ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по алгебре в 9 классе Арифметическая прогрессия
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

 

Использование ИКТ и ЭОР в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по каждой дисциплине должен уметь подготовить урок с использованием ИКТ и ЭОР. Такие уроки позволяют учителю – работать дифференцируемо, дают возможность оперативного контроля и оценки работы учащихся, позволяют ученикам работать в своём темпе.

Урок в 9-м классе  по теме «Арифметическая прогрессия»  2-ой из 7 уроков по этой теме.

Использование авторской презентации существенно экономит время на уроке, что позволяет решить больше задач  на отработку полученных знаний.

ИОС оказывают существенную помощь в организации дифференцированных, индивидуальных заданий для самостоятельной работы, наличие  подсказок в тренажерах позволяют учителю оставить ученика « наедине с компьютером».

Самостоятельная работа по карточкам и за компьютером позволяет провести контроль знаний, навыков, умений по пройденному материалу сразу  и помогает ликвидировать пробелы в знаниях.

 Применение заданий из  Единой коллекции ЦОР  и ФЦИОР включают в  качественную работу большее количество учеников.

В ходе урока ученики получают небольшой исторический материал, что повышает  их активность и  активизирует внимание.

Различные формы опроса, оригинальность задач вызывает интерес у учащихся, позволяют в несколько раз повысить эффективность проверки знаний учащихся. Применение на уроке разнообразных форм и методов обучения является основной частью здоровье сберегающей технологии.

 Урок лучше проводить в сильном классе (достаточно большой объём заданий).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по алгебре в 9 классе

                                                   Арифметическая прогрессия

ФИО        

Карпенко      Алла Петровна

Место работы 

 Московская область, город Чехов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов

 (МБОУ СОШ №9 город Чехов)

Должность 

Учитель математики

Предмет      

алгебра

Класс    

9

Тема и номер урока в теме

Урок №2 из 7 уроков по данной теме

Базовый учебник 

Алгебра 9 под редакцией  А.Г.Мордкович.

         Цель и задачи урока

Цель: обеспечить условия для усвоения учащимися  знаний об арифметической прогрессии, её свойствах и основных формулах.

 Задачи:

Обучающие задачи:

– описать характеристическое свойство арифметической прогрессии;

 –осуществить первичную отработку применения формулы n-го члена арифметической прогрессии на примерах.

 Развивающие задачи:

•        развивать память учащихся;

•        развивать умения  сравнивать, обобщать и излагать мысли;

• развивать логическое мышление, внимание и умение работать в проблемной ситуации.        

Воспитательные задачи:

•        воспитывать умения работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.

•        развивать познавательный интерес учащихся;

•        развивать любознательность учащихся;

•        развивать умения преодолевать трудности при решении математических задач;

• воспитывать  такие качества  характера, как настойчивость в достижении      цели;

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолению препятствий.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, рефлексия способов и условий действия ; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Тип урока: Комбинированный урок – практикум.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиапроектор,  интерактивная доска, компьютерная презентация по теме, индивидуальные  задания  на компьютерах (2-4 шт.), карточки с заданием для самостоятельной работы.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  по-рядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Орг. момент.

Подводит учеников к формулировке цели урока и определению задач на урок

Вспоминают пройденный материал и формулируют цель и  задачи на урок

1

Вступительная часть

 Авторская презентация

слайд1-3

 Сообщение детям о плане урока

Принимают план работы на урок

Повторение пройденного материала

Арифметическая прогрессия

Модуль П-типа Тренажер-практикум. (2)

1.Дает задания  ученикам на компьютерах

2.Комментарии к условиям задач для остальных учеников

1.Работа  двух уче-ников на компью-терах

2.Воспринимают условие задачи  и осуществляют поиск её решения

3-4

3

новая тема

Модуль И – типа Характеристическое  свойство арифметической прогрессии, слайд4, Единая коллекция  (3)

Демонстрирует презентацию и комментирует

Просмотр, обоб-щение выше сказан-ного и запись в тетрадь нового определения, сравнение с ана-логичным опре-делением  на слайде Модуля И – типа

10


4

Закрепление изученного материала

Характеристическое  свойство арифметической прогрессии

Модуль П-типа :Тренажер-практикум   (3)

Направляет работу учеников наводящими вопросами

Практика с записью в тетрадь

5

Распределяет учеников для  работы на компьютерах, дает необходимые консультации

Работа  4-х учеников на компьютерах с тренажером

4

 Организует работу учеников по отработке навыков в решении задач №421а.. из учебника

Дает необходимые пояснения этапам решения задачи.


