ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по алгебре в 9 классе Арифметическая прогрессия
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме
Использование ИКТ и ЭОР в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по каждой дисциплине должен уметь подготовить урок с использованием ИКТ и ЭОР. Такие уроки позволяют учителю – работать дифференцируемо, дают возможность оперативного контроля и оценки работы учащихся, позволяют ученикам работать в своём темпе.
Урок в 9-м классе по теме «Арифметическая прогрессия» 2-ой из 7 уроков по этой теме.
Использование авторской презентации существенно экономит время на уроке, что позволяет решить больше задач на отработку полученных знаний.
ИОС оказывают существенную помощь в организации дифференцированных, индивидуальных заданий для самостоятельной работы, наличие подсказок в тренажерах позволяют учителю оставить ученика « наедине с компьютером».
Самостоятельная работа по карточкам и за компьютером позволяет провести контроль знаний, навыков, умений по пройденному материалу сразу и помогает ликвидировать пробелы в знаниях.
Применение заданий из Единой коллекции ЦОР и ФЦИОР включают в качественную работу большее количество учеников.
В ходе урока ученики получают небольшой исторический материал, что повышает их активность и активизирует внимание.
Различные формы опроса, оригинальность задач вызывает интерес у учащихся, позволяют в несколько раз повысить эффективность проверки знаний учащихся. Применение на уроке разнообразных форм и методов обучения является основной частью здоровье сберегающей технологии.
Урок лучше проводить в сильном классе (достаточно большой объём заданий).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arifmet_progressiya_9_klass.doc.doc | 123 КБ |
prilozhenie_arifmeticheskaya_progressiya.pptx | 378.09 КБ |
prilozhenie.docx | 11.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по алгебре в 9 классе
Арифметическая прогрессия
ФИО | Карпенко Алла Петровна |
Место работы | Московская область, город Чехов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов (МБОУ СОШ №9 город Чехов) |
Должность | Учитель математики |
Предмет | алгебра |
Класс | 9 |
Тема и номер урока в теме | Урок №2 из 7 уроков по данной теме |
Базовый учебник | Алгебра 9 под редакцией А.Г.Мордкович. |
Цель и задачи урока
Цель: обеспечить условия для усвоения учащимися знаний об арифметической прогрессии, её свойствах и основных формулах.
Задачи:
Обучающие задачи:
– описать характеристическое свойство арифметической прогрессии;
–осуществить первичную отработку применения формулы n-го члена арифметической прогрессии на примерах.
Развивающие задачи:
• развивать память учащихся;
• развивать умения сравнивать, обобщать и излагать мысли;
• развивать логическое мышление, внимание и умение работать в проблемной ситуации.
Воспитательные задачи:
• воспитывать умения работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.
• развивать познавательный интерес учащихся;
• развивать любознательность учащихся;
• развивать умения преодолевать трудности при решении математических задач;
• воспитывать такие качества характера, как настойчивость в достижении цели;
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение, смыслообразование
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолению препятствий.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, рефлексия способов и условий действия ; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий
Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач.
Тип урока: Комбинированный урок – практикум.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.
Необходимое техническое оборудование: мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютерная презентация по теме, индивидуальные задания на компьютерах (2-4 шт.), карточки с заданием для самостоятельной работы.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием по-рядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Орг. момент. | Подводит учеников к формулировке цели урока и определению задач на урок | Вспоминают пройденный материал и формулируют цель и задачи на урок | 1 | |
2а | Вступительная часть | Авторская презентация слайд1-3 | Сообщение детям о плане урока | Принимают план работы на урок | |
2б | Повторение пройденного материала | Арифметическая прогрессия Модуль П-типа Тренажер-практикум. (2) | 1.Дает задания ученикам на компьютерах 2.Комментарии к условиям задач для остальных учеников | 1.Работа двух уче-ников на компью-терах 2.Воспринимают условие задачи и осуществляют поиск её решения | 3-4 |
3 | новая тема | Модуль И – типа Характеристическое свойство арифметической прогрессии, слайд4, Единая коллекция (3) | Демонстрирует презентацию и комментирует | Просмотр, обоб-щение выше сказан-ного и запись в тетрадь нового определения, сравнение с ана-логичным опре-делением на слайде Модуля И – типа | 10 |
4 | Закрепление изученного материала | Характеристическое свойство арифметической прогрессии Модуль П-типа :Тренажер-практикум (3) | Направляет работу учеников наводящими вопросами | Практика с записью в тетрадь | 5 |
Распределяет учеников для работы на компьютерах, дает необходимые консультации | Работа 4-х учеников на компьютерах с тренажером | 4 | |||
Организует работу учеников по отработке навыков в решении задач №421а.. из учебника Дает необходимые пояснения этапам решения задачи. | Фиксируют план решения задачи Знакомятся по необходимости с содержанием поша-говых подсказок, оформляют решение задачи, записывают ответ. | ||||
Авторская презентация слайд 5 | Организует решение обучающей самостоятельной работы на 2 варианта с дальнейшей проверкой | Самостоятельный поиск решения задач, | 5 | ||
Авторская презентация слайд 6 | Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность. | Контролируют правильность выполнения самостоятельной работы, анали-зируют ошибки | 3 | ||
4 | Арифметическая прогрессия Модуль П-типа, (4) | Направляет работу учеников наводящими вопросами Для работы на компьютерах | Работа двух учеников (разобравшихся в новой теме) на компьютерах | 8(5+3 см. выше) | |
Слайд №7 авторской презентации | Задает наводящие вопросы. Демонстрирует по необходимости наводящие подсказки. Сообщает исторические сведения | Решают задачи с последующей рас-шифровкой слова. Осуществляют поиск решения задачи. Воспринимают их содержание с помощью наводя-щих подсказок, осознают их содер-жание, делают выводы. | 10 | ||
(5) | При необходимости оказывает помощь | Самостоятельно работают на компьютере два ученика,( с последующей оценкой их деятельности) | |||
5 | Подведение итогов и домашнее задание | Наводящими вопросами подводит учеников к результатам их деятельности на уроке | Делают выводы о достигнутых успехах и новых знаниях | 3 | |
Комментирует задание на дом Оценка деятельности учеников на уроке. | Записывают задания в дневники с необходимыми пометками в тетрадях | ||||
В сильном классе слайд №9 авторской презентации | Проверка усвоенного материала в устном счете. | Устная работа по решению задач на применение характеристического свойства арифметической прогрессии |
Ход урока.
