Рабочая программа по математике 8 класс
рабочая программа (алгебра, 8 класс) по теме
рабочая программа по математике для 8 класса написана к учебникам Макарычев Ю.Н., Атанасяна Л.С. (алгебра + геометрия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_matematika_8.doc | 365.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | К-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Рациональные выражения. | 1 | Находить алгебраическую дробь, числитель дроби, знаменатель дроби знаменатель дроби, область допустимых значений. | |
Повторение. Параллельные прямые | 1 | Находить углы образованные при пересечении двух прямых третьей прямой и их свойства | |
Рациональные выражения. | 2 | Находить алгебраическую дробь, числитель дроби, знаменатель дроби знаменатель дроби, область допустимых значений | |
Повторение. Треугольники | 1 | Треугольники. Признаки равенства треугольников. | |
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | 2 | Применять основное свойство к алгебраической дроби, к сокращение дробей | |
Многоугольник | 1 | Различать многоугольник, выпуклый и невыпуклый многоугольник, применять формулу суммы углов | |
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 2 | Знать алгоритм сложения алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями | |
Многоугольник | 1 | Различать многоугольник, выпуклый и невыпуклый многоугольник, применять формулу суммы углов | |
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | Упрощение выражений, сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями. С.р. | |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 1 | Находить наименьший общий знаменатель, знать правило приведения алгебраических дробей к общему знаменателю, | |
Параллелограмм | 1 | Параллелограмм, его свойства. | |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 2 | наименьший общий знаменатель, правило приведения алгебраических дробей к общему знаменателю, | |
Свойства и признаки параллелограмма | 1 | Параллелограмм, его свойства и признаки | |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 2 | Уметь вычитать алгебраические дроби с разными знаменателями | |
Решение задач на свойства и признаки параллелограмма | 1 | Знатьсвойства и признаки параллелограмма, уметь решать задачи по теме. | |
Контрольная работа № 1 по теме: «Сложение и вычитание дробей ». | 1 | Уметь применять приобретенные знания, умения и навыки при выполнении письменного контрольного задания. | |
Умножение дробей. | 1 | Знать правило умножения дробей. Уметь решать задачи по теме. | |
Трапеция | 1 | Знать определение трапеции, виды трапеций, равнобедренная трапеция. | |
Умножение дробей. | 2 | Знать правило умножения дробей. Уметь решать задачи по теме. | |
Теорема Фалеса | 1 | Знать теорему Фалеса, уметь решать задачи по теме. | |
Умножение дробей. Возведение дроби в степень. | 2 | Знать правило возведения алгебраических дробей в степень, умножения дробей. Уметь решать задачи по теме. | |
Задачи на построение циркулем и линейкой. | 1 | Уметь решать задачи по теме. | |
Деление дробей. | 2 | Знать правило деления дробей Уметь выполнять деление алгебраических дробей. | |
Прямоугольник | 1 | Знать определение прямоугольника, свойства и признаки. Уметь решать задачи по теме. | |
Деление дробей. | 2 | Знать правило деления дробей Уметь выполнять деление алгебраических дробей. | |
Ромб и квадрат | 1 | Ромб, квадрат; свойства и признаки Уметь решать задачи по теме.. | |
Преобразование рациональных выражений. | 2 | Уметь выполнять преобразования рациональных выражений. | |
Решение задач. Прямоугольник, ромб, квадрат | 1 | Ромб, квадрат; свойства и признаки. Уметь решать задачи по теме. | |
Преобразование рациональных выражений. | 2 | Уметь выполнять преобразования рациональных выражений. | |
Осевая и центральная симметрии | 1 | Знать определение осевой и центральной симметрии. Уметь решать задачи по теме. | |
Функция у=к/х и ее график. | 2 | Знать понятие функции у=к/х и ее график , свойства функции. Уметь выполнять построение графика. | |
Решение задач. Четырехугольники. | 1 | Четырёхугольники: элементы, свойства, признаки. Уметь решать задачи по теме. | |
Контрольная работа № 2 по теме: «Преобразование рациональных выражений | 1 | Уметь применять приобретенные знания, умения и навыки при выполнении письменного контрольного задания. | |
. Рациональные числа. | 1 | Знать множество рациональных чисел, знак принадлежности, знак включения, бесконечные десятичные периодические. Уметь решать задачи по теме. | |
Контрольная работа №3 по теме «Четырёхугольники» | 1 | Уметь применять приобретенные знания, умения и навыки при выполнении письменного контрольного задания. | |
