Обобщающий урок по теме "Десятичные дроби"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Слепкова Татьяна Владимировна

  Обобщающий урок по теме «Десятичные дроби»

Девиз урока: «Знания имей отличные по теме десятичные»

Цели урока:

  1. закрепление знаний о правилах умножения, деления, сложения. умножения, сравнения десятичных дробей;
  2. развивать логическое мышления;
  3. воспитание толерантного отношения друг другу.

оборудование : карточки с заданием; мяч, маршрутный лист, компьютер.

Тип урока:  урок путешествия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_po_teme_v_5_klasse.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Талажанская основная общеобразовательная школа, Казачинского района

 Слепкова Татьяна Владимировна – учитель математики

  Обобщающий урок по теме «Десятичные дроби»

Девиз урока: «Знания имей отличные по теме десятичные»

Цели урока:

  1. закрепление знаний о правилах умножения, деления, сложения. умножения, сравнения десятичных дробей;
  2. развивать логическое мышления;
  3. воспитание толерантного отношения друг другу.

оборудование : карточки с заданием; мяч, маршрутный лист, компьютер.

Тип урока:  урок путешествия.

                               Ход урока

Здравствуйте!
Садитесь. Сегодня у нас урок- путешествие по стране « Десятичные дроби».  

Чтобы спорилось нужное дело
Чтобы в жизни  не знать неудач
В путешествие  отправимся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти нелегко.
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не довались легко.

Мы будем путешествовать на  самолете

Путь наш не близок  зданий много поэтому потренируем мозги (устный счет – игра с мячом)

Карта путешествия

Теоретическая                               Спортивная                                     Решай-ка

                                                           Историческая                                      Думай и соображай                                Конечная

                                                                                                                                     

Сейчас мы с вами изучили  десятичные дроби. А вот о том, как важна точность в расчетах с десятичными дробями, вы узнаете послушав  стихотворение “Три десятых”  В.П. Лившица (читает ученик):

Три десятых

Это кто из портфеля швыряет в досаде

Ненавистный задачник, пенал и тетради?

И сует свой дневник, не краснея при этом,

Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?

Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин

Жертва вечных придирок, - он снова  провален.

И шипит, на растрепанный глядя задачник:

-Просто мне не везет. Просто я неудачник!-

В чем причина обиды его и досады?

Что ответ не сошелся лишь на три десятых,

Это сущий пустяк, и к нему безусловно,

Придирается строгая Марья Петровна.

Три десятых. И все же об этой ошибке

Я прошу вас послушать меня без улыбки.

Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете

Архитектор немного ошибся в расчете _

Чтоб случилось ты знаешь, ли Костя Жигалин?

Этот дом превратился бы в груду развалин!

Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,

А не будь инженер в чертежах своих точен,

Ты  бы, Костя, свалившись в холодную реку,

Не сказал бы спасибо тому человеку!

Три десятых – и стены возводятся косо!

Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!

Ошибись только на три десятых  аптека –

Станет ядом лекарство, убьет человека.

Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно

И скажи -  не права ли, была Марья Петровна?

Если честно подумаешь, Костя, об этом,

То недолго лежать дневнику под буфетом!

Учитель: И нам, ребята, нужно уметь правильно и быстро выполнять действия с десятичными дробями.

Станция «Теоретическая»

На этой станции, ребята, вам надо решить кроссворд.

( ребятам раздаются кроссворды)

По горизонтали: 2.Автор первого учебника по математике в России.

3.Как одним словом назвать  дробь 0,5?      5.Дробь, знаменатель которой произносится, но не записывается.     6.Действие, в котором десятичные дроби надо записать так, чтобы запятая была под запятой

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вертикали: 1. При … десятичных дробей в ответе отделяют запятой столько знаков, сколько их в обеих дробях, с которыми  выполняют данное действие.      4.Знак, отделяющий целую часть от дробной.

Станция «Историческая»

(Игра «Поле чудес»  Проверка ранее изученного).

Каждый ученик получает  по одной  карточки с примерами    , решает  их. Ответы примеров закодированы буквами. В результате их решения на доске появляются  фамилии трех  ученых математиков:  аль Каши, Стевин, Магницкий. 

Затем ребята рассказывают как связаны эти имена  с десятичными дробями.

  Эти имена связаны с открытием десятичных дробей.

  Выдающийся  фламандский  ученый Симон Стевин  (1548-1620) – один из  «универсальных гениев» эпохи Возрождения. Труды Стевина посвящены самым разнообразным вопросам современных ему математики, механики и физики. Но наибольшую славу ему принесла небольшая книжка «Десятая», изданная в 1585 году в Лейдене. В ней автор выступил популяризатором десятичных дробей.  «Десятая» получила широкую известность в Европе, т.е  в европейскую практику десятичные дроби ввел Симон Стевин. До тех пор каждый, кто сталкивался с нецелыми числами, должен был возиться с  числителями и знаменателями…  На французский язык «Десятая»  была переведена в том же году самим автором. На английском языке появилась в 1608 году. 

  Каши (аль – Каши)  Джемшид  ибн  Масуд  ( ? – ок. 1436 или 1437), средне – азиатский математик и астроном. Работал на обсерватории Улугбека. В основном трактате «Ключ арифметики» (1427 г.)  ввел в употребление десятичные дроби, изложил приемы извлечения корней.