Фиксируют план решения задачи Знакомятся по необходимости с содержанием поша-говых подсказок, оформляют решение задачи, записывают ответ.



Авторская презентация

 слайд 5

Организует решение обучающей самостоятельной работы на 2 варианта  с дальнейшей проверкой

Самостоятельный поиск решения задач,

5

Авторская презентация

 слайд 6


Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность.

Контролируют   правильность выполнения самостоятельной работы, анали-зируют  ошибки

3







4

Арифметическая прогрессия

Модуль П-типа,  (4)

Направляет работу учеников наводящими вопросами

Для  работы на компьютерах

Работа  двух учеников   (разобравшихся в новой теме) на компьютерах

8(5+3 см. выше)

Слайд №7 авторской презентации

Задает наводящие вопросы.

Демонстрирует по необходимости наводящие подсказки. Сообщает исторические сведения





Решают задачи с последующей рас-шифровкой слова.

Осуществляют поиск решения задачи. Воспринимают их содержание  с помощью наводя-щих подсказок, осознают их содер-жание, делают выводы.

10



Тем временем 2 человека на компьютерах Модуль К-типа

(5)



При необходимости оказывает помощь



Самостоятельно работают  на компьютере два ученика,( с последующей оценкой их деятельности)











5










Подведение итогов и домашнее задание                        

Наводящими вопросами подводит учеников к результатам их деятельности на уроке

Делают выводы о достигнутых успехах и новых знаниях

3

Комментирует  задание на дом


Оценка деятельности учеников на уроке.

Записывают задания в дневники с необходимыми пометками в тетрадях


 В сильном классе  слайд №9 авторской презентации


Проверка усвоенного материала в устном счете.

Устная работа по решению задач на применение характеристического свойства арифметической прогрессии

Ход урока.

1.Организационный  момент

С какой последовательностью мы познакомились на прошлом уроке?

 Какое свойство характеризует арифметическую прогрессию?

 А как вы думаете, все ли свойства арифметической прогрессии мы рассмотрели?

 Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним свойством

арифметической прогрессии и рассмотрим его применение на конкретных примерах.

2. Повторение пройденного материала.

2 сильных ученика за компьютерами- практический тест.

http://fcior.edu.ru/card/12461/opredelenie-arifmeticheskoy-progressii-formula-n-ogo-chlena-arifmeticheskoy-progressii-p1.html 

Остальные устный счет:

 Слайд №1-  -повторение основных  формул задания последовательностей.

Слайд №2- формула n-го члена прогрессии;

 Тетради:Слайд №3- В арифметической прогрессии четные члены оказались затёрты:3, …, 7, …, 13…

   Можно ли восстановить утраченные числа?

-Какое число неизменно в арифметической прогрессии?        d

-Какой формулой можно воспользоваться для нахождения d?  

                                                                                      Формулой n –го члена

   Заметим, что a3=a1+2d, a5=a3+2d, a7=a5+2d  и т.д.

       Тогда d=(an+2-an):2, то есть d=2.

  1. Искомая последовательность

        3, 5, 7, 9, 13, 15, …

  1. Можно ли найти пропущенные члены последовательности, не вычисляя разности?

3. Новая тема

Характеристическое свойство арифметической прогрессии

Слайд №4- Пусть an – искомый член последовательности. Воспользуемся тем, что разность между соседними членами последовательности постоянна:

an-an-1=an+1-an,

2an=an-1+an+1,

   an=(an-1+an+1):2

http://fcior.edu.ru/card/1997/opredelenie-arifmeticheskoy-progressii-svoystvo-arifmeticheskoy-progressii-i1.html    ( 8-11 кадр) (2.  Формула n-го члена арифметической прогрессии) теория – характеристическое свойство.