1.Организационный момент
С какой последовательностью мы познакомились на прошлом уроке?
Какое свойство характеризует арифметическую прогрессию?
А как вы думаете, все ли свойства арифметической прогрессии мы рассмотрели?
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним свойством
арифметической прогрессии и рассмотрим его применение на конкретных примерах.
2. Повторение пройденного материала.
2 сильных ученика за компьютерами- практический тест.
http://fcior.edu.ru/card/12461/opredelenie-arifmeticheskoy-progressii-formula-n-ogo-chlena-arifmeticheskoy-progressii-p1.html
Остальные устный счет:
Слайд №1- -повторение основных формул задания последовательностей.
Слайд №2- формула n-го члена прогрессии;
Тетради:Слайд №3- В арифметической прогрессии четные члены оказались затёрты:3, …, 7, …, 13…
Можно ли восстановить утраченные числа?
-Какое число неизменно в арифметической прогрессии? d
-Какой формулой можно воспользоваться для нахождения d?
Формулой n –го члена
Заметим, что a3=a1+2d, a5=a3+2d, a7=a5+2d и т.д.
Тогда d=(an+2-an):2, то есть d=2.
- Искомая последовательность
3, 5, 7, 9, 13, 15, …
- Можно ли найти пропущенные члены последовательности, не вычисляя разности?
3. Новая тема
Характеристическое свойство арифметической прогрессии
Слайд №4- Пусть an – искомый член последовательности. Воспользуемся тем, что разность между соседними членами последовательности постоянна:
an-an-1=an+1-an,
2an=an-1+an+1,
an=(an-1+an+1):2
http://fcior.edu.ru/card/1997/opredelenie-arifmeticheskoy-progressii-svoystvo-arifmeticheskoy-progressii-i1.html ( 8-11 кадр) (2. Формула n-го члена арифметической прогрессии) теория – характеристическое свойство.
4. Закрепление изученного материала
а) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/73bc8240-49f3-44c6-8991-a547d457a20f/112769/?interface=teacher&class=51&subject=17 (2. Формула n-го члена арифметической прогрессии) практика №1
б) №421а№422а (вся техника выключена)
в) обучающая самостоятельная работа на 2 варианта с дальнейшей проверкой - раздаточный материал (См. приложение №1) ( первые 2 ученика, решившие верно с каждого варианта получают оценку. )
Проверка самостоятельной работы Слайд №5,6.
2 ученика работают на компьютерах http://fcior.edu.ru/card/1281/sostavlenie-arifmeticheskoy-progressii-p2.html
г) экскурс в историю. Слайд №7. Фронтальная работа с записью в тетрадях. Презентация включается лишь для формулировки следующей задачи, на время решения задач экран временно отключается.
Тем временем 2 человека на компьютерах http://fcior.edu.ru/card/955/opredelenie-arifmeticheskoy-progressii-formula-n-ogo-chlena-arifmeticheskoy-progressii-k1.html
Япония – островное государство. Поэтому основу японской национальной кухни составляют блюда из морепродуктов
4 задачи с зашифрованной буквой
1. В арифметической прогрессии 12-й член равен 17, а разность
равна 2. Найдите ее первый член.
2. В арифметической прогрессии первый член равен 7, десятый
равен -11. Найдите разность этой прогрессии.
3. В арифметической прогрессии первый член равен 12.2, разность равна 0.4. Найдите номер члена этой прогрессии равного 30.6.
4. Сумма второго и третьего членов арифметической прогрессии
равна 20, а разность равна 2. Найдите ее первый член.