    Леонтий Магницкий (1669 – 1739), преподаватель математики в  Школе  математических и навигацких наук в Москве (с 1701), автор  первого русского учебника математики  «Арифметика…» - энциклопедия  математических знаний того времени. Он ввел десятичные дроби в России

Карточка № 1                          Карточка № 2                                         Карточка № 3

  1. 6,3 ·7 – 10,28               1.  (14,48 + 3,65) · 20                  1.  16,84 – 12,37) ·23
  2. 0,7·  32 + 2,07                2. (26,35 – 14,45) · 13               2.   6,3· 7 – 10,28
  3. 4 · 4,38 – 9,72                3.   3,18 · 26 – 7,32                     3.  (4,8 + 2,6) ·4 – 9,6
  4. 11,56 + 2,36·  2              4.  0,548· 22 + 0,15                    4.   28· 0,28 + 0,15
  5. 6,3 · 7  - 10,28                 5.  0,271 ·30 + 1,25                   5.   0,271·30 + 1,25
  6. 36 · 0,17 – 2,19.              6.  28· 0,28 + 0,15                      6.   0,9· 37 + 4,3 ·5.
  7. 0,271 · 30 + 1,25                                                                   7.  0,271·30 – 1,25

                                                                                                           8. 4,8· 13 – 0,3 ·27.

КОД

А

В

Г

Е

И

Й

К

Л

М

Н

С

Т

Ц

Ш

Ь

33,82

12,206

20

75,36

9,38

54,3

16,28

24.47

102,81

7,99

362,6

154,7

54,8

3,93

7,8

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

а

л

ь

К

а

ш

и

С

т

е

в

и

н

14

15

16

17

18

19

20

21

22

М

а

г

н

и

ц

к

и

й

                         Станция « Спортивная»

Встаньте, пожалуйста, вытяните перед собой руки. Теперь отвечайте на мои вопросы так:

если хотите ответить “да”, поднимите руки вверх, если хотите ответить “нет”, опустите

руки вниз.
1) У козы было 5 козлят. (-)
2) Старик поймал в море одну золотую рыбку(+)
3) У сестрицы Алёнушки был братец Иванушка.(+)
4) Старик Хоттабыч летал на вертолете. (-)
5) Золушка была добрая и трудолюбивая (+)
6) У Змея Горыныча одна голова и три хвоста. (-)
7) Емеля-дурачок лежал на диване. (-)

  Станция « Думай и соображай»

Пословица: Ум без догадки гроша не стоит.

Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает  любознательность, смекалку. Это очень важные качества в жизни человека.

Расположи числа записанные в таблице в порядке возрастания.

 0.3

2,06

5,4

1,48

0,08

0,29

5,39

2,1

1,5

Ответ: 0,08;   0,29;    0,3;    1,48;     1,5;    2,06;    2,1;  5,39;   5.4

(один учащийся выходит к доске и записывает ответ)

Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. например, «Казнить , нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать». в математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

Расставьте запятые, так, чтобы получились верные равенства:

3,2+1,8 =5

3 + 1,08 = 4,08

63 – 2.7 =60,3

        5,7 – 4 = 1,7


                             Станция «Решай-ка»

  1. Решите уравнение

2,34х + 2,66х =2,8 (0,56)

  1. Задача: Пароход прошёл по течению 241,92км за 5,6 часа. С какой скоростью  шёл пароход?(43,2)

 

  1. Даны две суммы

7,82 + 5,64+3,47+1,23  и  2,18+4,36+6,53+8,77

Найдите сумму этих сумм                 (40)

                         Станция «Конечная»

Вот и подошло к концу наше путешествие.

  1. Рефлексия

Притча.

Шел мудрец, а  навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу.» А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма?

Домашнее задание № 854(а)  и № 855

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме:«Обыкновенные и десятичные дроби».Урок- сказка: «В 3/9 царстве, в 0,3 государстве».

Целями данного  урока являются:          Обобщить и систематизировать знания по теме « Обыкновенные и десятичные дроби», продолжить работу по совершен...

Разработка урока с использованием информационных технологий в 5-м классе по математике по теме "Десятичные дроби" (Обобщающий урок-путешествие).

Урок демонстрационный : как использовать презентации на уроке.  На нём предложены приёмы контроля знаний учащихся  по темам “Сложение и вычитание десятичных дробей” и «Умножение десяти...

Обобщающий урок математики в 5 классе "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби , смешанные числа "

Тип урока :Повторительно-обобщающий с использованием игровых технологий.Задачи урока :-закрепление изученных на прошлом уроке понятий « обыкновенная дробь, правильная и неправильная дробь, смеша...

Обобщающий урок по теме "Дроби"

Обобщающий урок в форме путешествия на математическом поезде в страну "Дроби" для учащихся 5-го класса. Предлагается достаточно большое количество заданий для активизации знаний учащихся: устная работ...

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" Оборудование: компьютерное обеспечение (презентация), раздаточный материал для каждого ученика.ЦЕЛИ И ЗАД...

Обобщающий урок экскурсия по теме "Умножение дробей. Нахождение дроби от числа"

Урок- презентация по математике в 6 классе.Последний урок перед контрольной работой по теме "Умножение дробей. Нахождение дроби от числа" Составлен в форме путешествиия в зоопарк. На этом уроке учащие...