«Правила вычисления производных»
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему

Агабабян Мариам Микаеловна

Урок – презентация в 10 классе

Тема: «Правила вычисления производных».

Подготовила: Агабабян Мариам Микаеловна, учитель математики ФГОУ–СОШ  №21 МО РФ

№ п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых  в УВП

Этапы урока, на которых применяется технология

1

Использование междисциплинарного подхода, интегрирование образовательного процесса алгебры с геометрией, физикой и информатикой.

В течение урока

2

Использование мультимедиа. Презентация по теме урока.

В течение урока

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           ОТКРЫТЫЙ УРОК

                                                                                   Предмет: Алгебра

                                                                                   Класс: десятый

                                                                                   Преподаватель:  Агабабаян М. М.

Тема    “Правила вычисления производных”

   Мне повезло в том, что эта тема одна из моих любимых, т. к. она охватывает многие области науки:

Например, в физике.

1. При решении каких задач применяется производная?

                                          Ответ  при решении задач на нахождении мгновенной            

                                                      скорости  при неравномерном движении тела.

2. А что такое мгновенная скорость?

                                         Ответ   Скорость в момент времени t.

3. А как его найти?

                                         Ответ   Находим  √ ср. =  , а если ∆ t очень мало, то число к которому стремится √ ср. и называется мгновенной скоростью.

На партах рисунки, на которых изображено свободное падение тела. Его движение неравномерное. Здесь вы видите схему вычисления мгновенной скорости в момент времени t,  применяя производную.

Мы несколько раз уже использовали слово “ производная “.

1. Так, кто скажет определение производной функции в точке?

                                                        Ответ:  Производной функции в точке Х0 называется число к которому стремится разностное отношение   .

2. А что означает  ∆Х и ∆f ?

                                              Ответ:  ∆Х = x – x0, a ∆f = f ( x ) – f (x0 )

3. Как вы объясните производную с геометрической точки зрения?

                                               Ответ: Это  tg угла ( f ) наклона касательной, произведенной в точке  x0 с положительным направлением оси  Х.

4. Как называется операция нахождения производной ?

                                              Ответ:  дифференцированием.

5. Кто нам расскажет алгоритм (схему) вычисления производной?

                                              Ответ:  а) Находим ∆f по формуле  ∆f = f ( x ) – f (x0 )

                                                           б) Находим разностное отношение  

                                                           в) Находим число, к которому стремится , когда                    

                                                                ∆Х→0.

Мы упомянули две задачи: физическую, где находим  V мГн. как производную средней скорости и геометрическую, где производная функции является тангенсом угла наклона касательной с положительным направлением оси  х.

Есть еще другие задачи, где необходимо использовать производную;

Например:  При решение квадратного уравнения  ах2 +вх+с   = 0 количество корней определяем с помощью дискриминанта. А если нам потребуется определить количество корней уравнения вида   Какими формулами можно здесь воспользоваться? Тут и нам поможет производная. На это мы не будем останавливаться, т.к. при изучении дальнейших тем, вы вернетесь к этой задаче.

Мы вернемся к нашей теме и вспомним правила нахождения производных:

  1. (U+V)1  
  2. (UV)1   
  3.   ()1  
  4. (CU)1   C  ▪
  5. ()1  
  6. (X n)1   n  ▪

- Все эти правила вы видите на 4 древе формул ( плакат – дерево формул )

- Мы вроде забыли о предыдущей домашней работе, хотя я этот вопрос не задала с

   определенной целю. Так как …?

( Т. е. после блиц вопросов может и не будет вопросов по домашней работе).

- А все – таки остались ли у кого то сомнения по повод домашней работы? Если есть, то  

   поясним силами учеников.

- А теперь посмотрим, умеете ли вы пользоваться справочником?

   На доске примеры на вычисление производных (приложение № 1)

1. (  )1 =                   +

2. ( x 20 ) 1 = 20 x 21             -

3. ( x1 – 3x ) 1 = x – 3         -

4. ( x -  ) 1 = 1+             -

5. ( x -  ) 1 = 1 -        -

6. ( 2x2 – x ) 1 = 4x – 1       -

7. ( -5 x2 – 2x ) 1 = 10x – 2 – 

8. ( ) 1 = 2 – 2

Внимательно изучите решение и дайте ответ:  И  или  Л  данное высказывание?

- Воспользуемся кодированием информации в памяти   @ВМ  и по аналогии попробуем закодировать ответы.

- Как закодируем И,  и как  Л  и что у нас получится?

                                                   А   получится       10001101.

- А теперь  запишем число, классная работа и выполним задание 212 (г), 213 (в)

Перейдем к следующему заданию:

Посмотрите внимательно!  