4. Закрепление изученного материала

а) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/73bc8240-49f3-44c6-8991-a547d457a20f/112769/?interface=teacher&class=51&subject=17 (2.  Формула n-го члена арифметической прогрессии) практика №1

 б) №421а№422а (вся техника выключена)

в) обучающая самостоятельная работа на 2 варианта  с дальнейшей проверкой - раздаточный материал  (См. приложение №1) ( первые 2 ученика, решившие верно с каждого варианта получают оценку. )

 Проверка самостоятельной  работы  Слайд №5,6.

2 ученика работают на компьютерах http://fcior.edu.ru/card/1281/sostavlenie-arifmeticheskoy-progressii-p2.html             

г) экскурс в историю. Слайд №7.  Фронтальная  работа с записью в тетрадях.  Презентация включается лишь для формулировки следующей задачи, на время решения  задач  экран  временно отключается.

Тем временем 2 человека на компьютерах  http://fcior.edu.ru/card/955/opredelenie-arifmeticheskoy-progressii-formula-n-ogo-chlena-arifmeticheskoy-progressii-k1.html 

Япония – островное государство. Поэтому основу японской национальной кухни составляют блюда из морепродуктов

4 задачи с зашифрованной буквой

1. В арифметической прогрессии 12-й член равен 17, а разность

 равна 2. Найдите ее первый член.

2. В арифметической прогрессии  первый член равен 7, десятый  

равен -11. Найдите разность этой прогрессии.

3. В арифметической прогрессии первый член равен 12.2, разность равна 0.4. Найдите номер члена этой прогрессии равного 30.6.

4. Сумма второго и третьего членов арифметической прогрессии

 равна 20, а разность равна 2. Найдите ее первый член.

 Слово – разгадка   Суши

5. Подведение итогов и домашнее задание:  

Итак урок подходит к концу,  давайте подведём итоги.

 Что мы повторили и что нового узнали сегодня? Слайд №8.  

Над чем Вам придется поработать дома?

Домашнее задание с комментарием: 421б,422б,445аб, теория    

Оценки за урок.

 Если осталось время, то устные задания на характеристическое свойство арифметической прогрессии.  Слайд №9 (в сильном  классе)

 

Приложение к плану-конспекту урока

Арифметическая прогрессия

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Авторская презентация

Модуль И,П,К – типа

Авторская презентация

2

На сайте ФЦИОР

Модуль П-типа.

Тренажер-практикум

Определение арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. П1

3

Авторская презентация  и Единая коллекция  

Модуль И – типа, 

презентация

Характеристическое  свойство арифметической прогрессии,слайд4 http://fcior.edu.ru/card/1997/opredelenie-arifmeticheskoy-progressii-svoystvo-arifmeticheskoy-progressii-i1.html 

4

На сайте ФЦИОР, 

МодульП-типа,

Тренажер-практикум

http://fcior.edu.ru/card/1281/sostavlenie-arifmeticheskoy-progressii-p2.html

5

На сайте ФЦИОР 

Модуль К-типа

Тренажер-практикум

http://fcior.edu.ru/card/955/opredelenie-arifmeticheskoy-progressii-formula-n-ogo-chlena-arifmeticheskoy-progressii-k1.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устная работа Последовательность (х n ) задана формулой: х n = n 2 . Какой номер имеет член этой последовательности, если он равен 144? 225? 100? О последовательности ( u n ) известно, что u 1 =2 , u n+1 =3u n +1 . Как называется такой способ задания последовательности? Найдите первые четыре члена этой последовательности. Рекуррентный способ. u 1 = 2 u 2 =3u 1 + 1=7 u 3 =3u 2 +1 =22 u 4 =3u 3 +1 =67 12 15 10 Являются ли членами этой последовательности числа 48? 49? 169?

