Методы решения систем нелинейных уравнений
статья по алгебре (9 класс) по теме
В работе рассмотрены раличные методы решения систем неленейных уравнений: 1) метод подстановки; 2) метод независимого решения одного из уравнений; 3) сведение системы к объединению более простых систем; 4) метод алгебраического сложения; 5) метод умножения уравнений;6) метод деления уравнений; 7) метод введения новых переменных ;8) применение теоремы Виета; 9) симметричные системы;10) «Граничные задачи»;11) графический метод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа содержит примеры различных способов решения систем нелинейных уравнений | 528.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы решения систем нелинейных уравнений.
( Работа педагога дополнительного образования Куца Федора Ивановича, МБОУ ДОД ДДТ г, Зверево РО, объединение "Школа решения нестандартных задач по математике")
1) Метод подстановки.
a) Метод прямой подстановки.
Идея метода. Выбирается уравнение, в котором одна из переменных наиболее просто выражается через остальные переменные. Полученное выражение этой переменной подставляется в оставшиеся уравнения системы.
Решить систему уравнений
Корнями уравнения у2 +2у –3 = 0 являются у1 = 1, у2 = - 3.
(1) или (2)
Ответ. (3;1), (-1;-3).
b) Комбинирование с другими методами.
Идея метода. Если метод прямой подстановки не применим на начальном этапе решения, то используются равносильные преобразования систем (почленное сложение, вычитание, умножение, деление), а затем проводят непосредственно прямую подстановку.
Решить систему уравнений
Поскольку х и у не могут принимать нулевые значения, разделим первое уравнение системы на второе, в результате получим линейное уравнение.
Ответ. (;4)
2) Метод независимого решения одного из уравнений.
Идея метода. Если в системе содержится уравнение, в котором находятся взаимно обратные выражения, то вводится новая переменная и относительно её решается уравнение. Затем система распадается на несколько более простых систем.
Решить систему уравнений
Рассмотрим первое уравнение системы:.
Сделав замену t = , где t ≠ 0, получаем t + =, 4t2 - 17t + 4 = 0.
Откуда t1 = 4, t2 = .
Возвращаясь к старым переменным, рассмотрим два случая.
1)
Корнями уравнения 4у2 – 15у – 4 = 0 являются у1 = 4, у2 = - .
(1) или (2)
2)
Корнями уравнения 4х2 + 15х – 4 = 0 являются х1 = - 4, х2 = .
(3) или (4)
Ответ.(1;4), (-16; -), (-4;-1), (;16).
3)Сведение системы к объединению более простых систем.
a) Разложение на множители способом вынесения общего множителя.
Идея метода. Если в одном из уравнений есть общий множитель, то это уравнение раскладывают на множители и, учитывая равенство выражения нулю, переходят к решению более простых систем.
Решить систему уравнений
Разложим на множители второе уравнение системы.
Откуда:
1) или 2)
Решим первую систему (1) или (2)
Решим вторую систему
Ответ. (3;4), (3; -4), (0;5).
b) Разложение на множители через решение однородного уравнения.
Идея метода. Если одно из уравнений представляет собой однородное уравнение (, то решив его относительно одной из переменных, раскладываем на множители, например: a(x-x1)(x-x2) и, учитывая равенство выражения нулю, переходим к решению более простых систем.
Решить систему уравнений
Решим уравнение относительно х.
D = (-5у)2 – 4 ∙1 ∙ 25у2 – 16у2 = 9у2.
х1,2 = =. х1 = 4у, х2 = у.
Система принимает вид: Откуда:
1) или 2)
Решим первую систему
Решим уравнение.
D = (-2)2 – 4 ∙3 ∙ 4 + 96 = 100.
у1,2 = =. у1 = 2, у2 = - .
(1) или (2)
Решим вторую систему
Решим уравнение.
D = (-1)2 – 4 ∙24 ∙ 1 + 384 = 385.
у1,2 = у1 = , у2 = .
(3) или (4)
Ответ. (2;2), (), (), (),
c) Использование однородности.
Идея метода. Если в системе есть выражение, представляющее собой произведение переменных величин, то применяя метод алгебраического сложения, получают однородное уравнение, а затем используют метод разложение на множители через решение однородного уравнения.