    На доске на одних листочках  функции, а на других выберите пары соответственных функций и ее производной.

Оставшиеся задания на дом (творческие)  и № 212,213 дополнить, хотя большинство этих заданий было охвачено в примерах но  И  и  Л .

Подведем итог:  В связи с тем, что вы будете сдавать экзамен по математике  в форме  ЕГЭ, где есть задания  и на вычисление производной, подытожим применении правил вычисления производных небольшим тестированием (тест прилагается )

I вар. – задание № 1, 2, 3, 4, 5

II  вар. – задание № 6, 7, 8, 9

Если останется время, провести устную контрольную работу по примерам из приложения 2.

Приложение 2

а) F ( x ) = 4x                             g ( x ) = 3

б) F ( x ) = 5x                            y ( x ) = ( 15 – x )

в) F ( x ) = 2x + 1 )                    y ( x ) = x2

г) F ( x ) =                                g ( x ) = x3

д) F ( x ) = 3x                            y ( x ) =

F1 / F1 ( x ) , g1 ( x ) , ( f + g ) 1    ( f   g )1     (   )

Позвольте вам предложить на досуг еще одно задание на применение производной.

Вы знаете способы разложения на множители многочлена.

А это – с применением производной!!!

1. Разложить на множители выражение

    x ( y2 – z2 ) + y ( z2 – x2 ) + z ( x2 – y2 ).

    Считая х переменной, а y и z – постоянными фиксированными ( параметрами ) и  

    обозначая заданное выражение через  f ( x ), будем иметь

    f 1 ( х ) = y2 – z2 – 2xy + 2xz = 2x ( z – y ) + y2 – z2 = ( y – z ) ( y + z – 2x ).

    Поэтому

                  f = ( y – z ) ( ( y + z ) x – x2 ) + C,

    где С – постоянная, т. е. в данном случае – выражение, зависящее от параметров y, z.

    Для нахождения    С     в равенстве

                         x ( y2 – z2 ) + y ( z2 – x2 ) + z ( x2 – y2 ) = ( y – z ) ( ( y + z ) x – x2 ) + C

    положим   х = 0;  тогда

                                            y z2 – zy2 = С

     и получим

  f = ( y – z ) ( ( y + z – x ) x – yz )= - ( y – z ) ( x2 – ( y + z ) x + yz )= - ( y – z ) ( x – y ) ( x – z )

  Отметим, что разложение на множители квадратного трехчлена при последнем  

   Преобразовании, очевидно на основании теоремы Виета.

1.   2x17                  2.               3.    4x3 + 7x

4.    x3 + 5                 5.       

6x5 – 10x          34x16         12x2 + 7     2x – 1

-            x4          12x3 – 5         3x2 +


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОТКРЫТЫЙ УРОК “ Правила вычисления производных” Предмет: Алгебра Класс: десятый Преподаватель: Агабабаян М. М.

Слайд 2

Мне повезло в том, что эта тема одна из моих любимых, т. к. она охватывает многие области науки : Например, в физике . 1. При решении каких задач применяется производная? Ответ при решении задач на нахождение мгновенной скорости при неравномерном движении тела . 2. А что такое мгновенная скорость? Ответ Скорость в момент времени t . 3. А как его найти? Ответ Находим √ ср. = , а если ∆ t очень мало, то число к которому стремится √ ср. и называется мгновенной скоростью.

Слайд 3

На партах рисунки, на которых изображено свободное падение тела. Его движение неравномерное. Здесь вы видите схему вычисления мгновенной скорости в момент времени t , применяя производную.

Слайд 4

Мы несколько раз уже использовали слово “ производная “. 1. Так, кто скажет определение производной функции в точке? Ответ : Производной функции в точке Х 0 называется число к которому стремится разностное отношение . 2. А что означает ∆Х и ∆ f ? Ответ : ∆ Х = x – x 0 , a ∆f = f ( x ) – f (x 0 ) 3. Как вы объясните производную с геометрической точки зрения? Ответ : Это tg угла ( f ) наклона касательной, произведенной в точке x 0 с положительным направлением оси Х. 4. Как называется операция нахожде ни я производной ? Ответ : дифференцированием. 5. Кто нам расскажет алгоритм (схему) вычисления производной? Ответ : а) Находим ∆ f по формуле ∆ f = f ( x ) – f ( x 0 ) б ) Находим разностное отношение в ) Находим число, к которому стремится , когда ∆Х→0.