Иррациональные числа. | 2 | Знать иррациональные числа, период, чисто периодическая дробь. Уметь решать задачи по теме. | |
Понятие площади многоугольника. | 1 | Знать формула для вычисления площади многоугольника и квадрата. Уметь решать задачи по теме.. | |
Арифметический квадратный корень | 2 | Знать определения квадратного корня, арифметического квадратного корня. Уметь выполнять преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни. | |
Площадь прямоугольника | 1 | Знать формулу для вычисления площади прямоугольника. Уметь решать задачи по теме. | |
Уравнение x2=а | 2 | Уметь решать уравнения вида x2=а; | |
Площадь параллелограмма. | 1 | Знать формулу для вычисления площади параллелограмма. Уметь решать задачи по теме. | |
Нахождение приближенных значений квадратного корня | 1 | Уметь находить приближенные значения квадратного корня. Строить график функции | |
Функция и ее график | 1 | ||
Площадь треугольника | 1 | формула для вычисления площади треугольника. Уметь решать задачи по теме. | |
Квадратный корень из произведения. | 2 | Уметь находить вадратный корень из произведения | |
Площадь треугольника. | 1 | Решение задач по формуле для вычисления площади треугольника. Уметь решать задачи по теме. | |
Квадратный корень из дроби и степени. | 2 | Уметь находить квадратный корень из дроби, степени. | |
Площадь трапеции | 1 | Знать высоту трапеции, формулу площади трапеции. Уметь решать задачи по теме. | |
Контрольная работа № 4 по теме: «Квадратный корень из произведения, дроби, степени». | 1 | Уметь применять приобретенные знания, умения и навыки при выполнении письменного контрольного задания. | |
Вынесение множителя из-под знака корня. | 1 | Уметь выносить множитель из-под знака корня, вносить множитель под знак корня; выполнять преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | |
Решение задач на вычисление площадей фигур. | 1 | Уметь применять формулы для вычисления площадей фигур к решению задач. | |
Вынесение множителя из-под знака корня. | 2 | Уметь выносить множитель из-под знака корня. | |
Теорема Пифагора | 1 | Знать теорему Пифагора. Уметь решать задачи по теме. | |
Внесение множителя под знак корня | 2 | Уметь вносить множитель под знак корня. | |
Теорема Пифагора | 1 | Знать теорему, обратную теореме Пифагора. Уметь решать задачи по теме. | |
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 2 | Уметь выполнять преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | |
Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | 1 | Знать теорему Пифагора теорему, обратную теореме Пифагора. Уметь решать задачи по теме. | |
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 2 | Уметь выполнять преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | |
Решение задач | 1 | Применять теоретический материал по теме «Площади» и «Теорема Пифагора» к решению задач. | |
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 1 | Уметь выполнять преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | |
Контрольная работа №5 по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни». | 18 | Уметь применять приобретенные знания, умения и навыки при выполнении письменного контрольного задания. | |
Решение задач | 1 | Применять теоретический материал по теме «Площади» и «Теорема Пифагора» к решению задач. | |
Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. | 2 | Знать определение квадратного уравнения, старшего коэффициента, второго коэффициента, свободного члена, приведенного уравнения. | |
Решение задач | 1 | Применять теоретический материал по теме «Площади» и «Теорема Пифагора» к решению задач. | |
Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. | 1 | Знать определение квадратного уравнения, старшего коэффициента, второго коэффициента, свободного члена, приведенного уравнения. | |
Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена. | 1 | Уметь решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена. | |
Контрольная работа № 6 «Площадь. Теорема Пифагора» | 1 | Уметь применять приобретенные знания, умения и навыки при выполнении письменного контрольного задания. | |
Решение квадратных уравнений по формуле | 2 | Дискриминант квадратного уравнения, формулы корней квадратного уравнения | |
Определение подобных треугольников | 1 | Знать определение подобных треугольников, пропорциональных отрезков. Уметь решать задачи по теме. | |
Решение квадратных уравнений по формуле | 2 | Уметь решать квадратные уравнения по формуле. | |
Отношение площадей подобных треугольников. | 1 | Знать теорему об отношении площадей подобных треугольников. Уметь решать задачи по теме. | |