Решить систему уравнений
Умножим первое уравнение на (-3), второе — на 5 и сложим.
Решим уравнение относительно х.
D = (3у)2 – 4 ∙(-4) ∙ 9у2 +112у2 = 121у2.
х1,2 = =. х1 = у, х2 = - у.
Система принимает вид: Откуда 1) или 2)
Решим первую систему
Откуда: (1) или (2)
Решим вторую систему
Откуда (3) или (4)
Ответ. (1;-1), (-1;1), (;), ().
4) Метод алгебраического сложения.
Идея метода. В одном из уравнений избавляемся от одной из неизвестных, для этого уравниваем модули коэффициентов при одной из переменных, затем производим или почленное сложение уравнений, или вычитание.
Решить систему уравнений
Уравняем модули коэффициентов при переменной величине у, для этого первое уравнение умножим на 3, а второе на 2.
Прибавив к первому уравнению второе, получаем
Решим первое уравнение системы ,
Так как 15 + 14 - 29 = 0, то х1 = 1, х2 = - .
(1) или (2)
Ответ. (1;2). (-; -).
5) Метод умножения уравнений.
Идея метода. Если нет таких пар (х;у), при которых обе части одного из уравнений обращаются в ноль одновременно, то это уравнение можно заменить произведением обоих уравнений системы.
Решить систему уравнений
Решим второе уравнение системы.
; Возведя обе части уравнения в квадрат, имеем:
(у – 3)(+ 2)2 = у2; (у – 3)(у + 4+ 4) = у2;
у2 + 4у+ 4у – 3у - 12 -12 = у2; 4у+ 4у – 3у - 12 - 12 = 0.
Пусть = t, тогда 4t3 + t2 -12t -12 = 0.
Применяя следствие из теоремы о корнях многочлена, имеем t1 = 2.
Р(2) = 4∙23 + 22 - 12∙2 – 12 = 32 + 4 - 24 - 12 = 0.
Понизим степень многочлена, используя метод неопределенных коэффициентов.
4t3 + t2 -12t -12 = (t – 2) (at2 + bt + c).
4t3 +t2 -12t -12 = at3 + bt2 + ct - 2at2 -2bt - 2c.
4t3 + t2 - 12t -12 = at3 + (b – 2a) t2 + (c -2b) t - 2c.
Получаем уравнение 4t2 + 9t + 6 = 0, которое не имеет корней, так как D = 92- 4∙4∙6 = -15<0.
Возвращаясь к переменной у, имеем = 2, откуда у = 4.
Ответ. (1;4).
6) Метод деления уравнений.
Идея метода. Если нет таких пар (х; у), при которых обе части одного из уравнений обращаются в ноль одновременно, то это уравнение можно заменить уравнением, которое получается при делении одного уравнения системы на другое.
Решить систему уравнений
Разделим первое уравнение на второе
Откуда: (1) или (2)
Ответ. (1;1), (-3;-3).
7) Метод введения новых переменных.
Идея метода. Некоторые выражения от исходных переменных принимаются за новые переменные, что приводит к более простой, чем первоначальная, системе от этих переменных. После того как новые переменные будут найдены, нужно найти значения исходных переменных.
Решить систему уравнений
Введем новые переменные: х + у = u, = v.
Откуда (1) или (2)
Возвращаясь к старым переменным, имеем:
1) и 2)
Решаем первую систему.
Находим решение второй системы.
Ответ. (), (4;1).
8) Применение теоремы Виета.
Идея метода. Если система составлена так, одно из уравнений представлено в виде суммы, а второе - в виде произведения некоторых чисел, которые являются корнями некоторого квадратного уравнения, то применяя теорему Виета составляем квадратное уравнение и решаем его.
Решить систему уравнений
х, у корни уравнения: а2 - 5а + 4 = 0. Откуда а1 = 1, а2 = 4.
Следовательно(1) или (2)
Ответ. (1;4), (4;1).
9) Симметричные системы.
Идея метода. (Многочлен от двух переменных х и у называется симметричным, если он не изменяется при замене х на у и у на х.). Свойство симметричных систем: если пара чисел (х0;у0) является решением системы, то и пара (у0;х0) также является ее решением.