Слайд 5

Мы упомянули две задачи: физическую, где находим V мГн . как производную средней скорости и геометрическую, где производная функции является тангенсом угла наклона касательной с положительным направлением оси х . Есть еще другие задачи, где необходимо использовать производную . Например: При решение квадратного уравнения ах 2 + вх+с = 0 количество корней определяем с помощью дискриминанта. А если нам потребуется определить количество корней уравнения вида Какими формулами можно здесь воспользоваться? Тут и нам поможет производная. На это мы не будем останавливаться, т.к. при изучении дальнейших тем, вы вернетесь к этой задаче.

Слайд 6

Мы вернемся к нашей теме и вспомним правила нахождения производных : (U+V) 1 (UV) 1 ( ) 1 (CU) 1 C ▪ ( ) 1 (X n ) 1 n ▪ Все эти правила вы видите на 4 древе формул ( плакат – дерево формул )

Слайд 7

- А теперь посмотрим, умеете ли вы пользоваться справочником? На доске примеры на вычисление производных (приложение № 1) 1 . ( ) 1 = + 2. ( x 20 ) 1 = 20 x 21 - 3. ( x 1 – 3x ) 1 = x – 3 - 4. ( x - ) 1 = 1+ - 5. ( x - ) 1 = 1 - - 6. ( 2x 2 – x ) 1 = 4x – 1 - 7. ( -5 x 2 – 2x ) 1 = 10x – 2 – 8. ( ) 1 = 2 – 2 Внимательно изучите решение и дайте ответ: И или Л данное высказывание? - Воспользуемся кодированием информации в памяти @ВМ и по аналогии попробуем закодировать ответы. - Как закодируем И, и как Л и что у нас получится? А получится 10001101. А теперь запишем число, классная работа и выполним задание 212 (г), 213 (в ) Перейдем к следующему заданию: Посмотрите внимательно! На доске на одних листочках функции, а на других выберите пары соответственных функций и ее производной. Оставшиеся задания на дом (творческие) и № 212,213 дополнить, хотя большинство этих заданий было охвачено в примерах но И и Л .

Слайд 8

Позвольте вам предложить на досуг еще одно задание на применение производной. Вы знаете способы разложения на множители многочлена. А это – с применением производной!!! 1. Разложить на множители выражение x ( y 2 – z 2 ) + y ( z 2 – x 2 ) + z ( x 2 – y 2 ). Считая х переменной, а y и z – постоянными фиксированными ( параметрами ) и обозначая заданное выражение через f ( x ), будем иметь f 1 ( х ) = y 2 – z 2 – 2xy + 2xz = 2x ( z – y ) + y 2 – z 2 = ( y – z ) ( y + z – 2x ). Поэтому f = ( y – z ) ( ( y + z ) x – x 2 ) + C , где С – постоянная, т. е. в данном случае – выражение, зависящее от параметров y , z. Для нахождения С в равенстве x ( y 2 – z 2 ) + y ( z 2 – x 2 ) + z ( x 2 – y 2 ) = ( y – z ) ( ( y + z ) x – x 2 ) + C положим х = 0; тогда y z 2 – zy 2 = С и получим f = ( y – z ) ( ( y + z – x ) x – yz )= - ( y – z ) ( x 2 – ( y + z ) x + yz )= - ( y – z ) ( x – y ) ( x – z) Отметим , что разложение на множители квадратного трехчлена при последнем Преобразовании, очевидно на основании теоремы Виета.

Слайд 9

Подведем итог: В связи с тем, что вы будете сдавать экзамен по математике в форме ЕГЭ, где есть задания и на вычисление производной, подытожим применении правил вычисления производных небольшим тестированием (тест прилагается) I вар. – задание № 1, 2, 3, 4, 5 II вар. – задание № 6, 7, 8, 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры в 10 классе по теме "Правила вычисления производных"

Урок  алгебры  в  10  классе  по  теме  "Правила  вычисления  производных"...

Конспект занятия на тему «Приращение аргумента и функции. Определение производной. Алгоритм вычисления производной по определению. Таблица производных. Правила вычисления производной»

Конспект занятия на тему «Приращение аргумента и функции. Определение производной.  Алгоритм вычисления производной по определению. Таблица производных. Правила вычисления производной»...

Конспект урока 11 класс алгебра и начала математического анализа по теме "Производная. Правила вычисления производной."

Методическая разработка урока посвящается обобщению и систематизации знаний по теме «Производная. Правила вычисления производной». Урок сопровождается презентацией. К методической разработ...

Правила вычисления производной. Производные основных элементарных функций.

Данная презентация может быть использована на уроке для обьяснения   нового материала или при повтореннии темы : Производная функции....

Открытый урок по математике «Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»

laquo;Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»...

Методическая разработка открытого урока «Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»

laquo;Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»...

Диктант по теме: "Производная. Правила вычисления производной". 4 варианта.

Презентация для проведения контроля знаний 4 варианта....