«Правила вычисления производных»
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
Урок – презентация в 10 классе
Тема: «Правила вычисления производных».
Подготовила: Агабабян Мариам Микаеловна, учитель математики ФГОУ–СОШ №21 МО РФ
№ п/п | Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП | Этапы урока, на которых применяется технология |
1 | Использование междисциплинарного подхода, интегрирование образовательного процесса алгебры с геометрией, физикой и информатикой. | В течение урока |
2 | Использование мультимедиа. Презентация по теме урока. | В течение урока |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_vychisleniya_proizvodnyh.docx | 549.46 КБ |
prezentaciya_pravila_vychisleniya_proizvodnoy.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Предмет: Алгебра
Класс: десятый
Преподаватель: Агабабаян М. М.
Тема “Правила вычисления производных”
Мне повезло в том, что эта тема одна из моих любимых, т. к. она охватывает многие области науки:
Например, в физике.
1. При решении каких задач применяется производная?
Ответ при решении задач на нахождении мгновенной
скорости при неравномерном движении тела.
2. А что такое мгновенная скорость?
Ответ Скорость в момент времени t.
3. А как его найти?
Ответ Находим √ ср. = , а если ∆ t очень мало, то число к которому стремится √ ср. и называется мгновенной скоростью.
На партах рисунки, на которых изображено свободное падение тела. Его движение неравномерное. Здесь вы видите схему вычисления мгновенной скорости в момент времени t, применяя производную.
Мы несколько раз уже использовали слово “ производная “.
1. Так, кто скажет определение производной функции в точке?
Ответ: Производной функции в точке Х0 называется число к которому стремится разностное отношение .
2. А что означает ∆Х и ∆f ?
Ответ: ∆Х = x – x0, a ∆f = f ( x ) – f (x0 )
3. Как вы объясните производную с геометрической точки зрения?
Ответ: Это tg угла ( f ) наклона касательной, произведенной в точке x0 с положительным направлением оси Х.
4. Как называется операция нахождения производной ?
Ответ: дифференцированием.
5. Кто нам расскажет алгоритм (схему) вычисления производной?
Ответ: а) Находим ∆f по формуле ∆f = f ( x ) – f (x0 )
б) Находим разностное отношение
в) Находим число, к которому стремится , когда
∆Х→0.
Мы упомянули две задачи: физическую, где находим V мГн. как производную средней скорости и геометрическую, где производная функции является тангенсом угла наклона касательной с положительным направлением оси х.
Есть еще другие задачи, где необходимо использовать производную;
Например: При решение квадратного уравнения ах2 +вх+с = 0 количество корней определяем с помощью дискриминанта. А если нам потребуется определить количество корней уравнения вида Какими формулами можно здесь воспользоваться? Тут и нам поможет производная. На это мы не будем останавливаться, т.к. при изучении дальнейших тем, вы вернетесь к этой задаче.
Мы вернемся к нашей теме и вспомним правила нахождения производных:
- (U+V)1
- (UV)1
- ()1
- (CU)1 C ▪
- ()1
- (X n)1 n ▪
- Все эти правила вы видите на 4 древе формул ( плакат – дерево формул )
- Мы вроде забыли о предыдущей домашней работе, хотя я этот вопрос не задала с
определенной целю. Так как …?
( Т. е. после блиц вопросов может и не будет вопросов по домашней работе).
- А все – таки остались ли у кого то сомнения по повод домашней работы? Если есть, то
поясним силами учеников.
- А теперь посмотрим, умеете ли вы пользоваться справочником?
На доске примеры на вычисление производных (приложение № 1)
1. ( )1 = +
2. ( x 20 ) 1 = 20 x 21 -
3. ( x1 – 3x ) 1 = x – 3 -
4. ( x - ) 1 = 1+ -
5. ( x - ) 1 = 1 - -
6. ( 2x2 – x ) 1 = 4x – 1 -
7. ( -5 x2 – 2x ) 1 = 10x – 2 –
8. ( ) 1 = 2 – 2
Внимательно изучите решение и дайте ответ: И или Л данное высказывание?
- Воспользуемся кодированием информации в памяти @ВМ и по аналогии попробуем закодировать ответы.
- Как закодируем И, и как Л и что у нас получится?
А получится 10001101.
- А теперь запишем число, классная работа и выполним задание 212 (г), 213 (в)
Перейдем к следующему заданию:
Посмотрите внимательно!