Решение квадратных уравнений по формуле. | 2 | Дискриминант квадратного уравнения, формулы корней квадратного уравнения. Уметь решать квадратные уравнения по формуле. | |
Первый признак подобия треугольников | 1 | Знать первый признак подобия. Уметь решать задачи по теме. | |
Решение задач с помощью квадратных уравнений | 2 | Уметь решать задачи с помощью квадратных уравнений. | |
Первый признак подобия треугольников | 1 | Знать первый признак подобия. Уметь решать задачи по теме. | |
Решение задач с помощью квадратных уравнений | 2 | Уметь решать задачи с помощью квадратных уравнений. | |
Второй и третий признаки подобия треугольников | 1 | Знать второй и третий признаки подобия треугольников. Уметь решать задачи по теме. | |
Теорема Виета. | 2 | Знать теорему Виетта, обратную теорему Виета, симметрическое выражение с двумя переменными. Уметь решать задачи по теме. | |
Решение задач «Признаки подобия треугольников» | 1 | Знать признаки подобия треугольников. Уметь решать задачи по теме. | |
Контрольная работа № 7 по теме: «Решение квадратных уравнений по формуле». | 1 | Квадратные уравнения, неполные квадратные уравнения. приведенные квадратные уравнения. Формулы дискриминанта и корней кв.. уравнений | |
Решение дробных рациональных уравнений. | 1 | Знать какие уравнения называются дробно-рациональными. Уметь решать дробно-рациональные уравнения. | |
Решение задач «Подобие треугольников» | 1 | Знать признаки подобия треугольников. Уметь решать задачи по теме. | |
Решение дробных рациональных уравнений. | 2 | Уметь решать дробно-рациональные уравнения. | |
Контрольная работа № 8 «Подобные треугольники» | 1 | Уметь применять приобретенные знания, умения и навыки при выполнении письменного контрольного задания. | |
Решение дробных рациональных уравнений. | 2 | Уметь решать дробно-рациональные уравнения. | |
Средняя линия треугольника | 1 | Знать определение средней линии треугольника теорему о средней линии треугольника. Уметь решать задачи по теме. | |
Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений. | 2 | Уметь решать задачи на составление уравнений | |
Свойство медианы треугольника. | 1 | Знать свойство медианы треугольника. Решение задач о средней линии треугольника | |
Решение задач с помощью дробно- рациональных уравнений. | 2 | Уметь решать задачи на составление уравнений | |
Пропорциональные отрезки. | 1 | Знать определение среднего пропорционального двух отрезков, теорему о пропорциональных отрезках. Уметь решать задачи по теме. | |
Графический способ решения уравнений | 2 | Решение уравнений: графически, дробных рациональных | |
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 | Знать определение среднего пропорционального двух отрезков, теорему о пропорциональных отрезках. Уметь решать задачи по теме. | |
Обобщающий урок по теме «Дробные рациональные уравнения» | 1 | Уметь решать задачи по теме. | |
Контрольная работа № 9 по теме: «Решение дробных рациональных уравнений». | 1 | Уметь применять приобретенные знания, умения и навыки при выполнении письменного контрольного задания. | |
Измерительные работы на местности. | 1 | Уметь применять теорию о подобных треугольниках при измерительных работах на местности. | |
Числовые неравенства. | 1 | Знать определение числового неравенства с одной переменной, что называется решением неравенства с одной переменной, что значит решить неравенство. | |
Свойства числовых неравенств. | 1 | Знать свойства числовых неравенств.Уметь решать линейные неравенства с одной переменной. | |
Задачи на построение методом подобия. | 1 | Уметь решать задачи по теме. | |
Свойства числовых неравенств. | 2 | Знать свойства числовых неравенств.Уметь решать линейные неравенства с одной переменной. | |
Задачи на построение методом подобия. | 1 | Уметь решать задачи по теме. | |
Сложение и умножение числовых неравенств. | 2 | Уметь выполнять сложение и умножение числовых неравенств. | |
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | 1 | Знать определение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Уметь решать задачи по теме. | |
Сложение и умножение числовых неравенств. | 1 | Уметь выполнять сложение и умножение числовых неравенств. | |
Погрешность и точность приближения. | 1 | Знать правило нахождения погрешности приближения. | |
Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60° | 1 | Знать таблицу значений. Уметь решать задачи по теме. | |
Обобщающий урок по теме «Свойства числовых неравенств» | 1 | Уметь применять приобретенные знания, умения и навыки при выполнении письменного задания. | |
Контрольная работа №10 по теме «Числовые неравенства и их свойства» | 1 | Уметь применять приобретенные знания, умения и навыки при выполнении письменного контрольного задания. | |