Слайд 2

О последовательности ( a n ) известно, что a n =(n-1)(n+4) Как называется такой способ задания последовательности? Найдите n , если a n =150 ? Заметим, что в формуле n- ого члена множители отличаются друг от друга на 5. 150 =(n-1)(n+4) 150=10·15 n= 11

Слайд 3

В арифметической прогрессии четные члены оказались затёрты: 3, …, 7, …, 13… Можно ли восстановить утраченные числа? Заметим, что a 3 =a 1 +2 d , a 5 =a 3 +2 d , a 7 =a 5 +2 d и т.д. Тогда d =( a n+2 -a n ):2 , то есть d =2. Искомая последовательность 3, 5 , 7, 9 , 13, 15 , … Можно ли найти пропущенные члены последовательности, не вычисляя разности? В тетрадях

Слайд 4

Пусть a n – искомый член последовательности. Воспользуемся тем, что разность между соседними членами последовательности постоянна: a n -a n-1 =a n+1 -a n , 2 a n =a n-1 +a n+1 , a n =( a n-1 +a n+1 ):2 http://fcior.edu.ru/card/1997/opredelenie-arifmeticheskoy-progressii-svoystvo-arifmeticheskoy-progressii-i1.html Характеристическое свойство арифметической прогрессии

Слайд 5

Самостоятельная работа. Заполнить пропуски в таблице. Вариант 1. Вариант 2. a 1 d a 6 10 4 -2 53 2 9,6 a 1 d a 6 -35 5 7 62 -3 6

Слайд 6

Вариант 1. Вариант 2. a 1 d a 6 10 4 30 -2 11 53 2 9 , 6 50 a 1 d a 6 -35 5 -10 7 11 62 -3 6 33 Самостоятельная работа . проверим

Слайд 7

Япония – островное государство. Поэтому основу японской национальной кухни составляют блюда из морепродуктов. № Задание БУКВА 1 В арифметической прогрессии 12-й член равен 17, а разность равна 2. Найдите ее первый член. 2 В арифметической прогрессии первый член равен 7, десятый равен -11. Найдите разность этой прогрессии. 3 В арифметической прогрессии первый член равен 12.2, разность равна 0.4. Найдите номер члена этой прогрессии равного 30.6. 4 Сумма второго и третьего членов арифметической прогрессии равна 20, а разность равна 2. Найдите ее первый член. м 49 У -2 А 2 С -5 И 7 Ш 47 Суши - рисовые котлетки, пропитанные соусом, на которые сверху положены кусочки сырой рыбы или креветки. Экскурс в географию

Слайд 8

Основные формулы: Рекуррентный способ задания арифметической прогрессии a n+1 = a n +d Разность прогрессии d=a n+1 -a n Формула n -ого члена a n =a 1 +d(n-1) Характеристическое свойство

Слайд 9

2,5 4 14 6 7



Предварительный просмотр:

 

Приложение №1

Самостоятельная работа

Вариант 1                                               Вариант 2

Заполни пропуски

а1

d

a6

10

4

-2

53

2

9,6

а1

d

a6

-35

5

7

62

-3

6



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”

Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

Конспект урока по алгебре 9 кл "Прогрессии"

Использование технических средств на уроке алгебры 9 класса....

План-конспект открытого урока по алгебре в 8 классе

Тема урока: «Функция . Свойства квадратного корня»Дата: 22.11.16г.Дидактическая цель: повторение и обобщение материала по применению свойств арифметического квадратного корня.Тип урока: комбинированны...

План-конспект открытого урока по алгебре 10 класс по теме "Степенная функция"

Открытый урок по Алгебре в 10 классе  на тему «Степенная функция, ее свойства и график»Составил: учитель математики Елисеев Алексей ДмитриевичМБОУ Каринская средняя общеобразоват...

план конспект открытого урока по алгебре 7 класс по теме "Вынесение за скобки общего множителя"

план конспект открытого урока по алгебре 7 класс по теме "Вынесение за скобки общего множителя"...