Слово – разгадка Суши
5. Подведение итогов и домашнее задание:
Итак урок подходит к концу, давайте подведём итоги.
Что мы повторили и что нового узнали сегодня? Слайд №8.
Над чем Вам придется поработать дома?
Домашнее задание с комментарием: 421б,422б,445аб, теория
Оценки за урок.
Если осталось время, то устные задания на характеристическое свойство арифметической прогрессии. Слайд №9 (в сильном классе)
Приложение к плану-конспекту урока
Арифметическая прогрессия
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Авторская презентация | Модуль И,П,К – типа | Авторская презентация | |
2 | На сайте ФЦИОР | Модуль П-типа. | Тренажер-практикум | Определение арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. П1 |
3 | Авторская презентация и Единая коллекция | Модуль И – типа, | презентация | Характеристическое свойство арифметической прогрессии,слайд4 http://fcior.edu.ru/card/1997/opredelenie-arifmeticheskoy-progressii-svoystvo-arifmeticheskoy-progressii-i1.html |
4 | На сайте ФЦИОР, | МодульП-типа, | Тренажер-практикум | http://fcior.edu.ru/card/1281/sostavlenie-arifmeticheskoy-progressii-p2.html |
5 | На сайте ФЦИОР | Модуль К-типа | Тренажер-практикум |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О последовательности ( a n ) известно, что a n =(n-1)(n+4) Как называется такой способ задания последовательности? Найдите n , если a n =150 ? Заметим, что в формуле n- ого члена множители отличаются друг от друга на 5. 150 =(n-1)(n+4) 150=10·15 n= 11
В арифметической прогрессии четные члены оказались затёрты: 3, …, 7, …, 13… Можно ли восстановить утраченные числа? Заметим, что a 3 =a 1 +2 d , a 5 =a 3 +2 d , a 7 =a 5 +2 d и т.д. Тогда d =( a n+2 -a n ):2 , то есть d =2. Искомая последовательность 3, 5 , 7, 9 , 13, 15 , … Можно ли найти пропущенные члены последовательности, не вычисляя разности? В тетрадях
Пусть a n – искомый член последовательности. Воспользуемся тем, что разность между соседними членами последовательности постоянна: a n -a n-1 =a n+1 -a n , 2 a n =a n-1 +a n+1 , a n =( a n-1 +a n+1 ):2 http://fcior.edu.ru/card/1997/opredelenie-arifmeticheskoy-progressii-svoystvo-arifmeticheskoy-progressii-i1.html Характеристическое свойство арифметической прогрессии
Самостоятельная работа. Заполнить пропуски в таблице. Вариант 1. Вариант 2. a 1 d a 6 10 4 -2 53 2 9,6 a 1 d a 6 -35 5 7 62 -3 6
Вариант 1. Вариант 2. a 1 d a 6 10 4 30 -2 11 53 2 9 , 6 50 a 1 d a 6 -35 5 -10 7 11 62 -3 6 33 Самостоятельная работа . проверим
Япония – островное государство. Поэтому основу японской национальной кухни составляют блюда из морепродуктов. № Задание БУКВА 1 В арифметической прогрессии 12-й член равен 17, а разность равна 2. Найдите ее первый член. 2 В арифметической прогрессии первый член равен 7, десятый равен -11. Найдите разность этой прогрессии. 3 В арифметической прогрессии первый член равен 12.2, разность равна 0.4. Найдите номер члена этой прогрессии равного 30.6. 4 Сумма второго и третьего членов арифметической прогрессии равна 20, а разность равна 2. Найдите ее первый член. м 49 У -2 А 2 С -5 И 7 Ш 47 Суши - рисовые котлетки, пропитанные соусом, на которые сверху положены кусочки сырой рыбы или креветки. Экскурс в географию
Основные формулы: Рекуррентный способ задания арифметической прогрессии a n+1 = a n +d Разность прогрессии d=a n+1 -a n Формула n -ого члена a n =a 1 +d(n-1) Характеристическое свойство
2,5 4 14 6 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”
Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...
План-конспект "Первый урок алгебры" 7 класс.
План-конспект...
Конспект урока по алгебре 9 кл "Прогрессии"
Использование технических средств на уроке алгебры 9 класса....
План-конспект открытого урока по алгебре в 8 классе
Тема урока: «Функция . Свойства квадратного корня»Дата: 22.11.16г.Дидактическая цель: повторение и обобщение материала по применению свойств арифметического квадратного корня.Тип урока: комбинированны...
План-конспект открытого урока по алгебре 10 класс по теме "Степенная функция"
Открытый урок по Алгебре в 10 классе на тему «Степенная функция, ее свойства и график»Составил: учитель математики Елисеев Алексей ДмитриевичМБОУ Каринская средняя общеобразоват...
план конспект открытого урока по алгебре 7 класс по теме "Вынесение за скобки общего множителя"
план конспект открытого урока по алгебре 7 класс по теме "Вынесение за скобки общего множителя"...
План-конспект открытого урока по алгебре в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема:"Определение степени с целым отрицательным показателем".
quot;Определение степени с целым отрицательным показателем"...