Соотношения между сторонами и углами в треугольнике. | 1 | Знать таблицу значений. Уметь решать задачи по теме. | |
Пересечение и объединение множеств | 1 | Уметь записывать и читать числовые промежутки, изображать их на числовой прямой | |
Числовые промежутки | 1 | ||
Решение задач | 1 | Уметь применять теоретический материал по теме «Подобие» к решению задач. | |
Решение неравенств с одной переменной | 2 | Знать определение числового неравенства с одной переменной, что называется решением неравенства с одной переменной. Уметь решать линейные неравенства с одной переменной | |
Контрольная работа № 11 «Применение подобия к решению задач» | 1 | Уметь применять приобретенные знания, умения и навыки при выполнении письменного контрольного задания. | |
Решение неравенств с одной переменной | 2 | Знать определение числового неравенства с одной переменной, что называется решением неравенства с одной переменной. Уметь решать линейные неравенства с одной переменной | |
Взаимное расположение прямой и окружности. | 1 | Знать различные случаи прямой и окружности. Уметь решать задачи по теме. | |
Решение систем неравенств с одной переменной. | 2 | Уметь решать системы линейных неравенств с одной переменной. | |
Касательная к окружности | 1 | Знать понятие касательной к окружности, точки касания. Уметь решать задачи по теме. | |
Решение систем неравенств с одной переменной. | 2 | Уметь решать системы линейных неравенств с одной переменной. | |
Касательная к окружности | 1 | Знать понятие касательной к окружности, точки касания. Уметь решать задачи по теме. | |
Доказательство неравенств | 2 | Уметь применять свойства неравенства при решении неравенств и их систем. | |
Центральный угол | 1 | Знать понятие дуги, полуокружности, градусной меры дуги окружности, центрального угла. Уметь решать задачи по теме. | |
Обобщающий урок по теме «Неравенства с одной переменной и их системы» | 1 | Уметь применять свойства неравенства при решении неравенств и их систем. | |
Контрольная работа № 12 по теме: «Решение систем неравенств с одной переменной». | 1 | Уметь применять приобретенные знания, умения и навыки при выполнении письменного контрольного задания. | |
Теорема о вписанном угле. | 1 | Знать теорему о вписанном угле ее следствия. Уметь решать задачи по теме. | |
Определение степени с целым отрицательным показателем. | 2 | Знать определение степени с целым и целым отрицательным показателем. Уметь выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателями; записывать | |
Теорема об отрезках пересекающихся хорд. | 1 | Знать теорему об отрезках пересекающихся хорд. Уметь решать задачи по теме. | |
Свойства степени с целым показателем | 2 | Знать свойства степени с целым показателями. Уметь выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателями | |
Решение задач. | 1 | Уметь решать задачи по теме. | |
Свойства степени с целым показателем | 2 | Знать свойства степени с целым показателями .Уметь выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателями | |
Свойство биссектрисы угла. | 1 | Знать свойство биссектрисы угла. Уметь решать задачи по теме. | |
Стандартный вид числа | 2 | Использовать запись чисел в стандартном виде для выражения и сопоставления размеров объектов. | |
Серединный перпендикуляр. | 1 | Знать понятие серединного перпендикуляра, теорему о серединном перпендикуляре. Уметь решать задачи по теме. | |
Контрольная работа № 13 «Степень с целым показателем» | 1 | Уметь применять приобретенные знания, умения и навыки при выполнении письменного контрольного задания. | |
Сбор и группировка статистических данных | 1 | Уметь выполнять задания на нахождение по таблице частот среднее арифметическое, моду, размах; наглядно представлять статистические данные с помощью столбчатых и круговых диаграмм. | |
Теорема о точке пересечения высот треугольника. | 1 | Знать теорему о точке пересечения высот треугольника. Уметь решать задачи по теме. | |
Сбор и группировка статистических данных | 1 | Уметь приводить примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот; выполнять задания на нахождение по таблице частот среднее арифметическое, моду, размах; наглядно представлять статистические данные с помощью столбчатых и круговых диаграмм. | |
Наглядное представление статистической информации | 1 | ||
Вписанная окружность | 1 | Знать понятие вписанной окружности и описанного многоугольника. Уметь решать задачи по теме. | |
Наглядное представление статистической информации | 1 | Уметь приводить примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот; выполнять задания на нахождение по таблице частот среднее арифметическое, моду, размах; наглядно представлять статистические данные с помощью столбчатых и круговых диаграмм. | |