На доске на одних листочках функции, а на других выберите пары соответственных функций и ее производной.
Оставшиеся задания на дом (творческие) и № 212,213 дополнить, хотя большинство этих заданий было охвачено в примерах но И и Л .
Подведем итог: В связи с тем, что вы будете сдавать экзамен по математике в форме ЕГЭ, где есть задания и на вычисление производной, подытожим применении правил вычисления производных небольшим тестированием (тест прилагается )
I вар. – задание № 1, 2, 3, 4, 5
II вар. – задание № 6, 7, 8, 9
Если останется время, провести устную контрольную работу по примерам из приложения 2.
Приложение 2
а) F ( x ) = 4x g ( x ) = 3
б) F ( x ) = 5x y ( x ) = ( 15 – x )
в) F ( x ) = 2x + 1 ) y ( x ) = x2
г) F ( x ) = g ( x ) = x3
д) F ( x ) = 3x y ( x ) =
F1 / F1 ( x ) , g1 ( x ) , ( f + g ) 1 ( f ▪ g )1 ( )
Позвольте вам предложить на досуг еще одно задание на применение производной.
Вы знаете способы разложения на множители многочлена.
А это – с применением производной!!!
1. Разложить на множители выражение
x ( y2 – z2 ) + y ( z2 – x2 ) + z ( x2 – y2 ).
Считая х переменной, а y и z – постоянными фиксированными ( параметрами ) и
обозначая заданное выражение через f ( x ), будем иметь
f 1 ( х ) = y2 – z2 – 2xy + 2xz = 2x ( z – y ) + y2 – z2 = ( y – z ) ( y + z – 2x ).
Поэтому
f = ( y – z ) ( ( y + z ) x – x2 ) + C,
где С – постоянная, т. е. в данном случае – выражение, зависящее от параметров y, z.
Для нахождения С в равенстве
x ( y2 – z2 ) + y ( z2 – x2 ) + z ( x2 – y2 ) = ( y – z ) ( ( y + z ) x – x2 ) + C
положим х = 0; тогда
y z2 – zy2 = С
и получим
f = ( y – z ) ( ( y + z – x ) x – yz )= - ( y – z ) ( x2 – ( y + z ) x + yz )= - ( y – z ) ( x – y ) ( x – z )
Отметим, что разложение на множители квадратного трехчлена при последнем
Преобразовании, очевидно на основании теоремы Виета.
1. 2x17 2. 3. 4x3 + 7x
4. x3 + 5 5.
6x5 – 10x 34x16 12x2 + 7 2x – 1
- x4 12x3 – 5 3x2 +
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мне повезло в том, что эта тема одна из моих любимых, т. к. она охватывает многие области науки : Например, в физике . 1. При решении каких задач применяется производная? Ответ при решении задач на нахождение мгновенной скорости при неравномерном движении тела . 2. А что такое мгновенная скорость? Ответ Скорость в момент времени t . 3. А как его найти? Ответ Находим √ ср. = , а если ∆ t очень мало, то число к которому стремится √ ср. и называется мгновенной скоростью.
На партах рисунки, на которых изображено свободное падение тела. Его движение неравномерное. Здесь вы видите схему вычисления мгновенной скорости в момент времени t , применяя производную.
Мы несколько раз уже использовали слово “ производная “. 1. Так, кто скажет определение производной функции в точке? Ответ : Производной функции в точке Х 0 называется число к которому стремится разностное отношение . 2. А что означает ∆Х и ∆ f ? Ответ : ∆ Х = x – x 0 , a ∆f = f ( x ) – f (x 0 ) 3. Как вы объясните производную с геометрической точки зрения? Ответ : Это tg угла ( f ) наклона касательной, произведенной в точке x 0 с положительным направлением оси Х. 4. Как называется операция нахожде ни я производной ? Ответ : дифференцированием. 5. Кто нам расскажет алгоритм (схему) вычисления производной? Ответ : а) Находим ∆ f по формуле ∆ f = f ( x ) – f ( x 0 ) б ) Находим разностное отношение в ) Находим число, к которому стремится , когда ∆Х→0.
Мы упомянули две задачи: физическую, где находим V мГн . как производную средней скорости и геометрическую, где производная функции является тангенсом угла наклона касательной с положительным направлением оси х . Есть еще другие задачи, где необходимо использовать производную . Например: При решение квадратного уравнения ах 2 + вх+с = 0 количество корней определяем с помощью дискриминанта. А если нам потребуется определить количество корней уравнения вида Какими формулами можно здесь воспользоваться? Тут и нам поможет производная. На это мы не будем останавливаться, т.к. при изучении дальнейших тем, вы вернетесь к этой задаче.
