение для случая п = к + 1); 4.Вывод ( у тверждение верно для всех случаев, то есть для всех п) .
Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Метод индукции (от частного к общему) Метод дедукции (от общего к частному)
Лужин Петр Петрович
Лужин Петр Петрович- «деловой человек», надворный советник, служит в двух местах, имеет свой капитал Цель: открыть публичную адвокатскую контору в Петербурге
Лужин Петр Петрович – жених Цель: «женщинами можно весьма и весьма много выиграть»
Лужин П.П. Главная ценность жизни - деньги Основные черты характера: себялюбие, самолюбие, тщеславие, высокомерие, скаредность, меркантильность,эгоизм
Жизнь, гармония, красота Логика, расчет, законы, порядок исключения математика Литера тура
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок по математике и литературе
Связь математики с такими предметами как физика, химия, информатика, география очевидна. Труднее установить эту связь между литературой и математикой. На примере этого урока мы попробовали это сделать...
Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"
Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....
План-конспект интегрированного урока по математике и литературе"Хлеб войны"
Разработка содержит исторические материалы военной тематики и соответствующий подбор заданий по математике и литературе....
Интегрированный урок по математике и литературе в 6 классе по теме :"Делимость чисел с использованием текста романа А.С. Пушкина "Дубровский"".
Интегрированный урок по математике и литературе в 6 классе...
Интегрированный урок по математике и литературе "Математика в сказках" 5 класс
Интегрированный урок по математике и литературе "Математика в сказках" 5 класс...
Конспект интегрированного урока по математике и литературе "Личность. Жизнь и деятельность Софьи Васильевны Ковалевской"
Цели интегрированного урока:-учить детей ценить чужие открытия не меньше, чем свои-учить слышать и уважать друг друга Обучающие задачи интегрированного урока по математике:-ученик должен действов...
Интегрированный урок по математике и литературе «Где же тут человек?» (по роману И.А.Гончарова "Обломов)
Урок с использованием Квест-технологии и технологии "Лэпбук"...
Комментарии
Очень интересный урок и
Очень интересный урок и презентация!Удачи в конкурсе! Голос!
Голосую за вашу работу.Буду
Ольга Николаевна,интересная работа голосую.
Здравствуйте! Мы с вами
Здравствуйте! Мы с вами участвуем в одном конкурсе, я проголосовала за Вас, мне так же важно Ваше мнение. Вот мои ссылки:http://http://nsportal.ru/node/662250 и http://nsportal.ru/node/397034 Спасибо и удачи Вам!
Интегрированные уроки очень
Интегрированные уроки очень интересны, продуктивны. Правда требуют огромной подготовки!