Повторение. Рациональные дроби | 1 | Уметь выполнять действия с рациональными дробями. | |
Свойство описанного четырехугольника. | 1 | Знать свойство описанного четырехугольника. Уметь решать задачи по теме. | |
Повторение. Рациональные дроби | 2 | Уметь выполнять действия с рациональными дробями. | |
Описанная окружность | 1 | Знать понятие описанной окружности, вписанного многоугольника, теорему об описанной окружности. Уметь решать задачи по теме. | |
Повторение. Квадратные корни. | 2 | Уметь преобразовывать выражения содержащие квадратные корни. | |
Свойство вписанного четырехугольника. | 1 | Знать теорему о сумме противоположных углов вписанного многоугольника. Уметь решать задачи по теме. | |
Повторение. Квадратные уравнения. | 2 | Решение квадратных уравнений. | |
Решение задач. | 1 | Уметь применять теоретический материал по теме «Окружность» к решению задач. | |
Повторение. Неравенства. | 2 | Решение линейных неравенств, систем линейных неравенств. | |
Контрольная работа № 14 «Окружность» | 1 | Уметь применять приобретенные знания, умения и навыки при выполнении письменного контрольного задания. | |
Повторение. Степень с целым показателем. | 1 | Уметь применять свойства степеней с целым показателем. | |
Повторение. Степень с целым показателем. | 1 | Уметь применять свойства степеней с целым показателем. | |
Повторение по темам «Четырехугольники», «Площадь». | 1 | Знать основные определения и теоремы по теме повторения. Уметь решать задачи. | |
Повторение. Решение задач. | 2 | Уметь решать текстовые задачи на составление уравнений. | |
Повторение по темам «Подобные треугольники», «Окружность». | 1 | Знать основные определения и теоремы по теме повторения. Уметь решать задачи. | |
Итоговый зачет | 1 | ||
Итоговая контрольная работа № 14 | 2 | Применить знания полученные при изучении курса математики 8 класса при выполнении письменной контрольной работы. | |
Резерв | 4 | ||
Комитет администрации Чарышского района по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Маралихинская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО ______________/__________/ Протокол ____ от «____» ________ ____ | «Согласованно» Заместитель директора по УВР ____________/Медведева С.Н./ «____» ___________ _2012 | «Утверждено» Директор МБОУ « Маралихинская СОШ» ____________/Домникова С.Н./ Приказ № __53__ от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
(наименование учебного предмета, курса, дисциплины, модуля)
МАТЕМАТИКА
образовательная область
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ступень обучения
8 (восьмой)
(класс)
Срок реализации программы 2012-2013 Программу составил (а) ХаринаЛ.А. высшая кв. категория
(Ф.И.О. учителя, категория)
с.Маралиха, 2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года
- Примерной программы по предмету «Математика», утвержденной Министерством образования РФ
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2011 г.
- Государственный стандарт основного общего образования по математике. Программа соответствует учебнику «Алгебра. 8 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2009г. Преподавание ведется по второму варианту – 4 часа в неделю, всего 140 часов. 1.Примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, составитель Н.Ф. Гаврилова – М: «Просвещение», 2011. 2Программа соответствует учебнику «Геометрия 7-9 класс» (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., Преподавание ведется 2 часа в неделю, всего 70 часов. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. По данной рабочей программе могут заниматься учащиеся, обучающиеся по специальной коррекционной программе 7 вида.
Цель изучения:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра. Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 6 ч в неделю в 8 классе. Из них на алгебру 4 часа в неделю или 140 часов в год, на геометрию 2 часа в неделю или 70 часов в год.
Требования к математической подготовке учащихся 8 класса
В результате изучения алгебры ученик должен
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
- уметь
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами;
- нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими
В результате изучения геометрии ученик должен
Уметь объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы; знать, что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым; уметь вывести формулу формулами при исследовании несложных практических ситуаций; суммы углов выпуклого многоугольника и решать задачи типа 364 – 370.
Уметь находить углы многоугольников, их периметры.