Мы вернемся к нашей теме и вспомним правила нахождения производных : (U+V) 1 (UV) 1 ( ) 1 (CU) 1 C ▪ ( ) 1 (X n ) 1 n ▪ Все эти правила вы видите на 4 древе формул ( плакат – дерево формул )
- А теперь посмотрим, умеете ли вы пользоваться справочником? На доске примеры на вычисление производных (приложение № 1) 1 . ( ) 1 = + 2. ( x 20 ) 1 = 20 x 21 - 3. ( x 1 – 3x ) 1 = x – 3 - 4. ( x - ) 1 = 1+ - 5. ( x - ) 1 = 1 - - 6. ( 2x 2 – x ) 1 = 4x – 1 - 7. ( -5 x 2 – 2x ) 1 = 10x – 2 – 8. ( ) 1 = 2 – 2 Внимательно изучите решение и дайте ответ: И или Л данное высказывание? - Воспользуемся кодированием информации в памяти @ВМ и по аналогии попробуем закодировать ответы. - Как закодируем И, и как Л и что у нас получится? А получится 10001101. А теперь запишем число, классная работа и выполним задание 212 (г), 213 (в ) Перейдем к следующему заданию: Посмотрите внимательно! На доске на одних листочках функции, а на других выберите пары соответственных функций и ее производной. Оставшиеся задания на дом (творческие) и № 212,213 дополнить, хотя большинство этих заданий было охвачено в примерах но И и Л .
Позвольте вам предложить на досуг еще одно задание на применение производной. Вы знаете способы разложения на множители многочлена. А это – с применением производной!!! 1. Разложить на множители выражение x ( y 2 – z 2 ) + y ( z 2 – x 2 ) + z ( x 2 – y 2 ). Считая х переменной, а y и z – постоянными фиксированными ( параметрами ) и обозначая заданное выражение через f ( x ), будем иметь f 1 ( х ) = y 2 – z 2 – 2xy + 2xz = 2x ( z – y ) + y 2 – z 2 = ( y – z ) ( y + z – 2x ). Поэтому f = ( y – z ) ( ( y + z ) x – x 2 ) + C , где С – постоянная, т. е. в данном случае – выражение, зависящее от параметров y , z. Для нахождения С в равенстве x ( y 2 – z 2 ) + y ( z 2 – x 2 ) + z ( x 2 – y 2 ) = ( y – z ) ( ( y + z ) x – x 2 ) + C положим х = 0; тогда y z 2 – zy 2 = С и получим f = ( y – z ) ( ( y + z – x ) x – yz )= - ( y – z ) ( x 2 – ( y + z ) x + yz )= - ( y – z ) ( x – y ) ( x – z) Отметим , что разложение на множители квадратного трехчлена при последнем Преобразовании, очевидно на основании теоремы Виета.
Подведем итог: В связи с тем, что вы будете сдавать экзамен по математике в форме ЕГЭ, где есть задания и на вычисление производной, подытожим применении правил вычисления производных небольшим тестированием (тест прилагается) I вар. – задание № 1, 2, 3, 4, 5 II вар. – задание № 6, 7, 8, 9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры в 10 классе по теме "Правила вычисления производных"
Урок алгебры в 10 классе по теме "Правила вычисления производных"...
Конспект занятия на тему «Приращение аргумента и функции. Определение производной. Алгоритм вычисления производной по определению. Таблица производных. Правила вычисления производной»
Конспект занятия на тему «Приращение аргумента и функции. Определение производной. Алгоритм вычисления производной по определению. Таблица производных. Правила вычисления производной»...
Конспект урока 11 класс алгебра и начала математического анализа по теме "Производная. Правила вычисления производной."
Методическая разработка урока посвящается обобщению и систематизации знаний по теме «Производная. Правила вычисления производной». Урок сопровождается презентацией. К методической разработ...
Правила вычисления производной. Производные основных элементарных функций.
Данная презентация может быть использована на уроке для обьяснения нового материала или при повтореннии темы : Производная функции....
Открытый урок по математике «Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»
laquo;Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»...
Методическая разработка открытого урока «Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»
laquo;Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»...
Диктант по теме: "Производная. Правила вычисления производной". 4 варианта.
Презентация для проведения контроля знаний 4 варианта....