Для решения симметричных систем применяется подстановка: х + у = а; ху = в.
При решении симметричных систем используются следующие преобразования:
х2 + у2 = (х + у)2 – 2ху = а2 – 2в; х3 + у3 = (х + у)(х2 – ху + у2) = а(а2 -3в);
х2у + ху2 = ху (х + у) = ав; (х +1)∙(у +1) = ху +х +у+1 =а + в +1;
+ = = .
Решить систему уравнений
Сделаем замену: х + у = а; ху = в; х2 + у2 = (х + у)2 – 2ху = а2 – 2в.
Решим уравнение. а1= 2, а2 = 3.
Откуда (1) или (2)
Возвращаясь к исходным переменным, рассмотрим два случая.
1) Откуда
2) Откуда (2) или
Ответ. (1;1), (1;2), (2;1).
10) «Граничные задачи».
Идея метода. Решение системы получаются путем логических рассуждений, связанных со структурой области определения или множества значений функций, исследование знака дискриминанта квадратного уравнения.
Решить систему уравнений
Особенность этой системы в том, что число переменных в ней больше числа уравнений. Для нелинейных систем такая особенность часто является признаком «граничной задачи».
Исходя из вида уравнений, попытаемся найти множество значений функции , которая встречается и в первом, и во втором уравнении системы. Так как х2 + 4 ≥ 4, то из первого уравнения следует, что ≥ 4, а значит, ≥ 16. С другой стороны, исходя из области определения функции , получаем, что 16 – ≥ 0, откуда≤ 16.Таким Образом,16 ≤ ≤ 16, т. е. = 16. Подставим полученное значение в систему:
(1) или (2)
Ответ (0;4;4), (0;-4;-4).
11) Графический метод.
Идея метода. Строят графики функций в одной системе координат и находят координаты точек их пересечения.
Решить систему уравнений
1) Переписав первое уравнение систем в виде у = х2, приходим к выводу: графиком уравнения является парабола.
2) Переписав второе уравнение систем в виде у = , приходим к выводу: графиком уравнения является гипербола.
3) Парабола и гипербола пересекаются в точке А. Точка пересечения только одна, поскольку правая ветвь параболы служит графиком возрастающей функции, а правая ветвь гиперболы - убывающей. Судя по построенной геометрической модели точка А имеет координаты (1;2). Проверка показывает, что пара (1;2) является решением обоих уравнений системы.
Ответ (1;2).
Дидактический материал.
Решите системы уравнений.
1) 2) 3)
4) 5) 6)
7) 8)
9) 10)
Список литературы.
1.Алгебра. ЕГЭ: шаг за шагом / А.А.Черняк, Ж.А.Черняк.- Волгоград: Учитель,2012.
2.Методы решения задач по математике: Пособие для поступающих в НПИ. Ч1 / Ред. журн. « Изв. вузов. Электромеханика». Новочеркасск,1993.
3.Алгебра, 9 класс, В 2 ч. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. – 12-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы решения систем уравнений
Урок по алгебре в 9 классе по теме: «Методы решения систем уравнений» учителя математики Шевченко ТИИспользованные программы:1C Математический конструктор 3.0Диск Алгебра. Электронное сопр...
Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений
Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...
Материалы к практическому занятию по математике для студентов специальности Экономика и бухгалтерский учет по теме "Графический метод решения систем линейных уравнений"
Данная разработка содержит конспект и презентацию к практическому занятию "Графический метод решения экономических задач" , завершающему изучение темы "Графический метод решения систем линейных уравне...
Методы решения систем логических уравнений
Методы решения систем логических уравнений при подготовке к ЕГЭ (задание В15)...
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными
Урок объяснения нового материала по учебнику "Алгебра, 7 класс" А.Г. Мерзляк, параграф 26. Презентация составлена для объяснения новой темы в Zoom при дистанционном обучении....
Презентация. Графический метод решения систем линейных уравнений
Методы решения систем линейных уравнений.Три случая расположения графиков уравнений системы.Графический метод решения систем линейных уравнений.Интерпретация графиков уравнений....