Знать определения параллелограмма и трапеции, виды трапеций, формулировки свойств и признаки параллелограмма и равнобедренной трапеции, уметь их
доказывать и применять при решении задач
Уметь выполнять деление отрезка на n равных частей с помощью циркуля и линейки; используя свойства параллелограмма и равнобедренной трапеции уметь доказывать некоторые утверждения.
Уметь выполнять задачи на построение четырехугольников.
Знать определения частных видов параллелограмма: прямоугольника, ромба и квадрата, формулировки их свойств и признаков.
Уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач типа 401 – 415.
Знать определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки.
Уметь строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией.
Знать основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника. Уметь вывести формулу для вычисления площади прямоугольника
Знать формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции; уметь их доказывать, а также знать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу, и уметь применять все изученные формулы при решении задач
Уметь применять все изученные формулы при решении задач, в устной форме доказывать теоремы и излагать необходимый теоретический материал.
Знать теорему Пифагора и обратную ей теорему, область применения, пифагоровы тройки. Уметь доказывать теоремы и применять их при решении задач
Знать определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об отношении подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника.
Уметь определять подобные треугольники, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач
Знать признаки подобия треугольников, определение пропорциональных отрезков. Уметь доказывать признаки подобия и применять их при решении задач
Знать теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике.
Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач, а также уметь с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение
Знать определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°, метрические соотношения. Уметь доказывать основное тригонометрическое тождество, решать задачи
Уметь применять все изученные формулы, значения синуса, косинуса, тангенса, метрические отношения при решении задач
Знать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной.
Уметь их доказывать и применять при решении задач, выполнять задачи на построение окружностей и касательных, определять отрезки хорд окружностей.
Знать определение центрального и вписанного углов, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд.
Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач
Знать теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника.
Уметь доказывать эти теоремы и применять их при решении задач.
Уметь выполнять построение замечательных точек треугольника.
Знать, какая окружность называется вписанной в многоугольник и какая описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырехугольников.
Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач, выполнять задачи на построение окружностей и касательных, определять отрезки хорд окружностей.
Знать, какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд.
Уметь доказывать эти теоремы и применять при решении задач
Знать теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника.
Уметь доказывать эти теоремы и применять их при решении задач.
Уметь выполнять построение замечательных точек треугольника.
Знать определения вектора и равных векторов.
Уметь изображать и обозначать векторы, откладывать от данной точки вектор, равный данному, решать задачи
Знать законы сложения векторов, определение разности двух векторов; знать, какой вектор называется противоположным данному; уметь объяснить, как определяется сумма двух и более векторов; уметь строить сумму двух и более данных векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить разность двух данных векторов двумя способами.
Знать, какой вектор называется произведением вектора на число, какой отрезок называется средней линией трапеции.
Уметь формулировать свойства умножения вектора на число, формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции.
Содержание тем учебного курса и основные результаты обучения
Рациональные дроби (30ч)
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у = к/х и ее график.
Понятия дробного выражения, рациональной дроби. Основное свойство дроби. Правило об изменении знака перед дробью. Правила сложения, вычитания дробей с одинаковыми и с разными знаменателями. Правила умножения, деления дробей, возведения дроби в степень. Понятие тождества, тождественно равных выражений, тождественных преобразований выражения. Рациональные выражения и их преобразования. Свойства и график функции
у = при k > 0; при k < 0.
Квадратные корни (25 ч)
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция ее свойства и график.
Понятие рационального, иррационального, действительно числа, определение арифметического корня, теоремы о квадратном корне из произведения, из дроби, тождество = |x|.
Квадратные уравнения (30 ч)
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнения
. Неравенства (24 ч)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Степень с целым показателем. Элементы статистики теории вероятностей (13 ч).
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Приближенный вычисления.
Вводное повторение (2)
Четырехугольники (14 ч). Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция
Площадь (14 ч). Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы
Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников.
Подобные треугольники (20 ч). Признаки подобия треугольников.
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника (5 ч). Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Окружность (16 ч). Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.
Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Повторение (16 ч)
Резерв (4 ч)
Литература:
- Алгебра, учебник для 8 класса для общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б. Суворова : Просвещение, 2011.
- Геометрия, 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.: Просвещение, 2009.
- Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей. Учебное пособие для учащихся 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк: Просвещение, 2010.
- Изучение алгебры в 7 – 9 классах. Книга для учителя. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк: Просвещение, 2008.
- Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков: Просвещение, 2004.
- Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк: Просвещение 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...